РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Мир танца»
учебно-методический материал (4 класс)
Программа предназначена для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, для воспитательной работы с детьми, имеющими нарушение речи. Она содержит необходимый материал для организации работы хореографического кружка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_horeograficheskogo_kruzhka_2021-2022g._1.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мир танца»
Пояснительная записка
Программа предназначена для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, для воспитательной работы с детьми, имеющими нарушение речи. Она содержит необходимый материал для организации работы хореографического кружка.
Научно – методическими основами разработки программы являются:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012, №273.
- «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования для детей ОВЗ».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648–20 с 1 января 2021 года «Санитарно–эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Танцевальное искусство учит детей красоте и выразительности движений, ориентировано на развитие физических данных, на формирование необходимых технических навыков, знакомит с достижениями мировой и российской культуры.
Хореографическое искусство в целом учит детей выразительности движений и ловкости, развивают и совершенствуют их мышечно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно -сосудистую систему.
Занятия танцем, требующие от обучющихся напряженных усилий и собранности, повышают их трудолюбие, закаливают их волю, характер, способствуют всестороннему развитию личности.
В процессе танцевальных занятий обучающиеся знакомятся с танцевальным искусством, разучивают и исполняют танцы, передают характер и структуру ритмичности танца. При проведении всех этих форм танцевальной работы учитываются возрастные и индивидуальные возможности обучающихся.
Общение с танцами, музыкой ускоряет разностороннее психофизическое развитие детского организма, улучшает осанку, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, повышает жизненный тонус. Движения становятся свободными, ритмичными, красивыми.
Цель программы: вовлекать детей в общественно-полезную деятельность, развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей обучающихся, на основе приобретенных комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций, воспитание гармонично развитой личности ребенка с помощью танцевального искусства.
-Формировать танцевальную культуру обучающихся;
-Развивать танцевальные способности обучающихся;
-Развивать эмоциональную сферу обучающихся, воспитывать их танцевальный вкус, знакомить с танцами народов мира.
Задачи программы:
1. Ознакомление с историческим развитием танца;
2. Изучение танцевальной культуры от истоков происхождения бытового танца;
3. Ознакомление с наиболее типичными формами исторического танца, его элементами и манерой исполнения;
4. Овладение учащимися основными элементами танцев, стилем и манерой исполнения, а также примерами композиций танцев;
5. Развивать моторика-двигательную и логическую память;
6. Формировать художественно-эстетический вкус, культуру эмпатического общения;
- Развивать у детей чувство ритма, музыки.
- Вырабатывать умение начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой, научить слушать, воспринимать и чувствовать танец, музыку.
- Уметь ориентироваться в пространстве и синхронно двигаться вместе с другими детьми.
- Разучивать элементы народного, эстрадного танца, выполнять упражнения, отрабатывать характерные движения танца.
- Прививать детям устойчивый интерес к танцевальным занятиям.
7. Развивать чувство ансамбля (чувство партнерства), двигательно-танцевальные способности, артистизм;
8. Приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичного выступления;
9. Обучать детей танцевальному искусству, основываясь на программных движениях.
Помимо образовательных задач, которые определяются для каждого года обучения, программа решает ряд воспитательных задач, не теряющих своей актуальности для любого года обучения:
· формировать навыки здорового образа жизни, коммуникативные навыки и культуру поведения;
· стимулировать интерес к творческим видам деятельности;
· воспитывать внимательность, инициативность, стремление к саморазвитию.
Новизна программы «Мир танца» направлена на выявление и развитие творческих способностей каждого ученика приходящего на уроки хореографии. Необходимость знаний, заложенных в программе, обусловлена тем, что первостепенной задачей педагога в процессе обучения стоят воспитательные функции, формирующие интерес к занятиям танцем как потребность воспитания красоты и грациозности фигуры, как условия комфортности общения.
Актуальность. Актуальность данной программы определяется тем, что используемые танцевальные движения оказывают положительное влияние на здоровье детей. Воздействуя на мышечную систему, упражнения повышают двигательную активность, улучшается подвижность суставов, происходит восстановление после стрессовых ситуаций.
Педагогическая целесообразность - программа реализуется с учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний, закрепленных практическими занятиями, изучением танцевальных композиций и публичного выступления. Программа предназначена детям с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 9-11 лет.
Таким образом, данная программа предполагает развитие и воспитание не только одарённых детей, но и всех желающих, так как главный педагогический принцип: воспитание и развитие личности в коллективе.
Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате освоения программы «Мир танца» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ:
Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения курса являются:
- развитие художественно-эстетическое вкуса, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения танцевальных образов;
- позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей.
У учащихся формируются умения:
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни;
- решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях школы;
- проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в художественно-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, концерты).
Метапредметными результатами:
- являются способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач.
У учащихся формируются умения:
- наблюдать за разнообразными явлениями жизни, искусства и оценивать их;
- выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других видов искусства;
- передавать свои впечатления в устной и письменной форме.
Предметными результатами являются:
- устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности, понимание значения танца в жизни человека;
- освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений;
- знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности
У учащихся формируются умения:
- понимать роль хореографии в жизни человека; различать драматические образы в танце; определять по характерным признакам хореографических композиций к соответствующему танцевальному направлению и стилю - танец классический, народный, эстрадный, современный;
- эмоционально воспринимать и оценивать танец; размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- понимать специфику хореографического языка, получать представление о средствах танцевальной выразительности;
- исполнять танцевальные комбинации, участвовать в публичных выступлениях класса.
Формирование личностных УУД.
Учебный курс «Мир танца» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание искусство хореографии как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися танцевального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Виды заданий:
- высказывание своего отношения к музыкальному сопровождению танца с аргументацией;
- анализ характеров героев танца на основе личностного восприятия.
Формирование регулятивных УУД.
Задания и вопросы по хореографическому творчеству, ориентированные на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направленные на развитие регулятивных УУД.
Виды заданий:
1) выполнять действия в качестве слушателя;
2) выполнять действия в качестве правильного исполнения движений;
3) выполнять действия в качестве помощника постановщика;
4) ставить новые учебные задачи вместе с педагогом.
Формирование познавательных УУД.
В области развития обще познавательных действий изучение хореографического творчества будет способствовать формированию замещения и моделирования.
Виды заданий:
1) поиск и выделение необходимой информации;
2) формулировать учебную задачу;
3) ориентация в способах решения задачи.
Формирование коммуникативных УУД.
Виды заданий:
1) подготовка танцевальной импровизации в паре, в ансамбле;
2) инсценирование на заданную тему;
3) умение работать в паре, в ансамбле;
4) умение взаимодействовать при достижении единого результата.
Место курса: Возраст учащихся: 9-11 лет. Сроки реализации: данная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста с ТНР. Количество часов в неделю – 1 часа. В год – 34 часа. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут в соответствии с внутренним режимом работы школы и требованиям СанПиН. Программа рассчитана на 1 год.
Формы организации занятий.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
- индивидуальная (учащемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенного танцевального приема);
- групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к концертам и другим мероприятиям).
Принципы реализации программы:
- принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;
- личностно-ориентированный подход предоставление возможностей к каждому ребёнку для самореализации, самораскрытия;
- принцип мотивации деятельности обучающихся – предусматривает добровольность включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода и обучения учащихся с разными образовательными возможностями.
Организация процесса:
(возраст детей, сроки реализации программы, режим занятий, наполняемость группы).
Занятия проводятся один раз в неделю с 1 сентября по 25 мая, возраст детей 8-11 лет, наполняемость группы- 15 человек.
Форма проведения.
Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
Традиционные, практические занятия: праздники, конкурсы, беседы.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- Словесный (устное изложение, показ танцевальных элементов)
- Наглядный (показ видео - материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом)
- Практический (разучивание элементов танца)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-наглядный, дети воспринимают и усваивают наглядно
- Репродуктивный, учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-Индивидуальный, индивидуальное выполнение танцевальных элементов.
- Фронтальный, одновременная работа со всеми учащимися.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
-Научатся выразительности движений и ловкости
- Запомнят основные понятия (позиции рук, ног)
-Развивают внимание, память, чувство ритма, танцевальный вкус, танцевальные способности учащихся, развивают мышечно- двигательный аппарат, дыхательную и сердечно- сосудистую систему.
-Повышают трудолюбие, закаливание воли и характера.
-Улучшают осанку, повышают жизненный тонус.
Форма контроля: наблюдение, выступление обучающихся на общешкольных праздниках, смотрах, конкурсах и. т.д
Условия реализации программы:
Для успешной реализации рабочей программы в соответствии требования ФГОС, необходимо выполнение ряда условий:
Планирование деятельности танцевальных занятий, включая универсальные учебные действия нового стандарта. Наличие рабочей программы по кружковой работе, календарно-тематическое планирование по разделам рабочей программы.
Планируемые результаты:
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
- формировать умение планировать свои действия.
-контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания, танцевальные движения.
2. Познавательные УУД:
- наблюдать и делать выводы.
3. Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать сообща, вести диалог.
4. Личностные УУД:
- формировать навыки самооценки.
Содержание курса внеурочной деятельности «Мир танца»
Содержание курса взаимосвязано с содержанием предметов «Музыка», «Изобразительное искусство». Данный курс содержит основы изучения танцевальной культуры от истоков происхождения и эпохи Средневековья, ознакомление учащихся с наиболее важными событиями данных эпох, с костюмами и украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев. Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манеры и т.д.
Раздел 1. Танец в жизни человека (5 ч.)
Вводное занятие. Истоки возникновения танца. Первый танец человека.. Народный танец. Изучение элементов танца. Элементы «колесо», «шпагат», «мостик». Закрепление.
Основное содержание:
Познакомить детей с историей возникновения танца, с первым танцем человека. Возникновение танца как внутренняя потребность человека выразить свое отношение к миру, людям.
Основы музыкальной грамоты включают понятие о средствах музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика и т.д.); знания необходимы для осознанного восприятия музыки, способствуют развитию художественного вкуса.
Упражнения на согласование движений с музыкой развивают: способность выполнять упражнения в определенном темпе, ритме, в соответствии с содержанием музыкального произведения; зрительную и двигательную память; музыкальную восприимчивость.
Раздел 2. «Танцевальные жанры и стили». (9 ч.)
Общие представления о многообразии танцевальных жанров и стилей. Школьный вальс для выпускников. Полонес. Фигуры вальса. Поклон. Закрепление. Детские эстрадные танцы, Танец «Оранжевое детство», «Журавли». Повторение элементов танца. Выступление с танцами на Республиканских, международных, городских конкурсах. Изучение элементов танца. Отработка упражнений, техники исполнения танца. Закрепление. Репетиционная работа. Повторение.
Основное содержание:
Дать общие представления о многообразии танцевальных жанров и стилей. Модификация жанров в современном танце. Разновидности танцев. Изучение некоторых танцев определенного стиля.
Раздел 3. «Основа танца – залог успеха». (5 ч.)
Теоретическая часть: Педагог акцентирует внимание на том, что знание основ танца- залог успеха. Изучение подготовительной позиции рук. Правильность постановки корпуса, ног, рук, головы. Изучение подготовительной позиции ног.
Практическая часть: Позиции ног, рук. Правильное положение тела и его частей при маршировке, при выполнении танцевальных движений. Подскоки в 1 позиции с разворотом на 90- 120 градусов.
Положения рук в детских танцах и упражнениях: Положения рук в детских танцах и упражнениях: «руки на пояс», «руки в стороны», «руки вперёд», руки «лодочкой», «круглые руки». Упражнения с воображаемыми цветами. «Сладкая грёза» - музыка Чайковского.
Раздел 4. «Народные пляски». (5 ч.)
Теоретическая часть: Положение рук в народных плясках: «руки на талии», «руки перед грудью», «положение рук в парах»: «свечка», «окошечко», … Положение рук во время движения. « Парный танец» - музыка народная.
Ставим танец. Объяснение. Показ.
Практическая часть: Упражнения по диагонали, на ковре. Разучивание движений: ковырялочка, моталочка, вынос ноги на носок, в сторону с поворотом стопы внутрь, дробь, молоточки, припадание, притопы. Элементы национальных танцев: движения кисти, верёвочка, квиточки, галоп, мережка и др.
Раздел 5. «Эстрадные танцы для детей». (4 ч.)
Теоретическая часть: Изучение двух видов композиций эстрадного танца с зафиксированной последовательностью и свободным построением. Схемы танцев.
Практическая часть: выполнение общеразвивающих упражнений, разучивание: «Чунга-Чанга» (повторение шагов с высоким подниманием колен, движения рук-мельница, вверх-вниз, работа кисти, наклоны, полуприседания, прыжки, покачивания). «Морячка» (марш, хлопки, приставной шаг, притопы, кружение в парах, шаг с «каблучка»). «Чарли» (шаг на всей стопе, работа плечевого пояса, переминающиеся шаги на месте, полуприседание, кружение на носочках). Па польки с разных позиций, па галопа, перестроения в парах. Ритмическая гимнастика.
Раздел 6. «Разнообразие народного танца». (6 ч.)
Теоретическая часть: Педагог рассказывает о разнообразии русского народного танца. Рассматриваются танцы разного характера. Схемы танцев.
Практическая часть: Работа над техникой исполнения русского народного танца. «Кадриль»
«Бурятский народный танец Ёхор»- разучивание движений, основных элементов танца Ёхор. Постановка.
«Эстонский народный танец Вяндра», «Грузинский народный танец Лезгинка» разучивание движений, основных элементов танца. Постановка
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ | Тема | Количество часов | Дата |
1 | Танец «Журавли» Основные элементы танца | 1 | 08.09 |
2 | Основной шаг, рисунок танца | 1 | 15.09 |
3 | Движения под музыку , работа парами | 1 | 22.09 |
4 | Работа парами, рисунок танца | 1 | 29.09 |
5 | Танец «Журавли», работа с музыкой | 1 | 06.10 |
6 | «Танец дружбы», расстановка парами | 1 | 13.10 |
7 | Эстонский народный танец, основной шаг танца | 1 | 20.10 |
8 | Основные элементы танца | 1 | 27.10 |
9 | Движения парами | 1 | 03.11 |
10 | Работа с музыкой | 1 | 10.11 |
11 | Танец «Подсолнухи», повторение элементов танца | 1 | 17.11 |
12 | Рисунок танца | 1 | 24.11 |
13 | Работа с музыкой | 1 | 01.12 |
14 | Работа парами | 1 | 08.12 |
15 | Танец «Полсолнухи» закрепление элементов танца | 1 | 15.12 |
16 | Танец дружбы – грузинский танец «Лезгинка», работа парами | 1 | 22.12 |
17 | Основные элементы танца | 1 | 05.01 |
18 | Основной шаг танца «Лезгинка» | 1 | 12.01 |
19 | Работа парами с музыкой | 1 | 19.01 |
20 | Бурятский народный танец «Ёхор», основной шаг | 1 | 26.01 |
21 | Основные элементы танца «Ёхор» | 1 | 02.02 |
22 | Работа парами с музыкой | 1 | 09.02 |
23 | Закрепление элементов танца «Ёхор» | 1 | 16.02 |
24 | Русский народный танец «Кадриль», основной шаг танца | 1 | 23.02 |
25 | Основные элементы танца | 1 | 02.03 |
26 | Работа парами с музыкой | 1 | 16.03 |
27 | Рисунок танца «Кадриль» запомнить | 1 | 23.03 |
28 | «Танец дружбы» работа парами | 06.04 | |
29 | закрепить элементы танца | 1 | 13.04 |
30 | «Школьный вальс» основной шаг танца | 1 | 20.04 |
31 | Основные элементы танца Вальс | 1 | 27.04 |
32 | Работа парами с музыкой | 1 | 04.05 |
33 | Рисунок танца «Вальс» запомнить | 1 | 11.05 |
34 | «Вальс» закрепить элементы танца | 1 | 18.05 |
Всего: 34 часа
Материально-техническое оснащение:
Результат реализации программы «Мир танца» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Печатные пособия:
1. Справочно-информационная литература
2. Комплекты журналов.
3. Картотека с образцами выполнения упражнений
4. Техника изучения танцев.
5. Календарно – тематическое планирование
Видео-, аудиоматериалы:
1. Инструментальная музыка
2. Классическая музыка
3. Музыка для разминки
4. Музыка для эстрадных танцев
5. Народная музыка
6. Современная музыка
7. Современные эстрадные танцы для детей до 10 лет. mp4. – YouTube.
8. Ансамбль «Березка» - танец «Сударушка» (29.05.2012) – YouTube.
9. Общеразвивающие упражнения.
10. Хореографический этюд - YouTube
11. «Мы маленькие звезды» - YouTube
12. Ай, будет круто! - YouTube
13. Детский балетныйкласс/Children ballet class – YouTubee
Оборудование:
1. Музыкальный центр, ноутбук
2. Коврики
Учебно – методическое сопровождение:
1.Богаткова Л. Н. «И мы танцуем». Для начальных классов. М. Изд. Детская литература 2018 г.
2.Организация двигательной активности детей. М. 2019 г.
3.Журнал «Школа здоровья» №1 2018 г.
4.«Хоровод друзей». Репертуар худ. Самодеятельности. М. «Искусство 2019г.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности.Проектная деятельность.
Разработка программы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность"
Общеинтеллектуальное направление...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ."
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,личностно-ориентированный,деятельностный подходы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...
"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Проектная деятельность»
Проектная деятельность- важный аспект формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Исследовательскую проектную деятельность можно включать не только в систему уроко...