Урок гражданина
классный час
Предварительный просмотр:
МОУ « Щучейская ООШ»
Внеклассное занятие
« Урок гражданина»
Подготовила учитель
начальных классов: Захарова В.Л.
Цель: создать условия для усвоения блока новой информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие внутренних мотиваций поведения школьников.
Задачи:
Образовательные:
- Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.
- Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.
Развивающие:
- Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.
- Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.
- Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
- Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.
Ожидаемый результат:
Учащиеся узнают функциональное значение государственных символов России, основные права и обязанности граждан.
Оборудование: плакаты с государственной символикой России, карта России, запись на диске гимна РФ, музыкальный центр, проектор, карточки с гербами, флагами и сказочными персонажами для работы в группах, слайды с пейзажами России,национальными костюмами, таблички со словами «геральдика» и «вексиллология», выставка книг по теме занятия.
Ход занятия.
1.Вступительное слово.
Звучит песня « С чего начинается Родина?»
Учитель: Ребята, прочитайте тему нашего занятия( «Урок гражданина. )
- О чём мы будем говорить?
Каждый из нас является жителем России и её гражданином. И все мы рано или поздно задаём себе вопросы: Кто мы? Откуда мы? Что такое Родина? С чего она начинается? Кого называют гражданином? Какие есть символы у нашей Родины?
-Действительно, а с чего начинается Родина?
Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом – Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина- это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями и друзьями.
Как называется то место , где вы родились и выросли?
2.Беседа о Родине.
«В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился . Это маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. У каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.» Ю .Яковлев
Нельзя считать себя гражданином государства , не зная о нём ничего.
-Как называется наша Родина?
-- Посмотрите на карту. Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда в Москве день, то в Петропавловске – на Камчатке ночь.
. Пейзажи России. Дети читают стихи)
Мать Россия моя,
С чем тебя сравнить,
Без тебя мне не петь,
Без тебя мне не жить.
Мать, Россия моя,
Соловьиный рассвет,
Ранил душу мою
Твой берёзовый цвет.
Всё, что в сердце моём,
Всё. Чем в жизни живу,
Всё, что было и есть,
Я Россией зову.
Ты мудра и добра,
И народы земли
Славят сердце твоё,
Славят думы твои.
Ты Россия моя, золотые края,
Ты, Россия, родная ,заветная!
За твою широту, за твою красоту
Я люблю тебя, родина светлая!
-Вот она какая, Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди.
А как всех их можно назвать одним словом? (Россияне)
-Верно, но национальность у россиян разная. Россия- единое многонациональное государство.
Много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью.
- Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.
3.Конституция
- Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как это записано в Конституции Российской Федерации: «…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям»
-Что такое Конституция?
-Конституция – это основной закон нашей страны. В переводе с латинского означает « устройство, постановление»
В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность.
- А вы являетесь гражданами России? Какие имеете права и обязанности?
- Вы правильно выделили основное право и обязанность- учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.
Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся.)
- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
- Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще права человека вы можете назвать?
Применение Конституции к сказкам.
В какой сказке герои воспользовались правом на получение медицинской помощи?
- «Айболит» (животные из сказки)
- «Приключения Буратино». (Карабас Барабас.)
- «Колобок».
- Баба Яга.
- В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?
- «Айболит» (животные из сказки)
- «Приключения Буратино». (Карабас Барабас.)
- «Колобок».
- Баба Яга.
- В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
- «Айболит» (животные из сказки)
- «Приключения Буратино». (Карабас Барабас.)
- «Колобок».
- Баба Яга.
- Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле?
- «Айболит» (животные из сказки)
- «Приключения Буратино». (Карабас Барабас.)
- «Колобок».
- Баба Яга.
-Что такое Конституция?
Также мы должны с уважением относится к государственным символам страны..
4.Государственные символы
-Что такое « символ»? Какие государственные символы вы знаете?
Герб.
-Наука, изучающая гербы, называется геральдикой.
Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль.
«Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду».
Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.
У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах.
-В статьях 3, 5, 6, 7 Конституции указывается, что герб изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей. Государственный герб помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через границу.
- Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации
- Как называется наука о гербах?
- Когда появился первый российский герб?
- Что держит орел в своих лапах на гербе России?
(В правой лапе – скипетр, в левой - держава).
- Что такое скипетр? А держава?
- А что за всадник изображен на груди орла?
Работа в группах.
- Поработаем в группах. Я раздам вам изображения герба Российской Федерации. Ваша задача: найти недостающие детали. Вспомните правила работы в группе (Раздаю гербы с недостающими деталями).
Флаг.
- Что такое флаг?
- Где можно увидеть флаги?
Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означало «ожигать, озарять, гореть».
Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета.
Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология. Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.
Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.
Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура, в этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен. Лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
В древности флаги или стяги использовались, чтобы объединять (стягивать) войско в бою, а поверженный вражеский стяг означал победу. В Оружейной палате Московского Кремля хранится стяг «Всемилостивейшего Спаса», с которым русское войско в 1552 году предприняло поход на Казань, а после захвата Казани Иван Грозный повелел на месте, где во время осады находился этот стяг, возвести церковь. В Оружейной палате хранятся и Великий стяг Ивана Грозного, и гербовое знамя царя Алексей Михайловича.
Именно при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в ХVII веке впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; в 1705 году Петр I издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного государственного флага.
В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.
- Как называется наука о флагах?
-Как назывался корабль, над которым впервые был поднят бело-сине-красный флаг?
- Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации?
Работа в парах.
- У вас на партах есть карточки с флагами государств. Найдите флаг Российской Федерации.
- А не скажете ли вы, каким государствам принадлежат другие флаги?
Государственный гимн.
( Звучит фонограмма)
- Какая музыка по характеру?
-Что такое гимн?
-Помимо флага и герба высшим символом государства является гимн- торжественное музыкальное произведение. В переводе с греческого языка гимн – это торжественная песнь.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова. Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований.
При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.
Александр Васильевич Александров родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино Захаровского уезда Рязанской губернии, умер 8 августа 1946 года в Берлине. Начальное музыкальное образование получил в регентских классах Придворной певческой капеллы, затем обучался в Петербургской консерватории по классу композиции, затем в Московской консерватории по классу композиции и пения. С 1918 года преподавал в Московской консерватории. В 1928 году возглавил краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии (ныне носящий его имя), завоевавший огромную популярность в нашей стране и за рубежом. А.В. Александров был удостоен звания народного артиста СССР, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, являлся лауреатом Государственных премий.
Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 г. Поэт и писатель, Герой социалистического Труда, пятикратный лауреат Государственных премий, много лет возглавлял Союз писателей РСФСР. С.В. Михалков является автором текста Государственного гимна Российской Федерации.
- Что обозначает слово «гимн»?
- Назовите авторов слов и музыки гимна РФ
5. Итог занятия.
-Молодцы! Вы хорошо поработали. Какие чувства вы испытали на сегодняшнем занятии?
- Какие открытия вам удалось сделать ?
Шопенгауэр говорил: « Самый распространённый вид гордости – это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
Берегите Россию – | Без нее нам не жить, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок гражданина ( классный час)
Классный час "Урок гражданина" посвящен знакомству с государственными символами - герб,гимн,флаг....
Классный час "Урок гражданина"
Данный классный час познакомит учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;будет способствовать развитию интереса к и...
Урок Гражданина
Урок Гражданина...
Классный час "Урок гражданина"
Цель классного часа - познакомить учащихся с понятиями: «государство», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн». Воспитывать чувство гордости за свою страну, к ее ...
Материал к уроку в День знаний. "Урок гражданина России".
2 класс. День Знаний.Ребята, что такое РОДИНА, ОТЧИЗНА? Как вы это понимаете? Что они значат для человека?А как вы думаете, с чего начинается Родина для каждого?.. С кем сравнивает автор Россию? Почем...
Урок Гражданина
Цель: расширять представления учащихся о гражданской позиции человека....
Урок гражданина в 1 классе
Знакомство с первоклассниками. Что такое Родина? Наша столица- Москва. Флаг, герб, гимн России.Правила учащихся в школе. Что такое класс?....