Анализ внеурочной деятельности во 2 классе МОУ «Ефремовская ООШ»
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Главное во внеучебной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Вместе с тем, в ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:
· расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
· плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет ) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
· резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
· ограниченности общения со сверстниками;
· неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
· разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
· разреженности систем идей, определяющих общественно коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности.
Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Исходя из этого, в школе были проведены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:
- -разработано «Положение об организации внеурочной деятельности»;
- составление перечня программ внеурочной деятельности;
- подбор кадров для проведения внеурочных занятий;
- подготовлены рабочие программы внеурочной деятельности;
- материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
- информирование родителей о системе внеурочной деятельности.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Для организации внеурочной деятельности выбрана оптимизационная модель, в реализации которой принимают участие педагогические работники ОУ.
Педагогические работники
| Функции
| Состав
| Администрация школы
| Координирует деятельность образовательного процесса во 2 классе (ФГОС), обеспечивает своевременную отчетность о результатах работы, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов. | А. . Журавлёв - директор
| Методсовет
| Выносят решения по результатам работы ФГОС
| Педагогический совет.
| Классный учитель
| Использует новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями
| Учитель 2-го класса:
А.В. Маслова
| Внеурочная деятельность
| Организация внеурочной деятельности по направлениям
|
|
| Спортивно-оздоровительное
«Подвижные игры»
«Уроки Айболита
| И.А. Алленов - учитель физкультуры
А. В. Маслова- учитель 2 класса
|
| Художественно-эстетическое
«Палитра детских голосов»
| И. А. Трейман – учитель музыки
|
| Эколого-биологическое
«Земля – наш дом»
| А. В. Маслова- учитель 2 класса
|
| Общеинтеллектуальное
«Я – исследователь» (проектная деятельность)
«Я – гражданин России»
| А. В. Маслова- учитель 2 класса
А. В. Маслова- учитель 2 класса
|
| Научно – познавательное
«Полиглотик»
«Юный книголюб»
«Хочу всё знать»
| Т. П. Смирнова – учитель английского языка
А. В. Маслова- учитель 2 класса
А. В. Маслова- учитель 2 класса
| Педагогические ресурсы:
| Учитель физкультуры, учитель музыки, учитель английского языка, классный руководитель 2 класса
|
|
Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность осуществляется через посещение кружков, реализацию планов воспитательной работы.
Материально-техническое обеспечение
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются следующие условия: столовая, в которой организовано двухразовое питание, библиотека, спортивная площадка; интерактивная доска, мультимедийный проекор, музыкальная техника; необходимый спортивный инвентарь.
Школа располагает 1-м кабинетом, оборудованным компьютерной техникой, подключенным к локальной сети Интернет.
Информационное обеспечение
Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний, интерактивная энциклопедия для младших школьников, игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.
Реализация программы воспитания и социализации младших школьников способствуют:
– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
-формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Школа, исходя из имеющихся условий, стремилась создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.
Организация внеучебной деятельности
|
|
| Компонент организации
внеурочной деятельности
| Содержание компонента
|
| Условия
| - региональные особенности;
- социо – культурная ситуация школы;
-структуры педагогической деятельности;
- стратегии помощи и поддержки педагогических кадров,
детей, родителей;
- материально – техническое оснащение и информационно – технологическое обеспечение.
|
| Цели
| - способствовать личностному становлению учащихся;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, предоставить возможность реализации себя в различных видах деятельности.
|
| Содержание
| Направления внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное.
|
| Технологии
| -дифференциация по интересам;
-информационные и коммуникационные технологии;
-игровые технологии;
-обучение на основе «учебных ситуаций»;
-социально – воспитательные технологии;
-технология саморазвития личности учащихся.
|
| Средства
| Образовательная среда: учебные и игровые пространства.
|
| Результаты
| Развитие личности учащегося, формирование
«компетентности к обновлению компетенций»:
- формирование опорной системы знаний, предметных и
универсальных учебных действий, обеспечивающих
возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к
самоорганизации с целью решения жизненных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного
развития – эмоциональной, познавательной.
|
|
Результаты внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.
Методы и методики мониторинга деятельности учителей и
педагогов дополнительного образования
Показатели
| Сроки
проведения
| % участия в мероприятиях
| Кто проводил
| Эффективность работы кружков
|
|
|
| Проектная деятельность учащихся
| В течение учебного года
|
| А. В. Маслова- учитель 2 класса
| Сотрудничество с другим учреждением ( истор.- худож.музей, сельская библиотека)
| В течение учебного года
| 100%
| Зав. сельской библиотеки Н.Г.
А. В. Маслова- учитель 2 класса
|
|
|
|
| Проведение различных мероприятий
| В течение учебного года
| 100%
| А. В. Маслова- учитель 2 класса
| Проведение экскурсий, походов
|
|
|
| По по п.Новый ( профилактика ПДД)
| Сентябрь
2012г.
| 100%
| А. В. Маслова- учитель 2 класса
| Экскурсия в музей г. Егорьевска
| Октябрь
2012г.
| 100%
| А. В. Маслова- учитель 2 класса
| Экскурсии в сельскую библиотеку (совместные мероприятия)
| Сентябрь - ноябрь
2012 г.
| 100%
|
А. В. Маслова- учитель 2 класса
| Посещаемость кружков
| В течение учебного года
| 100%
| А. В. Маслова- учитель 2 класса, учителя, работающие во 2 классе
| Количество учащихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса
| В течение учебного года
| 0%
| И.А. Алленов - учитель физкультуры
| Анализ состояния работы с родителями
|
|
|
| Проведение родительских собраний
| В течение учебного года
| 100%
| А. В. Маслова- учитель 2 класса
| Процент родителей обучающихся, посетивших родительские собрания
| В течение учебного года
| 80%
| А. В. Маслова- учитель 2 класса
| Проектирование и прогнозирование образовательного и воспитательного процесса
|
|
|
| Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям
| Сентябрь
2012г.
| 100%
| А. В. Маслова- учитель 2 класса,
Т. П. Смирнова – учитель английского языка, И.А. Алленов - учитель физкультуры, И. А. Трейман – учитель музыки
| Ведение журнала и другой документации
| Сентябрь - май
| 100%
| А. В. Маслова- учитель 2 класса,
Т. П. Смирнова – учитель английского языка, И.А. Алленов - учитель физкультуры, И. А. Трейман – учитель музыки
| Использование новых воспитательных технологий
|
|
|
| Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения
| В течение учебного года
| 100%
| А. В. Маслова- учитель 2 класса,
Т. П. Смирнова – учитель английского языка, И.А. Алленов - учитель физкультуры, И. А. Трейман – учитель музыки
|
|
Список программ, реализуемых во внеурочной деятельности
№ | Программы | количество часов | Кто реализует |
1 | Программа внеурочных занятий
« Подвижные игры» | 68/ 2 часа в неделю | И.А. Алленов - учитель физкультуры
|
2 | Программа внеурочных занятий «Уроки Айболита» ( ЗОЖ)
| 34/1 час в неделю | А. В. Маслова- учитель 2 класса |
3 | Программа внеурочных занятий
« Палитра детских голосов»
| 34 / 1 час в неделю | И. А. Трейман – учитель музыки |
4.
| Программа внеурочных занятий
« Полиглотик»
| 34 / 1 час в неделю
| Т.П.Смирнова – учитель английского языка |
5.
6.
7.
8.
9.
| Программа внеурочных занятий
« Земля – наш дом» (экологическая направленность)
Программа внеурочных занятий
« Я – гражданин России»
Программа внеурочных занятий
«Хочу всё знать»
Программа внеурочных занятий
«Я - исследователь»
Программа внеурочных занятий
« Юный книголюб»
| 34 / 1 час в неделю
34 / 1 час в неделю
34 / 1 час в неделю
34 / 1 час в неделю
34 / 1 час в неделю | А. В. Маслова- учитель 2 класса
А.В.Маслова- учитель 2 класса
А.В.Маслова- учитель 2 класса
А.В.Маслова- учитель 2 класса
А.В.Маслова- учитель 2 класса
|
Занятия внеурочной деятельности проходят во второй половине дня ( с 13.35 до 14.35) час
Выбор учащихся представлен в таблице. Как видим, учащиеся посещают 4 кружка.
Системой дополнительного образования охвачены 100% учащихся 2 класса.
Вывод: Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.