Статья "Работа с гиперактивными детьми. Как помочь ребенку?"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Работа с гиперактивными детьми. Как помочь ребенку?
Фирсенкова Оксана Владимировна воспитатель группы продленного дня
ГБОУ средняя школа №595 Приморского района
города Санкт-Петербурга
В настоящее время мы наблюдаем постоянное увеличение числа детей с элементами гиперактивности. Если раньше в группе, классе было 1-2 человека, то теперь 5 – 6 ребят.
Гиперактивность проявляется в избыточной двигательной активности;
импульсивности и нарушении внимания.
Гиперактивность возникает в возрасте трех лет, первые ухудшения обычно происходят к началу учебы. Помимо трех основных признаков, можно выделить неосновные:
Нарушение координации, мелкой моторики и равновесия.
Нарушения в эмоциональной сфере – неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.
Нарушение межличностных отношений. Со сверстниками – стремятся командовать, быстро теряют интерес к играм. Со взрослыми – невоспитуемость, на них не действуют обычные методы.
Часто возникают поведенческие расстройства, такие как двигательная активность – мешает проводить занятие.
Чаще всего у девочек гиперактивность проявляется в виде нарушений внимания, а у мальчиков – нарушений поведения.
Факторы, влияющие на развитие гиперактивности:
- Органические поражения головного мозга.
- Пренотальная патология.
- Генетическая предрасположенность.
- Психосоциальные факторы (стрессы и психотравмы мамы до рождения, нежелание ребенка).
- Заболевание самого ребенка (астма, пневмония, сердечная недостаточность – связаны с недостатками кислорода).
- Особенности нейрофизиологического и нейроанатомического развития.
- Влияние неблагоприятных факторов внешней среды: поступление свинца, алкоголь, табак и т.д.).
- Социальные факторы: непоследовательность, отсутствие единства требований в воспитании.
Как помочь гиперактивному ребенку:
- Сначала желательно обеспечить выполнение только одной функции. Если требовать внимательность, нужно снизить требования к двигательной активности. В другой раз – навык усидчивости.
- Если высока потребность в двигательной активности, смысла подавлять ее нет. Поможет физкультура и спорт.
- Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, урока, а не в конце.
- Гораздо успешнее будет работать индивидуально.
- Нагрузка должна быть посильной.
- Необходимо до минимума ограничить отвлекающий момент.
- Необходимо формировать у ребенка веру в успех.
- Активно использовать тактильный контакт как сигнал к внимательной работе.
- Взрослым необходимо договариваться с ребенком, подготавливая к другой работе. «Осталось 5 минут», «Через 10 минут заканчиваем играть».
- Очень важно соблюдать распорядок дня и использовать при этом символы.
- Предлагать гиперактивному ребенку повторить. Рассказать сверстникам инструкцию, для старших – «Советы самому себе».
- Заранее договариваться о санкциях, если ребенок не сделает то, что должен.
- Инструкция должна быть конкретной, содержать не более 10 слов. Иначе он не запомнит.
- При возникновении ошибки важно говорить, что ошибки допускают все и их можно исправить.
- Система поощрений-наказаний должна быть гибкой, но обязательно последовательной. Поощрять нужно сразу.
- Оставаться хладнокровным в любой ситуации. Нет хладнокровия – нет преимущества.
Как играть?
- В игру включать поэтапно. Всегда начинать индивидуально, затем групповые и коллективные.
-Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
- Тренировку слабой функции производить поэтапно – сначала только одной функции, потом двух.
Например, игра «Найди отличие» ( ребенок рисует несложную картинку, взрослый вносит дополнение и предлагает сказать, что изменилось. Начинаем с одной детали),
«Ласковые лапки» ( 6-7 предметов разных фактур выкладывается на стол. Прикосновением руки определяем, что это).
«Кричалки, шепталки, молчалки» ( красная ладонь – кричалка, желтая - шепталка, синяя – молчалка).
«Гвалт»- развивает концентрацию внимания, ( ведущий выходит за дверь. Выбирается фраза 5 – 10 слов. Дети все вместе говорят фразу, каждый свое слово. Ведущий должен воспроизвести фразу).
«Менялки» . Одного стула не хватает. Меняются местами те, у кого светлые волосы и т.д.
«Говори» на развитие умения контролировать импульсивные действия.
- Я буду задавать вопросы, а ты будешь отвечать тогда, когда скажу слово «говори».
«Колпак мой треугольный» (играющие сидят в кругу и повторяют по очереди фразы по одному слову; в следующем круге – одно слово заменяется жестом, потом два и т.д.)
«Давайте поздороваемся» (один хлопок – здороваемся руками, два – плечами, три – спинами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_giperaktivnymi_detmi.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с гиперактивными детьми. Как помочь ребенку?
Фирсенкова Оксана Владимировна воспитатель группы продленного дня
ГБОУ средняя школа №595 Приморского района
города Санкт-Петербурга
В настоящее время мы наблюдаем постоянное увеличение числа детей с элементами гиперактивности. Если раньше в группе, классе было 1-2 человека, то теперь 5 – 6 ребят.
Гиперактивность проявляется в избыточной двигательной активности;
импульсивности и нарушении внимания.
Гиперактивность возникает в возрасте трех лет, первые ухудшения обычно происходят к началу учебы. Помимо трех основных признаков, можно выделить неосновные:
Нарушение координации, мелкой моторики и равновесия.
Нарушения в эмоциональной сфере – неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.
Нарушение межличностных отношений. Со сверстниками – стремятся командовать, быстро теряют интерес к играм. Со взрослыми – невоспитуемость, на них не действуют обычные методы.
Часто возникают поведенческие расстройства, такие как двигательная активность – мешает проводить занятие.
Чаще всего у девочек гиперактивность проявляется в виде нарушений внимания, а у мальчиков – нарушений поведения.
Факторы, влияющие на развитие гиперактивности:
- Органические поражения головного мозга.
- Пренотальная патология.
- Генетическая предрасположенность.
- Психосоциальные факторы (стрессы и психотравмы мамы до рождения, нежелание ребенка).
- Заболевание самого ребенка (астма, пневмония, сердечная недостаточность – связаны с недостатками кислорода).
- Особенности нейрофизиологического и нейроанатомического развития.
- Влияние неблагоприятных факторов внешней среды: поступление свинца, алкоголь, табак и т.д.).
- Социальные факторы: непоследовательность, отсутствие единства требований в воспитании.
Как помочь гиперактивному ребенку:
- Сначала желательно обеспечить выполнение только одной функции. Если требовать внимательность, нужно снизить требования к двигательной активности. В другой раз – навык усидчивости.
- Если высока потребность в двигательной активности, смысла подавлять ее нет. Поможет физкультура и спорт.
- Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, урока, а не в конце.
- Гораздо успешнее будет работать индивидуально.
- Нагрузка должна быть посильной.
- Необходимо до минимума ограничить отвлекающий момент.
- Необходимо формировать у ребенка веру в успех.
- Активно использовать тактильный контакт как сигнал к внимательной работе.
- Взрослым необходимо договариваться с ребенком, подготавливая к другой работе. «Осталось 5 минут», «Через 10 минут заканчиваем играть».
- Очень важно соблюдать распорядок дня и использовать при этом символы.
- Предлагать гиперактивному ребенку повторить. Рассказать сверстникам инструкцию, для старших – «Советы самому себе».
- Заранее договариваться о санкциях, если ребенок не сделает то, что должен.
- Инструкция должна быть конкретной, содержать не более 10 слов. Иначе он не запомнит.
- При возникновении ошибки важно говорить, что ошибки допускают все и их можно исправить.
- Система поощрений-наказаний должна быть гибкой, но обязательно последовательной. Поощрять нужно сразу.
- Оставаться хладнокровным в любой ситуации. Нет хладнокровия – нет преимущества.
Как играть?
- В игру включать поэтапно. Всегда начинать индивидуально, затем групповые и коллективные.
-Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
- Тренировку слабой функции производить поэтапно – сначала только одной функции, потом двух.
Например, игра «Найди отличие» ( ребенок рисует несложную картинку, взрослый вносит дополнение и предлагает сказать, что изменилось. Начинаем с одной детали),
«Ласковые лапки» ( 6-7 предметов разных фактур выкладывается на стол. Прикосновением руки определяем, что это).
«Кричалки, шепталки, молчалки» ( красная ладонь – кричалка, желтая - шепталка, синяя – молчалка).
«Гвалт»- развивает концентрацию внимания, ( ведущий выходит за дверь. Выбирается фраза 5 – 10 слов. Дети все вместе говорят фразу, каждый свое слово. Ведущий должен воспроизвести фразу).
«Менялки» . Одного стула не хватает. Меняются местами те, у кого светлые волосы и т.д.
«Говори» на развитие умения контролировать импульсивные действия.
- Я буду задавать вопросы, а ты будешь отвечать тогда, когда скажу слово «говори».
«Колпак мой треугольный» (играющие сидят в кругу и повторяют по очереди фразы по одному слову; в следующем круге – одно слово заменяется жестом, потом два и т.д.)
«Давайте поздороваемся» (один хлопок – здороваемся руками, два – плечами, три – спинами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми
Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности ...
«Гиперактивные дети. Правила для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми».
Статья содержит рекомендации для родителей по работе с гиперактивными детьми...
Рекомендации в работе с гиперактивными детьми
Эти рекомендации помогут организовать работу с детьми....
Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми "
Каждый ребёнок индивидуален и требует определённого подхода. Учет индивидуальных особенностей ребёнка просто необходим. Знание свойств психики детей позволяет правильнее пон...
Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми
Памятка кратко формулирует основные принципы работы педагога с гиперактивными детьми (СДВГ)...
Особенности взаимодействия с гиперактивными детьми
Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго силеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. так же трудно и их родителям, учителям....