Исследовательская работа "Лишайники"
творческая работа учащихся
Цель этого решения – привлечь внимание к проблемам в экологической сфере, улучшить состояние экологической безопасности страны. И утверждена эмблема года экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lishayniki-_issledovat._rab.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Шоруньжинская средняя общеобразовательная школа»
«Определение чистоты окружающего мира с помощью лишайников»
(проектно-исследовательская работа по экологии)
Выполнила: Митрофанова Регина,
обучающаяся 2-а класса МОУ
«Шоруньжинская средняя
общеобразовательная школа»
Руководитель: Митрофанова Э.П.,
учитель начальных классов МОУ
«Шоруньжинская средняя
общеобразовательная школа»
Консультант: Егоров Эдуард
Валерианович, лесничий
Уньжинского лесничества
Шоруньжа
2018
Проектно-исследовательская работа
«Определение чистоты окружающего мира с помощью лишайников»
Оглавление
- Выбор темы. Актуальность ………………………………………….
- Цель исследования …………………………………………………...
- Задачи ………………………………………………………………….
- Гипотеза ………………………………………………………………
- Ожидаемые результаты ……………………………………………..
- Основная часть.
- работа с интернетом;
- встреча с лесничим Уньжинского лесничества
- исследовательская работа по теме «Определение чистоты воздуха с помощью лишайников» ……………………………………………….
- Выводы ………………………………………………………………..
- Литература …………………………………………………………….
Введение
- Выбор темы. Актуальность
Меня зовут Митрофанова Регина. Мне 8 лет. Я учусь во втором классе.
У моей бабушки во дворе растет яблоня. Яблоки поспевают уже к августу, они вкусные сладкие. И мы с августа по сентябрь спешим под эту яблоню. В августе 2017 года я на стволе яблони заметила что-то коричневое, похожее на язвочку, которая иногда появляются у меня тоже на месте ран на ногах и руках. Мне стало жалко яблони, она болеет. Я эту «язвочку» показала бабушке. Она мне объяснила, что это лишайник, и что он растет на стволах деревьев, и только там, где воздух чистый. Интересно!
Я решила узнать больше о лишайниках, так как все время говорят, что 2017 год – год экологии. Сколько много новых слов. Мне стали помогать мама, папа, бабушка.
Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят об экологической катастрофе на нашей планете. 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ. 2017-ый год в России объявлен годом экологии.
Цель этого решения – привлечь внимание к проблемам в экологической сфере, улучшить состояние экологической безопасности страны. И утверждена эмблема года экологии.
- Цель моей исследовательской работы:
- определить чистоты воздуха в Марий Эл с помощью лишайников.
- Задачи:
- Работа в интернете, чтобы больше узнать о лишайниках;
- Исследование микрорайонов на наличие лишайников на деревьях:
- школы,
- своей улицы, улицы имени Апакаева,
- дороги Шоруньжа – Морки,
- поселка Морки,
- города Йошкар-Ола,
- и других, где я побываю;
- Оформление презентации.
- Ознакомление своих друзей с выводами о чистоте воздуха вокруг нас.
- Гипотеза
«Язвочки» на деревьях – это лишайники, которые помогают определить чистоту воздуха на местности.
- Ожидаемые результаты
Выполнив исследовательские работы, я узнаю, какая загрязненность воздуха в Марий Эл.
- Основная часть. Исследовательская работа
- Из материала интернета я узнала
- О лишайнике.
Свою работу я начала с работы с интернетом. Мне предложили посмотреть Википедию о лишайнике. Там тоже очень много непонятных для меня слов, но я поняла:
«Русское название лишайники получили за сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название «лишаи». Лишайники – это особые организмы, тело которых образовано соединением грибных и водорослевых клеток. Лишайники окрашены в разные цвета: от белого до ярко-жёлтого, коричневого, сиреневого, оранжевого, розового, зелёного, синего, серого, чёрного. По внешнему виду лишайники бывают разные: корковые, листоватые, кустистые.
У лишайников нет корней, но они живут очень долго, растут очень медленно, пищу берут из воздуха. Лишайники могут расти и на земле, и на камнях. Они к деревьям, камням имеют особое прикрепление. Лишайники служат пищей для некоторых насекомых, и даже для северных оленей (ягель на севере), служат жилищей для насекомых и птиц. Лишайники для деревьев вреда не приносят. Но если дерево полностью оброс лишайниками, вред может быть. Лишайники мешают дышать деревьям через ствол.
Главное достояние лишайников – очень тонко чувствуют грязь в воздухе. Если воздух на местности грязный, они погибают, высыхают. Поэтому с помощью лишайников можно определить чистоту воздуха.
- Беседа с лесничим Уньжинского лесничества
Вместе с мамой побывали в гостях у дяди Эдика. Он похвалил меня за начатую работу, рассказал о лесе, о природе родного края, о проблемах. Интересно было слушать и о лишайниках. А по моей теме он ничего не сказал, посоветовал самой наблюдать за деревьями, кустиками, растениями. Дядя Эдик пригласил меня на экскурсию теплицу п. Уньжинского.
- Исследовательская работа.
Из уроков окружающего мира я знаю, что мы живем в лесной полосе России. Наш Марийский край пока богат лесами (так говорит дядя Эдик). Рядом с нашим селом тоже много лесов. Летом я часто бываю в лесу: сено косим, ягоды собираем, просто отдыхаем. Осенью вместе с классов ходили на экскурсию, а зимой в лес ходили на лыжах. Мне в лесу нравится, там дышится легко.
Я уже говорила, что на яблоне у бабушки лишайник растет, значит она дома дышит чистым воздухом. А я? Я живу на улице Апакаева. Наблюдала за деревьями. Ура! На наших деревьях тоже есть лишайники.
Наблюдала деревьями: тволы и ветки деревьев вокруг школы. Есть лишайники.
А на дорогах? Ведь машины тоже загрязняют воздух. Трасса Шоруньжа – Морки. Даже с окон машины: лишайники везде растут. В Морки я ездила осенью.
А как обстоят дела в поселке Морки? Там и машин много, и людей. Недалеко от дороги растут березы. А на стволах берез – лишайники и их не мало. Значит, и моркинцы дышат чистым воздухом.
Ну а город в этом году меня не взяли. Я папе поручил наблюдать за деревьями, которые растут около дороги и на парке. Папа сказал, что около дороги он не увидел лишайников, а в парке стволы деревьев были покрыты лишайниками. Можно сделать вывод, йошкаролинцам больше надо гулять по паркам.
Я осенью была в лесу, который находится в двух километрах от села. В лесу лишайников много
Выводы
По этим наблюдениям мы сделали вывод: в Марий Эл воздух чистый, но в городе Йошкар-Оле на улицах воздух грязный. Эти выводы подтвердил дядя Эдик при второй встрече.
Наша голубая планета и ее природа – удивительный мир, полный загадок, удивительных явлений и интересных мест. Я начинаю осознавать, насколько этот мир разнообразен, прекрасен. И я в этом убедилась, наблюдая за деревьями и выполняя эту работу.
Список использованной литературы:
- Интернет ресурсы.
Лишайники. Википедия.
- Плешаков А.А. «Зеленые страницы» - Москва, «Просвещение», 1995.
- Серия «Зрудит». Мир растений. –М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
- Фото из личного фотоаппарата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован
Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...
Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Исследовательские задания для исследовательского занятия
методическая разработка...
Методика исследовательского обучения. "Упражнения, готовящие детей к исследовательской работе"
Творческая работа...
Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся
Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения - то, что, пож...