"Экономическое воспитание детей в рамках группы продленного дня"
методическая разработка (2 класс)
В методической разработке представлен сценарий игры,направленной на экономическое воспитание обучающихся, посещающих группу продленного дня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomicheskoe_vospitanie_v_ramkah_gpd.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №291 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
ЗАНЯТИЕ
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
в рамках группы продленного дня
«Семейный бюджет»
Подготовила и провела
Новикова Валентина Валерьевна,
воспитатель ГПД
Январь, 2022
ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Тема: семейный бюджет.
Цель: закрепить экономические понятия «банк», «кредит», «деньги», «профессия», «процент», «банкир»;
познакомить с понятиями «доход», «расход», «семейный бюджет»;
содействовать развитию личности ребёнка: познавательной, эмоциональной и волевой сфер; воспитывать чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем через знакомство с окружающим, в частности, с экономической стороной действительности.
Форма проведения: занятие-путешествие.
Предварительная работа:
- Чтение произведения В. Крючкова «Сказочное путешествие Экономика и его друзей».
- Заучивание стихотворений.
- Экоигра «Магазин», «Банк».
- Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Ход занятия
- Орг. момент. Приветствие.
Дети с воспитателем сидят полукругом.
Здравствуйте, ребята. Поприветствуем друг друга ладошкой.
- Тема занятия.(Слайд 1)
Входит гном
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (Ответы)
Правильно, это наш хороший знакомый Гном-Эконом. И он снова пришёл к нам с вопросами. Поможем ему? (Ответы)
Что у тебя случилось на этот раз?
Гном:
Понимаете, тётушка Экономика задала мне новые вопросы, на которые я не знаю ответов. Вот я пришёл к вам за помощью. Скажите, вы знаете, что такое «доход», «расход» и «семейный бюджет»?
Воспитатель:
Ребята, поможем нашему другу? (Ответы)
Получается, мы отправляемся с вами в мир незнакомых слов. И ты, Гном-Эконом, присоединяйся к нам.
Всему названия надо-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
Они слышны и тут, и там,
На улице и дома…
Одно давно известно нам,
Другое незнакомо…
Сегодня, ребята, вы узнаете, что такое «доход», «расход» и «семейный бюджет».
(Слайд 2)
- Беседа-рассуждение
Скажите, вы знаете откуда берутся деньги? (Ответы детей)
Правильно, ваши родители ходят на работу и получают за свой труд заработную плату.
А где берут деньги ваши дедушки и бабушки? (Ответы детей)
Правильно, они получают пенсию.
(На экране картинки с разными видами предприятий)(Слайд 3)
Ребята, давайте посмотрим на картинки и вспомним, где работают ваши родители. (Ответы детей)
Что же получают за свой труд папы и мамы? (Ответы детей: деньги, зарплату)
Вот это и есть ДОХОД.
И так ДОХОД – это… (на экране)(Слайд 4)
А сейчас внимательно посмотрите на экран и подумайте, а для чего нужны деньги?(Ответы детей)(Слайд 5)
А вот это, ребята, и есть расход.
Мы уже с вами знаем, что вся семья вместе решает куда потратить деньги. В первую очередь покупаем то, что … (надо).
А какие три жизненно необходимые вещи вы уже знаете?
(Еда, жильё, одежда) (Слайд 6)
Молодцы! А для чего человеку еда?(Ответы детей)
А одежда? (Ответы детей)
А жильё? (Ответы детей)
Но можно ещё купить и то что … (хочу).
А что это за вещи? (Ответы детей)(Слайд 7)
Молодцы! Человек может и без них прожить…
- Игра
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Семья». Согласны?
(Ответы детей)
Назовите членов семьи. (Ответы детей)
А кто знает стихотворения про семью?
1 ученик:На свете добрых слов не мало,
Но всех добрее и нежнее –
Одно из двух слогов
Простое слово «МАМА».
2 ученик: Хорошо, когда у мамы
Есть ещё и дочка.
И никак не обойтись
Без сорванца – сыночка.
Воспитатель: А хотите, что б в семье
Был у вас котёнок?
Маленький, пушистый
И зовут его Тигрёнок. (Ответы детей)
Кем у нас будут девочки? (Дочками)
А мальчики? (Сыночками)
А кем буду я? (Мамой)
А какого члена семьи не хватает?
А что плохого в том, что нет папы? (Ответы детей)(Слайд 8)
А теперь представьте, что я вас отправила в магазин за конфетами и печеньем, так как к нам в гости придёт бабушка. Какое у вас настроение? (Хорошее)
С помощью мимики и жестов изобразите «хорошее настроение»
(Движения: походка (быстрый шаг, переход в подскок), мимика (улыбка))
Молодцы! Пока вы были в магазине, прошёл дождь, дорога стала грязной, скользкой. Следующее упражнение «Грязь».
(Движения: походка должна производить впечатление, что ребёнок идёт по грязи, ступая на кончики пальцев, делая вид, что выбирает более чистое место)
Воспитатель:
Пока вы ходили в магазин, к нам приехала бабушка приготовила моим дочкам чай. А для бабушки это кто? (Внучки)
Но она забыла дома очки и вместо сахара насыпала в чай соль. Внучки сделали по глотку чая, и до чего же противно стало во рту. Изобразите картинку «солёный чай».
(Движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен.)
Молодцы!
После невкусного чая вы решили последовать примеру котёнка: он тихо спит на коврике.
(Дети ложатся, у них медленно поднимается и опускается живот.)
А теперь изобразите дружную семью. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
(Дети рассаживаются на стулья)
Воспитатель:
И так, мы с вами собрались на семейный совет.(Слайд 9)
Мама пришла с работы,
Зарплату она принесла.
Ваня играл в «Лото»,
Выиграл три рубля.
Куда потратим деньги,
Нам нужно всё решить.
1 ученик: Зайдём сначала в банк мы
Кредит наш погасить,
За глаз, за свет и воду
Нам нужно заплатить.
2 ученик:У меня сапожек нет,
У Вани вон какие!
Вот бы было, если б мне
Такие же купили!
Воспитатель: Купим мы тебе сапожки,
Только не такие.
Ванины сапожки
Очень дорогие.
3 ученик:За продуктами зайдём,
Без них мы никуда.
Ведь из них готовиться
Вкусная еда.
( Подползает кошка)
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
4 ученик:Скорей! Чтобы вылечить кошкину лапку,
Пакетик ей «Вискаса» нужно купить.
Воспитатель: Ладно, ладно и тебе
Дети купят «Вискас».
Только в доме ты не мусор,
Пусть лежит всё в миске.
Сколько денег всех у нас
Посчитать нам нужно,
Соберёмся поскорей
И пойдём мы дружно.
(Даю ребёнку кошелёк с деньгами, тот их считает)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В банк идём мы с мамой:
Топ, топ, топ.
Руки вверх поднимем:
Хлоп, хлоп, хлоп.
Ноги выше поднимай:
Раз, два, три.
Покружились, покружились,
Всё! Присели!
Воспитатель:
Ребята, что у нас здесь находится? (Ответы детей)
Молодцы! Это банк.(Слайд 10)
1 ученик: Здравствуйте, пришли мы
Кредит наш погасить.
За газ, за свет и воду
Нам нужно заплатить.
Банкир: Деньги я возьму у вас,
Но скажете мне вы:
Что вы знаете про банк? (Рукой на экран)
Хотя ещё малы вы.
2 ученик:Банк – это домик для денег,
Они работают в нём и живут.
Есть тут кредитный отдел,
Кредиты нам здесь выдают.
Ведь за большие деньги
Квартиру не возьмёшь,
А тут дадут кредит,
Потом с процентами вернёшь.
Банкир: Я думал, вы малы ещё,
А вы так много знаете.
Платите два рубля…
Быстро отсчитайте.
(Ребёнок расплачивается)
Воспитатель:
Что это у нас рядом с банком? (Ответы детей)(Слайд 11)
Молодцы! Это супермаркет. Нам надо сюда зайти, что бы купить Роме сапоги. А как называется этот отдел? (Обувной)
Почему? (Ответы детей)(Слайд 12)
Продавец:Я обувь продаю разного размера,
Серую и чёрную, нет ей предела.
Какую обувь хочешь ты?
Получше посмотри.
Ребёнок:
Вот эту, тётенька, ты мне, пожалуй, покажи.
Продавец:(Слайд 13)
Закройте глаза и представьте, что вы оказались у древних людей. Посмотрите повнимательней, что вы видите у них на ногах? Такую же обувь, как и сейчас? А какую? Из чего она сделана? (Ответы детей)
Молодцы! А какая обувь бывает в наше время, из чего она сделана? (Ответы детей)
Давайте три рубля,
Умеете отвечать…
(Ребёнок расплачивается)
Воспитатель:Ну всё, идём мы дальше,
Продукты покупать.(Слайд 14)
(Подходят к следующему отделу)
Какой это отдел? (Ответы детей)
Молодцы! Почему его называют продуктовым?
Девочка:Дайте мне, пожалуйста, хлеб, батон и сыр,
Масло шоколадное, молочный маргарин.
Ой, чуть не забыла, надо ещё взять
Масло и сосиски и всё упаковать.
Продавец:В каждом слове назови последние мне буквы,
И в награду дам тебе бесплатные продукты.
(На экране изображены продукты питания, дети называют продукт и последнюю букву в слове.)(Слайд 15)
Воспитатель:
Наши дети не только знают буквы, но и слова умеют читать (дети читают слова на экране по очереди).(Слайд 16)
А ещё они могут составить предложения с этими словами.
(2-3 предложения)
Продавец:Правильно читали,
Давайте три рубля.
Дам в награду «Вискас»
Для вашего кота.
А вам, ребята, за ответ
Мороженное дам.
Мимо нас не проходите,
Всегда мы рады вам.
(Ребёнок расплачивается)
Дидактическая игра «Бывает, не бывает»(Слайд 17)
Воспитатель:
Станем в круг и поиграем. Я называю места, где изготавливается, где продаётся мороженное и т.д. если это так, вы должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Если так не бывает машите руками («протестуйте»)
- Мороженное изготавливают на молокозаводе. (ДА)
- Мороженноепродаётся в магазине. (ДА)
- Изготавливают на хлебозаводе. (НЕТ)
- Продают в молочном отделе. (ДА)
- Делает столяр. (НЕТ)
- Продают в мясном отделе.(НЕТ)
- Покупаем за деньги.(ДА)
- Покупаем за фантики. (НЕТ)
Воспитатель:
Ребята, а как называется этот отдел? (Слайд 18)
Продавец:Отдел мой не простой,
Загадки в нём живут.
Вам их нужно отгадать,
Что б купить игру.
Если отгадаете
Вы загадки у меня,
То продам игру я вам
Всего за два рубля.
- Посмотрите, папа с мамой зарплату получили
И придя к себе домой, в сейф деньги положили.
Бабушка любимая в дом пенсию несёт…
Ты деньги вместе все сложи,
Получится … (ДОХОД)
- Коммунальные услуги все вы оплатили
И за садик, конечно, не забыли.
Купили продукты питания, Роме сапоги,
Заправили машину, ты это всё учти…
За всё заплатили деньги, и в результате вот
Получается … (РАСХОД)
Молодцы, конечно же,
Платите два рубля
(Даёт игру детям)
Думаю, понравится
Вот эта вам игра.
(Ученик расплачивается, дети садятся на стулья)
Воспитатель:
Молодцы! Мы всё купили? (Ответы детей)
Значит пора домой.
Но, давайте на минутку вспомним сказку, которую мы с вами читали. Это сказка «Колобок на новый лад». Мы сегодня знакомились с понятиями «доход», «расход», «семейный бюджет».(Слайд 19)
Скажите, откуда у деда с бабой идёт приток денежных средств? (От продажи выпечки)
Какой доход был у деда с бабой до открытия собственного дела? (Они получали пенсию, потому что дед с бабой пенсионного возраста)
Как дед с бабой распоряжались бюджетом до того, как открыли своё дело? (Неумело распределялись доходы и расходы, поэтому сусеки их опустели.)
Ну что, ребята, понравилось вам наше занятие-путешествие?
А тебе, Гном-Эконом?
Гном-Эконом:
Мне очень понравилось. Но пока мы так долго путешествовали, я немного позабыл, что такое «доход». Напомните мне, ребята, пожалуйста.(Ответы детей)
А что такое «расход»? (Ответы детей)
А «семейный бюджет»? (Ответы детей)
Вот спасибо вам , ребята, какие вы умные и хорошие. Я к вам ещё обязательно приду.
Воспитатель:
Конечно же приходи, мы будем очень рады.
Вот и кончилась игра,
В класс уже идти пора.
Но я надеюсь, всё же с ней
Вы стали хоть чуть-чуть умней.
Узнали много новых слов
И много всякой всячин.
И если вы запомнили их,
Не зря наш день потрачен.
Желаю ценный клад беречь.
Мы не прощаемся с тобой, Гном,
До новых встреч!
(Гном уходит.
Дети уходят в класс.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми в рамках группы продленного дня
Одаренность человека – этомаленький росточек, едвапроклюнувшийся из земли и тре-бующий к себе огромного внима-ния. Необходимо холить илелеять, ухаживать за ним,сделать все необходимое,чтобы он вырос и...
Занятие с иноязычными детьми (в рамках группы продленного дня) "Почему "жи и ши" подружились?"
Помочь иноязычным детям понять, почему произношение жи, ши не соответствует их написанию....
Консультация для родителей "Экономическое воспитание детей"
Экономическое воспитание- это процесс, который направлен на взаимодействие взрослого и ребенка. Вводя ребенка в мир экономики, мы помогаем ему, раскрыть окружающий мир духовных и материальных цен...
"Применение здоровьесберегающих технологий в рамках группы продленного дня"
В статье раскрываются понятия "здоровье", "здоровьесбережение" и сдоровьесберегающие технологии".Также отражается значимость работы воспитателя ГПД в формировании навыков здор...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Разговор о правильном питании» (в рамках группы продленного дня)
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Разговор о правильном питании» (в рамках группы продленного дня)...
Статья "Развитие познавательных процессов младших школьников в рамках группы продленного дня"
Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов — внимания, п...
Игры в рамках группы продленного дня.
Игры в рамках группы продленного дня.Группа продлённого дня, в которой дети проводят значительную часть времени, помимо помощи школьникам в выполнении домашнего задания, берёт на себя важную функцию -...