Классный час "Урок гражданина"
классный час (3 класс) на тему
Цель классного часа - познакомить учащихся с понятиями: «государство», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн». Воспитывать чувство гордости за свою страну, к ее законам и символам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_urok_grazhdanina.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: «Урок гражданина».
Цели: - познакомить учащихся с понятиями: «государство», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;
- развивать интерес к истории России;
- воспитывать чувство гордости за свою страну;
- воспитывать любовь и уважение к родной стране, к ее законам и символам.
Оборудование: проектор, компьютер; слайды с изображениями Государственного флага России, Государственного герба России, конституции, физической карты России, с пейзажами России; Государственный гимн России.
Ход урока.
(Вставка №1. Тема урока «Урок гражданина»).
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.
- Как называется то место, где вы родились и выросли?
(Ответы учащихся).
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Мы любим свою Родину. А любить – значит жить с ней одной жизнью.
- А как называется наша Родина?
(Ответы учащихся).
- Наша Родина – Россия. Посмотрите на карту.
(Физическая карта России. Слайд №15, диск»Государственная символика России. История и современность»).
-Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступает полночь. Если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – ее зеленый наряд – леса.
(Показ слайдов с пейзажами русской природы. Слайд № 15,диск «Государственная символика России .История и современность», а в это время ученица читает стихотворение С.Васильева «Россия»).
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою – рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь»!
- Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди.
- Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?
(Ответы учащихся).
- По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человека.
- А как всех их можно назвать одним словом?
(Ответы учащихся).
- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семь. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики.
(Показ состава России. Вставка №2 а)
В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения – Москва и Санкт – Петербург. все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.
- Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации:
(Показ выдержки из статьи Конституции Р.Ф.. Вставка №2 б)
«…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано…
- Где? Кто запомнил?
(Ответы учащихся).
- Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?
(Ответы учащихся).
-В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы.
(Показ Конституции Российской Федерации. Вставка №2 в)
Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия – дружная семья равноправных народов.
- А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
(Ответы учащихся).
- Вы все правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность – учиться в школе, получать образование и становится достойными гражданами своей Родины. А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относится к государственным символам страны.
- Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете?
(Ответы учащихся).
- Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.
Государственный герб России.
(Показ слайда с гербом вставка №2 г, а в это время ученица читает стихотворение).
На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица – царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьем сраженный.
Государственный флаг России.
(Показ слайда с флагом вставка №2 д, а в это время ученица читает стихотворение).
А флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба,
А также девица красна,
Ведь красный – это красота.
И цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
У флага есть еще цвета,
Что значат еще цвета два.
Синий – цвет верности и правды,
Белый – цвет мира и чистоты.
Государственный гимн России.
(Показ слайда с гимном слайд №20,диск «Государственная символика России. История и современность», а в это время ученик читает стихотворение).
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
- А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России.
(Учащиеся слушают Государственный гимн России. Слайд №20, диск «Государственная символика России. История и современность».)
- Неправда ли, торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.
Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости – это национальная гордость».
Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить свое будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Я - маленький гражданин России"
Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...
Программа становления и развития классного коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Формирование человека-гражданина.
Представлена комплексная программа по становлению классного коллектива....
Классный час "Я -гражданин России"
Дана разработка кл.часа "Я - гражданин России"...
Классный час в 1 классе "Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ"
Знакомство учащихся с некоторыми эпизодами истории России, символами власти, великими людьми....
Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина"
Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина" для учащихся 4 класса....
Классный час "Я - гражданин России"
На классном часе учащиеся узнают о символике нашего государства, о происхождении и особенностях гимна, флага, герба Российской Федерации, у ребят воспитывается чувство патриотизма....
классный час "Гражданином быть обязан"
Данный материал предназначен для проведения классного часа, посвященного Конституции Российской Федерации....