1. Статья "Роль педагога в становлении нравственно-ценностного отношения младших школьников к окружающему миру"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Статья посвящена роли учителя в развитии личности учащихся начальных классов. Особое внимание уделено экологическому воспитанию детей в ходе исследовательской и проектной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль педагога в становлении нравственно-ценностного отношения
младших школьников к окружающему миру
Исламова Людмила Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»,
с. Карагай, Пермский край
Аннотация.
Статья посвящена роли учителя в развитии личности учащихся начальных классов. Особое внимание уделено экологическому воспитанию детей в ходе исследовательской и проектной деятельности.
Ключевые слова: развитие личности ребёнка, личностный потенциал учителя, исследовательская и проектная деятельность, экологическое образование младших школьников, экологическая культура личности.
«Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
дай мне действовать - и я научусь».
Конфуций
Учитель – это самая важная и незаменимая профессия в жизни любого человека. В начальных классах закладывается фундамент личности ребёнка, дети не только получают знания, но и учатся добывать знания самостоятельно. Можно сказать, что учитель начальных классов определяет судьбу ребёнка на будущее. От того, насколько позитивным будет процесс обучения, зависит его дальнейшее успешное продвижение в школьной жизни.
С поступлением в школу изменяется привычный уклад жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем и сверстниками. Младшие школьники доверяют своему учителю, подражают ему в поведении, в манере рассуждать, в интонациях, и, тем более, в поступках. Именно в этот период времени очень важно помочь ученику выработать такие качества как сотрудничество, сочувствие, сопереживание, доброту, трудолюбие, организованность и целеустремленность. И это возможно, если учитель как личность, будет обладать этими качествами.
Учителю необходимо поддерживать стремление детей к самосовершенствованию, правильной оценке своего поведения. Для этого важно использовать все педагогические ситуации, в которых ребёнок будет иметь возможность позитивного выбора. Это отношения между сверстниками, в которых учитель должен тонко чувствовать грань между справедливостью и несправедливостью. Это неуверенность ребёнка, когда учитель должен приободрить и поддержать его, помочь преодолеть детские страхи, создать ситуацию успеха. Это затруднения в учёбе, которые в начальной школе могут зависеть от того, посещал ли ребёнок детский сад, занимались ли родители его развитием, был ли он здоров в дошкольном возрасте. Это взаимоотношения между ребёнком и родителями, которые учитель может скорректировать в положительную сторону. Таких ситуаций в школьной жизни множество, поэтому так важна личностная культура самого педагога, его нравственно-ценностные жизненные ориентиры. Младшие школьники воспринимают учителя как пример для подражания.
В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание экологическому воспитанию обучающихся. Убеждена в том, что каждый ребёнок в детстве должен получить основы экологической грамотности, поэтому стремлюсь воспитывать у детей навыки экологически целесообразного поведения в окружающем мире, поддерживать стремление детей заботиться о «братьях наших меньших», сохранять природу родного края. В число важных показателей экологической культуры человека входит нравственно - ценностное отношение к природе и социально-значимая деятельность, направленная на улучшение окружающей среды.
В.А.Сухомлинский отмечал: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».
Ребёнок живёт в социуме и часто получает в качестве модели поведения не самые лучшие примеры. Очень много агрессии, негатива, равнодушия к личности, ухода в виртуальный мир. Не хватает реальных примеров хороших дел, которые бы увлекли детей. Задача педагога – найти привлекательные, доступные и понятные детям формы экологического воспитания. На экологических уроках в 1-2 классе дети знакомятся с важными правилами поведения в природе, расширяют свой кругозор о животных и растениях. Участвуя в различных экологических конкурсах, развивают свои творческие способности.
Ценностное отношение к природе должно подтверждаться активной деятельностью, поэтому для решения задач экологического воспитания важно использовать проектную технологию, сочетать её с исследовательской работой, участием в природоохранных акциях «Зелёная весна», «От чистого двора – к чистой планете», «Макулатура – не мусор, а срубленный лес» и др.
При обсуждении тематики проектов дети выдвинули идею о выращивании лесных культур на школьном подоконнике. Каждый ребёнок вырастил в классе из семечка свою ёлочку, кедр или дубок из желудя и в течение двух лет ухаживал за растущим деревцем, проводил наблюдения. Моё сердце наполнялось радостью, когда по утрам дети бежали к своим зелёным питомцам, разговаривали с ними, отмечали происходящие изменения. Полученные сеянцы были высажены на пришкольном участке для дальнейшего роста и продолжения исследования. В такой социально-значимой деятельности ребёнок становится хранителем природы родного края, исследователем и творцом. Опыт работы по проекту ребята представили на краевой конференции по экологическому образованию.
Второй проект был посвящён изготовлению экокормушек. В трудный для птиц зимний период дети изготавливали безотходные кормушки в виде зернового печенья, замораживали их и развешивали в школьном саду. Десятки мелких птичек выжили благодаря заботе моих учеников. Забота о пернатых друзьях продолжилась в изготовлении гнездовых домиков для птиц. Данные виды деятельности формируют у школьников устойчивый стереотип позитивного поведения в окружающей среде. Ценностью становится всё многообразие природы, привлекающее не материальной выгодой, а радующее душу своей красотой и уникальностью.
Таким образом, в сотрудничестве с детьми реализуется основное предназначение учителя – максимально полное развитие потенциальных способностей каждого ребенка. Природоохранная деятельность включает учащихся в общественно полезные дела, обогащает их социальный опыт. При этом полезные дела сочетаются с развитием эмоциональной сферы детей, стимулированием познавательной деятельности и становлением ответственного отношения школьников к окружающей среде. Уроки нравственно-ценностного отношения к природе дают крепкие ростки в душах моих воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование развития межличностных отношений младших школьников 2-х классов.
Представленный материал, показывает, результаты развития межличностных отношений ,анализ статусной структуры,выделены группы,которые распределились неравномерно....
Результаты исследований межличностных отношений младших школьников
В работе представлены различные дидактические игры для гпд, также их можно применять для отработки знаний на уроках....
статья Применение мастерских в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в 1 классе
Творческие мастерские способствует активизации знаний, умений и навыков учащихся, стимулирует потребность ребенка к самореализации в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реа...
Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.
Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...
Организация внеурочной деятельности младших школьников по "Окружающему миру"
Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в виде различных кружков, научных обществ, интеллектуальных клубов и т.д. На первый взгляд может показаться, что вс...
Выступление на ШМО по теме: "Формирование ценностного отношения младших школьников к миру живой природы через реализацию программы внеурочной деятельности «Мы-твои друзья""
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной занятости детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников. В связи с эти...