Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу "Шахматы"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу "Шахматы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа для 4 класса разработана на основе:
-основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- программы: Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Программа для 1-4 классов общеобразовательных организаций «ШАХМАТЫ ШКОЛЕ»; М., 2016, 35с.,
-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты освоения – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.
Это: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; - этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим
Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; - овладение способом структурирования шахматных знаний; - овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; - овладение способом поиска необходимой информации; - умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; - овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; - умение строить логические цепи рассуждений; - умение анализировать результат своих действий; - умение воспроизводить по память информацию; - умение устанавливать причинно – следственные связи; - умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД: - находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; - умение донести свою позицию до других; - умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Шахматы школе». B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести: - знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека; - знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала; - навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры
В результате освоения Программы обучающиеся начального общего образования общеобразовательных организаций должны: знать /понимать: - правила техники безопасности во время занятий;
- историю возникновения и развития шахматной игры;
- чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущие шахматистов мира;
- вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
- историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные) качества шахматиста - спортсмена;
- историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
– использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки.
К концу четвертого учебного года (четвертого класса) обучающиеся должны:
владеть основными шахматными понятиями;
владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;
находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в 2-3 хода;
знать и применять основные принципа развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;
уметь реализовывать материальное преимущество;
принимать участие в шахматных соревнования
- Содержание курса внеурочной деятельности
Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры. История шахмат. Шахматная игра как спорт в международном сообществе, цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. История зарождения и развития шахматной игры, их роль в современном обществе. Чемпионы Мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время занятий, понятие о травмах и их предупреждении. Правила проведения шахматистов. Шахматные соревнования и правила поведения спортсменов. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии., основы дебюта, атака на рокировавшегося и не рокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико - соревновательная деятельность: конкурсы решения задач, спаррингК, соревнования, шахматные праздники.
- Тематическое планирование в 4 б классе
№ | Тема | дата | факт | примечание |
1 | Развитие шахматной культуры и спорта в России. | |||
2 | Основные принципы игры в дебют | |||
3 | Перевес в развитии | |||
4 | Атака на короля | |||
5 | Перевес в пространств | |||
6 | Оценка позиции | |||
7 | План игры | |||
8 | Выбор хода | |||
9 | Открытые дебюты | |||
10 | Полуоткрытые дебюты | |||
11 | Закрытые дебюты | |||
12 | Гамбиты | |||
13 | Тактический прием: мельниц | |||
14 | Тактический прием: перекрытие | |||
15 | Тактический прием: рентген | |||
16 | Конкурс решения позиций «Как бы вы сыграли?» | |||
17 | Анализ шахматной партии. «Найди ход». | |||
18 | Шахматный турнир | |||
19 | Шахматный турнир | |||
20 | Шахматный турнир | |||
21 | Шахматный турнир | |||
22 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля (король слабейшей стороны расположен перед проходной пешкой, пешка на вертикали d или е). | |||
23 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля (король слабейшей стороны расположен перед проходной пешкой, пешка на вертикали c (f) и b (g). | |||
24 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля (король слабейшей стороны расположен не перед проходной пешкой, проходная пешка на 7-й, 2-й горизонтали). | |||
25 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля (король слабейшей стороны расположен не перед проходной пешкой, проходная пешка на 6-й, 3-й горизонтали). | |||
26 | Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю | |||
27 | Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю | |||
28 | Конкурс решения позиций «Как бы вы сыграли»? | |||
29 | Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом. | |||
30 | Шахматный турнир | |||
31 | Шахматный турнир | |||
32 | Шахматный турнир | |||
33 | Шахматный турнир | |||
34 | Шахматный праздник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...