Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
статья по теме

Татьяна Владимировна Кудрявцева

 

Проблемная ситуация

С одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.

С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября, вчерашний дошкольник не становится автоматически настоящим учеником. Начало обучения в школе проходит на фоне невысоких показателей произвольного поведения, несформированности учебной деятельности, неразвитости мотивационной сферы учения.

Проблема

Как развить мотивационную сферу учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся.

Цель исследования

Доказать, что проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует развитию мотивационной сферы учения.

Гипотеза

Использование  проектно-исследовательской методики при обучении учащихся позитивно влияет на развитие мотивационной сферы учения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt.docx55.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Коткишевская основная школа

муниципального района город Нея и Нейский район

Костромской области

Исследовательский проект

по теме:

«Развитие мотивационной сферы  учения

через проектно-исследовательскую

деятельность учащихся»

Выполнила

                                              учитель начальных классов    

                                                                         Кудрявцева

                                                    Татьяна Владимировна

                                           

Исследовательский проект

«Развитие мотивационной сферы  учения

через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

           Всё другое в школе становится

      реальным и достижимым лишь тогда,

когда человеку хочется учиться, когда

в учении – в том, что он ходит в школу,

читает, пишет, познаёт, - он чувствует

радость и обретает человеческую

гордость.

В.А.Сухомлинский

Актуальность темы исследования

             В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Актуальность темы обусловлена и обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. С одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить. С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября, вчерашний дошкольник не становится автоматически настоящим учеником. Начало обучения в школе проходит на фоне невысоких показателей произвольного поведения, несформированности учебной деятельности, неразвитости мотивационной сферы учения. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители  учащихся.  Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением  констатировать:  «не хочет учиться», «мог  бы  прекрасно  заниматься,  а  желания  нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности  в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в  знаниях?  Как  она  возникает?  Как  она развивается?  Какие   педагогические   средства   можно   использовать   для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?  Эти  вопросы  волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса  и,  не  осознавая  потребности  к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у  ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

             Как же развить у ребёнка положительную мотивацию к учебной деятельности? Решить эту задачу, на мой взгляд, надо через развитие познавательной активности школьников, через творческую их самореализацию, через их самовыражение при поиске ответов на непростые вопросы, и, что не менее важно, ученик должен чувствовать удовлетворение результатами своего труда. Всё это возможно, организуя особый вид деятельности учащихся – проектную деятельность.

В качестве неоспоримых достоинств проектного метода названы высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.  В данном исследовании, как одно из достоинств проектного метода меня интересовала «высокая степень познавательной мотивированности».                                                                                                                              

Проблемная ситуация

С одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.

С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября, вчерашний дошкольник не становится автоматически настоящим учеником. Начало обучения в школе проходит на фоне невысоких показателей произвольного поведения, несформированности учебной деятельности, неразвитости мотивационной сферы учения.

Проблема

Как развить мотивационную сферу учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся.

Цель исследования

Доказать, что проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует развитию мотивационной сферы учения.

Гипотеза

Использование  проектно-исследовательской методики при обучении учащихся позитивно влияет на развитие мотивационной сферы учения.

Предмет и объект исследования

Объект: 

    проектно-исследовательская деятельность учащихся начальных классов

Предмет: 

   динамика развития мотивационной сферы учения

Задачи исследования

  1. Провести диагностику мотивационной сферы учащихся первоклассников; проанализировать результаты;
  2. сформировать у учащихся  мотивацию к использованию проектного метода через развитие исследовательских умений;
  3. развивать мотивационную сферу учащихся через совместные воспитательные проекты;
  4. использовать проектный метод от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным; от личных проектов к групповым и общеклассным;
  5. регулярно проводить диагностики мотивационной сферы учащихся с 1 по 4 класс, прослеживать её динамику;
  6. сопоставить результаты деятельности учащихся, обучающихся посредством проектно-исследовательской методики с контрольной группой.

Этапы исследования

  1. Проведение и анализ диагностики мотивационной сферы первоклассников.
  2. Формирование мотивации учащихся к проектной деятельности через развитие исследовательских умений.
  3. Развитие мотивационной сферы через совместные воспитательные проекты.
  4. Применение проектного метода от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным; от личных проектов к групповым и общеклассным.
  5. Регулярное проведение диагностик мотивационной сферы учащихся с 1 по 4 класс, анализ её динамики.
  6. Сопоставление результатов  деятельности учащихся, обучающихся посредством проектно-исследовательских методик с контрольной группой.

Методики, используемые при исследовании

  1. Наблюдения
  2. Рисуночные тесты
  3. Анкетирование
  4. Диагностики
  5. Анализ
  6. Сопоставление

Описание этапов исследования

-1-

        Основными методами исследования мотивации учащихся 1 класса являлись наблюдения, рисуночные тесты, опросники.

Диагностика №1 «Рамочка для фотографии»

           Первоклассникам было предложено нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки. Данная диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и, которые он хотел перенести на обрамление своей фотографии.

           Результаты: 80% учащихся правильно справились с заданием. На их рамках были нарисованы цифры, буквы, учебники, карандаши, краски, пеналы, дети и даже учитель. Всё же 20% детей нарисовали цветы, потому что они есть в классе, сердечки, чем показали свою любовь к учителю и школе, солнце, т.к. в школе у них всегда хорошее настроение.

          Вывод: наиболее развиты внешние мотивы к учению.

Диагностика №2 «Краски»

Учащиеся класса получили набор красок и листы рисовальной бумаги. На каждом листе было нарисовано 10 кругов. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся – раскрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или вовсе чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Результаты: все дети класса использовали в своих рисунках  яркие цвета. Очень много красного, жёлтого, оранжевого цвета. Оттенки чёрного или коричневого цветов не использовал ни один ребёнок.

Выводы: все учащиеся класса ходят в школу с желанием, с хорошим настроением, а это значит, что адаптационный период проходит успешно.

Диагностика №3. Опрос учащихся.

(диагностика сквозная с 1по 4 класс)

При индивидуальном опросе детям был задан вопрос: «Зачем ты учишься?».  Им  было предложено выбрать любые три ответа:

1. Я учусь потому, что на уроке интересно

2. Я учусь потому, что заставляют родители

3. Я учусь потому, что хочу больше знать

4. Я учусь, чтобы потом хорошо работать

5. Я учусь, чтобы доставить радость родителям

6. Я учусь, чтобы не отставать от товарищей

7. Я учусь, чтобы не опозорить свой класс

8. Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой

9. Я учусь потому, что мне нравится учитель

Ответы составлены так, что их анализ позволяет выявить наличие трёх мотивов учения: внутренних (ответы 3,4,8), внешних положительных (ответы 1,5,9) и внешних отрицательных (ответы 2,6,7).

Результаты: у первоклассников преобладает внешняя мотивация к учению. Порадовало то, что положительные внешние мотивы намного сильнее отрицательных. Внутренние мотивы-35%, внешние положительные мотивы-51%, внешние отрицательные мотивы-14%.

Выводы: работать над повышением уровня внутренних мотивов учения.

-2-

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, «зрелость». В чём же она заключается?

Во-первых, у учащихся должны быть сформированы коммуникативные умения:

  1. умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способа действий);
  2. умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  3. умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументированно его доказывать);
  4. умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формировала с первых дней ребёнка в школе, когда дети совместно со мной в учебных ситуациях «открывали» и доступно для себя формулировали необходимые правила общения, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний (обращённость, адресованность высказывания, внимательное слушание от начала и до конца, «рабочий шум» при работе в парах и группах), так и внутреннюю сторону, содержание высказываний (доказательность, обоснованность предполагаемой точки зрения, положительная направленность, доброжелательность высказываний, конструктивность при критике). Присвоение правил систематически осуществлялось в различных способах учебных взаимодействий в процессе обучения: в парах (ученик-ученик, ученик-учитель), в малых группах по 4 человека (ученик-группа учеников, учитель-группа учащихся), во всём классе (учитель - учащиеся).

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности, на мой взгляд, следует развитие мышления учащихся, их «интеллектуальная зрелость». Под этим понятием вижу сформированность обобщённости умственных действий, которые включают в себя:

  1. развитие аналитических действий;
  2. сформированность алгоритма сравнительного анализа;
  3. умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
  4. возможность выделять общий способ действий и перенос его на другие учебные задачи.

           При этом важно отметить, что качественными характеристиками развития этих составляющих обобщённости умственных действий у учащихся являются мера самостоятельности и обоснованности. Также к «интеллектуальной зрелости»  в аспекте готовности к проектной деятельности я отношу и специальные умения, навыки исследовательского поиска. Эти показатели я формировала у учащихся целенаправленно через активные методы и приёмы обучения, диалоговые формы взаимодействия с детьми и учеников друг с другом, а также через факультативные занятия «Введение в  исследовательскую деятельность». Эти занятия проводила с 1 по 4 класс 1 раз в месяц. На них дети знакомились  с теоретическими понятиями по исследовательской деятельности, затем на уроках и во внеурочное время на практике формировались соответствующие исследовательские умения.

В качестве третьего показателя готовности школьников к эффективной проектной деятельности должна отметить опыт развёрнутой, содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей, следующих необходимых умений:

  1. адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  2. обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  3. выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, предложения, замечания.

           Систематическую работу по организации содержательной самооценочной и  оценочной деятельности своих учеников осуществляла с самого начала обучения, с 1 класса. Для этого использовала различные формы: оценочные отрезки, лесенки, сигнальные карточки, значки, а затем постепенно переходила на самостоятельные оценочные суждения, сначала с опорой на различные алгоритмы, позднее без них.

Сформированность у учащихся умений и навыков исследовательской деятельности дала мне возможность на успешное применение проектного метода уже к началу 3 класса. Но опыт моей работы показал и обратную связь – в процессе проектной деятельности у детей усовершенствовались и описанные выше показатели.

Также в конце 2 класса была проведена диагностическая методика «Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся».

Учащимся были предложены написанные на карточках суждения. Каждый ученик получил 18 карточек и из них выбирал только три самых важных, которые имеют для него самое большое значение.

            Примеры суждений:

1) Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2)Я стараюсь всегда выполнять требования учителя.

3)Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями.

4)Я хочу окончить школу и учиться дальше.

5)Я хочу иметь хорошую работу.

6)Я хочу получать хорошие и отличные отметки.

7)Я хочу получать одобрение родителей и учителей.

8)Я хочу, чтобы все обо мне думали хорошо.

9)Я хочу быть лучшим учеником нашего класса.

10)Я хочу отвечать на уроках лучше всех.

11)Я хочу, чтобы учитель меня хвалил за моё поведение.

12)Я хочу, чтобы меня не ругали за поведение в школе мои одноклассники.

13)Я не хочу получать плохие оценки.

14)Я не хочу, чтобы меня наказывали за учёбу дома.

15)Мне нравится учиться.

16)Мне нравится делать домашние задания.

17)Мне нравится рассуждать на уроке.

18)Мне нравится решать трудные задачи.

Суждения 1-3 – мотивы долга

                  4-5 – мотивы самосовершенствования

                  6-8 – мотивы благополучия

                  9-11- мотивы престижности

                 12-14 – мотивы избегания

                 15-16 – мотивация содержанием

                 17-18 – мотивы познания

Такая методика позволила определить, какие мотивы в учебной деятельности на данном этапе являются для учащихся приоритетными.

Результаты: преобладающими мотивами получения образования оказались на 1 месте - мотивы самосовершенствования (68%), на 2 месте - мотивация содержанием (66%), на 3 месте - мотивы благополучия (59%) и на 4 месте - мотивы познания (41%).

Выводы: доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности увеличивается, но доля мотивации, связанной с процессом познавательной деятельности всё же невысока, поэтому надо продолжать работать в этом направлении.

-3-

           Через совместные воспитательные проекты привлечь интерес родителей к исследовательским и проектным работам учащихся, так я поставила перед собой следующую задачу в использовании проектного метода в обучении учащихся начальной школы.

            Ни для кого не секрет, что в настоящее время современная семья претерпевает серьёзный кризис, который вызван рядом причин: это бытовая неустроенность, отсутствие у многих жилья, низкие доходы, загруженность работой или учёбой, нерегистрируемые гражданские браки и многое другое. Как следствие, всё реже приходится видеть картину сотрудничества детей и родителей. И я считаю, что работа над совместными проектами сближает и объединяет детей и их родителей. Это такой новый тип сотворчества детей и родителей, главным условием которого выделю общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители также отмечают, что работа над совместными проектами способствует объединению усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей, создаёт атмосферу общности интересов, сближения детей, родителей и учителей, строит невидимый мостик между их внутренними мирами. Кроме того, подобная работа активизирует и обогащает воспитательские умения родителей, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Но надо сказать и о том, что прежде чем использовать метод совместных проектов следует ввести  родителей в курс такой педагогической технологии, как проектная деятельность. Для этого я провела родительские собрания в 1 классе «Наши дети – исследователи», 2 класс – « Как помочь детям при подготовке к презентации», 3 класс – «Что такое проект?». Также в течение всего обучения велись индивидуальные и групповые консультации с родителями. Очень продуктивно прошли такие заключительные этапы проектов: родительское собрание, которое разработали и провели ученики 3 класса «Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей», заседание семейной гостиной на тему «Моя родословная» - 3 класс, «Отдыхаем всей семьёй» - вечер воспоминаний – 4класс. Это были очень яркие и запоминающиеся совместные воспитательные проекты, насыщенные радостными впечатлениями детей и их родителей. Если говорить о результатах отмечу, что дети получили уникальную возможность прожить незабываемые часы и минуты совместной деятельности, направленные на новые познания, открытия и созидания. Родители же обогатили свои знания в области воспитания детей, у них появилась уверенность в собственных педагогических возможностях, повысилась ответственность за воспитание подрастающего поколения.

Все эти позитивные результаты совместной проектной деятельности подтвердил и срез администрации по теме: «Удовлетворённость учащихся школьной жизнью», который был проведён завучем школы в конце 3 класса.

Диагностика «Удовлетворённость учащихся школьной жизнью»

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4- совершенно согласен

3- согласен

2- трудно сказать

1- не согласен

0- совершенно не согласен.

Утверждения:

1)Я иду утром в школу с радостью.

2)В школе у меня обычно хорошее настроение.

3)В нашем классе хороший классный руководитель.

4)К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5)У меня есть любимый учитель.

6)В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение.

7)Я считаю, что в нашей школе созданы условия для развития моих способностей.

8)У меня есть любимые школьные предметы.

9)Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10)На летних каникулах я скучаю по школе.

          Обработка данных: показателем удовлетворённости учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов учащегося на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

           Результаты: 73% учащихся показали высокую степень  удовлетворённости школьной жизнью и 27%– среднюю степень.

-4-

Использовать проектный метод от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным; от личных проектов к групповым и общеклассным – такая последовательность, по моему опыту, наиболее эффективна в работе с учащимися начальной школы.

При работе над проектами я выделяю следующие этапы, которые соответствуют и структуре учебной деятельности учащихся:

Учитель

Ученик

1-й этап. Мотивационный

       Заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный

настрой

      Обсуждают, предлагают собственные идеи

2-й этап. Подготовительный (погружение в проект)

        Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности

3-й этап. Информационно-операционный

        Наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником

      Собирают материал, работают с литературой и другими источниками информации, непосредственно выполняют проект

4-й этап. Рефлексивно-оценочный

        Выступает участником коллективной оценочной деятельности

      Представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку

            Среди проектов, вызвавших у моих учащихся сильный эмоционально-познавательный отклик, могу назвать «Тетрадь-помощница для учеников начальной школы» (в ней собраны основные правила, памятки, советы по таким предметам, как литературное чтение, русский язык, математика); «Мои достижения» (проект портфолио ученика начальной школы); «Детский познавательный журнал» (учащиеся работали по группам); «Если хочешь быть здоров…» (групповые работы: газета «Здоровое питание», книжка-раскладушка «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», настольная игра «Чистота-залог здоровья», «Сборник физкультминуток для первоклассников»; «Красная книга города Неи и Нейского района» (научный коллективный проект) и др.  

            Со своими лучшими проектами учащиеся моего выпускного 4 класса выступали на районных методических объединениях, на дне открытых дверей школы, на научных школьных конференциях. Проектные работы детей были оценены на хорошем уровне, как представителями отдела образования, так и администрацией школы.

           В конце 4 класса было проведено анкетирование «Определение школьной мотивации учащихся выпускного класса». Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

  1. Не очень        
  2. Нравится
  3. Не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

  1. Чаще хочется остаться дома
  2. Бывает по-разному
  3. Иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

  1. Не знаю
  2. Остался бы дома
  3. Пошёл бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

  1. Не нравится
  2. Бывает по-разному
  3. Нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  1. Хотел бы
  2. Не хотел бы
  3. Не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  1. Не знаю
  2. Не хотел бы
  3. Хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

  1. Часто
  2. Редко
  3. Не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

  1. Точно не знаю
  2. Хотел бы
  3. Не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоём классе?

  1. Мало
  2. Много
  3. Нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

  1. Нравится
  2. Не очень
  3. Не нравится

Для  анализа использовала следующий ключ:

вопроса

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

вопроса

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

1

1

3

0

6

1

3

0

2

0

1

3

7

3

1

0

3

1

0

3

8

1

0

3

4

3

1

0

9

1

3

0

5

0

3

1

10

3

1

0

Анализ анкетирования:

25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять предъявляемые требования.

20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают в основном учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью.

11-19 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.

10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьёзные трудности. Школа воспринимается ими как враждебная среда.

Результаты: все учащиеся 4 класса показали только высокую и хорошую школьную мотивацию. Причём 81% учащихся показали высокую мотивацию и 19% хорошую. На вопросы 1,3,6,8,9,10 на 100% получены ответы на наивысшую оценку 3.

Выводы: я рада за своих учеников и вижу, что работа над проектами помогла мне воспитать инициативных, коммуникабельных, умеющих думать и размышлять, творить и идти к цели учеников.

-5-

Изучение мотивации и её формирование через исследовательско - проектную деятельность учащихся было моей целью на протяжении 4 лет. Изучение мотивации позволяло мне выявить её реальный уровень и возможные перспективы, зоны ближайшего развития, как каждого ученика, так и класса в целом. Формирование же мотивации к учебной деятельности реализовывала через проектную деятельность учащихся, как индивидуальную, так и групповую. В ходе такой работы  каждый ученик класса был поставлен в такие условия, где желательные мотивы и цели складывались и развивались с учётом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних стремлений самого ученика.

В итоге были получены такие результаты. У первоклассников преобладали внешние мотивы, заметим, что внешние положительные были сильнее отрицательных. Если проследить динамику развития учебной мотивации, мы увидим, что с каждым годом обучения с использованием проектной деятельности возрастают внутренние мотивы обучения (к концу 4 класса они увеличились на 47%). Ученики уже достаточно ясно понимают, что знания нужны не для того, чтобы доставить кому-то удовольствие или чтобы не быть хуже других, а для того, чтобы быть умным, развитым, получить хорошее образование и в дальнейшем престижную работу.  

-6-

         Также в сравнении с показателями мотивации ребят, не занимающихся разработкой проектов, наши результаты познавательной мотивации намного выше. Причём мои четвероклассники прекрасно понимают и то, что для достижения этих целей надо много трудиться, быть упорным и настойчивыми, ежедневно обогащаться знаниями, умениями.

Сравнение показателей мотивации с контрольной группой

Результаты исследования

  1. Проанализировав результаты диагностики мотивационной сферы учения первоклассников, делаю выводы: у первоклассников преобладает внешняя мотивация к учению, при этом внешние положительные мотивы намного сильнее отрицательных
  2. Сформировала у учащихся  устойчивую мотивацию к использованию проектного метода через развитие исследовательских умений. Диагностика «Изучение преобладающих мотивов получения образования»  позволила мне определить, что приоритетными мотивами у учащихся на данном этапе являются: мотивы самосовершенствования – 68%, мотивация содержанием – 66%, мотивы познания – 59%
  3. Исследуя развитие мотивационной сферы учения в ходе совместной воспитательной проектной деятельности, вижу позитивные результаты. Их  подтвердил и срез администрации по теме: «Удовлетворённость учащихся школьной жизнью», который был проведён завучем школы в конце 3 класса. Из 26 учащихся 19 человек (73%) показали высокую степень удовлетворённости школьной жизнью и 7 человек(27%) – среднюю степень
  4. Использование проектного метода от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным; от личных проектов к групповым и общеклассным оказалось самым продуктивным в развитии мотивационной сферы учения. Анкетирование «Определение школьной мотивации учащихся выпускного класса» показало только высокую и хорошую мотивацию. Причём 81% учащихся показали высокую мотивацию и 19% - хорошую

Достоверность полученных результатов обусловлена методологической обоснованностью, целостным и системным подходом к решению поставленной проблемы, а также статистической значимостью экспериментальных данных и их анализа.

Вывод

В ходе моего исследования «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся» гипотеза о формировании высокой познавательной мотивации подтвердилась.

Научная новизна

исследования и его результатов заключается в том, что применение проектно-исследовательской деятельности учащихся возможно в начальной школе, в том числе и для формирования и развития мотивационной сферы учения младших школьников.

Практическая значимость

результатов исследования определяется решением проблемы развития учебной мотивации и ответом на вопрос: какие   педагогические   средства   можно   использовать   для формирования у учащихся положительной мотивации к получению знаний.

Место применения результатов

Результаты данного исследования могут быть использованы другими учителями, занимающиеся вопросом  формирования и развития мотивационной сферы учения

Результаты исследования были представлены мною на школьном методическом объединении. Решением этого заседания был принят афоризм Ф.Рабле, который является и моим кредо в работе:

«Ребёнок - не сосуд, который нужно заполнить,

а факел, который нужно зажечь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"

Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...

Доклад «Формирование мотивационного компонента учебной деятельности учащихся с трудностями в обучении».

Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребёнка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообра...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

Методические разработки: мотивационный экспресс-тест для учащихся начальной школы (Коновалова Ю.А.)

Экспресс-тест для изучения иерархии мотивов детей младшего школьного возраста....

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...