Тема занятия: «Гость в дом – радость в нем».
план-конспект занятия (2 класс)
Занятие в помощь воспитателю, школы-интерната.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Гость в дом – радость в нем». | 35.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила: воспитатель
Рузанова Яна Николаевна
ГБОУ школа-интернат №8
Пушкинского района г. Санкт-Петербург
Ссылка https://resh.edu.ru/
Тема занятия: «Гость в дом – радость в нем».
Цель: закреплять основы гостеприимства и правила этикета.
Задачи: Развивать устную речь, обогащать словарный запас, творческое воображение.
Воспитывать доброжелательность во взаимоотношениях детей, культуру поведения.
Совершенствование знаний о правилах хорошего тона гостеприимного хозяина, правил поведения в гостях.
Научить адекватно оценивать собственное поведение и поступки окружающих людей.
Ход занятия.
1. Оргмомент. Сообщение темы. Здравствуйте, ребята. Перед тем, как начать наше мероприятие, я хочу, чтобы вы посмотрели серию из Ералаша и сами догадались, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать.
Серия Ералаша «Гости»
О чем пойдёт сегодня речь на занятии? Правильно вели себя незваные гости и хозяйка дома? (Ответы детей).
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о правилах приема гостей, о нормах поведения в гостях.
(Сообщение темы). Слайд 1.
- Как вы думаете, ребята, для чего мы ходим в гости? Принимаем гостей? (Предположения детей).
На это есть много причин. Очень приятно, когда, увидев тебя, люди радуются и улыбаются. Встречаются для того, чтобы обсудить важное событие, обменяться информацией, узнать новости. Приближается самый долгожданный и любимый детьми и взрослыми праздник…(Новый год). Во всех странах существует традиция ходить в гости и приглашать гостей в этот день. Послушаем сообщения ребят о традициях гостеприимства разных народов”.
2. Сообщения учеников: “Национальные традиции гостеприимства разных народов”.
Первый ученик. Слайд 2.
Давно известен такой обычай (у “Горцев”), если гость окажется в кавказском селении, в доме “Горца” и похвалит какую-то вещь, то как бы ни была она дорога хозяину, его честь (“Горца”) не позволит не подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот окажется от подарка.
Второй ученик. Слайд 3.
У Японцев не принято принимать гостей дома. Но если все-таки доведется это сделать, они долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких угощений. И как бы не извинялся перед гостем хозяин – это будет самым лучшим приемом гостя.
Третий ученик. Слайд 4.
А в Турецких семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме основного своего назначения, выполняет роль своеобразного клуба. Там беседуют, слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы.
Четвертый ученик. Слайд 5.
Англичане, не станут заботиться об обилии угощения, они ограничатся только самым малым. Англичане считают, что в гости ходят не для того, чтобы много и вкусно поесть и попить, но и чтобы приятно провести время за беседой с людьми, к которым чувствуют особое расположение и дружбу.
3. Работа с пословицами. Слайд 6.
Русский человек всегда считался и считается самым приветливым и гостеприимным хозяином. Это подтверждают пословицы, придуманные народом. Соберите из данных слов пословицы. Объясните смысл. (Индивидуальное задание)
Гостю почёт - хозяину честь. (Слайд)
Любишь гостить, люби и к себе звать.
Что есть в печи, все на стол мечи.
Умел звать, умей и угощать.
Гостю первое место и красная ложка.
Встретил с радостью, а проводил с жалостью. Какая пословица не встретилась в задании?
4. Приглашение в гости.
Роль гостеприимного хозяина, безусловно, приятна, но не менее приятно ходить в гости. Давайте поговорим о правилах этикета. Слайд 7.
Вспомним что такое этикет?
(Слово “этикет” означает воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.)
Как вы думаете, с чего начинается любой прием гостей или поход в гости? (Любой поход в гости или прием гостей начинается с приглашения.)
Современный этикет рекомендует ходить в гости по приглашению, ведь бывает, что «На незваного гостя не припасена и ложка». Как вы понимаете эту пословицу? Чем многолюдней прием вы собираетесь сделать, тем раньше следует приглашать на него гостей: за десять дней или за неделю. В любом случае назвать точное время и причину. Известный нам с детства герой мультфильма Винни-Пух поет в своей песенке: «Кто ходит в гости по утрам…». Но он, скорее всего не знал правил этикета. Обычно гостей приглашают …когда? (на вторую половину дня, чаще на ужин.)
Приглашать гостей можно по телефону, письменно или лично.
В каких случаях нужно послать письменное приглашение гостям? (На торжество: день рождения, юбилей, свадьба, и т.д.)
Работа в группах. «Пригласи друга на день рождения». Слайд 8.
Задание: выберите подходящий для данного мероприятия пригласительный и напишите приглашение другу (подруге)
4. Встреча гостей.
Слайд 9. Немаловажно уметь правильно встретить гостей. Давайте разберем несколько ситуаций и обсудим их.
Ситуация первая.
У Кати день рождения. Она пригласила друзей к 6 часам. Саша никак не мог дождаться положенного времени и поэтому пришел на час раньше. Катя открыла дверь, увидев Сашу, небрежно сказала: «Ну, ты даешь, пришел так рано, еще не готово ничего. Ладно, подожди в коридоре». И убежала на кухню.
- Правильно ли поступила Катя? (Раньше времени приходить неприлично. Но, если уж гость пришел, проводи его в комнату, предложи посмотреть книги, альбомы, телевизор, послушать музыку).
Ситуация вторая.
Двенадцатилетие - серьезная дата. И Алина с мамой готовились ко дню рождения тщательно: нажарили пирожков, испекли торт, купили мороженного. И даже молочный коктейль сделали. Пришли ребята из класса, засыпали Алину подарками. Алина всех встречала по-разному.
Жене очень обрадовалась: "Проходи, Женечка, проходи!"
Вика принесла книжку: "С днем рождения, Аля!"
- Фи, книжка. У меня уже такая есть. Ну, ладно, проходи, раз пришла.
- Аля! Это тебе цветок из Африки, маме знакомая привезла. А за этими духами папа во Францию ездил, - это Оля прибежала.
- Ах, какие духи, ах, какой цветок!
Мальчики Антон и Сережа зашли, не здороваясь, сунули Алине в руки завернутые подарки и прошли в комнату. Аня принесла конфеты и заколку.
- А я не ем с такой начинкой конфеты, - сказала Алина, - ах, какая красивая заколка!
Когда пришли все ребята, Алина пригласила гостей за стол. Все чинно уселись, довольно быстро управились с угощением и заскучали. Девочки обсуждали моды, а мальчики хоккейный матч. Алина пригласила гостей к столу, поставила большой торт. Но есть уже никто не хотел.
- Айда, ребята, шайбу погоняем, сказал кто-то. И мальчики заторопились. Следом за ними разошлись подружки смотреть телесериал.
Вопросы ребятам: Как вы думаете, почему не получился день рождения? Правильно ли вела себя Алина?
1. Нельзя обсуждать подарки при гостях, какими бы они ни были. Нужно поблагодарить за каждый подарок Ребята не должны называть цену подарка.
2. Алина должна была продумать не только угощение, но и развлечение для гостей (игры, конкурсы).
- Какие ещё существуют правила для правильной встречи гостей? (Ответы детей) Слайд 10.
Правила приветливого хозяина.
- Встречать гостей должны хозяева, они же помогают раздеться, показывают, где ванная, туалет и т.д.
- Приветливо встретить гостей, даже если они пришли без приглашения.
- Каждого нового пришедшего хозяева торжества должны представить всем собравшимся.
- Следить за тем, чтобы гости не ссорились, чтобы им было приятно вместе.
- Пригласить гостей за стол, предложить угощенье.
5. Правила поведения за столом.
Принимая угощение необходимо соблюдать определённые правила поведения за столом. Помните ли вы эти правила мы узнаем выполнив задание «Застольный этикет». Слайд 11. Напомню, что застольный этикет включает в себя:
- правила поведения за столом
- правила пользования столовыми приборами
- правила пользования салфетками
- правила употребления некоторых блюд
Работа в группах. “Застольный этикет”
Вопросы для первой команды:
1. Вас пригласили к столу, как правильно нужно сидеть? (Прямо, не напряженно, слегка опираясь на спинку стула, руки до еды на коленях или подлокотниках, во время еды локти не ставить на стол).
2. Вы садитесь за праздничный стол, берете салфетку и ….
- Заправляете за воротник;
- Кладете на колени;
- Кладете рядом с тарелкой.
3. Умеете ли Вы правильно пользоваться столовыми приборами? (Нож - в правой руке, вилка - в левой).
4. Какие куски из общих блюд следует выбирать?
- Самые большие;
- Самые маленькие;
- Те, что лежат ближе к вам.
Вопросы для второй команды.
1. Когда можно сесть за праздничный стол?
- Как только вошли в комнату;
- Только после того, как сядут хозяева
- После приглашения хозяйки.
2.. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
- Гневно отказаться;
- Отказаться, назвав причину отказа;
- Взять, немного, поблагодарить
3. Как правильно пользоваться ложкой? (Во время еды ложку держат параллельно губам, слегка повернув к себе заостренной частью; пользуясь ложкой, пищу набирают от себя).
4. Какие продукты можно брать руками? (Хлеб, печенье, пирожки, целые фрукты, целые помидоры, огурцы, а так же сахар – рафинад.)
Проверка ответов.
- Какие ещё правила поведения за столом мы не упомянули? Найдите. Слайд12.
Сидеть за столом надо прямо, на столе могут находиться только кисти рук.
Салфетку берут с тарелки тогда, когда подают блюдо. Её кладут на колени.
Во время еды не откусывают сразу несколько больших кусков – это не красиво.
Не разговаривать с полным ртом. Если вам задали вопрос, следует сначала проглотить пищу, а потом ответить.
Во время еды не прихлебывают громко, не дуют на слишком горячее блюдо, не стучат ложкой по тарелке. Есть следует бесшумно.
Хлеб, булочки берут руками.
Мясо отрезают маленькими кусочками.
Из общего блюда берут ближний к себе кусок, не выбирая.
Закончив еду, приборы кладут к себе в тарелку.
6. Развлечение гостей.
Еще одним важным правилом для хозяина является то, что приглашая гостей, вы заранее должны продумать развлечения и сюрпризы, чем занять гостей, чтобы было весело и интересно. У хороших хозяев всегда в запасе есть то, что не просто разгонит скуку, но и сблизит гостей праздника, а также надолго всем запомнится весельем и юмором – это, конечно же, разнообразные конкурсы, игры.
Игра «Бобовые зернышки» Слайд13.
Помните историю из сказки «Петушок и бобовое зернышко»? Торопился, подавился, курочке пришлось потрудиться, чтобы смазать маслицем горлышко. Почему мы вспомнили именно эту сказку? (Впереди год Петуха).
Участвуют две команды. Вызываются по два игрока. На столе пустая пластиковая бутылка, рядом на тарелочке — бобовые зернышки. Фасоль, иначе говоря. Команда, которая быстрее засунет всю фасоль в узкое горлышко, получает приз.
7. Прощание с гостями. Слайд 14.
Еще одной мерой гостеприимства считалось после угощения чаепитие.
Чай с черникой, черный чай,
Чаем чаще угощай!
С чаем праздники встречай,
Вместе с чаем не скучай!
- Какие правила чаепития вы знаете?
1. Сахар в чае размешивать не шумно.
2. Ложечку вынимают из чашки и кладут на блюдце.
3. Пьют чай малыми глотками, чтобы не обжечься.
Большое значение для успешного приема гостей имеет сервировка стола. Я предлагаю вам выполнить сервировку стола к чаепитию.
Задание «Сервировка стола»
В: С чего начнем сервировку стола?
Ученица: Когда приходят гости, обычно покрывают стол праздничной скатертью.
У2: Расставляют чайные приборы, чайную чашечку ставят на блюдечко.
УЗ: Справа от чайных приборов располагают салфетку, а на салфетку кладут чайную ложечку.
Теперь необходимо поставить на стол сахарницу, разложить конфеты в вазочки.
Что еще можно подать к чаю?
8. Прощание с гостями. Слайд 15.
Проводить гостей - тоже традиция русского гостеприимства. В старые времена на прощание им раздавали пироги - "разгоняем" или "выгонцы".
Правда, хорош обычай! Когда с пирогом провожают? Вежливо. И не обидно!
Слайд 16.
- Подберите слова или выражения, которые мы употребляем, когда прощаемся с гостями.
- Как должны вести себя хозяева и гости во время прощания?
Если хозяин гостей уважает,
Значит, хозяин гостей провожает:
Кого-то – до двери…
Кого – до дороги…
Но не прощайтесь ни с кем на пороге!
Это не правило этикета,
А просто такая дурная примета.
А как должен вести себя гость во время прощания? (Ответы детей)
Вы в гостях повеселились,
Ели, пели и плясали,
Отдохнули, порезвились,
Собираться дружно стали.
В заключение, конечно,
Я напомню без утайки:
Не забудьте вы сердечно
Похвалить за все хозяйку.
За вниманье и участье,
За гостеприимный дом.
Пожелайте дому счастья.
И расстанемся на том.
9. Итог занятия.
Теперь вы знаете, что воспитанному человеку не трудно быть хорошим хозяином и приятным гостем. Давайте еще раз повторим правила для хозяев.
Слайд 17. Правила для хозяев:
- Улыбка – самое главное при встрече гостей.
- Хозяева должны позаботиться о каждом госте.
- Принимая у себя дома гостей, нужно продумать программу развлечений.
- Провожая гостя, помоги ему надеть пальто и отвори дверь.
- Поблагодари гостей за визит.
Давайте еще раз повторим правила для гостей. (Ответы детей)
Правила поведения для гостей.
- Приходи в гости по приглашению и без опозданий.
- Веди себя скромно и культурно.
- Если то, чем тебя занимают, покажется тебе скучным, не
показывай этого хозяевам, чтобы их не огорчать.
- Уходя, попрощайся со всеми и поблагодари за приятный вечер.
Слайд 18. С самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы всем было хорошо, приятно, удобно. Нужно научиться быть хорошим гостем хорошим хозяином. Надеюсь, что наше занятие вам в этом поможет. Мне хочется, чтобы всё, что вы узнали сегодня, осталось с вами навсегда. Чтобы вы были воспитанными гостями и гостеприимными хозяевами. Чтобы ваш дом был теплым и уютным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Праздничный стол объединяет народы.Гость на пороге - радость в доме."
Всем известно, что существуют общечеловеческие ценности, которые разделяют люди разных национальностей. Это человеческая жизнь, добро, любовь к ближнему, знания, культура. Мы должны научить наших дете...
Внеурочная деятельность. Тема занятия:"В гостях у Геометрии. Внутри и снаружи"
Внеурочная деятельность по научно-познавательному направлению: "Занимательная математика". 1 класс. Тема занятия "В гостях у Геометрии. Внутри и снаружи".Цели: развитие интереса к математике...
открытого коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений Тема: «В гости к паровозику»
Формировать элементарные математические представления детей...
Конспект Интегрированного занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди»
данный конспект зантятия может пригодится в работе воспитателя...
Технологическая карта логопедического занятия. Тема "Дифференциация твердых и мягких звуков [к] – [к`], [г] – [г`]". Лексическая тема: «В гости к весне».
Основное затруднение обучающихся, на преодоление которого направлено коррекционное занятие:дисграфия, дизорфография.Тема: Дифференциация твердых и мягких звуков [к] – [к`], [г] – [г`]. ...
Конспект открытого занятия в старшей группе Тема занятия: «Гости на нашем новогоднем празднике»
Занятие по лепке Деда Мороза...