Исследовательская работа "Лишайники"
творческая работа учащихся

Цель этого решения – привлечь внимание к проблемам в экологической сфере, улучшить состояние экологической безопасности страны. И утверждена эмблема года экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lishayniki-_issledovat._rab.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Шоруньжинская средняя общеобразовательная школа»

«Определение чистоты окружающего мира с помощью лишайников»

(проектно-исследовательская работа по экологии)

Выполнила: Митрофанова Регина,

                                                          обучающаяся 2-а класса МОУ

                                                    «Шоруньжинская средняя

                                                          общеобразовательная школа»

Руководитель: Митрофанова Э.П.,

                                                             учитель начальных классов МОУ

                                                 «Шоруньжинская средняя

                                                     общеобразовательная школа»

                                                          Консультант: Егоров Эдуард                                                  

                                                                         Валерианович, лесничий                

                                                                         Уньжинского лесничества

Шоруньжа

2018

Проектно-исследовательская работа

«Определение чистоты окружающего мира с помощью лишайников»

                              Оглавление

  1. Выбор темы. Актуальность ………………………………………….
  2. Цель исследования …………………………………………………...
  3. Задачи ………………………………………………………………….
  4. Гипотеза ………………………………………………………………
  5. Ожидаемые результаты ……………………………………………..
  6. Основная часть.

- работа с интернетом;

- встреча с лесничим Уньжинского лесничества

- исследовательская работа по теме «Определение чистоты воздуха с помощью лишайников» ……………………………………………….

  1. Выводы ………………………………………………………………..
  2. Литература …………………………………………………………….

Введение

  1. Выбор темы. Актуальность

        Меня зовут Митрофанова Регина. Мне 8 лет. Я учусь во втором классе.

        У моей бабушки во дворе растет яблоня. Яблоки поспевают уже к августу, они вкусные сладкие. И мы с августа по сентябрь спешим под эту яблоню. В августе 2017 года я на стволе яблони заметила что-то коричневое, похожее на язвочку, которая иногда появляются у меня тоже на месте ран на ногах и руках. Мне стало жалко яблони, она болеет. Я эту «язвочку» показала бабушке. Она мне объяснила, что это лишайник, и что он растет на стволах деревьев, и только там, где воздух чистый. Интересно!

        Я решила узнать больше о лишайниках, так как все время говорят, что 2017 год – год экологии. Сколько много новых слов. Мне стали помогать мама, папа, бабушка.

        Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят об экологической катастрофе на нашей планете.  5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ. 2017-ый год в России объявлен годом экологии.

     Цель этого решения – привлечь внимание к проблемам в экологической сфере, улучшить состояние экологической безопасности страны. И утверждена эмблема года экологии.

  1. Цель моей исследовательской работы: 
  • определить чистоты воздуха в Марий Эл с помощью лишайников.
  1. Задачи:
  • Работа в интернете, чтобы больше узнать о лишайниках;
  • Исследование микрорайонов на наличие лишайников на деревьях:

- школы,

- своей улицы, улицы имени Апакаева,

- дороги Шоруньжа – Морки,

- поселка Морки,

- города Йошкар-Ола,

- и других, где я побываю;

  • Оформление презентации.
  • Ознакомление своих друзей с выводами о чистоте воздуха вокруг нас.
  1. Гипотеза

«Язвочки» на деревьях – это лишайники, которые помогают определить чистоту воздуха на местности.

  1. Ожидаемые результаты

        Выполнив исследовательские работы, я узнаю, какая загрязненность воздуха в Марий Эл.

  1. Основная часть. Исследовательская работа
  1. Из материала интернета я узнала
  1. О лишайнике.

Свою работу я начала с работы с интернетом. Мне предложили посмотреть Википедию о лишайнике. Там тоже очень много непонятных для меня слов, но я поняла:

«Русское название лишайники получили за  сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название «лишаи». Лишайники – это особые организмы, тело которых образовано соединением грибных и водорослевых клеток. Лишайники окрашены в разные цвета: от белого до ярко-жёлтого, коричневого, сиреневого, оранжевого, розового, зелёного, синего, серого, чёрного. По внешнему виду лишайники бывают разные: корковые, листоватые, кустистые.

        У лишайников нет корней, но они живут очень долго, растут очень медленно, пищу берут из воздуха. Лишайники могут расти и на земле, и на камнях. Они к деревьям, камням имеют особое прикрепление. Лишайники служат пищей для некоторых насекомых,  и даже для северных оленей (ягель на севере), служат жилищей для насекомых и птиц. Лишайники для деревьев  вреда не приносят. Но если дерево полностью оброс лишайниками, вред может быть. Лишайники мешают дышать деревьям через ствол.

        Главное достояние лишайников – очень тонко чувствуют грязь в воздухе. Если воздух на местности грязный, они погибают, высыхают. Поэтому с помощью лишайников можно определить чистоту воздуха.

  1. Беседа с лесничим Уньжинского лесничества

Вместе с мамой побывали в гостях у дяди Эдика. Он похвалил меня за начатую работу, рассказал о лесе, о природе родного края, о проблемах. Интересно было слушать и о лишайниках. А по моей теме он ничего не сказал, посоветовал самой наблюдать за деревьями, кустиками, растениями. Дядя Эдик пригласил меня на экскурсию теплицу п. Уньжинского.

  1. Исследовательская работа.

Из уроков окружающего мира я знаю, что мы живем в лесной полосе России. Наш Марийский край пока богат лесами (так говорит дядя Эдик). Рядом с нашим селом тоже много лесов. Летом я часто бываю в лесу: сено косим, ягоды собираем, просто отдыхаем. Осенью вместе с классов ходили на экскурсию, а зимой в лес ходили на лыжах. Мне в лесу нравится, там дышится легко.

Я уже говорила, что на яблоне у бабушки лишайник растет, значит она дома дышит чистым воздухом. А я? Я живу на улице Апакаева. Наблюдала за деревьями. Ура! На наших деревьях тоже есть лишайники.

Наблюдала деревьями: тволы и ветки деревьев вокруг школы. Есть лишайники.

        А на дорогах? Ведь машины тоже загрязняют воздух. Трасса Шоруньжа – Морки. Даже с окон машины: лишайники везде растут. В Морки я ездила осенью.

        А как обстоят дела в поселке Морки? Там и машин много, и людей. Недалеко от дороги растут березы. А на стволах берез – лишайники и их не мало. Значит, и моркинцы дышат чистым воздухом.

        Ну а город в этом году меня не взяли. Я папе поручил наблюдать за деревьями, которые растут около дороги и на парке. Папа сказал, что около дороги он не увидел лишайников, а в парке стволы деревьев были покрыты лишайниками. Можно сделать вывод, йошкаролинцам больше надо гулять по паркам.

        Я осенью была в лесу, который находится в двух километрах от села. В лесу лишайников много

        Выводы

        По этим наблюдениям мы сделали вывод: в Марий Эл воздух чистый, но в городе Йошкар-Оле на улицах воздух грязный. Эти выводы подтвердил дядя Эдик при второй встрече.

        Наша голубая планета и ее природа – удивительный мир, полный загадок, удивительных  явлений и интересных мест. Я начинаю осознавать, насколько этот мир разнообразен, прекрасен. И я в этом убедилась, наблюдая за деревьями и выполняя эту работу.

         

 Список использованной литературы:

  1. Интернет ресурсы.

Лишайники. Википедия.

  1. Плешаков А.А. «Зеленые страницы» - Москва, «Просвещение», 1995.
  2. Серия «Зрудит». Мир растений. –М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
  3. Фото из личного фотоаппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения  - то, что, пож...