Классный час "Урок гражданина"
классный час (3 класс) на тему

Казакбаева Разима Закиевна

Цель классного часа -  познакомить учащихся с понятиями: «государство», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн». Воспитывать чувство гордости за свою страну,  к ее законам и символам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_urok_grazhdanina.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема:  «Урок гражданина».

Цели: -   познакомить учащихся с понятиями: «государство», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;

  • развивать интерес к истории России;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну;
  • воспитывать любовь и уважение к родной стране, к ее законам и символам.

Оборудование: проектор, компьютер; слайды с изображениями Государственного флага России, Государственного герба России, конституции, физической карты России, с пейзажами России; Государственный гимн России.

Ход урока.

(Вставка №1. Тема урока «Урок гражданина»).

   Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.

    - Как называется то место, где вы родились и выросли?

                        (Ответы учащихся).

   В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

   Это его маленькая родина, а из множества таких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

   Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.

   Мы любим свою Родину. А любить – значит жить с ней одной жизнью.

  • А как  называется наша Родина?

                           (Ответы учащихся).

  • Наша Родина – Россия. Посмотрите на карту.

(Физическая карта России. Слайд №15, диск»Государственная символика России. История и современность»).

  -Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступает полночь. Если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – ее зеленый наряд – леса.

          (Показ слайдов с пейзажами русской природы. Слайд № 15,диск «Государственная символика России .История и современность»,  а в это время ученица читает стихотворение С.Васильева «Россия»).

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою – рекою.

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть.

Люблю все то, что называю

Одним широким словом «Русь»!

  - Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди.

  - Как  вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?

                        (Ответы учащихся).

 - По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человека.

 - А как всех их можно назвать одним словом?

                       (Ответы учащихся).

 - Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности  у них  разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

  Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семь. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики.

                     (Показ состава России. Вставка №2 а)

   В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения – Москва и  Санкт – Петербург. все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.

  - Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и  мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации:

                     (Показ выдержки из статьи Конституции Р.Ф.. Вставка №2 б)

 «…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

   И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано…

  - Где? Кто запомнил?

                    (Ответы учащихся).

 - Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?

                   (Ответы учащихся).

  -В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы.

(Показ Конституции Российской Федерации. Вставка №2 в)

   Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия – дружная семья равноправных народов.

  - А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?

                     (Ответы учащихся).

 - Вы все правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность – учиться в школе, получать образование и становится достойными гражданами своей Родины. А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относится к государственным  символам страны.

  - Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете?

                   (Ответы учащихся).

  - Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.

   Государственный герб России.

         (Показ слайда с гербом вставка №2 г, а в это время ученица читает стихотворение).

На герб посмотрим: здесь орел,

Да не простой – двуглавый,

Символизирует страну –

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко –

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица – царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль все, не шел чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами – короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьем сраженный.

   Государственный флаг России.

         (Показ слайда с флагом вставка №2 д, а в это время ученица читает стихотворение).

А флаг России – триколор,

Полотнище в три цвета.

В нем яркой красной полосой

Страна наша воспета.

В России так заведено,

Что любят красный цвет давно.

Не зря ведь названы у нас

И площадь Красной, и изба,

А также девица красна,

Ведь красный – это красота.

И цвет крови, и цвет жизни,

И цвет верности Отчизне.

У флага есть еще цвета,

Что значат еще цвета два.

Синий – цвет верности и правды,

Белый – цвет мира и чистоты.

   Государственный гимн России.

           (Показ слайда с гимном слайд №20,диск «Государственная символика России. История и современность»,  а в это время ученик читает стихотворение).

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия – любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

  - А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России.

(Учащиеся слушают Государственный гимн России. Слайд №20, диск «Государственная символика России. История и современность».)

  - Неправда ли, торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.

   Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости – это национальная гордость».

Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить свое будущее.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

Классный час "Я -гражданин России"

Дана разработка кл.часа "Я - гражданин России"...

Классный час в 1 классе "Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ"

Знакомство учащихся с некоторыми эпизодами истории России, символами власти, великими людьми....

Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина"

Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина" для учащихся 4 класса....

Классный час "Я - гражданин России"

На классном часе учащиеся узнают о символике нашего государства, о происхождении и особенностях гимна, флага, герба Российской Федерации, у ребят воспитывается чувство патриотизма....

классный час "Гражданином быть обязан"

Данный материал предназначен для проведения классного часа, посвященного Конституции Российской Федерации....