Конспект занятия по внеурочной деятельности "Добро и зло"
план-конспект занятия (4 класс)
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Добро и зло"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dobro_i_zlo_romanovaov_44nz.docx | 30.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
Кафедра начального образования
Конспект занятия внеурочной деятельности
Тема: «Добро и зло»
Направление: духовно-нравственное
Авторская программа «Азбука нравственности» И.С.Хомякова, В.И. Петрова
4 класс
Выполнила: студентка группы 44 н/з
Романова О.В.
Учитель: _______________________
Методист: ______________________
2021
Цель занятия: формирование нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Задачи занятия:
Образовательные: формировать у обучающихся знание об основных моральных нормах и ориентацию на их выполнение в процессе выполнения практических упражнений;
Развивающие: развивать восприятие и словесно-логическое мышление в процессе объяснения учителя и работы с презентацией;
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, сопереживание к чувствам других людей в процессе беседы.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные:
обучающиеся получат возможность формировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
Метапредметные:
Регулятивные:
- умеют формулировать цель занятия;
- умеют планировать свою деятельность;
- умеют осуществлять контроль и оценку своей деятельности.
Познавательные:
- умеют осуществлять поиск информации в словаре;
- умеют анализировать, обобщать и делать выводы.
Коммуникативные:
- умеют строить речевое высказывание;
- умеют вести диалог.
Предметными результаты:
- знают понятия «добро», «доброта», «зло»;
- умеют определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и нравственным ценностям.
Принципы: наглядности, доступности, включение учащихся в активную деятельность.
Методы, приемы: словесный метод (беседа, объяснение), наглядный метод (показ, электронная презентация), практический метод (упражнения).
Уровень воспитательного результата: третий.
Форма проведения занятия: беседа, игра.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Дидактические средства, интерактивное оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация.
Используемые источники: толковый словарь С.И. Ожегова; В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»
Технологическая карта внеурочного занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | |
Задачи этапов | Способы взаимодействия (методы) | Задачи и результат этапов | |
I этап Организационно-мотивационный (эмоционально-установочный) | Приветствие учащихся. Организация межличностного взаимодействия. Создание у обучающихся положительного эмоционального настроя и мотивации к предстоящей деятельности (эмоциональное включение). | Создание: коммуникативной ситуации. Побуждение. | Приветствие учителя. Самоопределение к деятельности. Вступление в межличностный контакт для решения задач. Демонстрация готовности к деятельности на занятии. |
II этап Подготовительный (пропедевтический) | Создание условий для успешного включения в деятельность (актуализация знаний и способов действий, фиксация затруднения в деятельности, выявление проблемы, формулировка совместно с обучающимися темы и целей внеурочного занятия). Обсуждение и планирование работы. Построение плана выхода из затруднения, открытия детьми новых знаний. Формулирование задания. | Выбор способа: Беседа (диалог). Демонстрация. Интеллектуальные упражнения. Составление плана деятельности. | Подготовка к деятельности и выбор способов ее реализации. Включение в работу на личностно-значимом уровне. Слушают учителя, анализируют информацию. Отвечают на вопросы. Высказывают собственную точку зрения. Выявляют, проговаривают, осознают проблему. Определение темы и постановка цели и задач. Планируют вместе с учителем ход занятия. Воспринимают задание. |
III этап Деятельностный Погружение в тему (деятельность игровая, познавательная, исследовательская, проектная, изобразительная, конструкторская…) Физкультминутка (на любом этапе занятия) | Организация работы по решению проблемы (раскрытие и закрепление основного содержания занятия, решение поставленной проблемы (вопросов). Скрытое руководство деятельностью. Задача: снять мышечное напряжение. | Дискуссия. Игра. Опыт. Исследование.
Упражнения. Двигательная гимнастика. | Последовательная реализация компонентов определенной деятельности. Решение проблемы, выполнение работы по намеченному плану. Открытие нового знания. Включение нового знания в систему знаний. Осмысление. Выполняют упражнения. Демонстрируют. |
IV этап Эмоционально-рефлексивный (оценочный) | Организация подведения итогов занятия совместно с обучающимися. Обобщение и выводы по теме. Неперсонифицированная оценка личностных и метапредметных результатов внеурочного занятия. | Анализ. Комментирование. Рецензирование (устно/ письменно). Оценка. | Презентация результатов деятельности и отношения к ним (обобщение, самоанализ, самооценка результатов деятельности: оценка работы по критериям, эмоционального настроя в течение занятия, было интересно/ не интересно, было сложно…) Рефлексия деятельности: достигли ли цели занятия, довольны ли результатом, что мешало работать, я узнал (а), я научился (лась)… |
Ход занятия
Этап | Задачи (из технологической карты) | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
| Приветствие учащихся. Организация межличностного взаимодействия. Создание у обучающихся положительного эмоционального настроя и мотивации к предстоящей деятельности (эмоциональное включение). | Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Я хочу поделится с вами хорошим настроением, и вы поделитесь добром друг с другом – улыбнитесь, скажите добрые слова друг другу. Сегодня вас ждет много интересного, я желаю вам удачи! | Выполняют оценку, самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность их расположения на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. |
| Создание условий для успешного включения в деятельность (актуализация знаний и способов действий, фиксация затруднения в деятельности, выявление проблемы, формулировка совместно с обучающимися темы и целей внеурочного занятия). Обсуждение и планирование работы. Построение плана выхода из затруднения, открытия детьми новых знаний. Формулирование задания. | -Ребята, прочитайте эпиграфы вслух (Слайд 2 - Как вы понимаете эти изречения? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? - Как вы считаете важно ли говорить о добре и зле? -Сегодня на занятии мы будем говорить об основных этических понятиях – о добре и зле. | Включаются в работу на личностно-значимом уровне. Слушают учителя, анализируют информацию. Отвечают на вопросы. Высказывают собственную точку зрения. Воспринимают задание. Просмотр презентации. Определяют тему и цель занятия. Планируют вместе с учителем ход занятия. Выявляют, проговаривают, осознают проблему. |
Физминутка | Организация работы по решению проблемы (раскрытие и закрепление основного содержания занятия, решение поставленной проблемы (вопросов). Скрытое руководство деятельностью. Задача: снять мышечное напряжение. | - Что же означают слова «добро», «доброта», «зло»? - Для изучения значения этих слов, давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. Найдите эти слова, и прочитайте соседу по парте. - А теперь, внимание на экран, давайте вслух прочитаем эти определения (Слайд №3) - Прежде чем перейти к следующему заданию. Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Что такое притча. - Верно, притча – это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль). - Теперь, ребята, послушайте «Притчу о добре и зле» (Слайд №4). Учитель читает притчу. - Ребята, а какого волка вы кормите и чем? - Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или другие люди. – Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? - Да, ребята, спасибо за ваш опыт добрых дел. Идем дальше. - Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Также об этом можно услышать в пословицах, которые передаются из уст в уста. Объединитесь в группы, обсудите в группе в чем заключается смысл этих пословиц, а затем всем расскажите ваше общее мнение. На выполнение этого задания вам предоставляется 7 минут. (Слайд 5). - Да, верно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. - Какие добрые слова вы знаете? Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»! На экране будут появляться предложения, ваша задача вставить добрые слова, которые вы знаете (Слайд №6) Учитель читает предложения по порядку. - Ну вот, добрые слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? - Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете сегодня на занятии! - Ребята, теперь послушайте рассказ «Обыкновенный человек», автор В.А. Сухомлинский. Во время слушания попытайтесь определить, о каких поступках людей в рассказе идет речь? Учитель читает рассказ. - Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему? - Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? - Сейчас, ребята, давайте отдохнем и поиграем с вами в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете добрый он или злой. Если добрый, вы подпрыгиваете и хлопаете в ладоши, если злой — топаете ногами. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики (Слайд 7). - Молодцы, присаживайтесь! - Внимание на экран! Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло". (Слайд 8) - Чудесная работа, вы все слаженная команда! | Отвечают на вопросы. Высказывают собственную точку зрения. Открывают словарь, ищут значения слов, читают их жужжащим чтением соседу по парте. Ученик по поднятой руке читает определения слов со слайда. - Притча – это поучительный рассказ. Слушают учителя, читают текст притчи про себя с экрана. Анализируют и осмысливают, учувствуют в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Рассказывают о своих добрых поступках, о добрых поступках других людей. Высказывают собственную точку зрения. Слушают учителя. Делятся на группы, ведут обсуждение в группах. По окончании времени, один ученик из каждой группы озвучивает общее мнение группы по поставленному вопросу. Отвечают на вопрос. Дети смотрят на экран, слушают учителя, хором вставляют слова по смыслу. Высказывают собственную точку зрения. Дети слушают учителя. Анализируют и осмысливают услышанный рассказ, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Дети слушают учителя, анализируют героев, выполняют упражнения, хором озвучивают свои ответы.
Дети занимают свои места. Дети читают слова вслух, высказывают свою точку зрения. |
| Организация подведения итогов занятия совместно с обучающимися. Обобщение и выводы по теме. Неперсонифицированная оценка личностных и метапредметных результатов внеурочного занятия. | - Ребята, наше занятие подошло к концу. - Какова была тема занятия? - Как вы поняли, что такое добро, что такое зло? - Оцените свое настроение, если вам понравилось занятие и было интересно в течение всего занятия поднимите веселый смайл, если нет – то грустный смайл. - Сегодня мы с вами прошли дорогами Добра и Зла. Ребята, стремитесь к лучшему, к нравственной чистоте, совершенству. Познайте радость общения. Ваш добрый взгляд может окрылить, вдохновить кого-то на добрые дела. Смотрите друг на друга по – доброму. Чаще улыбайтесь. Пусть ваша улыбка дарит людям радость, добро. Наши добрые деяния в итоге составляют счастье. Так будьте же счастливы все. - Предлагаю выполнить домашнее задание. Продолжить сказку, предложить родителям поучаствовать и написать свой вариант (текст напечатан на раздаточном материале). Проиллюстрировать окончание сказки. сделать поделку на тему «Добро и зло». - Спасибо за совместную работу, до свидания! | Отвечают на вопросы, подводят итоги занятия, оценивают свой результат работы на занятии, свое эмоциональное состояние. Дети слушают учителя, если появляются вопросы по выполнению домашнего задания задают их учителю. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"
На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»
Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" . Занятие 14
Разработка занятия по РПС " Умники и умницы" для 1 класса....
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»
Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец по имени Балаш. (Он) Балаш собирал лечебные травы и помогал всем и людям и зверям. У купца бы...
план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка
Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...
Конспект занятия по внеурочной деятельности. Занятие № 4 "Шахматные фигуры".
Повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами....