Классный час "Урок гражданина"
классный час (2 класс) по теме
Данный классный час познакомит учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;будет способствовать развитию интереса к истории России.воспитанию чувства гордости за свою страну,расширению кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час на тему "Урок гражданина" | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи:
- знакомство учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;
- развитие интереса к истории России;
- воспитание чувства гордости за свою страну;
- расширение кругозора.
Оборудование:
- Государственный флаг России;
- Государственный герб России;
- Государственный гимн России (аудиозапись);
- физическая карта России;
- Конституция России;
- фотографии Москвы: Кремль, Красная площадь и др.;
- слайды с пейзажами России;
- аудиозапись песни «С чего начинается Родина?» (М. Ма- тусовский, В. Баснер);
- аудиозапись национальных танцев и песен народов России.
Ход классного часа
Дети входят в класс. Звучит запись песни «С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.
Учитель: Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим ёмким словом «Родина». Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли? Что вы о нём можете сказать?
(Заслушиваются ответы, учащихся.)
Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.
Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с ней одной жизнью.
Сегодня мы начнём разговор о нашей Родине. В течение этого года мы с вами будем знакомиться с историческим прошлым нашей страны, её символами, народами, географическим особенностями. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нём ничего.
А как называется наша Родина?
(Заслушиваются ответы учащихся.)
Учитель: Наша Родина — Россия. Посмотрите на карту.
Учитель обращает внимание детей на физическую карту России.
Учитель: Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске-на-Камчатке наступает полночь.
-Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?
(Заслушиваются ответы учащихся.)
Учитель: Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва — столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому что, если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства —её зеленый наряд — леса.
Учитель показывает слайды или фотографии Москвы, пейзажи русской природы, а в это время учащийся читает стихотворение С. Васильева «Россия».
... Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом «Русь»!
Учитель: Вот она какая Родина — Русь, широкая и великая. И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?
(Заслушиваются ответы учащихся.)
Учитель: По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек.
-А как всех их можно назвать одним словом?
( Заслушиваются ответы учащихся)
Учитель: Всех людей, живущих в нашей стране можно назвать россиянами. Но национальности у них разные Россия- единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей народностей и этнических групп.
-Да, много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краёв, 10 автономных округов 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство — Россию, или Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.
Так по-разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая совая.
Учащиеся слушают аудиозапись данных мелодий.
Учитель: Велика численность населения России И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства отношения к религии, убеждений, принадлежности к общест- венным объединениям».
-И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано... Где? Кто запомнил?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: В нашей стране много законов, но основным законом нашего государства, главные правила по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с за- главной буквы.
Учащимся показывается Конституция Российской Федерации.
Учитель: Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
-В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия - дружная семья равноправных народов.
-А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Вы всё правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность - это учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.
-А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относится к государственным символам страны.
-Что такое «символ»? Какие государственные символы
вы знаете?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Символы — это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.
-К государственным символам любой страны относятся- Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам — это отношение к самому государству Оскорбление государственных символов — это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
-Поднимите руки те, кто видел Государственный герб и Государственный флаг России.
-А кто может описать их?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Вот как описываются Государственный герб и Государственный флаг России в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 года.
Учитель читает описание государственных символов, а учащиеся рассматривают их иллюстрации.
Учитель: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закругленными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр в' левой — держава. На груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».
-«Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого цвета, средней — синего, а нижней — красного цвета».
-А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России.
Учащиеся слушают Государственный гимн России.
Учитель: Неправда ли торжественная музыка, красивые слова? Слушая гимн, наверное, в сердце каждого из вас зарождалась гордость.
Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости — это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
-Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Попробуйте ответить на мои вопросы:
- Как называется наша страна?
- Как называются люди, живущие в нашей стране?
- Что такое Конституция?
- Какой город является столицей России?
- Какие символы государства вы знаете?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Молодцы! А закончить наш разговор хотелось бы на поэтической ноте.
Учащийся читает стихотворение А. Прокофьева.
Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
И нет на свете Родины дороже.
Надо всё нам делать для неё
Чтобы день, который нами прожит
Каждым часом радовал её.
Всюду всё в её раздольях-наше
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем
Чтобы вечно Родина цвета!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Я - маленький гражданин России"
Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...
Программа становления и развития классного коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Формирование человека-гражданина.
Представлена комплексная программа по становлению классного коллектива....
Классный час "Я -гражданин России"
Дана разработка кл.часа "Я - гражданин России"...
Классный час в 1 классе "Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ"
Знакомство учащихся с некоторыми эпизодами истории России, символами власти, великими людьми....
Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина"
Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина" для учащихся 4 класса....
Классный час "Я - гражданин России"
На классном часе учащиеся узнают о символике нашего государства, о происхождении и особенностях гимна, флага, герба Российской Федерации, у ребят воспитывается чувство патриотизма....
классный час "Гражданином быть обязан"
Данный материал предназначен для проведения классного часа, посвященного Конституции Российской Федерации....