Экологическая программа для детей ОВЗ
рабочая программа (3 класс)
Дети с ОВЗ осваивают правила экологического восприятия окружающего мира, правила поведения в природе, что в дальнейшем может помочь в выборе профессии для детей с ограниченными возможностями. А также психологическому оздоравливанию, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_programma_dlya_detey_ovz.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Специальная школа № 80»
Программа
экологического образования и воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ
«Сохраним природу»
Составитель: Сухинская Е.А.,учитель надомного обучения
2021г.
Паспорт программы
Название образовательного учреждения | МКОУ «Специальная школа № 80» |
Адрес организации | Кемеровская область г. Новокузнецк ул. Курако,9 |
Телефон, факс Электронный адрес почты | |
Составители программы | Сухинская Е.А. учитель |
Исполнители Программы | Администрация, педагогический коллектив, коллектив обучающихся. |
Кем принята Программа | |
Цель Программы воспитания | создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу. |
Задачи Программы воспитания |
Обучающие: дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями; научиться применять на практике полученные знания. Развивающие: развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы; формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы; повышать общий интеллектуальный уровень подростков; развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге. Воспитательные: прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру; воспитывать потребность в общении с природой; способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности; способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе. |
Главные ожидаемые результаты | Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю. Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности. Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в поселке. Превращение школы в центр экологического просвещения и воспитания. |
Срок действия программы | 2021-2025г.г. |
Этапы реализации | 1- подготовительный (2021-2022 г. г) 2 -основной (2022-2024 г. г.) 3- заключительный (20124-2025 г. г.) |
Система контроля за выполнением Программы воспитания | Текущее управление за ходом реализации Программы осуществляется администрацией и Педагогическим советом школы. - Для оценки эффективности Программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач. - Процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки. - Отчетность на педагогическом совете школы. |
Пояснительная записка
Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Эффект экологического воспитания обучающихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие обучающимся воспитанниками культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
Экологический подход необходимо реализовывать через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при проведении ролевых игр.
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений обучающихся, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:
непосредственное познание природы;
школьное экологическое воспитание и образование;
средства массовой информации.
Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у обучающихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
Цели программы:
Цель: создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.
Задачи:
Обучающие:
дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научиться применять на практике полученные знания.
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень обучающихся;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Принципы организации экологического воспитания и образования:
Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной частью общей системы воспитания и образования, актуальным ее направлением.
Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности.
В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого ученика по отношению к учебно – воспитательному процессу.
Процесс формирования экологической культуры обучающихся опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на других уроках. Внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
классные и библиотечные часы;
исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования обучающихся под руководством преподавателей;
экологические праздники и мероприятия;
лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности обучающихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела.
Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:
- компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
- компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
- компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
- компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.
Сроки реализации – 5 лет (период с 2021 по 2025 годы.).
Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей обучающихся.
начальная школа (I-IV классы):
У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с обучающимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
основная школа (V- IX классы):
Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у обучающихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.
Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистые берега», походы).
Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.
Мероприятия по реализации программы:
Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, документально-правовой, административно-хозяйственный.
№ | мероприятия | сроки | ответственный |
Укрепление учебно-методической и законодательной базы | |||
Выставление методических находок по экологии на школьный сайт | Ежегодно | Учителя, воспитатели. | |
Разработка и утверждение локальных актов, касающихся экологического образования и воспитания обучающихся. | По мере необходимости | Администрация школы | |
Мероприятия в рамках учебного процесса | |||
Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах. | Ежегодно | Зам. директора по УР | |
Работа учебной экологической тропы | Ежегодно | Учителя, воспитатели. | |
Лекторий «Правила поведения в обществе» | Ежегодно | Классные руководители | |
Проведение для учащихся начальной школы мини экопроектов «Чистое утро», «День цветов», «Экологическая почта», «Капелька», «Животные в моей семье» | Ежегодно | Учителя начальных классов, воспитатели. | |
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). | Ежегодно | Учителя начальных классов | |
Экологические уроки: «Я знаю родной край» (урок – игра 1-5 кл.) «Красная книга» - 6 кл. «Охрана животных» - 7 кл. «Человек и окружающая среда» 2- 8 кл. «Экология жилища» (урок-исследование 9 кл.) | Ежегодно | Учителя, воспитатели. | |
Внеклассные мероприятия | |||
Осенний карнавал «Золотая осень » | Ежегодно | Учителя, воспитатели | |
Выставка творческих работ «Подарки щедрой осени» | Ежегодно | Воспитатели | |
Выпуск экологических сказок | Апрель | Учителя, воспитатели. | |
Оформление выставки рисунков «Природа Родины моей» | Апрель | Учителя, воспитатели | |
Оформление школьного экологического стенда по календарю экологических дат | Ежегодно | Зам.директора по ВР, учителя, воспитатели. | |
Акции: 1 апреля – День птиц (КВН - «Птичьи разговоры»; постройка и развешивание скворечников - «Помоги птицам», постройка кормушек и кормление птиц - «Птичья столовая») 7 апреля – День здоровья, 22 апреля – День Земли 4 октября – День защиты животных, 22 марта – Всемирный день воды (инфо-урок «Вода – удивительное вещество!») | Ежегодно | Учителя, воспитатели. | |
Дни здоровья. | Осень, весна | Учителя физкультуры | |
Организация дежурства в классе и в школе. | Еженедельно | Кл. руководители | |
Лекторий «Загрязнение воздуха в помещениях» | Ежегодно | Кл. руководители | |
Трудовые десанты, экологические субботники «Чистота спасет мир: Чистая улица. Чистый двор» | Ежегодно | Администрация школы, учителя, воспитатели. | |
Летняя трудовая четверть | Ежегодно | Администрация школы | |
Проведение предметных недель по экологии | Ежегодно | Учителя-предметники. | |
Конкурс чтецов | Ежегодно | Учителя литературы, кл. руководители. | |
Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам «Экологический колокол», «Чистый воздух», «Сохраним нашу планету» | Ежегодно | Зам. директора по ВР учителя, воспитатели. | |
Конкурс на лучшую поделку из природного материала «Лесное диво» | Ежегодно | Учителя, воспитатели. | |
Конкурс поделок из бытовых отходов «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Чистая планета» | Ежегодно | Учителя технологии | |
Школьный конкурс «Ландшафтный дизайн школьного двора» | 2016-2019гг | Учителя, воспитатели. | |
Научно-методическая работа | |||
Анализ состояния экологического образования и воспитания (через тестирование и анкетирование школьников обучающихся) | Ежегодно | Зам.директора по УВР, по ВР | |
Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива. | Ежегодно | Зам. директора по ВР | |
Методический семинар для педагогов «Формы и методы экологического воспитания обучающихся » | По мере необходимости | Руководитель МО | |
Работа с родителями | |||
Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология». | Ежегодно | Зам. директора по ВР, кл. руководители | |
Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» | Ежегодно | кл. руководители, воспитатели. | |
Экологические акции: «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе». | Ежегодно | Учителя, воспитатели. |
Содержание Программы экологического воспитания
Программа экологического воспитания школьников МКОУ «специальная школа № 80» включает следующие направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение обучающихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы»
| (1–4 классы) | (5–9 классы) |
Цель: | Воспитание экологически целесообразное поведение как показатель духовного развития личности. | |
Задачи: | -Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека -Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. -Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. | -Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. -Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. -Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации. |
Общешкольные творческие дела | Дни защиты окружающей среды от экологической опасности. | |
Формы работы с классом | Общение с природой | |
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы. | -Обследование флоры и фауны местной территории. -Экологический мониторинг. | |
Экологические игры | ||
-Загадки природы. - Осторожно, их мало! -Почемучкина поляна. -Лесная аптека. | -Знатоки природы. -Путешествие в мир природы. -Знакомые незнакомцы. -Экологический КВН. -Организация и проведение игр для младших школьников. | |
Экологические проекты | ||
-Зеленый класс. -«Жалобная книга» природы. | Работа с Красной книгой. Чистый школьный двор.. | |
Классные часы, беседы | ||
«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». | «Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Деревья разные бывают», «Памятники животным». «Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение». | |
Работа с родителями | Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» | |
Заповеди | Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев. | |
Предполагаемый результат | Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение обучающихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив. |
Направление «Экология здоровья»
|
| |
Цель | Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование потребности в здоровом образе жизни. | |
Задачи | -Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. -Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. -Воспитывать сознательное отношение к труду. | -Формировать потребность в здоровом образе жизни. -Развивать физическую подготовку обучающихся. -Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда. -Формировать валеологическую культуру школьников. -Повышать уровень физической подготовки обучающихся. -Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций. |
Общешкольные творческие дела | Дни здоровья. | |
Формы работы с классом | Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей» | |
-Психологические тренинги «Кто я?». -Активные игры на воздухе -Подвижные игры на переменах. -«Веселые старты». | -Психологические тренинги «Кто я, какой я?». -Спортивно-развлекательные игры. -Тренинги «Сам себе психолог». -Организация работы летних трудовых бригад. | |
Классные часы, беседы | ||
«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?» | «Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком? | |
Работа с родителями | Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», | |
Заповеди | Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью. | |
Предполагаемый результат | Осознание обучающимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья обучающихся, снижение заболеваемости, утомляемости обучающихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.. |
Направление «Экология души»
|
| (5–9 классы) |
Цель | Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника | |
Задачи | Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира. | Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность обучающихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души». |
Общешкольные творческие дела | Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады | |
Формы работы с классом | Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция доброты и милосердия. | |
Классные часы, беседы. | ||
«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Правила поведения в обществе», «Зачем учиться в школе?», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае». | «Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», «Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?» | |
Работа с семьей | Родительский всеобуч: « Ребенок и его права» | |
Заповеди | Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их! Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе. | |
Предполагаемый результат | Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности обучающегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание обучающимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности. |
Ожидаемые конечные результаты:
- Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.
- Осознание обучающимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.
- Повышение общей экологической культуры обучающихся, учителей и родителей.
- Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в селе.
Мониторинг
С целью изучения эффективности экологического воспитания и образования проводится диагностика уровня воспитанности через анкетирование обучающихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.
Предлагаемые материалы помогут в определении уровня воспитанности и саморазвития своих воспитанников.
Существенное влияние на развитие личности ученика оказывает классный коллектив, равно как и ученик оказывает свое влияние на развитие коллектива, в котором он находится.
Литература
1. Адам А.М. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охрана окружающей среды. - Томск: изд. «ТГАСУ» 2008
2. Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся 9-11 классов. М: изд. «АРКТИ» 2008
3. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана-Граф» 2007
4. Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат» 1989
5. Высоцская М.В. Биология и экология 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: изд. «Учитель» 2007
6. Вторая городская научно-практическая конференция школьников по экологии и географии «В краю кедровом». - Томск: 2005
7. Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1998
8. Гурова К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1986
9. Зверев А.Т. Экология. - М: изд. «ОНИКС» 2005
10. Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: изд. «Армпресс» 2003
11. Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение» 1991
12. Ердаков Л.Н.Экология. Учебное пособие для 5-8 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2007
13. Ердаков Л.Н., Чубыкина. Экология. Учебное пособие для 10-11 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2005
14. Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. - М: изд. «Художественная литература» 1990
15. Кресс В. Томская область сегодня и завтра. - Томск: изд. «Пресс-интеграл» 2004
16. Криволап Н.С. Планета здоровья. - Минск: «Красико-Принт» 2005
17. . Комяшкин В.А. Мокс – программа на химическом на сибирском химическом комбинате. -Томск: 2004
18. Кашинская Е.А. Всё обо всём. - М: 1999
19. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология. М: «Устойчивый мир» 2000
10. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: - изд. «Учитель» 2007
20. Ошмарин А.П. Школьный справочник. Экология. - Ярославль: «Академия развития» 1998
21. Митрошкин К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Лесная промышленность» 2003
22. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. - М: изд. «Владос» 2004
Маркин В. А. Я познаю мир. - М: 2000
24. Рюкбейль Д.Л. Экология и мировоззрение. - Новосибирск: 1998
25. Сомкова В. Экологический бумеранг. - М: изд. «Новая школа» 1996
26. Степановских А.С.Общая экология. М: изд. «ЮНИТИ-ДАНА» 2000
27. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. - М: изд. «Новая школа» 1994
Энциклопедия большая советская. - М: 1978г. Том № 29
Чернова Н.М. Экология. М: изд. «Просвещение» 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта: Коррекция мышления трудовой и экологической деятельностью у детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Вид осуществления распространения опыта: мастер-класс на республиканском семинаре от 22 октября 2010 года. Предлагает: учитель первой категории МОУ «АСОШ № 50» Кошляк Жанна Ивановна. (2 слай...
Экологическая сказка "Счастливые дети"
Сказка может быть использована на уроках литературного чтения и окружающего мира. Сказка расскажет младшим школьникам в о взаимодействии живой природы, о том как хрупок мир, который достался нам в под...
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...
Формирование экологически безопасного поведения детей при встречах с птицами в природе
Часто мы даже не подозреваем, какую опасность могут нести птицы. Взаимодействие птиц и человека в природе должно быть разумным и безопасным для обеих сторон. О том, как вести себя при встрече с ...
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. Чтобы человек на...
Программа воспитания экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Цель программы: повышение уровня развития экологической культуры детей через расширение взаимодействия с объектами окружающего мира.Задачи программы: 1. Повысить ур...
Системный подход к расширению экологических представлений у детей инвалидов и детей с ОВЗ
Статья направлена на ознакомление с имеющимися подходами к экологическому воспитанию, подрастающего поколения....