Анализ внеурочной деятельности
учебно-методическое пособие (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность
Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.
Е.Н. Степанов
В последние годы значительно возрос интерес учителей и руководителей образовательных учреждений к использованию системного подхода в воспитании школьников. Применение системного подхода позволяет сделать воспитательный процесс более целенаправленным, целостным, управляемым, а самое главное эффективным. В основу моделирования моей воспитательной системы класса «Вверх по лестнице успеха» положены идеи Е.Н. Степанова, Н.Е. Щурковой и идеи системного подхода.
Компоненты воспитательной системы класса.
1.Ценностно-смысловой компонент воспитательной системы. Включает в себя ценности и смыслы педагогов и детей, а так же цель, задачи и принципы воспитания. Этот компонент обеспечивает мировоззренческую целостность системы воспитания. Подчеркивая существенную значимость данного компонента, ученые называют его системообразующим ценностно-смысловым ядром системы. В воспитательном пространстве класса существует широкий спектр индивидуальных и групповых ценностей. Важна не палитра, а иерархия ценностей и их согласование.
2.Субъектно-взаимодействующий компонент воспитательной системы. Представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью.
Ни одну воспитательную систему не построить в одиночку. Конечно же, главную роль в построении и функционировании воспитательной системы класса играет классный руководитель, но для эффективности, целостности и упорядоченности системы воспитания необходимо объединить детей и взрослых, участвующих в учебно-воспитательном процессе. Только вместе, сообща, максимально согласовывая свою деятельность и сотрудничая можно воздействовать на классный коллектив.
Члены сообщества
Ребенок, классный руководитель, родители, одноклассники, учителя-предметники, психолог, врач, социальный педагог.
На схеме все имеет значение. И близость к центру схемы (ребенку) членов сообщества, и цвета радуги. Самыми близкими и нужными для ребенка людьми являются родители и классный руководитель. Классный руководитель – вторая мама в школе, родители – дома. Без полноценного участия родителей в классной жизни, без своевременного оказания ими помощи своим детям – нельзя. Классный руководитель должен помочь родителям видеть в детях лучшее. Там где преобладает поддержка, царит творческий труд, взаимное доверие детям и родителям радостно и легко дышится.
Я использую всю палитру форм и средств работы с родителями для достижения детьми хороших результатов в любой деятельности. Например:
Формы работы с родителями:
- Совместные праздники, походы, родительские собрания;
- Встречи и беседы с членами семьи, изучение условий проживания;
- Открытые двери, открытые уроки;
- Индивидуальные и тематические консультации;
- Анкетирование
3. Деятельностно-формирующий компонент воспитательной системы. Этот компонент играет роль главного динамического фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательного процесса. Основу данного компонента составляет совместная деятельность членов классного сообщества. Основные виды деятельности человека это познание, творчество, игра, труд, общение. (Каган М.С.) В центре – человек, заботящийся о своем здоровье.
Деятельность человека.
Системообразующее основание деятельности как системы у Кагана М.С. это человек - субъект деятельности. В связи с обострением проблем со здоровьем у детей выделен еще один компонент воспитательной деятельности учителя – валеологический. Смысл пятого компонента – деятельность, направленная на заботу о сохранении здоровья. Направлениями воспитательной работы считаю виды деятельности человека.
Выбор направления воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношений, учетом возрастных особенностей.
Среди направлений работы я выбираю:
Познание. Развитие познавательной деятельности учащихся.
Формы: олимпиады по предметам, викторины по предметам, бой интеллектуалов, конкурс эрудитов, турниры знатоков, работа с книгой, сообщения.
Творчество. Развитие творческой активности.
Формы: праздники, выставки, конкурсы, концерт.
Общение. Развитие умений и навыков в сфере общения.
Формы: вечера отдыха, день именинника, тренинги общения, совместный отдых на природе, беседы-общения, игра.
Игра. Освоение и развитие социального опыта
Формы (виды): ролевые игры, деловые игры, спортивные игры, военно-патриотические, игры, направленные на формирование основ межличностного общения
Труд. Развитие умений и навыков в преобразовательной деятельности.
Формы: мастерская («Осенняя поделка», «Самая длинная гирлянда», «Книжкина больница»). Ярмарка (декоративно-прикладная работа по дереву, металлу, глине, полотну, бумаге).
Здоровье. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Формы: беседы, конкурсы плакатов и газет, спортивные соревнования, ролевые игры.
4.Пространственно-временной компонент воспитательной системы. Состоит из таких элементов, как:
- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;
- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых, с социокультурными учреждениями;
- место и роль класса в воспитательном пространстве воспитательного учреждения;
5.Соуправленческо-организационный компонент воспитательной системы. Этот компонент является важнейшим для зарождения и развития самоуправления в классном коллективе. Здесь особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений учащихся, формированию чувств «мы» при сохранении собственного «я» ребенка.
6.Диагностико-результативный компонент воспитательной системы. Включает в себя: критерии эффективности воспитательной работы; методы и приемы изучения результативности воспитательной деятельности. Например:
№ | Направления диагностики | Методы исследования |
1. | Диагностики адаптации первоклассников | Проективный тест «Домики», Опросник школьной мотивации Н. Лусканова. |
2. | Исследование школьной мотивации | (Н. Лусканова); Методика «Лесенка»; Методика «Что такое хорошо и что такое плохо». |
3. | Психологический мониторинг сформированности регулятивных универсальных учебных действий. | методика «Домик» (Н. И. Гуткина). |
Для того чтобы воспитательный процесс был планомерным, а главное эффективным необходимо систематически отслеживать динамику развития учащихся с опорой на психологические знания, так как положительная мотивация, отсутствие школьной тревожности, личностные особенности детей относятся к психологической сфере личности. В этом неоценимую помощь оказывает тесное взаимодействие с психологом школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ внеурочной деятельности во 2-х классах по программе" Юный исследователь"
В начале учебного года на параллели вторых классов были организованы четыре группы юных исследователей. Каждая группа посещала занятия один раз в неделю по расписанию, составленному администраци...
Анализ внеурочной деятельности по ФГОС
В материале представлен отчет работы кружков, секций(внеурочная деятельность), а также мероприятия, экскурсии, поездки....
Анализ внеурочной деятельности интеллектуального клуба «Занимательная математика» общеинтеллектуальной направленности
Анализ внеурочной деятельности интеллектуального клуба «Занимательная математика» общеинтеллектуальной направленности...
Анализ внеурочной деятельности . 2012-2013 учебный год.
В материале содержится анализ внеурочной деятельности с учащимися 1 класса....
Анализ внеурочной деятельности 2 Б класса за 2012-2013 учебный год.
Данный материал содержит анализ внеурочной деятельности по 3 направлениям: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное....
Анкета для родителей по анализу внеурочной деятельности организуемой школой
Данная анкета поможет педагогу, администрации подвести итог работы зв год, наметить пути дальнейшего продвижения...
Анализ внеурочной деятельности
Анализ работы кружка «Секреты речи».Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка и литературн...