Конспект урока по курсу "Окружающий мир" для 2 класса, на тему: "Люди, города, страны"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок разработан учителем начальных классов МАОУ прогимназия «Кристаллик» г.Саратов Римдейка М.А.
Авторская программа, разработанная А.А. Вахрушевым, которая обеспечена учебником (Вахрушев, Бурский, Раутиан: Окружающий мир: Наша планета Земля: Учебник для 2 класса: В 2 частях. ФГОС, Издательство: Баласс, 2013 г.
Серия: Образовательная система "Школа 2100")
Тема: Люди, города и страны.
Цель: Показать связь хозяйства человека с природными условиями. Ознакомить детей с городами и странами, с политической картой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchiy_mir.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающий мир
Урок разработан учителем начальных классов МАОУ прогимназия «Кристаллик» г.Саратов Римдейка М.А.
Авторская программа, разработанная А.А. Вахрушевым, которая обеспечена учебником (Вахрушев, Бурский, Раутиан: Окружающий мир: Наша планета Земля: Учебник для 2 класса: В 2 частях. ФГОС, Издательство: Баласс, 2013 г.
Серия: Образовательная система "Школа 2100")
Тема: Люди, города и страны.
Цель: Показать связь хозяйства человека с природными условиями. Ознакомить детей с городами и странами, с политической картой.
Дидактический материал и ТСО:
№ п.п. | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
Организационный момент Актуализация знаний и постановка учебной проблемы | (1 слайд ) Здравствуйте ребята! Меня зовут Марина Андреевна. Беседа. – Ребята, сможете ли вы по внешнему виду животного или растения определить, к какой природной зоне он принадлежит? Тогда вам необходимо объединится в группы по 4 человека. 1 и 3 партам необходимо развернуться назад. Вам дается изображение природной зоны и набор животных и растений. Необходимо сопоставить растения и животных с вашей природной зоной . 1-я группа – степь 2-я группа – степь 3-я группа лес 4-я группа – лес 5 –я группа- пустыня 6 –я группа- пустыня Ящерица, верблюд, верблюжья колючка, суслик, дрофа, ковыль, волк, береза, белка. – Смогут ли данные животные и растения комфортно себя чувствовать в другой природной зоне? – Молодцы! Вы очень неплохо разбираетесь в жизни природных зон, приспособлениях животных. Скажите, сможете ли вы определить вот этих жителей нашей планеты по их зонам и определить приспособления их к окружающей среде? Мы говорили о животных. А это люди. Мы ещё не знакомились с приспособлениями людей. Чему будет посвящён наш урок? – Какие вопросы и выводы у вас возникают? Этот вопрос помещаем на доске. 1. Как приспосабливался человек к условиям окружающей среды? – Вы указали на то, что человек зависел от условий его места обитания. Можно ли сделать вывод, что человек жил по законам экосистемы? – А теперь человек живёт также? – В чём стоит разобраться? 2. Какую роль выполнял человек в экосистеме? – Если он зависел о природы, значит, как и все животные, испытывал трудности. Какой вопрос у вас напрашивается? 3. Какие трудности испытывал человек, когда он был участником экосистемы? – Человек пошёл другим путём, отличным от животных, в чём ещё стоит разобраться? 4. Как разум повлиял на способы приспособления человека к месту обитания? – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | Подготовка к работе Работа детей в группах. Дети выполняют задание. Представляют его для общего обсуждения (Нет, не смогут.) Дети попытаются объяснить, используя свои знания о приспособлениях животных. И угадывают место, откуда исконно происходили эти расы. Мы будем говорить о приспособлениях людей к окружающей среде. Мы обратили внимание, что люди, фотографии которых мы видели, очень разные, и можно найти объяснение тому, почему они так выглядят. Можно сделать вывод, что сначала люди зависели от природных условий, но теперь, оказывается, что-то позволило человеку стать независимым от них. Значит, надо выяснить, как приспосабливался человек к условиям окружающей среды.) Мы думаем, в том, какую роль выполнял человек в экосистеме. Какие трудности испытывал человек, когда он был участником экосистемы? Мы знаем, что человек разумен. Тогда следует подумать, как эта особенность человека помогла ему приспособиться к месту обитания. Составляли план, планировали свою деятельность. | Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). | |
Совместное открытие знаний. | 1. Беседа. Просмотр видеофрагмента о жизни племён, которые до сих пор вписываются в жизнь экологических систем . Какую роль выполнял человек в экосистеме? – Чем он внешне отличался от животных? – Как животные приспосабливаются к условиям разных температур? – Что произошло с людьми? 2. Работа в учебнике. – Прочитайте текст на с. 48 перед рисунком. Слайд «Расы людей» Как внешний вид человека был связан с природной зоной проживания? Слайд «Негроидная раса» Слайд «Монголоидная раса» Слайд «Европеоидная раса» 3. Беседа. – Приступаем к ответу на второй вопрос. Какую роль выполнял человек в экосистеме? – Скажите, просто ли было человеку охотиться и собирать плоды растений? Сейчас мы разделимся на 2 группы: Девочки будут играть роль собирателей. Им необходимо собрать плоды и растения по классу. А мальчики отправляются на охоту, для этого они встают в круг. Необходимо передавать друг другу мяч и называть животных, на которых мог охотиться древний человек. – А если бы охота и сбор плодов были удачны, что могло бы произойти? – Какой выход нашли наши предки, чтобы еды постоянно хватало? – Они строили жилища, а рядом с ними стали сажать растения. – Чтобы избежать голода, люди научились разводить скот и выращивать растения. – Как называется такое ведение хозяйства? – В какой зоне лучше всего было бы этим заниматься? – Слайд «Ведение хозяйства древним человеком» – Как жили наши предки, какое вели хозяйство? (Разводили животных, сажали растения.) – Значит, люди в прошлом приспосабливались к разным условиям жизни. А как изменилась жизнь современного человечества? Что позволяет общаться людям с разных концов света? (Они стали жить в городах, там условия похожи. Они могут переезжать с места на место, звонить по телефону и т.п.) 4. Слайд «Города» – Где живут эти люди? – Чем город отличается от деревни? – Как вы думаете, города – это самые большие объединения людей? Какой вопрос может возникнуть по этому поводу? – Когда люди выбирали место для села, что им было важно? – А что важно в этом смысле для города? – Какой вопрос может возникнуть по этому поводу? Ваши версии? – Давайте проверим предположения в учебнике на с. 50. – В чём схожесть и различия разных городов? –Чем похожи и чем отличаются города? Слайд «Москва и Саратов» – Значит, кроме городов люди объединяются по месту жительства в страны. А что такое страна? – Что вы знаете о разных странах? – Можно ли как-то определить местоположение названных вами стран? Учитель подтверждает верные ответы детей, просит положить перед собой политическую карту мира . – На все ли вопросы нам удалось ответить? 1) Почему появились города? 2) Как это происходило? 3) Не существует ли более крупных объединений людей? 4) Как люди выбирали место для строительства города? – Что мы делали? – Какое умение формировали? | Мы считаем, что человек в экосистеме исполнял роль «едока». Он питался как растениями, так и животными. Растения он искал, а на животных охотился, как это делают хищники.) У человека нет такого густого шерстяного покрова, он умеет прямо ходить… У них меняется их внешний вид, изменяется окраска, шерсть становится более густой… Они использовали шкуры животных и особые растения для изготовления одежды. Ребята читают и приходят к выводу, что их версия совпадает с мнением учебника. Делятся на 2 группы. Выполняют задания. Животных и растений становилось бы всё меньше, в результате сами люди стали бы голодать и могли умереть. Они это понимали. Это скотоводство и земледелие. Мы думаем, что для этого подходит лучше всего степная или лесная зоны. В городах и сёлах. В городах многоэтажные дома, много видов профессий для людей, заводы, фабрики, институты, магазины. Не существует ли более крупных объединений людей? Каковы особенности рельефа, есть ли водоём, можно ли найти место для построения домов, для посадки растений, для выгула животных? Дети высказывают свои предположения. Читают вывод в учебнике. Дети высказывают свои мнения, говорят о том, что в разных странах города различаются какими-то особенностями и архитектурными достопримечательностями Мы узнали, что города находятся в странах. Это территория, которую занимает один народ с общей историей, культурой и языком. Руководит страной правительство, оно и продумывает, каким будет государство в будущем. Правительство располагается в главном городе – столице. У каждого государства есть свои культурные ценности и свой флаг.) | Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
| |
Применение нового знания. | – Что обозначают на политической карте? – Подумайте, что обозначают цвета на карте, названия, нанесённые красным шрифтом и чёрным. – Какая линия разделяет соседние страны? Вам необходимо обвести красным цветом границу нашей страны. Найти столицу. | Ученики выполняют задания | ||
Итог урока. | – Что нового узнали? – Как узнали, что помогло? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Как работал ты? Перед вами лежит лист самооценки. Оцените свою работу. В разных странах свои символы, достопримечательности. Каждая страна гордится своими достижениями. А чем сегодня может гордится наша страна? Конечно, зимними Олимпийскими играми. Сейчас, а предлагаю в каждой группе выбрать лучшего представителя, который был самым активным на уроке. Эти ребята получают медали за свою плодотворную работу. | Работают с листом самооценки. Олимпийские игры в Сочи. | Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике 2 класс "Школа России" на тему «Странички для любознательных»
Конспект урока по математике 2 класс "Школа России" на тему «Странички для любознательных»...
Конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме «Путешествие по стране Языкознания».
Данный урок является заключительным уроком в обучении грамоте. Проводится как уроук отчёт для родителей, знакомит их с достижениями учащихся....
Конспект урока изобразительного искусства 3 класс, «Музей в жизни города», УМК «Школа России»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Изобразительное искусство - картина - пейзаж» Цель деятельности учителя: формирование представлений о пейзаже; формирова...
Конспект урока изобразительного искусства 3 класс, «Музей в жизни города», УМК «Школа России»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Музей в жизни города» Цель деятельности учителя: формирование представлений о фронтальной перспективе; формирование умен...
Конспект урока математики во 2 классе по теме:" Путешествие в страну занимательной математики. Закрепление"
Тема: В стране занимательной математики. ЗакреплениеТип урока: Интегрированный: математика, чтение.Вид урока: урок-путешествиеФормы: фронтально-коллективные, индивидуальные, коллек...
Конспект урока английского языка 3 класс тема "Я люблю мою страну" Учебник Кузовлев В.П.
Конспект урока английского языка 3 класс тема "Я люблю мою страну" Учебник Кузовлев В.П....
Конспект урока литературного чтения (2 класс) Тема: "Фольклор народов зарубежных стран" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с фольклором зарубежных стран; знакомство с произведением «Бульдог по кличке Дог»; расширение знаний учачихся о произведениях авторов и...