Конспект занятия по внеурочной деятельности. Занятие № 4 "Шахматные фигуры".
методическая разработка (1 класс)
Повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_shahmatam_7_8_let_shahmatnye_figury.docx | 156.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Направление внеурочной деятельности: интеллектуальное
Название и форма внеурочной деятельности: «Шахматные фигуры», занятие 4.
Возрастная группа: 7-8 лет
Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.
Планируемые результаты: дети должны усвоить шахматные термины и уверенно ориентироваться на шахматной доске: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение.
Познакомить детей с шахматными фигурами. Закрепить название шахматных фигур посредством дидактических игр, загадок.
Материалы и оборудование: комплекты шахмат, демонстрационная доска с магнитными фигурами, сказочный герой Незнайка, кубик с изображением шахматных фигур, «репка», чёрные и белые квадраты для выкладывания шахматной доски, «Волшебный мешочек», сундучок, мультимедийное оборудование.
Организационный момент:
Раздаётся стук в двери. Появляется Незнайка в руках у него шахматная доска.
Незнайка: - Здравствуйте ребята, мне друзья подарили настольную игру, «Шахматы», а как играть не научили. Научите, пожалуйста.
Учитель: - Незнайка, мы знаем, что эта игра не простая и не лёгкая. Поэтому проходи, садись внимательно слушай и выполняй задания вместе с нами.
В шахматы обычно играют два Противника. Ребята как их ещё называют? (Партнёрами). Они садятся лицом друг к другу. А вы можете рассказать Незнайке как располагается шахматная доска между противниками? (Ответы детей6 располагается так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета).
Ребята, а вы можете мне напомнить, что такое центр? (Ответы детей: это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных).
Незнайка: - Ой, подождите, у меня внутри шахматной доски лежит тетрадка с загадками.
Попробуйте отгадать.
Учитель читает загадки, дети отгадывают. (Все отгадки ребёнок показывает на шахматной доске).
Ребята, что делают противники за шахматной доской? (играют в шахматы).
Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и чёрное)
Что следует за чёрным полем? (белое поле)
Какую форму имеет центр: круглую или квадратную? (квадратную)
Сколько белых полей в центре? (два) А чёрных? (два)
Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета? (нет)
«Доскажи словечко».
В поле много есть дорожек.
Будь и смел и осторожен.
Вверх и вниз пойдёшь – это…(вертикаль),
Вправо- влево -…(горизонталь).
А с угла на угол, вдаль
Нас ведёт…(диагональ).
Учитель: дети, покажите Незнайке, как можно из квадратов построить
вертикальную дорожку, горизонтальную (построение на столе)
-Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске?(8)
-Построй самую длинную диагональ шахматной доски (построение)
-Сколько полей содержит самая длинная диагональ(8), самая короткая(2).
Учитель: Ребята, посмотрите у меня в руках волшебный сундучок, что же там внутри?
Да это же шахматные фигуры! На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это Белые. Другой шахматист командует армией тёмных фигур. Это Чёрные.
Учитель достаёт из сундучка шахматные фигуры: белая и чёрная ладья, называет их.
Дети все вместе повторяют. Так же знакомимся с остальными фигурами.
У каждого ребёнка на столе коробочка с шахматными фигурами. Учитель просит показать и назвать шахматную фигуру.
Игра «Волшебный мешочек».
Достать из мешочка заданную фигуру (в мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определённую).
Игра «Кубик».
Кубик бросается по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадает на верхней грани кубика.
Учитель: Ребята, я предлагаю вам рассказать сказку «Репка», используя при этом шахматные фигуры.
Игра «Шахматная репка».
Посадили «репку». Около нее ребёнок по росту выстраивает шахматные фигуры, поясняя:
«Дед – это король, бабка – это ферзь, внучка – это слон, Жучка – это конь, кошка – это ладья, мышка– это пешка».
Физкультминутка.
Незнайка потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянутся, поднявшись на носочки)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся, (наклон корпуса вперёд)
Руки в сторону развёл, (руки развести в стороны)
Пешку, видно, не нашёл (поворот вправо и влево)
Чтобы пешку отыскать ,(погрозить указательным пальцем)
Нужно шахматные фигуры знать (круговые движения пальцем по голове).
Учитель: - У нас ещё остались загадки в тетрадке.
Покажи белую и чёрную пешки, коня, слона, ладью, короля, ферзя. Какая шахматная фигура имеет рот и уши? (конь)
У какой фигуры головка круглая? А на верхушке маленький шарик? (пешка, ферзь)
Какая шахматная фигура похожа на башенку? На лошадку? (ладья, конь)
Какая фигура выше: конь или король? (король)
Какая фигура ниже: ладья или ферзь? (ладья)
Назови самую высокую фигуру и самую низкую (король, пешка).
У какого слона нет хобота? (у шахматного)
Что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону? (шахматное поле).
Словесная игра «Доскажи словечко».
Ни к чему, ребята, спешка –
Потеряться может… (пешка)
На доске есть у меня
Две лошадки, два …(коня)
Мне приснился странный сон:
С муравьем боролся…(слон)
В углу стоит бадья,
В бадье плывёт…(ладья)
Кто сможет подсказать пароль?
Его Величество…(король).
Учитель: Дети, шахматные фигуры устали, им пора отдохнуть.
Игра «Полна горница»
Шахматные фигуры стоят на столе. Шахматная доска лежит полями вниз. Предлагаю детям взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить «спать» в шахматную доску. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого дети защёлкивают шахматную доску.
Учитель: - Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? - Незнайка, а ты что узнал?
Незнайка: - Спасибо, ребята, за то, что вы познакомили меня с шахматными полями и шахматными фигурами. Я очень рад что попал к вам на занятие.
Учитель: Мы с ребятами тебя приглашаем посещать занятия по шахматам.
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться,
Думать, размышлять, играть -
Сильным шахматистом можно стать!
Дети, спасибо вам за ваше старание, внимание на занятие.
Используемые источники:
- Весела, Инна. Шахматный букварь [Текст] : доп. пособие для совмест. чтения детей и взрослых: [Пер. с чеш.] / И. Весела, Иржи Веселы. - Петрозаводск : Кругозор, 1994. - 109,[1] с. : ил
- Гришин, Владимир Григорьевич. Малыши играют в шахматы [Текст] : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / В.Г. Гришин. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. - 159 с. : ил.
- Сухин, И.Г. Игра, театр, радость! [Текст] : [учеб. театрализ. игры на уроках обучения шахмат. игре] / И.Г. Сухин // Учит. газ. - 2006. - 25 июля(N 30). - С. 22.
- Сухин, И.Г. Мудрая игра [Текст] : [дидакт. игры на уроке обучения шахмат. игре] / И. Сухин // Учит. газ. - 2006. - 22 авг.(N 34). - С. 20. - Продолж. Начало см.: Там же. - 2006. - N 8, 13, 22, 26, 30
- Сухин, И.Г. «Приключение в Шахматной стране» ознакомление с шахматной доской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".
Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...
Открытое занятие по внеурочной деятельности изостудия Радуга в 3 классе. Тема: "Абстрактная композиция из геометрических фигур"
Занятие по внеурочной деятельности проводится в 3 классе с использованием ноутбуков. На занятии ребята работают в парах, создают макет абстрактной композиции из геометрических фигур: обои для раб...
Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"
На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»
Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....
Занятие по внеурочной деятельности в 3 классе по теме : Плоские и объёмные фигуры. Прямоугольник и параллелепипед».
Предлагаю к просмотру конспект занятия по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"....
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Удивительные фигуры» МЕРЫ ДЛИНЫ НА РУСИ
Материал содержит конспект занятия. Проектная задача....
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Удивительные фигуры» МЕРЫ ДЛИНЫ НА РУСИ
Материал содержит конспект занятия. Проектная задача....