ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "СТУПЕНЬКИ РОСТА"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании Утверждена
педагогического совета Директор школы:__________ Т.В. Меринова
Протокол №_____ от________2017 г. Приказ №____ от _________2017г.
Программа воспитательной работы
«Ступеньки роста»
1-4 класс
Ткач Екатерина Владимировна,
учитель начальных классов
2017 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема человека, его духовно-нравственного мира - одна из главных проблем, которые сегодня стоят перед родителями, классными руководителями и учителями. Перестраивается наше общество, переходит от социализма к капитализму и переживает тяжелые времена в экономике и политике, в жизни каждого человека и каждой семьи. Школа - главное связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Ее задача - вместе с родителями воспитать человека «как индивидуальность» с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно и достойно проявляющую свое личное «Я».
Помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт человеческого, духовно-нравственного общения между людьми, как наш русский философ Соловьев В.: «Человек в принципе или по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра, как безусловного содержания, все остальное условно и относительно. Добро само по себе ничем не обусловлено, оно все собою обуславливает и через все осуществляется».
Самое главное - научить человека делать добро и уметь его принимать.
Школа - это одна большая семья, где каждый нужен и дорог.
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Предлагаемая программа воспитательной работы «Ступени роста» составлена на основе концепции воспитательной работы школы, рассчитанной на период до 2021 года, и построена на основе положений, отражающих общие положения воспитательной системы в российских школах.
Сущность этих положений сводится к следующему:
- Воспитание направлено на всестороннее развитие ребенка, основой развития младшего школьника является нравственное формирование личности;
- Формирование личности ребенка происходит в коллективе, жизнь которого строится на основе принципов взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма, самостоятельности и ответственности;
- Воспитательные воздействия классного руководителя направлены на формирование добра, понимания, сознания и поведения детей в их единстве;
- Воспитание предполагает включение всех детей в разнообразную, организованную деятельность на основе индивидуальных личностных особенностей учащихся;
- Построение воспитательной системы класса строится на основе развития сильных качеств личности ребенка, вовлечение его в активную деятельность класса, формирование самостоятельности, самоответственности.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Основным системообразующим компонентом воспитательной системы является интеграция основного и дополнительного образования с учетом непрерывности, разноуровневости и многопрофильности.
Ценным средством воспитания в школе являются традиции, которые выполняют две важные функции: во-первых, формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школе, надежность и постоянство; во-вторых, придают школе то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других, тем самым сплачивает школьный коллектив и обогащает его жизнь. Гуманистическая педагогика, принципов которой придерживаются педагоги школы, и современная школа способствуют созданию развивающей среды, которая помогает выявлению и развитию потенциала каждой личности при условии отсутствия насилия и принуждения. Создание индивидуальных, привлекательных для детей маршрутов развития, превращение детских коллективов в средство гармоничного развития, воспитание личности – это сегодняшний путь социализации детей и подростков, развития общественных и межличностных отношений.
Программа воспитательной работы «Ступеньки роста» рассчитана на 4 года и призвана заложить основу воспитательной работы с учащимися, опираясь на концепцию воспитательной работы школы.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа составлена с учетом основных нормативно-правовых документов, реализующих программу обучения, воспитания и развития учащихся начальных классов:
- Закон РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №32266-1 в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ);
- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжения правительства РФ от 29.12.2001 г. № 175-Р, приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. № 393);
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»;
- Государственная программа развития воспитания детей в РФ на период до 2010 г., программа «Столичное образование-4»;
- Труды Л.И. Новиковой, посвященные «Cистемообразующим видам деятельности»; Л.В. Байбородовой, В.А. Караковского «Критерии оценки воспитательной деятельности»; В.П. Сергеевой «Технология деятельности классного руководителя»; Н.Л. Селивановой «Соотношение целостного общего видения системы с развитием ее отдельных частей», О.С. Газмана «Педагогическая поддержка», М.И. Рожкова «Социально-педагогическое сопровождение школьников».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью программы является: создание условий для становления здоровой нравственно и физически личности учащегося с максимально развитыми интеллектуальными и культурно-эстетическими способностями, формирование личности, способной к самореализации, самопрезентации, стремящуюся к самопознанию и саморазвитию.
Руководствуясь основной целью программы, классный руководитель определяет ряд задач:
- Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;
- Развивать общественную активность учащихся, воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости:
- Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.
- Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
- Прививать нормы человеческой морали, этического поведения, уважительного отношения к членам ученического коллектива и общества в целом.
Системообразующим компонентом воспитательной деятельности является гражданско – патриотическое и духовно-нравственное развитие, которое выступает основанием для реализации цели и задач воспитания. Для каждого года обучения и личностного роста ребенка определены посильные цели, отражающие будущую деятельность учащихся, это обеспечивает единый уровень образования, особенно в степени формирования основных качеств личности. Но прежде всего, ориентиром в планировании воспитательной деятельности с учащимися, является образ выпускника начальной школы.
Образ выпускника 1 ступени 4 класса начальной школы:
- имеет широкий познавательный интерес, любознателен, владеет мыслительными операциями;
- способен к установлению устойчивых взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, проявляет сочувствие, может поделиться с другими, оказать помощь;
- наделен чувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и большой Родине;
- умеет замечать и приумножать красивое в искусстве, природе;
- следит за своей внешностью, занимается физическими упражнениями.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 этап – 2017-2018гг. – проектный, организация диагностической деятельности с учащимися и классом в целом, разработка основных направлений работы с ученическим коллективом.
2 этап – 2018-2019 гг. – поиск эффектных форм, методов и средств организации процесса воспитания.
3 этап – 2019-2020 гг. – экспериментальный, обобщающий, проведение мониторинга удовлетворенности жизнедеятельности класса по намеченной программе учениками, родителями и классным руководителем.
4 этап – 2020-2021 гг. – коррекция и обновление содержания, направлений воспитательной деятельности.
Для успешного решения вопросов воспитания необходимо активное взаимодействие всех участников педагогического процесса в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.
Данное взаимодействие направлено на социально-педагогическое сопровождение школьников, на развитие основных понятий, возникающих в различных жизненных ситуациях, и обеспечение саморазвития ученика на основе рефлексии происходящего.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В программе воспитательной работы выделены основные направления, по которым строится вся воспитательная работа:
- Гражданско – патриотическое;
- Нравственно – эстетическое;
- Спортивно-оздоровительное;
- Трудовое;
- Работа с родителями.
В каждом направлении определены основные задачи, на решение которых направлены оптимальные формы и методы проведения классных часов, внеклассных мероприятий.
Гражданско – патриотическое:
- Формировать гражданскую и правовую грамотности личности, активную жизненную позицию;
- Воспитывать гордость за свою семью, за свое Отечество и ответственность за судьбу своей страны;
- Формировать уважительное отношение к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;
- Формировать гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками своих товарищей, людей.
Нравственно – эстетическое:
- Формировать у учащихся нравственные знания, умения и навыки совершения нравственно оправданных поступков;
- Знакомить учащихся с нормами этики и формировать навыки применения данных норм на практике;
- Изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
- Воспитывать у ребят чувства толерантности и эмпатии;
Спортивно-оздоровительное:
- Знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
- Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
- Развивать волевые качества учащихся, направленные на преодоление трудностей в достижении спортивных результатов;
- Способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.
Трудовое:
- Развивать навыки самообслуживания у младших школьников;
- Воспитывать бережное отношение к труду других, трудолюбие в повседневной жизни;
- Прививать любовь к чистоте, бережное отношение к имуществу, аккуратности во внешнем виде и порядку в вещах;
- Формировать культуру труда.
Работа с родителями:
- Создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
- Позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей',
- Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
- Создавать условия для духовного общения детей и родителей;
- Создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Основные формы воспитательной работы по вышеизложенным направлениям могут быть следующие:
- классные часы,
- экскурсии,
- ролевые игры,
- конкурсы,
- походы,
- родительские собрания,
- индивидуальные консультации с детьми и родителями,
- тематические классные собрания,
- психологические тренинги,
- дискуссии и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«СТУПЕНЬКИ РОСТА»
Исходя из основной цели программы, ставятся задачи воспитательной работы на каждом этапе и определяется содержание воспитательной работы.
На 2017-2018 учебный год (1 класс):
- Способствовать формированию сплоченного коллектива.
- Создать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- Способствовать формированию культуры общения и построения межличностных отношений.
- Развивать познавательную активность, положительную учебную мотивацию.
- Развивать наблюдательность, речь.
- Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
- Воспитывать юного гражданина через изучение на классных часах своей семьи, своего города, страны.
Содержание воспитательной работы
1- й класс
Направление | Мероприятие, тема | Цели, задачи | |
Сентябрь | |||
Гражданско -патриотическое | Классный час «Великие Победы русского народа» | Рассказать о значении слов «Победа», «русский народ»,знакомить со школой | |
Нравственно-эстетическое | Час общения «Я и мой класс» | Познакомить детей друг с другом и дать возможность рассказать о своих интересах | |
Нравственно-эстетическое | Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? | Познакомить учащихся с основными нравственными понятиями | |
Работа с родителями | Родительское собрание «Итоги первого месяца в школе» | Познакомить родителей с первыми результатами, с уставом школы и общешкольными требованиями. | |
Спортивно-оздоровительное | Проведение соревнования «Веселые старты» | Способствовать развитию двигательной активности школьников, сплоченности коллектива | |
Октябрь | |||
Спортивно-оздоровительное | Тематический классный час « Я здоровье берегу – сам себе я помогу» | Провести работу по формированию позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за его сохранение и укрепление | |
Нравственно-эстетическое | Игровая викторина «В поисках клада» | Развивать познавательный интерес, желание интеллектуальной деятельности | |
Час общения «Добрые слова о моей игрушке» | Дать возможность вспомнить о любимой игрушке; воспитывать умение общаться, быть искренним и честным | ||
Классный час «Как надо вести себя в школе» | Познакомить детей с общепринятыми правилами поведения во время приема пищи; развивать желание поступать сообразно этим правилам | ||
Ноябрь | |||
Спортивно-оздоровительное | «Папа, мама, я – спортивная семья» | Способствовать сближению всех членов семей; формировать положительное отношение к спорту | |
Нравственно-эстетическое | Информационный классный час «Как читать книгу» | Развивать познавательный интерес, активность учащихся | |
Гражданско -патриотическое | Информационный классный час «В единстве – сила» | Познакомить детей с основными историческими фактами. | |
Нравственно-эстетическое | Классный час «Хорошие и плохие поступки» | Формировать у детей ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения | |
Декабрь | |||
Спортивно-оздоровительное | Классный час «Режим дня и спорт» | Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья | |
Нравственно-эстетическое | «Праздник чисел первого десятка» | Способствовать сохранению любопытства и формированию познавательного интереса; заинтересованность детей в продолжение обучения | |
Трудовое | Игра- практикум «Наведи порядок в доме» | Формировать у детей трудовую культуру; привитие любви к чистоте и порядку. | |
Нравственно-эстетическое | Зимнее развлечение конкурс «Снеговики-друзья» | Развивать интерес к внеклассной деятельности | |
Работа с родителями | Родительское собрание «Как помочь ребенку стать внимательным» | Познакомить родительский коллектив с трудностями по развитию внимания | |
Январь | |||
Спортивно-оздоровительное | Познавательная беседа – практикум «Если хочешь быть здоров…» | Познакомить детей с опытом по сохранению физического и психического здоровья | |
Гражданско -патриотическое | Информационный классный час «История моей семьи» | Развивать любознательность у детей, познавательную активность | |
Нравственно-эстетическое | Классный час «Как вести себя и работать в библиотеке» | Познакомить с традициями школьной библиотеки; способствовать к приобщению к чтению | |
Февраль | |||
Спортивно-оздоровительное | Конкурс рисунков «Спорт в моей семье» | Способствовать формированию собственной Я – позиции обучающихся к проблеме сохранения здоровья | |
Нравственно-эстетическое | «В мире русской народной мудрости» путешествие по русским народным сказкам | Формировать интеллектуальную культуру и умение мыслить | |
Гражданско -патриотическое | «Рыцарский турнир» - праздник ко Дню Защитника Отечества | Формировать познавательный интерес, воспитывать коммуникативные умения в ходе досуговой деятельности | |
Март | |||
Спортивно-оздоровительное | Психологический классный час «Тренировка памяти» | Продемонстрировать значимость развития памяти | |
Нравственно-эстетическое | Викторина по сказкам | Формировать познавательный интерес; воспитывать коммуникативные умения | |
Работа с родителями Диагностика | Тест для родителей «Я родитель – я приятель» | Диагностика по выявлению модели построения отношений в семьях | |
Гражданско -патриотическое | «А ну-ка девочки» - к празднику 8 Марта | Воспитывать культуру общения; учить использовать полученные знания | |
Апрель | |||
Спортивно-оздоровительное Работа с родителями | Семейная спортивная спартакиада | Развивать интерес к спорту, понимание значимости спорта в жизни человека, воспитывать у детей и родителей интерес к совместной деятельности | |
Гражданско -патриотическое | Классный час «Первый человек в космосе» | Способствовать продвижению в интеллектуальном развитии и формирование познавательного интереса, а также привитие гордости за родную страну. | |
Нравственно-эстетическое | Классный час «Что значит быть ответственным» | Учить отвечать за свои поступки | |
Нравственно-эстетическое | Экскурсия в природу по теме «Тучкины штучки» | Развивать наблюдательность, фантазии; умение находить прекрасное вокруг себя; общаться между собой в процессе наблюдения | |
Май | |||
Спортивно-оздоровительное | Классный час «Гигиена и ее значение» | Рассказать о значении гигиены в жизни человека; формировать культуру сохранения здоровья | |
Гражданско -патриотическое | Урок мужества «Этот день Победы» | Познакомить детей с историческими событиями, оставившими след в истории всего мира | |
Нравственно-эстетическое | Праздник «Здравствуй, Лето!» | Развивать интерес к внеклассной деятельности, дать возможность детям проявить себя | |
Работа с родителями | Родительское собрание «Итоги прошедшего учебного года» | Подвести итог работы родителей, учеников за год |
На 2018-2019 учебный год (2 класс):
- Способствовать формированию сплоченного коллектива.
- Создать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- Способствовать формированию культуры общения и построения межличностных отношений.
- Развивать познавательную активность, положительную учебную мотивацию.
- Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
- Воспитывать юного гражданина через изучение на классных часах своей семьи, своего города, страны.
Содержание воспитательной работы
2 - ой класс
Направление | Мероприятие, тема | Цели, задачи | ||
Сентябрь | ||||
Нравственно-эстетическое | Классный час «Зачем мы ходим в школу» | Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития | ||
Диагностика | Социометрия в ходе ролевой игры «Путешествие на необитаемый остров» | Определить проблемы в общении детей и организовать коррекционную работу | ||
Нравственно-эстетическое | Этическая беседа – практикум «Вы сказали, здравствуйте» | Учить детей быть вежливыми с окружающими | ||
Нравственно-эстетическое | Поэтическая тетрадь «Здравствуй, осень, золотая!» | Использовать досуговую деятельность для развития эстетических понятий | ||
Октябрь | ||||
Спортивно-оздоровительное | «Осенняя спартакиада» | Способствовать приобщению детей к занятиям спортом | ||
Нравственно-эстетическое | Брейн –ринг по сказкам | Развивать кругозор и любознательность | ||
Игра «От улыбки солнечной одной» | Учить приемам преодоления проблем в общении; способствовать сплочению классного коллектива | |||
Классный час «О лени и лентяях» | Обсудить проблему человеческой лени и сделать выводы о том, как можно преодолеть собственную лень | |||
Работа с родителями | Родительское собрание «Каким быть второкласснику и как его воспитывать» | Познакомить родителей с объектом домашнего задания; помочь организовать внешкольную деятельность без вреда для здоровья | ||
Ноябрь | ||||
Нравственно-эстетическое | Классный час «Откуда берутся грязнули?» | Формировать у обучающихся культуру сохранения здоровья через соблюдение правил гигиены | ||
Трудовое | Уход за комнатными растениями | Формировать ценностную ориентацию; привитие трудолюбия | ||
Гражданско -патриотическое | Семейный праздник «Род, родные, Родина» | Использовать досуговую деятельность для сближения детского и родительского коллектива; привитие любви к Родине | ||
Нравственно-эстетическое | «Путешествие в страну Мультфильмию» (игра-путешествие) | Развивать интерес и любознательность, интеллектуальные умения учеников; воспитывать инициативность, активность | ||
Работа с родителями | Родительское собрание «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии» | На основе анкет и наблюдений определить уровень агрессии детей; помочь родителям выявить причины агрессии и найти способы ее преодоления | ||
Декабрь | ||||
Спортивно-оздоровительное | Конкурс рисунков «Зимние виды спорта» | Формировать положительное отношение к спорту | ||
Нравственно-эстетическое | Час общения «О чем я мечтаю» | Развивать коммуникативные умения; воспитывать доброжелательность; стимулировать желание делать добро | ||
Нравственно-эстетическое | Новогодний карнавал | Способствовать сближению классного коллектива во внеурочное время | ||
Трудовое | Мастерская Деда Мороза «Конкурс на лучшую игрушку» | Вызвать интерес к совместной деятельности детей и родителей; развитие трудовых навыков | ||
Работа с родителями | Родительское собрание «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии» | На основе анкет и наблюдений определить уровень агрессии детей; помочь родителям выявить причины агрессии и найти способы ее преодоления | ||
Январь | ||||
Спортивно-оздоровительное | Игра- соревнование «Взятие снежной крепости» | Способствовать приобщению детей к занятиям спортом | ||
Нравственно-эстетическое | «Путешествие эрудитов» | Развивать кругозор и любознательность | ||
Нравственно-эстетическое Диагностика | «Наш класс на перемене» | Обсудить поведение класса на перемене; выслушать мнение детей и принять решение о поведении класса в целом | ||
Нравственно-эстетическое | «Об обидах и причинах обид» | Формировать у детей ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения | ||
Февраль | ||||
Трудовое | Классный час «Порядок в портфеле школьника» | Подвести детей к выводу о необходимости соблюдения порядка и личной организованности | ||
Нравственно-эстетическое | Урок вежливости | Учить детей вежливости; развивать коммуникативные умения | ||
Гражданско -патриотическое | «Защита Родины – дело каждого» | Формировать нравственные качества: любовь к Родине | ||
Гражданско -патриотическое | «А ну-ка, мальчики» - сила нации | Развивать интерес к внеклассной деятельности | ||
Март | ||||
Нравственно-эстетическое | «Праздник Масленицы» | Формировать позицию признания ценности здоровья | ||
Нравственно-эстетическое | Классный час «Как чудесен этот мир, посмотри» | Совершенствовать коммуникативные умения; учить выражать свои мысли и чувства | ||
Нравственно-эстетическое | «Эгоисты. Кто они?» | Рассмотреть причины человеческого эгоизма; формировать ценностную ориентацию | ||
Нравственно-эстетическое | «Праздник бабушек и мам» | Учить детей делать праздник для родных и близких | ||
Работа с родителями | Родительское собрание «Взаимоотношения в семье» | Рассмотреть проблемы взаимоотношений в семье; поиск решений этих проблем | ||
Апрель | ||||
Спортивно-оздоровительное | «Зов джунглей» спортивный праздник | Развивать кругозор и познавательную активность | ||
Гражданско -патриотическое | «Звездное путешествие» - игра ко Дню Космонавтики | Развивать кругозор и познавательную активность; прививать чувства патриотизма | ||
Нравственно-эстетическое | «С днем юмора – 1 апреля» | Формировать культуру общения | ||
Нравственно-эстетическое» | «Подари другому радость» | Учить детей думать о других, прислушиваться к их мнению | ||
Май | ||||
Нравственно-эстетическое | Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе» | Способствовать сохранению любознательности; заинтересовать детей продолжением обучения | ||
Нравственно-эстетическое | Конференция «По страницам любимых сказок» | Развивать коммуникативные умения | ||
Гражданско -патриотическое | Вечер памяти, посвященный Дню Победы | Знакомить с общечеловеческими ценностями через исторические события | ||
Трудовое | Уборка класса | Дать возможность детям проявить свои трудовые и организаторские навыки | ||
Работа с родителями | Итоговое родительское собрание на тему: «Поощрения и наказания в семье» | Подвести итоги работы за год; наметить план работы на лето |
На 2019-2020 учебный год (3 класс):
- Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;
- Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
- Развивать общественную активность учащихся, воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости:
- Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.
Содержание воспитательной работы
3 - ий класс
Направление | Мероприятие, тема | Цели, задачи |
Сентябрь | ||
Спортивно-оздоровительное | Классный час «Личная безопасность. Меры безопасного поведения во время подвижных игр. Соблюдение ПДД» | Формировать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья |
Нравственно-эстетическое | Познавательная игра- конкурс «Эти удивительные растения» | Развивать кругозор и любознательность учеников |
Нравственно-эстетическое Диагностика | Диагностическая методика «Лесная школа» | Выяснить представления детей о воспитательном процессе – что мы хотим в новом году |
Гражданско -патриотическое | «Символы моей Родины» | Помочь детям понять, что все они граждане России; формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого |
Работа с родителями | Собрание «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» | Определить роль семьи в воспитании вежливости |
Октябрь | ||
Спортивно-оздоровительное | «Мы и наше здоровье» - с элементами диагностики | Формировать культуру сохранения и совершенствования здоровья |
Нравственно-эстетическое | Игра «Умники и умницы» (внеклассное мероприятие по русскому языку) | Развивать способности; создать условия для проявления своих интеллектуальных знаний |
Диагностика | Диагностическая методика «Круги на воде» | Изучить положение отдельных учащихся и всего класса в целом детском коллективе |
Трудовое | Уборка пришкольного участка | Формировать навыки трудовой деятельности |
Работа с родителями | Собрание «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» | Определить роль семьи в воспитании вежливости |
Ноябрь | ||
Спортивно-оздоровительное | Классный час «Мы есть то, что мы едим» | Продемонстрировать детям значимость правильного питания |
Нравственно-эстетическое | «Мы в ответе за тех, кого приучили» (познавательно-развлекательная игра) | Развивать умение мыслить; проявлять свои интеллектуальные умения и творческие способности |
Нравственно-эстетическое | Классное собрание «Традиции нашего класса» | Вспомнить сформировавшиеся традиции; осудить возможные пути развития традиций класса |
Нравственно-эстетическое | «Правда и ложь – какие они?» | Воспитывать у детей негативное отношение ко лжи |
Декабрь | ||
Спортивно-оздоровительное | Беседа «Меры безопасности поведения на водоемах покрытых льдом. Способы «Самоспасения» | Учить детей бережно относиться к своему здоровью |
Нравственно-эстетическое | Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные животные» | Развивать познавательную активность, кругозор и любознательность учеников |
Трудовое | Изготовление новогодних подарков своими руками | Воспитывать трудолюбие и показать ценность любого подарка |
Нравственно-эстетическое | «Новогодний карнавал» | Способствовать сближению, сплочению детского коллектива |
Работа с родителями | Родительское собрание «Семейные праздники и их значение для ребенка» | Рассмотреть проблемы общения детей и взрослых и пути их преодоления через организацию семейных праздников |
Январь | ||
Спортивно-оздоровительное | «Святки – праздник народных игр» | Развивать интерес к игре как источнику здоровья |
Нравственно-эстетическое | «Что? Где? Когда?» (игра-викторина) | Развивать познавательный интерес; желание интеллектуальной деятельности; воспитывать умение работать сообща |
Нравственно-эстетическое | Классный час – круговая беседа «Я чувствую себя счастливым, когда…» | Учить находить радости в повседневной жизни; воспитывать коммуникативные умения учеников |
Нравственно-эстетическое | «Что значит в жизни похвала» (беседа) | Развивать умение вести рассуждение, формировать умение аргументировать свою точку зрения. |
Февраль | ||
Нравственно-эстетическое Диагностика | Психологический классный час «Тренировка памяти» | Формировать у детей понятие о памяти, как о ступеньке на пути к здоровому образу жизни |
Нравственно-эстетическое | «Путешествие в страну рифмы» (игра) | Создать условия для продвижения детей в интеллектуальном развитии |
Нравственно-эстетическое | Классный час «Считаете ли себя культурным человеком» | Развивать коммуникативные умения; формировать культуру общения |
Гражданско -патриотическое | «Рыцарский турнир» | Воспитывать интерес к совместной деятельности |
Март | ||
Трудовое | «У кого в порядке книжки и тетрадки?» (ремонт книг, учебников) | Формировать у учеников позицию бережного отношения к вещам |
Нравственно-эстетическое | «В клубе знатоков» «Конкурсная программа» | Развивать познавательный интерес; желание интеллектуальной деятельности |
Нравственно-эстетическое | Беседа «Об обидах и причинах обид» | Формировать у учеников ценностную ориентацию; способность формулировать нравственные суждения |
Работа с родителями | Родительское собрание «Как развивать память ребенка» | Познакомить с результатами тестирования; с элементарными приемами по развитию памяти |
Апрель | ||
Спортивно-оздоровительное | «Весенний марафон» | Приобщать детей к спорту |
Нравственно-эстетическое | «В мире очевидного и невероятного» КВН | Развивать познавательный интерес; учить использовать полученные знания |
Нравственно-эстетическое | Круговая беседа – представление «Я и мои таланты» | Развивать коммуникативные навыки; воспитывать самоуважение и уважение друг к другу |
Нравственно-эстетическое | «Спешите делать добро» (беседа) | Воспитывать доброжелательность, инициативность, активность |
Май | ||
Спортивно-оздоровительное | Беседа «Домашняя аптечка» | Познакомить с правилами хранения лекарственных препаратов и обращения с ними |
Нравственно-эстетическое | Игра – викторина «В мире интересного» | Формировать познавательный интерес ,воспитывать коммуникативные умения |
Нравственно-эстетическое | Беседа «Письмо другу» | Учить детей общаться друг с другом посредством писем |
Нравственно-эстетическое | Праздник «Лето в гости к нам идет» | Поздравить летних именинников; способствовать развитию творческой активности |
Работа с родителями | Родительское собрание «Телевизор в жизни школьника» | Обратить внимание на достоинства и недостатки обращения ребенка с телевизором; определить наименования и количество передач для просмотра детьми |
На 2020-2021 учебный год (4 класс):
- Использовать различные формы работы патриотической направленности для воспитания гражданского чувства школьников: уважение к своему народу, привязанность, тягу к месту своего рождения, формирование гражданской позиции учеников: «Я – Россиянин, Я – москвич»; развития познавательных интересов, потребностей в изучении культурно – исторических традиций своего города;
- Формировать физически здоровую личность через: участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы и класса, подвижные игры на свежем воздухе, экскурсии, походы выходного дня, проведение физминуток и индивидуальные беседы с детьми о здоровье;
- Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность;
- Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
- Прививать нормы человеческой морали, этического поведения, уважительного отношения к членам ученического коллектива и общества в целом.
Содержание воспитательной работы
4 – ый класс
Направление | Мероприятие. Тема | Цели, задачи |
Спортивно-оздоровительное | Осенний марафон – соревнования по бегу | Привить любовь к спорту |
Гражданско -патриотическое | А.Невский – символ нации | Развивать познавательный интерес и чувство патриотизма |
Нравственно-эстетическое | «Праздник дружбы» | Развивать коммуникативные навыки; формировать культуру общения |
Нравственно-эстетическое | Классный час «Мудрые заповеди предков» | Формировать нравственную культуру мировоспитания |
Октябрь | ||
Спортивно-оздоровительное | Классный час «Олимпийские надежды нашего класса» | Формиро1вать позитивное отношение к спорту как к ступеньке на пути к здоровью |
Нравственно-эстетическое | Классное собрание «Наши читательские умения» | Изучить результативность читательских умений учеников; обсудить читательские достижения; определить возможные пути преодоления трудностей |
Гражданско -патриотическое | Классный час «Город, в котором мы живем» | Формирование чувства патриотизма и гордости за свой город |
Нравственно-эстетическое | Час общения «Мир моих увлечений» | Дать возможность детям рассказать о своих увлечениях; воспитывать взаимоуважение |
Работа с родителями | Родительское собрание «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка» | Ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей |
Ноябрь | ||
Гражданско -патриотическое | 4 ноября – день примирения и согласия | Прививать любовь к культуре и традициям народа |
Нравственно-эстетическое Диагностика | Диагностическая методика «Портретная галерея нашего класса» | Выявить самооценку учеников; роль каждого в жизни класса |
Нравственно-эстетическое | Беседа «Друг в моей жизни» | Развивать умение вести рассуждения; формировать нравственные качества: умение дружить,беречь дружбу |
Нравственно-эстетическое | Экскурсия в природу | Познакомить с родной природой |
Декабрь | ||
Нравственно-эстетическое | Информационный классный час «Чем живет планета Земля» | Познакомить с новостями и интересными фактами из газет и журналов; развивать любознательность |
Нравственно-эстетическое | Беседа «Как не стать жертвой преступления» | Обсудить с учениками проблему личной безопасности; развивать умение делать выводы |
Гражданско -патриотическое | «Битва под Москвой – решающее сражение» | Формирование чувства патриотизма и гордости за свой город |
Нравственно-эстетическое | Новогодние конкурсы» | Привить интерес к игровой деятельности как средству общения |
Работа с родителями | Родительское собрание «Наши трудные дети» | Обсудить проблемы воспитания в семье и поиск решения этих проблем |
Январь | ||
Нравственно-эстетическое | «В мире спорта – детские соревнования» игра – викторина | Формировать интеллектуальную культуру обучающихся |
Нравственно-эстетическое | Классный час «Я люблю, ты любишь, мы любим» | Обсудить с учениками значение любви в жизни человека |
Гражданско -патриотическое | Беседа «Чем и кем славно мое село?» | Воспитывать у детей положительные качества характера на примере интересных людей |
Февраль | ||
Спортивно-оздоровительное | Спортивный праздник, посвященный дню защитника Отечества | Приобщить детей к здоровому образу жизни |
Нравственно-эстетическое | Информационный классный час «Интересные факты из газет и журналов об экологии» | Развивать кругозор и любознательность |
Нравственно-эстетическое | Классный час «Наш класс в жизни школы» | Обсудить с учениками значение класса в жизни школы; подготовить детей к переходу на среднюю ступень обучения |
Нравственно-эстетическое | Классный час «Что значит быть счастливым» | Обсудить с детьми проблему счастья; учить доверять друг другу |
Март | ||
Нравственно-эстетическое Диагностика | Психологический классный час «Тренировка памяти и внимания» | Стимулировать познавательную деятельность; желание запомнить больше и лучше |
Нравственно-эстетическое | «Что за прелесть эти сказки!» (литературное лото) | Развивать познавательную активность |
Нравственно-эстетическое | Праздник «Я песню милой маме пою» | Воспитывать умение делать праздник близким людям |
Работа с родителями | Родительское собрание «Вредные привычки – профилактика» | Информировать родителей о системе профилактики вредных привычек |
Апрель | ||
Трудовое | Уход за растениями класса. Посадка семян растений. | Прививать трудолюбие |
Нравственно-эстетическое | Час общения «Мы выпускники начальной школы» | Учить детей общаться друг с другом, развивать чувство ответственности |
Нравственно-эстетическое | Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям русских писателей) | Совместно с учениками прочитать и обсудить произведения о ценности человека |
Май | ||
Гражданско -патриотическое | Викторина - путешествие «Мы крутим глобус» | Формировать познавательный интерес к зарубежным странам и их культуре |
Нравственно-эстетическое | «Кем я хочу быть?» - презентация о профессиях своей мечты | Обсудить с детьми их планы на будущее |
Гражданско -патриотическое | Беседа «Поклонимся великим тем годам» | Формировать у детей осознание нравственного опыта прошлого через исторические события |
Нравственно-эстетическое | Праздник «Прощание с начальной школой | Способствовать сближению детского коллективов |
Работа с родителями | Итоговое родительское собрание «Школа – до свидания. Школа – здравствуй» | Подведение итогов развития коллектива учащихся и обсуждение создания условий для дальнейшего совершенствования |
ДИАГНОСТИКА УСПЕШНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ «СТУПЕНЬКИ РОСТА»
Для выявления результатов нами используются диагностические методики следующих авторов:
- Н.Е. Щуркова «Классное руководство: рабочие диагностики» - М. Педагогическое общество России. 2002 .
- Методика изучения мотивационной сферы учащихся – Смоленск, 1998 г.
- Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников.- М.: ЦГЛ.- 2006.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. Творческий центр «Сфера», М. 1998 г.
- Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе.- М.: АПКиПРО, 2005.
- Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы.- М.: ЦГЛ, 2004.
- Сергеева В.П. Дневник классного руководителя.- М.: ЦГЛ, 2004.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1 -4 классы – М. «Вако», 2005г.
- Инсценированные классные часы в начальной школе. Издательство «Учитель» 2006г.
- Классные часы. Издательство «Учитель» 2014г.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. Творческий центр «Сфера», М. 1998 г.
- Рожков Н.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М. ГИЦ Владос. 2001.
- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Ступени общения. ИНТОР, М. 1996 г.
- Спутник классного руководителя. М., Педагогический поиск, 2002г.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Праздники в начальной школе. 1-4 классы. – М АСТ, 2003г.
- Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Сценарии школьных праздников: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности РОСТ. 1, 2, 3, классы.
Материал содержит программы и почасовое планирование курса внеурочной деятельности РОСТ в начальных классах....
Создание условий для социальной адаптации первоклассников через реализацию программы внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество»
Статья посвящена вопросам организации внеурочной деятельности в начальной школе на примере МБОУ «СОШ №43» г. Нижневартовска. Особое внимание в работе акцентируется на создание условий для социал...
Программа интегрированных занятий "РОСТ"
Цель Программы - развитие полноценной речевой деятельности обучающихся в совокупности с развитием высших психических функций, повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий педагога-психолог...
Программа воспитательной работы в начальной школе "Ступеньки роста".
Программа воспитательной работы в начальной школе "Ступеньки роста"....
Программа воспитательной работы "Ступеньки роста"
Программа содержит основные разделы воспитательной работы и план мероприятий....
Программа внеурочной деятельности "Рост"
Программа внеурочной деятельности "Рост"...
"Воспитательная система "РОСТ"
Цель:создание условий для развития духовно-нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации с активной гражданской позицией в единстве семьи и школы....