Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Личностные результаты: • развитие личностных качеств: экономность, бережливость, аккуратность, уважение к человеческому труду; • понимание того, что важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи); • уважительное отношение к иному мнению. Предметные результаты: • овладение понятиями: экономный, щедрый, запасливый, бережливый; • понимание необходимости бережного отношения к любой собственности; • знакомство с различными профессиями; • осознание важности домашнего труда для ведения хозяйства; • осознание того, что учебный труд, - это не только источник знаний, но залог будущего мастерства. Метапредметные результаты: • способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.); • умение самостоятельно справляться с поставленными задачами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли. К концу обучения в 4 классе ученик узнает: - о доходах и расходах в семье;
- о формировании бюджета семьи;
- основные виды ресурсов;
- как производят товары;
- какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;
- почему налоги важны для существования государства.
К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться: - рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи;
- определять ресурсы, необходимые для производства товара;
- объяснять важность меценатства и милосердия.
Содержание 4 класс (35 ч) Раздел 1. Что нужно знать, чтобы товары покупать? 3 ч Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку. Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются? Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов. Универсальные учебные действия: — устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами; — выделять существенные характеристики товара. Практическая, игровая и исследовательская деятельность: — игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»; — тема проекта «Реклама продукта»; — исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»; — изготовление упаковки для подарка. Раздел 2. Доход не бывает без хлопот 4 ч Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов. Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов. Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке. Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом. Универсальные учебные действия: — производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета; — осуществлять простейшие экономические расчёты; — планировать результаты экономии и бережливости. Практическая и игровая деятельность: — составление семейного бюджета, составление личного бюджета; — нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла; — экскурсия в банк; — игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»; — рисование банковской карты. Раздел 3. «Дом невелик, да лежать не велит» 4 ч Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла. Универсальные учебные действия: — планировать результаты экономии и бережливости; — взаимодействовать и договариваться в процессе игры. Практическая и игровая деятельность: — путешествие в страну Минуток. Раздел 4. Богатство и бедность 9 ч Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие. Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома. Универсальные учебные действия: — определять источники формирования богатства; — сравнивать возможные пути распоряжения богатством; — различать материальные и нематериальные ценности; — обосновывать важность меценатства и милосердия; — объяснять, что такое налоги и для чего они нужны. Практическая, игровая и исследовательская деятельность: — исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»; — тема проекта «Как распорядиться богатством»; — тема доклада «Русские меценаты». Раздел 5. Труд — основа жизни 8 ч Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. Продукт труда — результат труда людей. Универсальные учебные действия: — обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; — проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей; — осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы. Практическая и игровая деятельность: — игра «Служба быта»; — встреча с человеком интересной профессии; — экскурсия в школьную столовую; — экскурсия в библиотеку; — экскурсия в художественный музей; — темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». Раздел 6. Как товары производят 7 ч Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар. Ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий. Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары. Универсальные учебные действия: — различать виды ресурсов; — обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей; — уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров. Практическая, игровая и исследовательская деятельность: — прогулка в парк за природным материалом; — изготовление изделий из природного материала для подарка; — игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»; — экскурсия в магазин; — экскурсия на почту; — проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.; — рисование на темы проектов.
Тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№ п\п |
Название темы | Дата | план | факт | 1 | Свойства товаров: цена и качество. |
|
| 2 | «Реклама продукта», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел» |
|
| 3 | Проект «Реклама продукта», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел» |
|
| 4 | Доходы и расходы семьи. |
|
| 5 | Бюджет семьи. |
|
| 6 | Сберегательный банк. |
|
| 7 | Кредит. |
|
| 8 | Собственность. |
|
| 9 | Семейное хозяйство. |
|
| 10 | Экономия и бережливость. |
|
| 11 | Способы экономии |
|
| 12 | Как создаётся богатство. Источники богатства государства |
|
| 13 | Экскурсия - исследование: «Природные богатства нашей местности» |
|
| 14 | Источники богатства человека. |
|
| 15 | Важность знаний в создании богатства. |
|
| 16 | Богатство и культура. Богатство и милосердие. |
|
| 17 | Проект на тему «Как распорядиться богатством» |
|
| 18 | Налог на имущество и налог на землю. |
|
| 19 | Значение налогов. |
|
| 20 | Банкротство. |
|
| 21 | Ценность и значимость труда. |
|
| 22 | Труд как потребность человека. |
|
| 23 | Заработная плата. |
|
| 24 | Учебный труд школьников. |
|
| 25 | Результат труда. Проект «Трудовые награды в моей семье» |
|
| 26 | Причины различий в оплате труда |
|
| 27 | Результатом труда людей является продукт труда. |
|
| 28 | Продукты труда человека. |
|
| 29 | Ресурсы. Природные ресурсы. |
|
| 30 - 31 | Мастера, люди, которые создают товары |
|
| 32 | Производители — люди, которые создают (производят) товары |
|
| 33 | Важность труда людей разных профессий. |
|
| 34 | Проект «Как хлеб к нам на стол пришёл». |
|
|
|