ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "СТУПЕНЬКИ РОСТА"
рабочая программа

Ткач Екатерина Владимировна

1-4 КЛАСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vr.doc283 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»

Принята на заседании                                               Утверждена

 педагогического совета                                           Директор школы:__________ Т.В. Меринова

 Протокол №_____ от________2017 г.                    Приказ №____ от _________2017г.

        

Программа воспитательной работы

«Ступеньки роста»

1-4 класс

Ткач Екатерина Владимировна,

учитель начальных классов

2017 г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема человека, его духовно-нравственного мира - одна из главных проблем, которые сегодня стоят перед родителями, классными руководителями и учителями. Перестраивается наше общество, переходит от социализма к капитализму и переживает тяжелые времена в экономике и политике, в жизни каждого человека и каждой семьи. Школа - главное связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Ее задача - вместе с родителями воспитать человека «как индивидуальность» с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно и достойно проявляющую свое личное «Я».

Помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт человеческого, духовно-нравственного общения между людьми, как наш русский философ Соловьев В.: «Человек в принципе или по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра, как безусловного содержания, все остальное условно и относительно. Добро само по себе ничем не обусловлено, оно все собою обуславливает и через все осуществляется». 

Самое главное - научить человека делать добро и уметь его принимать.

Школа - это одна большая семья, где каждый нужен и дорог.
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Предлагаемая программа воспитательной работы «Ступени роста» составлена на основе концепции воспитательной работы школы, рассчитанной на период до 2021 года,  и построена на основе положений, отражающих общие положения воспитательной системы в российских школах.

Сущность этих положений сводится к следующему:

  • Воспитание направлено на всестороннее развитие ребенка, основой развития младшего школьника является нравственное формирование личности;
  • Формирование личности ребенка происходит в коллективе, жизнь которого строится на основе принципов взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма, самостоятельности и ответственности;
  • Воспитательные воздействия классного руководителя направлены на формирование добра, понимания, сознания и поведения детей в их единстве;
  • Воспитание предполагает включение всех детей в разнообразную, организованную деятельность на основе индивидуальных личностных особенностей учащихся;
  • Построение воспитательной системы класса строится на основе развития сильных качеств личности ребенка, вовлечение его в активную деятельность класса, формирование самостоятельности, самоответственности.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 Основным системообразующим компонентом воспитательной системы является интеграция основного и дополнительного образования с учетом непрерывности, разноуровневости и многопрофильности.

     

 Ценным средством воспитания в школе являются традиции, которые выполняют две важные функции: во-первых, формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школе, надежность и постоянство; во-вторых, придают школе то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других, тем самым сплачивает школьный коллектив и обогащает его жизнь. Гуманистическая педагогика, принципов которой придерживаются педагоги школы, и современная школа способствуют созданию развивающей среды, которая помогает выявлению и развитию потенциала каждой личности при условии отсутствия насилия и принуждения. Создание индивидуальных, привлекательных для детей маршрутов развития, превращение детских коллективов в средство гармоничного развития, воспитание личности – это сегодняшний путь социализации детей и подростков, развития общественных и межличностных отношений.  

Программа воспитательной работы «Ступеньки роста» рассчитана на 4 года и  призвана заложить основу воспитательной работы с учащимися, опираясь на концепцию воспитательной работы школы.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа составлена с учетом основных нормативно-правовых документов, реализующих программу обучения, воспитания и развития учащихся начальных классов:

  • Закон РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №32266-1 в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ);
  • «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжения правительства РФ от 29.12.2001 г. № 175-Р, приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. № 393);
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ  на 2006-2010 годы»;
  • Государственная программа развития воспитания детей в РФ на период до 2010 г., программа «Столичное образование-4»;
  • Труды Л.И. Новиковой, посвященные «Cистемообразующим видам деятельности»; Л.В. Байбородовой, В.А. Караковского «Критерии оценки воспитательной деятельности»; В.П. Сергеевой «Технология деятельности классного руководителя»; Н.Л. Селивановой «Соотношение целостного общего видения системы с развитием ее отдельных частей», О.С. Газмана «Педагогическая поддержка», М.И. Рожкова «Социально-педагогическое сопровождение школьников».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основной целью программы является: создание условий для становления здоровой нравственно и физически личности учащегося с максимально развитыми интеллектуальными и культурно-эстетическими способностями, формирование личности, способной к самореализации, самопрезентации,  стремящуюся к самопознанию и саморазвитию.

Руководствуясь основной целью программы, классный руководитель определяет ряд задач:

  1. Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;
  2. Развивать общественную активность учащихся, воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости:
  3. Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.
  4. Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
  5. Прививать нормы человеческой морали, этического поведения, уважительного отношения к членам ученического коллектива и общества в целом.

Системообразующим компонентом воспитательной деятельности является гражданско – патриотическое и духовно-нравственное развитие, которое выступает основанием для реализации цели и задач воспитания. Для каждого года обучения и личностного роста ребенка определены посильные цели, отражающие будущую деятельность учащихся, это обеспечивает единый уровень образования, особенно в степени формирования основных качеств личности. Но прежде всего, ориентиром в планировании воспитательной деятельности с учащимися, является образ выпускника начальной школы.

Образ выпускника 1 ступени 4 класса начальной школы:

  • имеет широкий познавательный интерес, любознателен, владеет мыслительными операциями;
  • способен к установлению устойчивых взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, проявляет сочувствие, может поделиться с другими, оказать помощь;
  • наделен чувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и большой Родине;
  • умеет замечать и приумножать красивое в искусстве, природе;
  • следит за своей внешностью, занимается физическими упражнениями.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 этап – 2017-2018гг. – проектный, организация диагностической деятельности с учащимися и классом в целом, разработка основных направлений работы с ученическим коллективом.

2 этап – 2018-2019 гг. – поиск эффектных форм, методов и средств организации процесса воспитания.

3 этап – 2019-2020 гг. –  экспериментальный, обобщающий, проведение мониторинга удовлетворенности жизнедеятельности класса по намеченной программе учениками, родителями и классным руководителем.

4 этап – 2020-2021 гг. – коррекция и обновление содержания, направлений воспитательной деятельности.

Для успешного решения вопросов воспитания необходимо активное взаимодействие всех участников педагогического процесса в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

Данное взаимодействие направлено на социально-педагогическое сопровождение школьников, на развитие основных понятий, возникающих в различных жизненных ситуациях, и обеспечение  саморазвития  ученика на основе рефлексии происходящего.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В программе воспитательной работы выделены основные направления, по которым строится вся воспитательная работа:

  • Гражданско – патриотическое;
  • Нравственно – эстетическое;
  • Спортивно-оздоровительное;
  • Трудовое;
  • Работа с родителями.

В каждом направлении определены основные задачи, на решение которых направлены оптимальные формы и методы проведения классных часов, внеклассных мероприятий.

Гражданско – патриотическое:        

  • Формировать  гражданскую и правовую грамотности личности, активную жизненную позицию;
  • Воспитывать  гордость за свою семью, за свое Отечество и ответственность за судьбу своей страны;
  • Формировать  уважительное отношение к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;
  • Формировать гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками своих товарищей, людей.

Нравственно – эстетическое:

  • Формировать у  учащихся нравственные знания, умения и навыки совершения нравственно оправданных поступков;
  • Знакомить учащихся с нормами этики и формировать навыки применения данных норм на практике;
  • Изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
  • Воспитывать у ребят чувства толерантности и эмпатии;

Спортивно-оздоровительное:

  • Знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
  • Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
  • Развивать волевые качества учащихся, направленные на преодоление трудностей в достижении спортивных результатов;
  • Способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.

           Трудовое:

  • Развивать навыки самообслуживания у младших школьников;
  • Воспитывать бережное отношение к труду других, трудолюбие в повседневной жизни;
  • Прививать любовь к чистоте, бережное отношение к имуществу, аккуратности во внешнем виде и порядку в вещах;
  • Формировать культуру труда.

Работа с родителями:

  • Создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
  • Позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей',
  • Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
  • Создавать условия для духовного общения детей и родителей;
  • Создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Основные формы воспитательной работы по вышеизложенным направлениям могут быть следующие:

  • классные часы,
  • экскурсии,
  • ролевые игры,
  • конкурсы,
  • походы,
  • родительские собрания,
  • индивидуальные консультации с детьми и родителями,
  • тематические классные собрания,
  • психологические тренинги,
  • дискуссии и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«СТУПЕНЬКИ РОСТА»

Исходя из основной цели программы, ставятся задачи воспитательной работы на каждом этапе и определяется содержание воспитательной работы.

На 2017-2018 учебный год (1 класс):

  • Способствовать формированию сплоченного коллектива.
  • Создать  условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
  • Способствовать формированию культуры общения и построения межличностных отношений.
  • Развивать познавательную активность, положительную учебную мотивацию.
  • Развивать наблюдательность, речь.
  • Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
  • Воспитывать юного гражданина через изучение на классных часах своей семьи, своего города, страны.

Содержание воспитательной работы

1- й класс

Направление

Мероприятие, тема

Цели, задачи

Сентябрь

Гражданско -патриотическое

Классный час «Великие Победы русского народа»

Рассказать о значении слов «Победа», «русский народ»,знакомить со школой

Нравственно-эстетическое

Час общения «Я и мой класс»

Познакомить детей друг с другом и дать возможность рассказать о своих интересах

Нравственно-эстетическое

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Познакомить учащихся с основными нравственными понятиями

Работа с родителями

Родительское собрание

«Итоги первого месяца в школе»

Познакомить родителей с первыми результатами, с уставом школы и общешкольными требованиями.

Спортивно-оздоровительное

Проведение соревнования

«Веселые старты»

Способствовать развитию двигательной активности школьников, сплоченности коллектива

Октябрь

Спортивно-оздоровительное

Тематический классный час

« Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

Провести работу по формированию позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за его сохранение и укрепление

Нравственно-эстетическое

Игровая викторина

«В поисках клада»

Развивать познавательный интерес, желание интеллектуальной деятельности

Час общения «Добрые слова о моей игрушке»

Дать возможность вспомнить о любимой игрушке; воспитывать умение общаться, быть искренним и честным

Классный час «Как надо вести себя в школе»

Познакомить детей с общепринятыми правилами поведения во время приема пищи; развивать желание поступать сообразно этим правилам

Ноябрь

Спортивно-оздоровительное

«Папа, мама, я – спортивная семья»

Способствовать сближению всех членов семей; формировать положительное отношение к спорту

Нравственно-эстетическое

Информационный классный час

«Как читать книгу»

Развивать познавательный интерес, активность учащихся

Гражданско -патриотическое

Информационный классный час «В единстве – сила»

Познакомить детей с основными историческими фактами.

Нравственно-эстетическое

Классный час «Хорошие и плохие поступки»

Формировать у детей ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения

Декабрь

Спортивно-оздоровительное

Классный час «Режим дня и спорт»

Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

Нравственно-эстетическое

«Праздник чисел первого десятка»

Способствовать сохранению любопытства и формированию познавательного интереса; заинтересованность детей в продолжение обучения

Трудовое

Игра- практикум «Наведи порядок в доме»

Формировать у детей трудовую культуру; привитие любви к чистоте и порядку.

Нравственно-эстетическое

Зимнее развлечение конкурс «Снеговики-друзья»

Развивать интерес к внеклассной деятельности

Работа с родителями

Родительское собрание «Как помочь ребенку стать внимательным»

Познакомить родительский коллектив с трудностями по развитию внимания

Январь

Спортивно-оздоровительное

Познавательная беседа – практикум «Если хочешь быть здоров…»

Познакомить детей с опытом по сохранению физического и психического здоровья

Гражданско -патриотическое

Информационный классный час «История моей семьи»

Развивать любознательность у детей, познавательную активность

Нравственно-эстетическое

Классный час

 «Как вести себя и работать в библиотеке»

Познакомить с традициями школьной библиотеки; способствовать к приобщению к чтению

Февраль

Спортивно-оздоровительное

Конкурс рисунков «Спорт в моей семье»

Способствовать формированию собственной Я – позиции обучающихся к проблеме сохранения здоровья

Нравственно-эстетическое

«В мире русской народной мудрости» путешествие по русским народным сказкам

Формировать интеллектуальную культуру и умение мыслить

Гражданско -патриотическое

«Рыцарский турнир» - праздник ко Дню Защитника Отечества

Формировать познавательный интерес, воспитывать коммуникативные умения в ходе досуговой деятельности

Март

Спортивно-оздоровительное

Психологический классный час «Тренировка памяти»

Продемонстрировать значимость развития памяти

Нравственно-эстетическое

Викторина по сказкам

Формировать познавательный интерес; воспитывать коммуникативные умения

Работа с родителями

Диагностика

Тест для родителей «Я родитель – я приятель»

Диагностика по выявлению модели построения отношений в семьях

Гражданско -патриотическое

«А ну-ка девочки» - к празднику 8 Марта

Воспитывать культуру общения; учить использовать полученные знания

Апрель

Спортивно-оздоровительное

Работа с родителями

Семейная спортивная спартакиада

Развивать интерес к спорту, понимание значимости спорта в жизни человека, воспитывать у детей и родителей интерес к совместной деятельности

Гражданско -патриотическое

Классный час «Первый человек в космосе»

Способствовать продвижению в интеллектуальном развитии и формирование познавательного интереса, а также привитие гордости за родную страну.

Нравственно-эстетическое

Классный час «Что значит быть ответственным»

Учить отвечать за свои поступки

Нравственно-эстетическое

Экскурсия в природу по теме «Тучкины штучки»

Развивать наблюдательность, фантазии; умение находить прекрасное вокруг себя; общаться между собой в процессе наблюдения

Май

Спортивно-оздоровительное

Классный час «Гигиена и ее значение»

Рассказать о значении гигиены в жизни человека; формировать культуру сохранения здоровья

Гражданско -патриотическое

Урок мужества «Этот день Победы»

Познакомить детей с историческими событиями, оставившими след в истории всего мира

Нравственно-эстетическое

Праздник «Здравствуй, Лето!»

Развивать интерес к внеклассной деятельности, дать возможность детям проявить себя

Работа с родителями

Родительское собрание «Итоги прошедшего учебного года»

Подвести итог работы родителей, учеников за год

На 2018-2019 учебный год (2  класс):

  • Способствовать формированию сплоченного коллектива.
  • Создать  условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
  • Способствовать формированию культуры общения и построения межличностных отношений.
  • Развивать познавательную активность, положительную учебную мотивацию.
  • Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
  • Воспитывать юного гражданина через изучение на классных часах своей семьи, своего города, страны.

Содержание воспитательной работы

2 - ой класс

Направление

Мероприятие, тема

Цели, задачи

Сентябрь

Нравственно-эстетическое

Классный час «Зачем мы ходим в школу»

Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития

Диагностика

Социометрия в ходе ролевой игры «Путешествие на необитаемый остров»

Определить проблемы в общении детей и организовать коррекционную работу

Нравственно-эстетическое

Этическая беседа – практикум «Вы сказали, здравствуйте»

Учить детей быть вежливыми с окружающими

Нравственно-эстетическое

Поэтическая тетрадь «Здравствуй, осень, золотая!»

Использовать досуговую деятельность для развития эстетических понятий

Октябрь

Спортивно-оздоровительное

«Осенняя спартакиада»

Способствовать приобщению детей к занятиям спортом

Нравственно-эстетическое

Брейн –ринг по сказкам

Развивать кругозор и любознательность

Игра «От улыбки солнечной одной»

Учить приемам преодоления проблем в общении; способствовать сплочению классного коллектива

Классный час «О лени и лентяях»

Обсудить проблему человеческой лени и сделать выводы о том, как можно преодолеть собственную лень

Работа с родителями

Родительское  собрание

 «Каким быть второкласснику и как его воспитывать»

Познакомить родителей с объектом домашнего задания; помочь организовать внешкольную деятельность без вреда для здоровья

Ноябрь

Нравственно-эстетическое

Классный час «Откуда берутся грязнули?»

Формировать у обучающихся культуру сохранения здоровья через соблюдение правил гигиены

Трудовое

Уход за комнатными растениями

Формировать ценностную ориентацию; привитие трудолюбия

Гражданско -патриотическое

Семейный праздник «Род, родные, Родина»

Использовать досуговую деятельность для сближения детского и родительского коллектива; привитие любви к Родине

Нравственно-эстетическое

«Путешествие в страну Мультфильмию»

(игра-путешествие)

Развивать интерес и любознательность, интеллектуальные умения учеников; воспитывать инициативность, активность

Работа с родителями

Родительское собрание «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»

На основе анкет и наблюдений определить уровень агрессии детей; помочь родителям выявить причины агрессии и найти способы ее преодоления

Декабрь

Спортивно-оздоровительное

Конкурс рисунков «Зимние виды спорта»

Формировать положительное отношение к спорту

Нравственно-эстетическое

Час общения «О чем я мечтаю»

Развивать коммуникативные умения; воспитывать доброжелательность; стимулировать желание делать добро

Нравственно-эстетическое

Новогодний карнавал

Способствовать сближению классного коллектива во внеурочное время

Трудовое

Мастерская Деда Мороза

«Конкурс на лучшую игрушку»

Вызвать интерес к совместной деятельности детей и родителей; развитие трудовых навыков

Работа с родителями

Родительское собрание «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»

На основе анкет и наблюдений определить уровень агрессии детей; помочь родителям выявить причины агрессии и найти способы ее преодоления

Январь

Спортивно-оздоровительное

Игра- соревнование

«Взятие снежной крепости»

Способствовать приобщению детей к занятиям спортом

Нравственно-эстетическое

«Путешествие эрудитов»

Развивать кругозор и любознательность

Нравственно-эстетическое

Диагностика

«Наш класс на перемене»

Обсудить поведение класса на перемене; выслушать мнение детей и принять решение о поведении класса в целом

Нравственно-эстетическое

«Об обидах и причинах обид»

Формировать у детей ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения

Февраль

Трудовое

Классный час

«Порядок в портфеле школьника»

Подвести детей к выводу о необходимости соблюдения порядка и личной организованности

Нравственно-эстетическое

Урок вежливости

Учить детей вежливости; развивать коммуникативные умения

Гражданско -патриотическое

«Защита Родины – дело каждого»

Формировать нравственные качества: любовь к Родине

Гражданско -патриотическое

«А ну-ка, мальчики» - сила нации

Развивать интерес к внеклассной деятельности

Март

Нравственно-эстетическое

«Праздник Масленицы»

Формировать позицию признания ценности здоровья

Нравственно-эстетическое

Классный час «Как чудесен этот мир, посмотри»

Совершенствовать коммуникативные умения; учить выражать свои мысли и чувства

Нравственно-эстетическое

«Эгоисты. Кто они?»

Рассмотреть причины человеческого эгоизма; формировать ценностную ориентацию

Нравственно-эстетическое

«Праздник бабушек и мам»

Учить детей делать праздник для родных и близких

Работа с родителями

Родительское собрание «Взаимоотношения в семье»

Рассмотреть проблемы взаимоотношений в семье; поиск решений этих проблем

Апрель

Спортивно-оздоровительное

«Зов джунглей» спортивный праздник

Развивать кругозор и познавательную активность

Гражданско -патриотическое

«Звездное путешествие» - игра ко Дню Космонавтики

Развивать кругозор и познавательную активность; прививать чувства патриотизма

Нравственно-эстетическое

«С днем юмора – 1 апреля»

Формировать культуру общения

Нравственно-эстетическое»

«Подари другому радость»

Учить детей думать о других, прислушиваться к их мнению

Май

Нравственно-эстетическое

Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»

Способствовать сохранению любознательности; заинтересовать детей продолжением обучения

Нравственно-эстетическое

Конференция «По страницам любимых сказок»

Развивать коммуникативные умения

Гражданско -патриотическое

Вечер памяти, посвященный Дню Победы

Знакомить с общечеловеческими ценностями через исторические события

Трудовое

Уборка класса

Дать возможность детям проявить свои трудовые и организаторские навыки

Работа с родителями

Итоговое родительское собрание на тему: «Поощрения и наказания в семье»

Подвести итоги работы за год; наметить план работы на лето

На 2019-2020 учебный год (3  класс):

  • Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;
  • Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
  • Развивать общественную активность учащихся, воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости:
  • Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.

Содержание воспитательной работы

3 - ий класс

Направление

Мероприятие, тема

Цели, задачи

Сентябрь

Спортивно-оздоровительное

Классный час «Личная безопасность. Меры безопасного поведения во время подвижных игр. Соблюдение ПДД»

Формировать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

Нравственно-эстетическое

Познавательная игра- конкурс «Эти удивительные растения»

Развивать кругозор и любознательность учеников

Нравственно-эстетическое

Диагностика

Диагностическая методика «Лесная школа»

Выяснить представления детей о воспитательном процессе – что мы хотим в новом году

Гражданско -патриотическое

«Символы моей Родины»

Помочь детям понять, что все они граждане России; формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого

Работа

 с родителями

Собрание «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так  дорого, как вежливость»

Определить роль семьи в воспитании вежливости

Октябрь

Спортивно-оздоровительное

«Мы и наше здоровье» - с элементами диагностики

Формировать культуру сохранения и совершенствования здоровья

Нравственно-эстетическое

Игра «Умники и умницы» (внеклассное мероприятие по русскому языку)

Развивать способности; создать условия для проявления своих интеллектуальных знаний

Диагностика

Диагностическая методика «Круги на воде»

Изучить положение отдельных учащихся и всего класса в целом детском коллективе

Трудовое

Уборка пришкольного участка

Формировать навыки трудовой деятельности

Работа

 с родителями

Собрание «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так  дорого, как вежливость»

Определить роль семьи в воспитании вежливости

Ноябрь

Спортивно-оздоровительное

Классный час «Мы есть то, что мы едим»

Продемонстрировать детям значимость правильного питания

Нравственно-эстетическое

«Мы в ответе за тех, кого приучили» (познавательно-развлекательная игра)

Развивать умение мыслить; проявлять свои интеллектуальные умения и творческие способности

Нравственно-эстетическое

Классное собрание «Традиции нашего класса»

Вспомнить сформировавшиеся традиции; осудить возможные пути развития традиций класса

Нравственно-эстетическое

«Правда и ложь – какие они?»

Воспитывать у детей негативное отношение ко лжи

Декабрь

Спортивно-оздоровительное

Беседа «Меры безопасности поведения на водоемах покрытых льдом. Способы «Самоспасения»

Учить детей бережно относиться к своему здоровью

Нравственно-эстетическое

Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные животные»

Развивать познавательную активность, кругозор и любознательность учеников

Трудовое

Изготовление новогодних подарков своими руками

Воспитывать трудолюбие и показать ценность любого подарка

Нравственно-эстетическое

«Новогодний карнавал»

Способствовать сближению, сплочению детского коллектива

Работа

 с родителями

Родительское собрание «Семейные праздники и их значение для ребенка»

Рассмотреть проблемы общения детей и взрослых и пути их преодоления через организацию семейных праздников

Январь

Спортивно-оздоровительное

«Святки – праздник народных игр»

Развивать интерес к игре как источнику здоровья

Нравственно-эстетическое

«Что? Где? Когда?»

(игра-викторина)

Развивать познавательный интерес; желание интеллектуальной деятельности; воспитывать умение работать сообща

Нравственно-эстетическое

Классный час – круговая беседа «Я чувствую себя счастливым, когда…»

Учить находить радости в повседневной жизни; воспитывать коммуникативные умения учеников

Нравственно-эстетическое

«Что значит в жизни похвала» (беседа)

Развивать умение вести рассуждение, формировать умение аргументировать свою точку зрения.

Февраль

Нравственно-эстетическое

Диагностика

Психологический классный час «Тренировка памяти»

Формировать у детей понятие о памяти, как о ступеньке на пути к здоровому образу жизни

Нравственно-эстетическое

«Путешествие в страну рифмы» (игра)

Создать условия для продвижения детей в интеллектуальном развитии

Нравственно-эстетическое

Классный час «Считаете ли себя культурным человеком»

Развивать коммуникативные умения; формировать культуру общения

Гражданско -патриотическое

«Рыцарский турнир»

Воспитывать интерес к совместной деятельности

Март

Трудовое

«У кого в порядке книжки и тетрадки?»

(ремонт книг, учебников)

Формировать у учеников позицию бережного отношения к вещам

Нравственно-эстетическое

«В клубе знатоков» «Конкурсная программа»

Развивать познавательный интерес; желание интеллектуальной деятельности

Нравственно-эстетическое

Беседа «Об обидах и причинах обид»

Формировать у учеников ценностную ориентацию; способность формулировать нравственные суждения

Работа

 с родителями

Родительское собрание «Как развивать память ребенка»

Познакомить с результатами тестирования; с элементарными приемами по развитию памяти

Апрель

Спортивно-оздоровительное

«Весенний марафон»

Приобщать детей к спорту

Нравственно-эстетическое

«В мире очевидного и невероятного»

КВН

Развивать познавательный интерес; учить использовать полученные знания

Нравственно-эстетическое

Круговая беседа – представление «Я и мои таланты»

Развивать коммуникативные навыки; воспитывать самоуважение и уважение друг к другу

Нравственно-эстетическое

«Спешите делать добро» (беседа)

Воспитывать доброжелательность, инициативность, активность

Май

Спортивно-оздоровительное

Беседа «Домашняя аптечка»

Познакомить с правилами хранения лекарственных препаратов и обращения с ними

Нравственно-эстетическое

Игра – викторина «В мире интересного»

Формировать познавательный интерес ,воспитывать коммуникативные умения

Нравственно-эстетическое

Беседа «Письмо другу»

Учить детей общаться друг с другом посредством писем

Нравственно-эстетическое

Праздник «Лето в гости к нам идет»

Поздравить летних именинников; способствовать развитию творческой активности

Работа

 с родителями

Родительское собрание «Телевизор в жизни школьника»

Обратить внимание на достоинства и недостатки обращения ребенка с телевизором; определить наименования и количество передач для просмотра детьми

На 2020-2021 учебный год (4 класс):

  • Использовать различные формы работы патриотической направленности для воспитания гражданского чувства школьников: уважение к своему народу, привязанность, тягу к месту своего рождения, формирование гражданской позиции учеников: «Я – Россиянин, Я – москвич»; развития познавательных интересов, потребностей в изучении культурно – исторических традиций своего  города;
  • Формировать физически здоровую личность через: участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы и класса, подвижные игры на свежем воздухе, экскурсии, походы выходного дня, проведение физминуток и индивидуальные беседы с детьми о здоровье;
  • Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность;
  • Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
  • Прививать нормы человеческой морали, этического поведения, уважительного отношения к членам ученического коллектива и общества в целом.

Содержание воспитательной работы

4 – ый  класс

Направление

Мероприятие. Тема

Цели, задачи

Спортивно-оздоровительное

Осенний марафон – соревнования по бегу

Привить любовь к спорту

Гражданско -патриотическое

А.Невский – символ нации

Развивать познавательный интерес и чувство патриотизма

Нравственно-эстетическое

«Праздник дружбы»

Развивать коммуникативные навыки; формировать культуру общения

Нравственно-эстетическое

Классный час «Мудрые заповеди предков»

Формировать нравственную культуру мировоспитания

Октябрь

Спортивно-оздоровительное

Классный час «Олимпийские надежды нашего класса»

Формиро1вать позитивное отношение к спорту как к ступеньке на пути к здоровью

Нравственно-эстетическое

Классное собрание «Наши читательские умения»

Изучить результативность читательских умений учеников; обсудить читательские достижения; определить  возможные пути преодоления трудностей

Гражданско -патриотическое

Классный час «Город, в котором мы живем»

Формирование чувства патриотизма и гордости за свой город

Нравственно-эстетическое

Час общения «Мир моих увлечений»

Дать возможность детям рассказать о своих увлечениях; воспитывать взаимоуважение

Работа

 с родителями

Родительское собрание «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка»

Ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей

Ноябрь

Гражданско -патриотическое

4 ноября – день примирения и согласия

Прививать любовь к  культуре и традициям народа

Нравственно-эстетическое

Диагностика

Диагностическая методика «Портретная  галерея  нашего класса»

Выявить самооценку учеников; роль каждого в жизни класса

Нравственно-эстетическое

Беседа «Друг в моей жизни»

Развивать умение вести рассуждения; формировать нравственные качества: умение дружить,беречь дружбу

Нравственно-эстетическое

Экскурсия в природу

Познакомить с родной природой

Декабрь

Нравственно-эстетическое

Информационный классный час «Чем живет планета Земля»

Познакомить с новостями и интересными фактами из газет и журналов; развивать любознательность

Нравственно-эстетическое

Беседа «Как не стать жертвой преступления»

Обсудить с учениками проблему личной безопасности; развивать умение делать выводы

Гражданско -патриотическое

«Битва под Москвой – решающее сражение»

Формирование чувства патриотизма и гордости за свой город

Нравственно-эстетическое

Новогодние конкурсы»

Привить интерес к игровой деятельности как средству общения

Работа

 с родителями

Родительское собрание «Наши трудные дети»

Обсудить проблемы воспитания в семье и поиск решения этих проблем

Январь

Нравственно-эстетическое

«В мире спорта – детские соревнования» игра – викторина

Формировать интеллектуальную культуру обучающихся

Нравственно-эстетическое

Классный час «Я люблю, ты любишь, мы любим»

Обсудить с учениками значение любви в жизни человека

Гражданско -патриотическое

Беседа «Чем и кем славно мое село?»

Воспитывать у детей положительные качества характера на примере интересных людей

Февраль

Спортивно-оздоровительное

Спортивный праздник, посвященный дню защитника Отечества

Приобщить детей к здоровому образу жизни

Нравственно-эстетическое

Информационный классный час «Интересные факты из газет и журналов об экологии»

Развивать кругозор и любознательность

Нравственно-эстетическое

Классный час «Наш класс в жизни школы»

Обсудить с учениками значение класса в жизни школы; подготовить детей к переходу на среднюю ступень обучения

Нравственно-эстетическое

Классный час «Что значит быть счастливым»

Обсудить с детьми проблему счастья; учить доверять друг другу

Март

Нравственно-эстетическое

Диагностика

Психологический классный час «Тренировка памяти и внимания»

Стимулировать познавательную деятельность; желание запомнить больше и лучше

Нравственно-эстетическое

«Что за прелесть эти сказки!» (литературное лото)

Развивать познавательную активность

Нравственно-эстетическое

Праздник «Я песню милой маме пою»

Воспитывать умение делать праздник близким людям

Работа

 с родителями

Родительское собрание «Вредные привычки – профилактика»

Информировать родителей о системе профилактики вредных привычек

Апрель

Трудовое

Уход за растениями класса. Посадка семян растений.

Прививать трудолюбие

Нравственно-эстетическое

Час общения «Мы выпускники начальной школы»

Учить детей общаться друг с другом, развивать чувство ответственности

Нравственно-эстетическое

Читательская конференция «Будь человеком»  (по произведениям русских писателей)

Совместно с учениками прочитать и обсудить произведения о ценности человека

Май

Гражданско -патриотическое

Викторина - путешествие «Мы крутим глобус»

Формировать познавательный интерес к зарубежным странам и их культуре

Нравственно-эстетическое

«Кем я хочу быть?» - презентация о профессиях своей мечты

Обсудить с детьми их планы на будущее

Гражданско -патриотическое

Беседа «Поклонимся великим тем годам»

Формировать у детей осознание нравственного опыта прошлого через исторические события

Нравственно-эстетическое

Праздник «Прощание с начальной школой

Способствовать сближению детского коллективов

Работа

 с родителями

Итоговое родительское собрание «Школа – до свидания. Школа – здравствуй»

Подведение итогов развития коллектива учащихся и обсуждение создания условий для дальнейшего совершенствования

ДИАГНОСТИКА УСПЕШНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ «СТУПЕНЬКИ РОСТА»

Для выявления результатов нами используются диагностические методики следующих авторов:

  • Н.Е. Щуркова «Классное руководство: рабочие диагностики» - М. Педагогическое общество России. 2002 .
  • Методика изучения мотивационной сферы учащихся – Смоленск, 1998 г.
  • Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников.- М.: ЦГЛ.- 2006.
  • Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. Творческий центр «Сфера», М. 1998 г.
  • Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе.- М.: АПКиПРО, 2005.
  • Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы.- М.: ЦГЛ, 2004.
  • Сергеева В.П. Дневник классного руководителя.- М.: ЦГЛ, 2004.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1 -4 классы – М. «Вако», 2005г.
  2. Инсценированные классные часы в начальной школе. Издательство «Учитель» 2006г.
  3. Классные часы. Издательство «Учитель» 2014г.
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. Творческий центр «Сфера», М. 1998 г.
  5. Рожков Н.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М. ГИЦ Владос. 2001.
  6. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Ступени общения. ИНТОР, М. 1996 г.
  7. Спутник классного руководителя. М., Педагогический поиск, 2002г.
  8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Праздники в начальной школе. 1-4 классы. – М АСТ, 2003г.
  9. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Сценарии школьных праздников: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности РОСТ. 1, 2, 3, классы.

Материал содержит программы и почасовое планирование курса внеурочной деятельности РОСТ в начальных классах....

Создание условий для социальной адаптации первоклассников через реализацию программы внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество»

Статья посвящена вопросам организации внеурочной деятельности в начальной школе на примере МБОУ «СОШ №43» г. Нижневартовска. Особое внимание в работе акцентируется  на создание условий для социал...

Программа интегрированных занятий "РОСТ"

Цель Программы - развитие полноценной речевой деятельности обучающихся в совокупности с развитием высших психических функций, повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий педагога-психолог...

Программа воспитательной работы в начальной школе "Ступеньки роста".

Программа воспитательной работы в начальной школе "Ступеньки роста"....

Программа воспитательной работы "Ступеньки роста"

Программа содержит основные разделы воспитательной работы и план мероприятий....

Программа внеурочной деятельности "Рост"

Программа внеурочной деятельности "Рост"...

"Воспитательная система "РОСТ"

Цель:создание условий для развития духовно-нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации с активной гражданской позицией в единстве семьи и школы....