Системный подход к расширению экологических представлений у детей инвалидов и детей с ОВЗ
статья
Статья направлена на ознакомление с имеющимися подходами к экологическому воспитанию, подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnal.docx | 17.7 КБ |
esse.docx | 12.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Системный подход к расширению экологических представлений у детей инвалидов и детей с ОВЗ
Дети инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда.
Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно – правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя разные аспекты, в том числе и экологическое воспитание. Особенно это важно для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей.
Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно – нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в дальнейшем.
Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переходят в убеждения, доказывая детям на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение.
Содержание данного направления в воспитательном процессе заключается в том, что реализация программы, по которой я работаю с детьми, не только дает возможность детям инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья наблюдать, сравнивать, изучать взаимосвязь природных явлений, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе, но и при использовании на занятиях личностно – ориентированного подхода, позволит корректировать недостатки психофизического развития, познавательных возможностей и интересов детей с проблемами в развитии.
Содержание программ направлено на расширение и углубление знаний о животных, птицах, растениях. Учитывая особенности воспитанников, информационный материал дается в упрощенной форме, избирательно.
В своей работе с детьми ориентируюсь на новые подходы к проблемам реабилитации, на инновационные методики и новинки методической литературы. Реализуемые программы «Рядом с нами», «Удивительный мир природы» направлены на развитие у детей навыков адекватного, уважительного отношения друг с другом, на знакомство с окружающим миром.
В основу программ положены принципы гуманистического, личностно – ориентированного подхода к детям, уважение личности и достоинства ребенка, создание условий для самоопределения и развития.
В зависимости от возраста и характера социальной дезадаптации мною используются различные методы работы. В младшем возрасте работа ведется через эмоциональную сферу с помощью игры, продуктивной деятельности, драматизации, интерактивного общения.
Положительных результатов удалось достичь за счет создания условий: подобраны различные материалы для занятий (дидактический материал, иллюстрационный материал, использование средств ИКТ). Каждое занятие проходит с сопровождением художественно - речевого материала (пальчиковые игры, физкультминутки, речевые игры, загадки и т.д.). Для поддержания интереса детей проводится частая смена деятельности.
Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг.
Широко используется такой игровой прием как получение жалоб – писем от жителей разнообразных представителей природы. При их получении дети задумываются над его содержанием, обсуждают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь, как нужно оберегать и охранять природу.
Большую роль в формировании познавательного интереса к природе играет исследовательская деятельность. Опыты, наблюдения требуют от детей с нарушением здоровья сосредоточенности, внимания. Наблюдение развивает у детей стойкий интерес к природе, формирует отчетливые, конкретные представления о многофункциональных особенностях животного, растительного мира и их связи со средой обитания.
Детям инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо ощутить запах травы, услышать пение птиц и в этом активно помогают ежедневные прогулки на свежем воздухе не только на территории центра, но и с выходом в парк отдыха, выездами в экологические заповедники, находящиеся на территории района.
Организация прогулок осуществляется таким образом, чтобы дети провели е с максимальной пользой: наблюдения за погодой, физический труд в пределах возможного с учетом заболеваний детей, подвижные игры. Каждая прогулка включает в себя тематические беседы, чтение стихов, отгадывание загадок, игровые задания. Дети учатся сосредотачивать внимание на предметах окружающего мира и явлениях природы, анализировать и устанавливать простейшие причинно – следственные связи во время наблюдения за сезонными изменениями природы, птицами, насекомыми, растениями. Совместно с детьми проходит изготовление кормушек, подкармливание зимующих птиц. Осенью проходит сбор разноцветных листьев, шишек, семян деревьев, трав. Тем самым дети приобщаются к работе с природным материалом, из которого в течение года изготавливают поделки.
Во время прогулок, экскурсий, бесед с детьми стараюсь привить детям основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами. Такие беседы призваны сформировать у воспитанников понимание своего места в природе, влияния на нее, как положительного, так и отрицательного, способах уменьшить, исправить негативное воздействие и принести как можно большую пользу, развить понимание процессов, происходящих в природе, воспитать любовь к своему краю, бережное отношение к природе.
В процессе работы по данному направлению были замечены следующие изменения:
-Дети заметно расширили свои экологические представления, свое умение устанавливать причинно – следственные связи;
-Возрос интерес к объектам и явлениям природно – предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;
-Появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного экологического воспитания.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, а иногда не замечают даже главного. Любовь и интерес детей к природе это один из ключей их всестороннего развития. Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребенка ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное и неожиданное, учить его наслаждаться природой.
Воспитатель Е.А. Бондарева
Предварительный просмотр:
Эссе «В судьбе природы наша судьба»
Природа для меня неизведанный мир. До сих пор я нахожу в ней много интересного и нового, открываю маленькие тайны.
По словам моих родителей, они так же совершенствуют свои знания в мире природы.
Бабушка выращивает прекрасные цветы в саду. Она восторгается необычным цветом, формой лепестков, с умилением наблюдает, как пчелы опыляют цветы, весело и задорно жужжат, как будто спорят друг с другом.
Мама всегда хвалит птиц, с удовольствием смотрит телепередачи про них. По ее словам вроде бы самые обычные птахи, но какие умные, они поражают ее красочностью своего оперения, заботой о своем потомстве. Я даже знаю одно из маленьких маминых желаний – превратиться ненадолго в птичку, пожить их жизнью.
Дедушка и папа, не трудно догадаться, в восторге от рыб. Рыбы это отдельное царство-государство в их понятии. Я часто слушаю их разговоры и немного фантазирую – вот если бы рыбы умели ходить. Но, увы, у природы свои законы.
Получается, человек в течение всей жизни чему – учится у природы. Этих знаний очень много, иногда даже человек не в силах осмыслить все знания. Иногда это приводит к беде.
Например, взять хотя бы здоровье. Быть здоровым хочет каждый человек. Когда человек здоров он может добиться огромных успехов в учебе, работе.
Без помощи природы быть совершенно здоровым невозможно. Природа дает нам свежий воздух, ее красота благотворно влияет на самочувствие людей. Вода отличный союзник здоровья дает нам чистоту и необходимость выжить в определенных условиях. Природа все это дает нам безвозвратно, но всегда ли мы слышим ее зов о помощи, если она нужна? Люди не всегда понимают, что охрана природы – это необходимое условие сохранения их здоровья. Когда человек губит природу, в первую очередь он губит себя, свое здоровье.
Мы, люди, должны чутко прислушиваться к зову природы. Ведь без природы не будет развиваться человечество.
А ведь жизнь так прекрасна такая, какая она есть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. Чтобы человек на...
«Интегрированный подход к развитию экологической культуры у детей дошкольного возраста»
«Интегрированный подход к развитию экологическойкультуры у детей дошкольного возраста»...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...
Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.
Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения....
«Построение продуктивной коррекционной работы дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе проведения мониторинга». Карягина Ю.А.
Важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания обучения детей -инвалидов и детей с ограничением возможностей здоровья является мониторинг....
Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Оксаной Павловной разработаны адаптированные образовательные программы по чтению и развитию речи, письму и развитию речи, математике для обучающегося по индивидуальной программе (обучение на дому) Тют...