Классный час "Наука для планеты, наука для людей"
классный час (3 класс)

Рамазанова Розалия  Фаатовна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_.doc971 КБ

Предварительный просмотр:

Наука для планеты, наука для людей

«Представитель науки — русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев»

Цели урока:

  1. Обозначить роль науки в жизни людей.
  2. Подчеркнуть необходимость осторожного использования природы в научных целях.
  3. Представить младшим школьникам фигуру великого русского учёного, русского химика (и не только):
  • Показать многогранность его профессиональных и жизненных интересов.
  • Познакомить на пропедевтическом уровне с фактом главного открытия его научной жизни — Периодической системой химических элементов.
  • Показать на примерах конкретных предметов прикладное значение открытия.

Проведение урока

Модуль 1

Вступление

Здравствуйте, ребята! Сегодня, 1 сентября, на вашем первом уроке в школе (после каникул) мы празднуем День знаний, начало нового учебного года, новых открытий и ваших новых достижений! И самый  первый урок будет посвящён разным наукам и людям науки, учёным, которые делают нашу жизнь лучше.

Для первоклассников: Я познакомлю вас с наукой, вы узнаете, кто такие люди науки, которые делают нашу жизнь лучше.

Посмотрите вокруг! Всё, что нас окружает, создано трудом учёных, а 2021 год в России — это Год науки и технологий. Российская наука стремительно развивается. Только за последние несколько месяцев учёные сделали ряд важнейших научных открытий, провели десятки экспедиций, разработали несколько вакцин от коронавируса. Всё это сделали люди, живущие и работающие рядом с нами. Посмотрим видеосюжет об этом.

Вводное видео

Текстовый материал для вводного видео (закадровый текст)

Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о науке и постараемся, чтобы этот разговор был интересным.

Цель науки — узнать новое, ранее неизведанное об окружающем нас мире и использовать эти знания на благо людей.

Человек с давних времён пытался понять, как устроен мир, что из себя представляет наша планета Земля, почему день сменяет ночь, почему бывают молнии, возникают приливы и отливы.

Человек всегда был не только наблюдателем явлений природы, но и пытался их исследовать.

Люди научились добывать огонь, делать каменные орудия труда, а позднее плавить металлы и создавать простейшие механические приспособления, облегчающие труд людей.

Человек стремился понять, насколько огромен мир, и построил корабли для морских путешествий. Первые мореплаватели и путешественники были исследователями.

Но для того, чтобы получать новые знания, человеку потребовалось изобрести научные приборы.

Конечно, вы с самого раннего детства знаете такие приборы, как компас, часы, микроскоп и телескоп.

С помощью микроскопа учёные в мельчайших подробностях рассмотрели, как устроены листья растений, увидели, насколько удивителен мир насекомых, обнаружили, что всё живое состоит из мельчайших частичек — клеточек.  

С помощью телескопа учёные смогли рассмотреть небесные тела, изучить их движение и доказать, что Земля вращается вокруг Солнца.

На протяжении многих веков наука создавалась учёными из разных стран мира. Вы живёте в России. Это великая страна, в ней тоже жили и работали великие учёные и изобретатели.

Мы можем гордиться, что наш соотечественник Александр Фёдорович Можа́йский изобрёл первый в мире самолёт, Александр Степанович Попо́в — радио, адмирал Степан О́сипович Мака́ров — первый в мире ледокол, Владимир Козьми́ч Зворы́кин — телевизор.

Русские исследователи Фадде́й Фадде́евич Беллинсга́узен и Михаил Петрович Ла́зарев открыли новый континент — Антарктиду.

Российские учёные первые в мире создали вакцину для борьбы с коронавирусом.

Об одном из великих русских учёных — Дмитрии Ивановиче Менделе́еве — вы подробнее узнаете сегодня на уроке.

Мы живём в великой стране, и молодые учёные продолжают традиции российской науки. Возможно, кто-то из вас захочет стать учёным или изобретателем, чтобы совершать новые открытия. Приглашаем в ваше первое путешествие в мир науки.

Модуль 4

Учитель показывает портрет Д.И. Менделеева и предлагает предположить (выбрать), чем же он занимался.

Учитель задаёт вопрос: «Угадай, чем занимался Дмитрий Иванович Менделеев»:

  • Изучал жизнь животных
  • Изучал русский язык
  • Изучал разные вещества
  • Изучал звёзды

Эти надписи могут быть записаны на доске.

Чемоданных дел мастер

За свою жизнь Дмитрий Иванович сделал много разных открытий. Это потому, что всё было ему интересно — и химия, и физика, и экономика, и сельское хозяйство. Но и когда учёный отдыхал от научной работы, он тоже не сидел, сложа руки. В свободное время любил, например, делать чемоданы. Дмитрий Иванович никогда не покупал чемоданы, а мастерил их сам.

Он подробно изучил все известные в то время рецепты приготовления клея и после долгих опытов придумал свою особую клеевую смесь. Способ приготовления этого клея он держал в секрете.

А ещё, чтобы сделать отличный чемодан, Дмитрий Иванович внимательно и долго отбирал кожу для него. Кроме того, он стал настоящим специалистом по шёлковым тканям, поскольку тогда дорогие чемоданы внутри отделывались шёлком.

Прежде чем изготовить чемодан, Менделеев часами проводил математические расчёты. Такие замечательные у него чемоданы получались, что многие принимали его за мастера чемоданных дел, равных которому нет.

Дмитрий Иванович дарил плоды своих трудов друзьям и знакомым. Однажды он изготовил четыре десятка чемоданов и все раздарил. Вот такой удивительный человек был профессор Менделеев!

Текст 3

Шахматист

Чем бы ни занимался Дмитрий Иванович, он всё делал с большим интересом и увлечением. Это относилось и к шахматам. Менделеев увлекался ими с детства и играл очень хорошо. Несколько раз соперничал со знаменитыми шахматистами. И когда в Петербурге решили создать шахматный клуб, он немедленно туда записался. Дмитрий Иванович настолько серьёзно интересовался игрой, что у него на книжной полке среди изданий по химии были и учебники по шахматной игре. Во время игры учёный так увлекался, что ничего не замечал вокруг.

Особенно часто Менделеев играл в шахматы с известным художником Куинджи, который частенько гостил у Менделеевых. — «А не сыграть ли нам, дорогой Архип Иванович, разок-другой?» — весело спрашивал Менделеев. И они часами сидели над шахматной доской, увлечённые игрой.

Во время поездок за границу учёный брал с собой маленькие шахматы и всегда носил их в кармане. Менделеев считал это изобретение остроумным и совершенно необходимым в путешествиях. За шахматной доской он не уставал, а, наоборот, отдыхал и потом мог без всякого перерыва очень долго заниматься научной работой. Дмитрий Иванович говорил, что для него занятия наукой — как игра в шахматы, то есть всегда интересны.

Как делают воздушные шары?

Подведение итогов урока

Учитель предлагает заключительный вопрос:

Назовите качества или черты характера, которые помогают учёным совершать научные открытия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Праздник вежливых наук"

показать детям, что вежливость  - это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении....

Классный час"Доброта не наука, оно действие"и презентация

Классный час направлен на то,чтобы содействовать пониманию того, что добро может проявляться только в действии.Доброта излучает из нашей души свет, тепло,  и жизнь своим особым способом, а у чело...

Классный час. Школа вежливых наук.

Познакомить   младших  школьников  с    правилами   для учеников;  развивать умение использовать свои знания в разных ситуациях: воспитывать чувс...

Классный час «Школа светофорных наук» 4 класс

Цели.1.Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.2.Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, ...

Сценарий классного часа "Школа светофорных наук"

Проведение мероприятий по правилам дорожного движения является жизненно необходимым. Большое количество ДТП с участием детей заставляет учителей начальных классов уделять этой проблеме большое внимани...

Классный час в 3 классе. "Наука для планеты, наука для людей"

Классный час в 3 классе. "Наука для планеты, наука для людей"...

Классный час на тему наукой люди кормятся

классный час на 15 минут, требует доработки...