Мастер-класс по обучению чтению
методическая разработка (1 класс)

Алешкина Светлана Владимировна

Мастер-класс по обучению чтению дошколят

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс описание43.86 КБ
Файл презентация1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Обучение грамоте»

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

  • активизировать знания родителей о звуках и буквах;
  • уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова);
  • тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
  • закреплять навык звукового анализа слова;
  • развивать связную речь;
  • воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Родители, которые хотят научить ребенка читать, должны помнить об особенностях поэтапного формирования навыка и необходимости прохождения всех этапов в пределах каждой букварной темы. 
(Более подробно методические комментарии к занятиям по обучению чтению дошкольников даны в брошюре «Методические рекомендации к «Игробуквотеке»: букварь для дошкольников») 

Вопрос формирования навыка чтения далеко не так прост, как может показаться некоторым родителям и педагогам. Навык чтения является одним из сложнейших навыков человеческой деятельности. Поэтому, прежде чем приступить к занятиям, советуем внимательно прочитать информацию, которая познакомит вас с основными этапами формирования этого навыка у детей. 

Естественно, что это длительный процесс. Он распадается на ряд этапов (вряд ли вы встречали ребенка, который после знакомства с буквами сразу же начинал читать и понимать (!) тексты). До этого момента ребенку придется преодолеть несколько этапов: 
1 этап - Учим и запоминаем буквы; 
2 этап - Учимся читать слоги разной степени трудности; 
3 этап – Читаем и понимаем смысл прочитанного слова; 
4 этап - Читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста. 

1 этап обучения - Учим и запоминаем буквы;



Первое, чему необходимо научить ребенка, это умению отличать одну букву от другой, узнавать их в многообразии графического изображения и читать.Целесообразно не давать детям названий согласных букв в том виде, как они приняты в алфавите, а называть согласную букву так, как она читается (не «ЭС» , а «С»; не «КА», а «К»). 

Если вы решили знакомить ребенка с буквами, используя электронную азбуку, то предварительно проверьте, соответствуют ли названия букв в этой азбуке этим рекомендациям. Слайд1.
Какие приемы можно использовать, чтобы ребенок лучше запомнил буквы? 

Вывешивайте крупное изображение буквы с рисунками предметов, названия которых начинаются с нее, над кроватью или столом малыша. Буквы должны целый день находиться в поле его зрения.
Гуляя по улицам, постоянно фиксируйте внимание ребенка на вывесках магазинов. Пусть он находит среди стилизованных букв те, которые уже известны ему. Очень хороший прием - ассоциативная связь между графическим изображением буквы и образом предмета, созданного из этой буквы. 

Сейчас в магазинах можно купить различные наборы букв из пластмассы или мягкого вспененного изолона. Старайтесь выбрать буквы покрупнее, чтобы они удобно помещались в ладошку ребенка.
Как правило, эти буквы имеют магнитики, и с ними очень удобно играть на дверце холодильника или использовать специальную детскую доску с металлической основой. Можно использовать традиционные кубики с картинками и с изображениями букв. 

Купите «Азбуку» в картинках. Хорошо, если в этой книжке к каждой букварной теме будут напечатаны небольшие стихотворения. Читайте их перед сном. Это поможет малышу лучше эту букву запомнить, а главное – узнавать звук, обозначаемый буквой, среди множества других звуков. 

Очень полезно выполнять следующее упражнение. Предварительно нужно вырезать буквы из бархатной или наждачной бумаги, а затем наклеить их на лист плотного картона. Попросите малыша пальцем обвести контуры буквы сначала с открытыми глазами, а потом с закрытыми. Тактильные ощущения будут способствовать лучшему запоминанию букв. Можно лепить буквы из пластилина, глины, из мокрого песка. 
А можно вырезать буквы из теста и испечь печенье.
Научите ребенка выделять и печатать те буквы, с которых начинаются имена его родственников и знакомых. 
слайд2.
Очень эффективными и полезными являются задания, в процессе выполнения которых ребенок воссоздает целостный образ буквы с опорой на одну или несколько её частей. Например, малыш должен внимательно рассмотреть рисунок и догадаться, какие буквы лежат на столе, т.е. из частей создать целое. 

Очень полезной для лучшего запоминания букв является игра «Мешочек». Ребенок на ощупь, ориентируясь только на тактильные ощущения и свои представления о графическом образе букв, определяет те из них, которые вы положили в мешочек. 

Порядок введения букв для ознакомления предлагается следующий: а, о, с, н, м, у, т, к, ы, л, в, д, п, р, и, з, б, г, е, ч, ш, я, ь, ё, ж, й, ф, ю, ц, щ, х, э, ъ. слайд3.

В первый месяц обучения (самый трудный!) дети будут знакомиться с теми гласными буквами, которые хорошо запоминаются (А,О). На начальном этапе знакомство с согласными буквами определяется акустическими данными и артикуляционным укладом звуков, обозначаемых этими буквами. Главное при этом облегчить детям прочтение слогов, типа С+Г (НА, СА, МА). 
Например, у звуков Н, М преобладает тон голоса, поэтому их легко будет произносить в сочетании с гласными. При произнесении звука «С» в открытом слоге губы принимают положение, свойственное им при произнесении гласного, который следует за согласным. К тому же все эти буквы внешне не похожи друг на друга, поэтому их легче будет запомнить. 

На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений: Эти упражнения выполняются на 1-м этапе обучения чтению Мысленное представление недостающих элементов букв - это очень хороший вид тренировки, способствующий умственному развитию детей. Упражнения помогают ребенку хорошо запомнить графический облик букв, развивают произвольное внимание, зрительное восприятие, воображение. 
Целесообразно не давать детям названий согласных букв в том виде, как они приняты в алфавите, а называть согласную букву так, как она читается (не «ЭС» , а «С»; не «КА», а «К»). 
Если ребенок не может справиться с заданием, предложите ему несколько печатных букв (например, пластмассовых), из которых он должен узнать ту, которая «спряталась». После выполнения задания буквы печатаются в клеточках. 

Эти упражнения выполняются на 1-м этапе обучения чтению. Они помогут ребенку хорошо запомнить буквы, научат малыша отличать в облике буквы существенные черты – независимо от размера, цвета и второстепенных графических деталей, т.е. сформируют навык быстрого узнавания буквы. Такая тренировка нужна еще и для того, чтобы в будущем ребенок легко мог прочитать любой текст, независимо от того, какой шрифт при этом использовался. 

2 этап обучения - Учимся читать слоги разной степени трудности;



Главная конечная цель данного этапа – закрепить связи между видом слога и его произнесением. 
Именно здесь, на этом этапе, рождается большинство трудностей, с которыми ребенок иногда не в состоянии справиться на протяжении всей жизни. Эту трудную для детей работу следует сделать наиболее доступной и понятной. 

В методике насчитывается несколько приемов, специально рассчитанных на облегчение детям слияния звуков (слияние – это прочтение слогов, типа СА, РУ, ТИ, т.е. слогов, в которых за согласной идет гласная буква). Однако самым эффективным, на наш взгляд, является способ обучения прочтению слияний по подражанию. 

Ребенок овладевает этим не теоретически, а чисто практически: он видит, как читает другой, и подражает ему. Затем путём упражнений овладевает механизмом прочтения слогов любой сложности.

Чтобы сделать этот процесс наиболее легким, в материалы для чтения вводятся подсказки для детей: наглядные схемы (подстрочные дуги и точки). 

Суть в следующем: читая, ребенок одновременно проводит рукой по дугам и точкам.Дуги подсказывают ребенку, что две буквы нужно прочитать вместе, плавно (этому соответствует плавное движение руки); точки говорят о кратком прочтении названий букв. 

Подобный способ обучения избавляет ребёнка от так называемых «мук слияния». Можно с большой долей убеждённости говорить о том, что этот приём являетсянаиболее простым и эффективным. Как только ребенок усвоит несколько букв (например, А. О, Н, С,), взрослый предлагает ему упражнение «Катаемся с горки». Слайд7
Обучающий, проводя указкой по дугам, читает слоги: «поднимаясь на горку», — медленно, выделяя голосом гласные; «спускаясь с горки,» — быстро. Предварительно следует обратить внимание детей на то, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую букву. 
Дети копируют все действия взрослого (плавное движение рукой по дугам будет соответствовать плавному произнесению прямого слога и помогать детям на первоначальном этапе). Несколько раз ребенок «катается на горке» вместе со взрослым, потом — без него. 
слайд8.
Очень эффективное упражнение для автоматизации прочтения слогов разной трудности — чтение слоговых таблиц. 
Этот вид работы избавит детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Они не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Очень важно, что при этом отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата. 
Известно, что чем большую нагрузку испытывают при чтении органы речи, тем больше получаемый эффект. Кроме того, отрабатывая чтение слоговых цепочек разной структуры, мы готовим детей к прочтению слов разной степени трудности. 
При знакомстве с очередной таблицей первым ее читает взрослый. При чтении нужно плавно проводить указкой по дугам, акцентировать остановку движения руки на точках. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях (по строчкам и по столбикам). Дети могут читать слоги в таблицах шепотом или громко. Возвращаться к прочтению таблиц можно неоднократно. 
На этом этапе очень эффективными будут упражнения по выделению первого прочитанного слога из названий предметных картинок. 
Не всегда в названии картинки первый слог-слияние является ударным. В этом случае взрослый должен произнести слово четко, как оно пишется, например: "са-а-а-рафан", са-а-а-лют". 
Большую помощь ребенку в отработке навыка прочтения слогов окажут настольно-печатные игры, в которых ребенку предлагается подобрать соответствующую картинку к тому или иному слогу. Слайд9.
слайд10.
Очень нравится детям читать слоги, в которых графические образы букв являются необычными для детского восприятия или напоминают им знакомые предметы. 

Самая распространенная ошибка взрослых на этом этапе обучения - попытка подсказать ребенку буквы, если у того произошла какая-то трудность с прочтением слога (или слова). 
Например, мама помогает своему сыну прочитать слово «МУКА» следующим образом: «Смотри, буква «М» и буква «У», читаем «МУ»; буква «К» и буква «А», читаем «КА». Что получилось?» 
Этого нельзя делать ни в коем случае! В дальнейшем ребенок может запомнить этот приём и пользоваться им постоянно (например, произнося сначала буквы про себя). А последствие этого – формирование неправильного способа чтения (побуквенного), от которого бывает очень и очень трудно избавиться, который будет тормозить отработку скоростных навыков чтения и приведет к ошибкам на письме. 
Поэтому правильно будет в таких ситуациях показать ребенку правильное чтение (слогов, слов), а он повторит вслед за вами. Или предложить несколько вариантов прочтения, а ребенок выберет нужный. И не бойтесь, если к такой помощи придется прибегать довольно часто. Наберитесь терпения: наступит время (для каждого ребенка оно индивидуально), и он сам откажется от какой-либо помощи с вашей стороны. 
На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений:

Упражнение № 8 Слоговые цепочки
Читаем слоговые цепочки медленно, постепенно ускоряя темп чтения. Когда ребенок научится прочитывать их быстро и без ошибок, можно предложить ему записать несколько слогов под диктовку. Виды упражнений со слоговыми таблицами:

1. Быстрое чтение слогов по горизонтали и вертикали. 
2. Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал взрослый. 
3. «Подскажи конец словечка». Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог.

Слайд13.Это оригинальные авторские упражнения, о которых вы пожете почитать здесь 
Это очень эффективный вид работы. Он избавит детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Дети не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. 
Очень важно, что при этом отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата. 
Внимание! «Марсианское» стихотворение первым всегда читает взрослый, а ребенок следит и слушает.
Не следует добиваться, чтобы дети научились читать эти «стихотворения» так же быстро, как взрослые.
Они (дети) должны овладевать этим постепенно, каждый в меру своих способностей и подготовки.
И ни в коем случае нельзя требовать от детей заучивания их наизусть! 
Чтобы оживить этот вид работы, можно предложить детям придумать, о чём же говорят нам «марсиане» в этом стихотворении. Если о радостном, то и прочитать следует радостно. А может, «стихотворение» грустное? 

3 этап обучения - Читаем и понимаем смысл прочитанного слова;
Итак, на первых двух этапах путем специальных упражнений мы поднимаем технику чтения слогов до того уровня, при котором становится возможным усвоение смысла читаемых слов.
Это становится возможным лишь тогда, когда темп прочтения слова будет близок к темпу произнесения слова в обычной живой речи. 
При слишком большой растянутости во времени слогов читаемого слова у большинства детей не возникает смысловой догадки даже в том случае, когда буквы совершенно правильно объединены в слоги и слоги произносятся в нужной последовательности (ребенок, дочитывая последний слог слова, забывает, какой же слог он прочитал первым?). 
В связи с этим становится понятным огромное значение 2 этапа в формировании навыка чтения. Если в результате тренировочных упражнений взрослому удается достичь его главной цели (научить ребенка быстро узнавать слоги «в лицо»), то и объединение слогов в слова не вызовет у него больших затруднений. Таким образом, читая слово, одновременно ребенок будет понимать и смысл прочитанного. Ему не придется многократно повторять одно и то же. Быстрая реакция на зрительное изображение приведет к увеличению скорости и эффективности чтения. 
слайд14.
В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком. 
При этом важно соблюдать такие рекомендации:
• Слова следует читать несколько раз: медленно, постепенно убыстряя темп, громко, тихо и т.д.
• После чтения необходимо выяснить у ребенка, значения каких слов ему непонятны и что общего в написании слов каждого столбика.
• Взрослый называет слово (прилагательное), а ребенок из столбиков выбирает подходящее по смыслу к данному. 
Например: взрослый произносит слово "электрическая", а ребенок должен из первого столбика найти подходящее слово (лампа). 
Не менее эффективным!! на этом этапе является чтение подписей к предметным картинкам. Слайд15.
Для детей на первых порах могут быть непонятными слова, орфографическая оболочка которых значительно отличается от звуковой. Например, ребенок не сразу поймет, что читаемое им слово ГВОЗДЬ обозначает тот же предмет, что и часто слышимое и привычно произносимое им звукосочетание ГВОСЬТЬ. Должно пройти какое-то время, чтобы малыш разобрался с такими особенностями русского языка. Именно поэтому в этот период становления навыка чтения очень полезно предлагать детям прочитывать подписи к предметным картинкам. 
Большим подспорьем в выполнении подобных упражнений могут стать настольно-печатные игры для дошкольников. Их сейчас очень много. В комплект игры должны входить красочные предметные рисунки и подписи к ним. Преимуществ у такого наглядного материала очень много. Во-первых, дети могут манипулировать им. Во-вторых, у взрослых появляется большое поле для фантазии. Вы сможете сами придумывать задания для ребенка. Но при этом следует всегда помнить о главной задаче: выполняя условия игры, ребенок должен прочитывать слова и соотносить их со знакомыми предметами. 
Например, предложите ребенку 6 рисунков и 5 подписей к ним. Пусть он догадается, к какой картинке нет подписи. Или, наоборот, 5 предметных картинок и 6 подписей. 
Как вариант, дайте задание ребенку разложить картинки и подписи к ним (4 – 6 предметов). Затем ребенок прочитывает и запоминает их. Закрывает глаза. Взрослый в это время производит замену 1 – 2 картинок, а подписи под ними оставляет. Ребенок должен определить, что изменилось. 
Не менее эффективным является составление слов из букв и слогов. Это упражнение развивает у детей фонематическое восприятие, способность к анализу и синтезу, увеличивает объем кратковременной памяти, концентрацию внимания. Слайд16.
Общий смысл упражнения заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов, фигур. Ребенок сам будет контролировать, успешным или неуспешным был этот поиск, т.к. при правильном решении задачи он сможет составить слово (из букв или слогов). 
Например, в данном случае ребенок должен определить, каким образом он сможет составить слово из данных слогов. Подсказкой в этом примере является величина доски. Если доски и слоги под ними расположить в нужной последовательности, то получится слово "фотоаппарат". 
На страницах букваря "ИГРОБУКВОТЕКА" представлено много подобных упражнений. Вы можете и сами придумать аналогичные упражнения или подобрать подходящую настольно-печатную игру. 
После того, как ребенок правильно составит слово, его необходимо выложить из букв азбуки или напечатать в тетради. Слайд17.
Очень нравится детям упражнение «Слово закружилось». В процессе его выполнения нужно прочитать слово, не зная, какая буква в этом слове первая, а какая – последняя. Дети должны понять, что читать надо без ошибок и, по возможности, быстро, не останавливаясь. Только тогда «всплывет» и само слово. 
Вместе с ребенком вылепите из пластилина буквы какого-либо слова. Когда он закроет глаза, расположите их по кругу. 
Примечание: на первых порах следует предварительно знакомить детей с теми словами, которые будут «кружиться на блюдце». Произносить их надо по орфографическим нормам. Слова могут быть такими: аквариум, библиотека, сковорода, табуретка, автомобиль, телевизор, вермишель, крокодилы, космонавты, велосипед, композитор, инструмент, магнитофон, водопровод, верблюды, медвежонок, снегурочка. 
То же задание в качестве игрового момента можно предложить детям на любом празднике. Но предварительно вылепите буквы из теста и сделайте круговую надпись на куличе или торте. Слайд.18.


Достаточно эффективными являются упражнения по решению буквенных примеров и узнаванию слов в слоговой цепочке. 
Упражнение выполняется следующим образом: сначала взрослый читает всю цепочку слов от начала до конца на одном дыхании. Затем ребенок пытается это повторить. Не надо требовать от ребенка полного прочтения цепочки. Главное - чтобы он к этому стремился. 
Следующим этапом является нахождение (выделение) слов из цепочки и запись их печатными буквами в тетрадь. Не обязательно выделять слова по порядку. Главное, чтобы ребенок увидел все слова в цепочке. 
И не забывайте об очень эффективном способе формирования письменной речи у ребенка – это составление слов из букв. Начинайте с очень простых слов, постепенно усложняйте задание. Лучше, если ребенок будет составлять слова с опорой на зрительную память. Сначала он несколько раз прочитывает слово, затем, закрыв глаза, проговаривает его, а уже после такой предварительной подготовки составляет из букв. 
Хотелось бы еще раз обратить внимание взрослых на то, что при чтении всего словарного материала, который вы используете на этом этапе, следует применять орфографическое проговаривание, т.е. читать слова так, как они пишутся! 
Перечисленные виды упражнений ни в коем случае не исчерпывают всех видов заданий, которые представлены в букваре «Игробуквотека». Еще раз хочется отметить,что в процессе выполнения этих и других упражнений параллельно с формированием навыка чтения у детей будет развиваться наблюдательность, слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, воображение. 
На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений:

Эти упражнения можно предлагать ребенку, начиная с середины букварного периода, когда малыш уже освоил способ прочтения слов. Для совершенствования этого навыка будут очень полезны упражнения, которые предполагают прочтение слов – названий предметных картинок. 
В упражнениях этого вида можно выделить 3 уровня сложности.
1. Предложите ребенку рассмотреть рисунки, а затем прочитать слова и вставить пропущенные буквы. Рисунки помогут малышу правильно угадать слово. 
После того, как задание будет выполнено, надо вырезать овалы с картинками и прямоугольники со словами и сложить их в конверт. Они понадобятся вам для выполнения следующих заданий. 
2. Перед ребенком выкладывается прямоугольник со словами и предметные картинки (картинок должно быть больше). Задание: прочитать слова и найти предметные картинки к ним. 
3. Перед ребенком выкладывается 8 – 12 слов и предметные картинки (слов должно быть больше, чем картинок). Ребёнок должен напечатать в тетрадь лишь те слова, к которым нет картинки. Слайд 19.

Упражнение "Разорви цепочку букв"

Слайд.20.
Буквы соседних слов расположились так, что одни и те же могут быть последними в одном слове и первыми в следующем за этим. Задача ребенка - навести порядок, найти слова, прочитать их и напечатать на листе с заданием или в тетради. 
Это упражнение способствует развитию скоростных навыков чтения, тренирует зрительное восприятие, поможет детям в формировании навыка грамотного письма. 
Взрослый: «Вначале цепочку прочитаю я, затем – ты (от начала до конца на одном дыхании). А теперь я буду произносить слова, а ты отыскивать их в цепочке. Чтобы слова легче читались, соседние с данным словом буквы можно закрывать полосками бумаги». 

Чтение столбиков слов, имеющих одинаковую концовку слайд 21.
Это упражнение является одним из самых эффективных в период обучения навыку чтения.
Рекомендуется всем первоклассникам и ученикам 2 класса, у которых есть сложности в прочтении и понимании слов.
Методические рекомендации к упражнениям: 
1. Читать слова следует несколько раз: медленно, постепенно убыстряя темп, громко, тихо и т.д. При этом можно работать над интонационной выразительностью (читаем с улыбкой, ровным голосом, голосами героев сказок и т.д.). 
2. После чтения выяснить у ребенка, значения каких слов ему непонятны. 
3. «Сфотографировать» слова одного из столбиков. Закрыть глаза. По памяти назвать как можно больше слов. Слова следует произносить согласно написанию, четко проговаривая все звуки. 
4. Взрослый называет слово (прилагательное), а дети из столбиков выбирают подходящее по смыслу к данному. 
5. Прочитать столбики как можно быстрее и без ошибок. 
6. Перепечатать в тетрадь несколько слов каждого столбика. 

4 этап обучения - Читаем и учимся понимать смысл прочитанного предложения и текста.
На этом этапе детей больше не затрудняют процессы восприятия, и они могут уделить основное внимание осмысливанию содержания. Постепенно смогут понять содержание рассказа. Последний этап самый длительный.
Но и здесь взрослые должны постоянно контролировать детей и понимать, с какими трудностями им предстоит столкнуться. 
1. Ребенок правильно прочитал все слова в предложении, но не понял его смысла. Почему? 
Вероятно, читая предложение, он встретился с трудным для восприятия словом и переключил свое внимание на него. Процесс же понимания на момент прервался. 
Еще одна возможная причина: для того, чтобы правильно прочитать и понять смысл предложения, ребенок должен одновременно держать в голове все слова, из которых это предложение состоит. Но очень многим детям это не удается. Поэтому смысл читаемого воспринимается ими лишь после многократного прочтения текста. 
2. Некоторые дети, не овладевшие достаточно хорошей техникой чтения, пытаются читать по догадке (особенно, когда взрослые дают установку читать быстро): ребенок, стараясь понять написанное, ухватывается за первую возникшую ассоциацию читаемого с каким-либо знакомым им словом или стремится упростить трудное по произношению или непонятное слово. 
3. Очень часто при чтении у детей появляются замены, пропуски или добавления букв в словах (дети схватывают графический образ слова, но неточно). Если вы чувствуете, что такие трудности возникают у вашего ребенка систематически, то лучше всего сделать шаг назад, ко 2 - 3 этапу, и продолжать выполнение тренировочных упражнений, связанных с прочтением слоговых таблиц или отдельных слов (для работы лучше всего брать слова со сложной слоговой структурой). 
Не заставляйте его многократно перечитывать одно и то же, т.к. подобная форма работы, которая быстро «приедается» детям, мешает формированию у них интереса к книге, «убивает» в ребенке читателя. 
Подытоживая сказанное, следует еще раз подчеркнуть, что эффективность овладения навыком чтения (а в дальнейшем – и грамотного письма) зависит от степени освоения детьми каждого из этапов в его формировании. 
На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений:

Упражнения "Читаем словосочетания"
Эти упражнения помогут детям в совершенствовании навыка чтения, а также грамотного письма. 
Не секрет, что многие школьники при чтении неправильно прочитывают или «глотают» окончания слов. 
Слова как бы отрываются друг от друга в самых неожиданных местах, нарушая фразовую связь, замедляя процесс восприятия. 
В дальнейшем это приводит к большому количеству ошибок на письме. 
Для чтения ребенку предлагаются наборы словосочетаний. Каждая группа представлена в 4 вариантах: 
1 вариант - словосочетания напечатаны привычным для ребенка шрифтом; 
2 вариант - эти же словосочетания, но напечатаны стилизованным шрифтом; 
3,4 варианты - эти же словосочетания, но изменился порядок их следования и вид стилизованного шрифта.
Материал упражнений может быть использован и при групповой, и при индивидуальной работе с детьми во 2-3 классах. Очень хорошо использовать его в качестве 5-минутной разминки перед чтением художественных текстов. Взрослый должен внимательно следить за тем, чтобы ребенок не допускал ошибок при чтении и не читал по догадке. Каждый набор словосочетаний можно прочитывать несколько раз, делая установку на увеличение скорости прочитываемого материала, используя для этого секундомер или песочные часы. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс « Как научить ребенка читать ?» Алешкина С.В., заместитель директора по начальному образованию МБОУ «СОШ №3» г. Мензелинска

Слайд 4

а, о, с, н , м, у, т, к, ы , л, в, д , п , р , и, з , б, г, е, ч, ш , я, ь , ё, ж, й , ф , ю , ц , щ , х , э, ъ .

Слайд 12

ё ё фё фё ё ё дё дё ё ё рё рё ё ё пё пё ё ё геё ёфё ёфо ё ёдё ёдо ё ёрё ёро ё ёпё ёпо ёгё ёгою ю фю фю ю ю дю дю рю рю ю ю пю пю юю юфю юфу ю юдю юду ю юрю юру юпю юпу

Слайд 13

са со су сы си на но ну ны ни ба бо бу бы би ва во ву вы ви га го гу гы ги да до ду ды ди за зо зу зы зи ла ло лу лы ли ма мо му мы ми па по пу пы пи

Слайд 14

Эне , бэне , торба, сорба Эне , бэне , ба! Эне , бэне , торба, сорба , Эне , бэне , ба!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Мастер-класс "Технология проблемного обучения"

Мастер-класс "Технология проблемного обучения"....

Мастер класс «Организация процесса обучения на основе результатов мониторинга ( на примере урока коррекции знаний по математике»

Урок математики в 4 классе по программе "Школа России" Тема: Организация   процесса   обучения   на   основе   результатов ...

Мастер – класс по теме «Обучение динамическому чтению»

Представлена система учебных занятий по обучению динамическому чтению....

Мастер класс «Интерактивные методы обучения на уроках литературного чтения»

1.     Сегодня применение интерактивных технологий обучения способствует активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе.2.     ...

Мастер – класс по теме: «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».

Мы живем в непростое время. Объем информации, доступный человеку, растет в геометрической прогрессии. Поскольку уменьшить поток информации мы не в силах, значит, необходимо увеличить скорость восприят...

Мастер класс «Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в работе учителя начальных классов»

Одна из важнейших задач современного учителя начальной школы – это умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды. В соответствии с ФГОС результат...