Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся
статья на тему
Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения - то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. А значит, весьма актуальным становится вопрос о том, как создать у детей разных возрастных групп и с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру и к самому себе, становлению у него исследовательской позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_uchiteley_nachalnykh_klassov.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО учителей начальных классов.
«Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся»
Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения - то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. А значит, весьма актуальным становится вопрос о том, как создать у детей разных возрастных групп и с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру и к самому себе, становлению у него исследовательской позиции.При организации исследовательской деятельности младших школьников необходимо учитывать следующие условия: слайд 5
– целенаправленность;
– систематичность;
– мотивированность;
– психологический климат (благоприятный для напряженной исследовательской деятельности);
– создание творческой атмосферы;
– учет возрастных особенностей детей.
Хорошо известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру. Это непосредственно связано с развитием познавательных интересов, которые становятся пусковым механизмом для осуществления детьми больших и малых исследований, позволяющим им не только узнать много нового об окружающем мире, но и приобрести универсальные способы его познания – исследовательские умения.
Большое значение исследовательской деятельности для развития творческих способностей и исследовательских умений школьников стимулирует широкое распространение и внедрение в образовательную практику различных форм проектной и исследовательской деятельности учащихся. Нодля развития столь важного направления необходимо решить основную проблему, суть которой и заключается в том, чтобы у ребенка была развита собственная мотивация к выполнению исследовательской работы, чтобы у него были такие познавательные интересы, которые бы все время держали его в творческом напряжении. Очень важно, чтобы ребенок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться ее тайнам и в процессе их познания испытать радость творчества, восторг открытия. В этом смысле значение такого предмета, как «Окружающий мир», трудно переоценить. Такие темы, как «Тела и вещества», «Кто такие насекомые, рыбы, птицы», «Притяжение Земли» и др. сами «напрашиваются» на использование исследования в процессе их изучения.Другие предметы также позволяют использовать исследовательский метод или его элементы при открытии новых знаний.В то же время сам по себе предмет, какими бы содержательными возможностями он ни обладал, не может обеспечить тех или иных познавательных интересов, исследовательского отношения к миру или исследовательских умений учащихся. Большое значение в данном случае принадлежит методу преподавания. Учитель по возможности и в соответствии с темой урока должен использовать проблемно – диалогический метод обучения, так как именно он позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребенка в процессе учения, такое построение учебного процесса, когда в его центре стоит ребенок со своими вопросами и интересами, а не учитель с «правильным» знанием, которое он должен передать детям в «готовом виде». Важно и то, что проблемно – исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. Индивидуальное творчество ребенка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской и проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни, на что и направляет нас ФГОС, то есть формирование универсальных учебных действий.
Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволяют дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время. Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности учащихся можно построить по трем направлениям.
Слайд 6
Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.;
Слайд 7
Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.
Слайд 8
Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся школьные олимпиады.
Организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий, мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаем для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы.
В условиях работы вмалокомплектной школы, конечно, использование проблемно – исследовательского метода весьма затруднительно. Во- первых, из-за нехватки времени, во-вторых, из-за необходимости четкого распределения времени между двумя, а порой и тремя классами. ФГОС требует применения системно-деятельностного подхода к обучению, а он предполагает постоянного продуктивного проблемного диалога учителя и учащихся. А это особенно затруднительно при работе в классе-комплекте. Но, тем не менее, соблюдать ФГОС и использовать на своих уроках проблемно – исследовательский метод или его элементы мы должны, и это возможно пусть и не на каждом уроке.25 февраля я присутствовала на районном семинаре учителей начальных классов в 5 школе и посетила урок математики в 1 классе и урок окружающего мира в 4 классе. И хотя тема семинара была «Самооценка ученика, как фактор достижения планируемых результатов обучающихся по ФГОС», тем не менее на уроках учителей четко прослеживался именно проблемно-исследовательский метод при открытии новых знаний. В 1 классе дети проводили опыты при изучении темы «Величина. Объём. Литр» и записывали свои исследования в форме равенств и неравенств, а учащиеся 4 класса исследовали свойства нефти, угля и торфа, записывая результаты в форме таблицы (хотя 4 класс еще не работает по ФГОС, но уже готовится к занятиям в 5 классе по новой программе). Это должны делать и наши учителя 4-ых классов.
Неоценимую помощь в организации исследовательской деятельности на уроке и внеурочное время может оказать пособие «Развитие исследовательских умений младших школьников» под редакцией Н.Б.Шумаковой (работаем по новым стандартам), где вы найдете ответы на многие вопросы.
Создать проблему, организовать поиск её решения и провести этот продуктивный мыслительный процесс в диалогической форме, добиться положительного результата, на этапе рефлексии вернуться к проблеме и обговорить с учащимися, смогли ли они решить её - все эти действия должны присутствовать на уроке – исследовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов с использованием компьютерных технологий как средство развития исследовательских умений младших школьников.
Большие возможности в формировании умений работать с информацией, планировать деятельность, анализировать и корректировать свою работу представляет метод проектов. Автор считает, что использование ком...
Развитие исследовательских умений учащихся начальной школы через выполнение учебных проектов.
Данная статья была опубликована в журнале "Известия" (2010 год). В ней учебный проэкт представлен как эффективное средство развития исследовательских умений....
Использование метода проекта для развития регулятивных умений и самореализации учащихся
В статье обобщается опыт работы с использованием метода проекта во внеурочной деятельности...
Проблемно – исследовательский метод преподавания как условие развития исследовательских умений младших школьников.
Сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса, так как современное общ...
Развитие исследовательских умений учащихся, как инструмент развитие личности.
Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умения...
Обобщение опыта по теме: "Проблемно-поисковый метод, как средство развития исследовательских умений младших школьников"
В современных условиях модернизации российского образования одним из важнейших вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный компонент введен отдельны...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...