Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу "Социокультурные истоки"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу "Социокультурные истоки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiokulturnye_istoki.docx | 37.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 4 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»,
- авторской программы «Истоки» 1-4 кл., И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, А.В. Камкина профессора Вологодского государственного педагогического Университета, доктора исторических наук;
-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
Прогнозируемые результаты
В итоге изучения курса учащийся расширит кругозор и словарный запас, приобретёт духовный опыт, продолжит формировать систему духовно-нравственных ценностей, основы которых начали закладываться в семье, приобщиться к истокам родной культуры, семейным традициям.
В результате изучения данного курсаобучающиесяполучат возможность формирования
Личностных результатов: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметныхрезультатов: Регулятивные УУД:Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.Учиться работать по предложенному учителем плану.Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других.Читать и пересказывать текст.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание программы
1 раздел Традиции образа | 2 раздел Традиции слова | 3 раздел Традиции дела | 4 раздел Традиции праздника |
Первые образы | Священные слова | Труд | Гулять всем миром |
Священные образы | Сердечные слова | Служение | Радоваться всей |
Светлые образы | Честные слова | Творчество | Радоваться всей семьей |
Традиции праведного дела | Помнить всем | ||
Отечеством | |||
Молиться всей | |||
Церковью | |||
Потрудитьсядушой |
«ТРАДИЦИИ ОБРАЗА, СЛОВА, ДЕЛА И ПРАЗДНИКА»
Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «Социокультурные истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?
Родные Образы
ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.
Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.
ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.
«Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.
Смыслы купола и креста в храмостроителстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.
ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.
ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.
Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.
Умелые Дела
ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.
ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.
Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
Заветные Слова
ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.
ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА.Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.
Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.
ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА.В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.
Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.
ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.
Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.
Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.
Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.
Заключительный урок
Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.
Базовый социокультурный ряд
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
Учебный план
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Родные Образы. (Традиции Образа) | 10 | 12 | 22 | Анализ рисунков по темам курса, проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления, проектная деятельность |
2. | Умелые дела. (Традиции дела) | 9 | |||
3. | Заветные слова (Традиции слова) | 7 | |||
4. | Традиции праздника | 8 | |||
Всего: | 34 |
№ п/п | Тема | К-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
Раздел 1. Традиции образа | |||||
1. | Вводное занятие. | ||||
2. | Первые образы. Отец. Мать. | ||||
3. | Родители. | ||||
4. | Отечество. | ||||
5. | Мир. | ||||
6. | Священные образы. Спаситель. | ||||
7. | Богородица. Ангел-хранитель. | ||||
8. | Светлые образы. Свет и просветители Праведники и мудрецы. | ||||
9. | Образы-знаки. | ||||
Раздел 2. Традиции слова | |||||
10. | Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва. | ||||
11. | Сердечные слова. Родительское благословение. | ||||
12. | Родительское благословение. | ||||
13. | Сердце сердцу весть подает. | ||||
14. | Сердечные слова. | ||||
15. | Честные слова. | ||||
16. | Правила честного слова. | ||||
Раздел 3. Традиции дела | |||||
18. | Труд. Земледельцы. | ||||
19. | Ремесленники. | ||||
20. | Купцы и предприниматели. | ||||
21. | Служение. Воинство. | ||||
22. | Священство. | ||||
23. | Суд и управление. | ||||
24. | Творчество. Искусники. | ||||
25. | Книжники. | ||||
26. | Обобщающее занятие. «Традиции праведного дела» | ||||
Раздел 4. Традиции праздника | |||||
27. | Гулять всем миром. | ||||
28. | Гулять всем миром. | ||||
29. | Радоваться всей семьей. | ||||
30. | Радоваться всей семьей. | ||||
31. | Помнить всем Отечеством. | ||||
32. | Помнить всем Отечеством. | ||||
33. | Молиться всей церковью. | ||||
34. | Потрудиться душой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...