Классный час в 3 классе. "Наука для планеты, наука для людей"
классный час (3 класс)

Харитонова Татьяна Викторовна

Классный час в 3 классе. "Наука для планеты, наука для людей"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas.docx842.25 КБ

Предварительный просмотр:

Наука для планеты, наука для людей                      Дата: 01.09.2021 г.

«Представитель науки — русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев»

Цели урока:

  1. Обозначить роль науки в жизни людей.
  2. Подчеркнуть необходимость осторожного использования природы в научных целях.
  3. Представить младшим школьникам фигуру великого русского учёного, русского химика (и не только):
  • Показать многогранность его профессиональных и жизненных интересов.
  • Познакомить на пропедевтическом уровне с фактом главного открытия его научной жизни — Периодической системой химических элементов.
  • Показать на примерах конкретных предметов прикладное значение открытия.

Ход классного часа

Здравствуйте, ребята! Сегодня, 1 сентября, на вашем первом уроке в школе (после каникул) мы празднуем День знаний, начало нового учебного года, новых открытий и ваших новых достижений! И самый первый урок будет посвящён разным наукам и людям науки, учёным, которые делают нашу жизнь лучше.

Посмотрите вокруг! Всё, что нас окружает, создано трудом учёных, а 2021 год в России — это Год науки и технологий. Российская наука стремительно развивается. Только за последние несколько месяцев учёные сделали ряд важнейших научных открытий, провели десятки экспедиций, разработали несколько вакцин от коронавируса. Всё это сделали люди, живущие и работающие рядом с нами. Посмотрим видеосюжет об этом.

Текстовый материал для вводного видео (закадровый текст)

Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о науке и постараемся, чтобы этот разговор был интересным.

Цель науки — узнать новое, ранее неизведанное об окружающем нас мире и использовать эти знания на благо людей.

Человек с давних времён пытался понять, как устроен мир, что из себя представляет наша планета Земля, почему день сменяет ночь, почему бывают молнии, возникают приливы и отливы.

Человек всегда был не только наблюдателем явлений природы, но и пытался их исследовать.

Люди научились добывать огонь, делать каменные орудия труда, а позднее плавить металлы и создавать простейшие механические приспособления, облегчающие труд людей.

Человек стремился понять, насколько огромен мир, и построил корабли для морских путешествий. Первые мореплаватели и путешественники были исследователями.

Но для того, чтобы получать новые знания, человеку потребовалось изобрести научные приборы.

Конечно, вы с самого раннего детства знаете такие приборы, как компас, часы, микроскоп и телескоп.

С помощью микроскопа учёные в мельчайших подробностях рассмотрели, как устроены листья растений, увидели, насколько удивителен мир насекомых, обнаружили, что всё живое состоит из мельчайших частичек — клеточек.  

С помощью телескопа учёные смогли рассмотреть небесные тела, изучить их движение и доказать, что Земля вращается вокруг Солнца.

На протяжении многих веков наука создавалась учёными из разных стран мира. Вы живёте в России. Это великая страна, в ней тоже жили и работали великие учёные и изобретатели.

Мы можем гордиться, что наш соотечественник Александр Фёдорович Можа́йский изобрёл первый в мире самолёт, Александр Степанович Попо́в — радио, адмирал Степан О́сипович Мака́ров — первый в мире ледокол, Владимир Козьми́ч Зворы́кин — телевизор.

Русские исследователи Фадде́й Фадде́евич Беллинсга́узен и Михаил Петрович Ла́зарев открыли новый континент — Антарктиду.

Российские учёные первые в мире создали вакцину для борьбы с коронавирусом.

Об одном из великих русских учёных — Дмитрии Ивановиче Менделе́еве — вы подробнее узнаете сегодня на уроке.

Мы живём в великой стране, и молодые учёные продолжают традиции российской науки. Возможно, кто-то из вас захочет стать учёным или изобретателем, чтобы совершать новые открытия. Приглашаем в ваше первое путешествие в мир науки.

Учитель организует учебный диалог — обсуждение проблемного вопроса: «Наука для планеты, наука для людей» — что значит это высказывание? (Школьники рассуждают на тему науки, используя текст просмотренного видеоролика).

Возможные вопросы:

  • Почему люди должны заботиться о планете, охранять природу?
  • Как наука и научные открытия помогают нам в повседневной жизни?
  • Посмотри вокруг себя и приведи примеры предметов, которые создали учёные.  Все они сделаны из материалов, которые состоят из отдельных веществ, о которых ты сейчас узнаешь.

Учитель подводит обсуждение к личности Д.И. Менделеева как деятеля российской науки.

Модуль 4

Учитель показывает портрет Д.И. Менделеева и предлагает предположить (выбрать), чем же он занимался.

 ПОРТРЕТ УЧЕНОГО Учитель задаёт вопрос: «Угадай, чем занимался Дмитрий Иванович Менделеев»:

  • Изучал жизнь животных
  • Изучал русский язык
  • Изучал разные вещества
  • Изучал звёзды

Эти надписи могут быть записаны на доске.

Дмитрий Иванович Менделеев  изучал разные вещества

Например

  • Алюминий: ложки и миски, пищевая фольга
  • Калий: витамины, удобрения для роста растений, спички
  • Магний: витамины, огнеупорный кирпич, лекарственные средства, косметическая пудра
  • Медь: самовар, украшения, электрические провода, медные монеты
  • Никель: душевая лейка, никелевые струны для гитар, брекеты, батарейки
  • Олово: игрушечный солдатик, пуговицы, посуда, припой (в состав которого входит олово, используется для соединения деталей с помощью паяльника)
  • Ртуть: термометр, манометр (прибор для измерения давления), лампы дневного света, гербициды (препарат для борьбы с сорными травами)
  • Титан: корабль, радиоприёмник, ракетная техника, шасси самолёта
  • Цинк: витамины, проволока, ведро, крыша дома

Комментарий: учитель помогает соотнести предметы и надписи на мешках гномов и предлагает младшим школьникам сделать вывод о важности открытия Д.И. Менделеева для жизни человека.

«Д.И. Менделеев и его научные интересы и увлечения»

Центральный элемент: Кем был Д.И. Менделеев? Работа в группах

Сектора:

  • Учёный-химик  
  • Чемоданных дел мастер  
  • Шахматист
  • Художник
  • Воздухоплаватель
  • Содержание секторов:

Название

Текст (озвучка)

Дмитрий Иванович Менделеев

На открытиях великого учёного построена вся современная химическая наука. Но немногие знают, что в свободное от серьёзной науки время он поражал окружающих своими талантами — мастерил чемоданы и обивал их шёлком; великолепно играл в шахматы; разгадывал тайны красок и даже совершал полёты на воздушном шаре.

Учёный-химик

Из чего состоит всё, что нас окружает: земля, по которой мы ходим, вода, которую пьём, воздух, которым дышим? Из чего состоим мы сами? Почему одно — твёрдое, другое — мягкое, а третье — жидкое?

Ещё в древности люди задумывались над этими вопросами, а со временем появилась целая наука — химия, которая изучала строение разных веществ. Эти простые вещества учёные назвали «химическими элементами».

Многие догадывались, что между всеми элементами есть связь. Но какая?

Конечно, этот вопрос очень занимал и учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. Что же открыл Менделеев? Весь мир вокруг состоит из разных химических элементов.

Некоторые из них знают даже дети — железо, кислород, йод, кальций. Другие вещества изучают только в старших классах школы.

Химические элементы могут «подружиться» друг с другом, и тогда получится совершенно новое вещество. Например, если соединятся газы водород и кислород, то из них получится… вода! А «дружба» натрия и хлора даёт нам обычную пищевую соль.

Менделеев открыл, что свойства химических элементов периодически повторяются. Без этого открытия не было бы ни современных лекарств, ни красок, ни синтетических тканей, ни бензина… Вся современная наука химия построена на нём.

А знаменитую таблицу, которая называется «Периодическая система химических элементов», можно увидеть в школах и университетах во всех уголках мира.

Чемоданных дел мастер

За свою жизнь Дмитрий Иванович сделал много разных открытий. Это потому, что всё было ему интересно — и химия, и физика, и экономика, и сельское хозяйство. Но и когда учёный отдыхал от научной работы, он тоже не сидел, сложа руки. В свободное время любил, например, чемоданы делать. Дмитрий Иванович никогда не покупал чемоданы, а мастерил их сам.

Он подробно изучил все известные в то время рецепты приготовления клея и после долгих опытов придумал свою особую клеевую смесь. Способ приготовления этого клея Менделеев держал в секрете.

А ещё, чтобы сделать отличный чемодан, Дмитрий Иванович внимательно и долго отбирал кожу для него. Кроме того, он стал настоящим специалистом по шёлковым тканям, поскольку тогда дорогие чемоданы внутри отделывались шёлком.

Прежде чем изготовить чемодан, Менделеев часами проводил математические расчёты. Такие замечательные у него чемоданы получались, что многие принимали его за мастера чемоданных дел, равных которому нет.

Дмитрий Иванович дарил плоды своих трудов друзьям и знакомым. Однажды он изготовил четыре десятка чемоданов и все раздарил. Вот такой удивительный человек был профессор Менделеев!

Шахматист

Чем бы ни занимался Дмитрий Иванович, он всё делал с большим интересом и увлечением. Это относилось и к шахматам. Менделеев увлекался ими с детства и играл очень хорошо. Несколько раз соперничал со знаменитыми шахматистами. И когда в Петербурге решили создать шахматный клуб, он немедленно туда записался. Дмитрий Иванович настолько серьёзно интересовался игрой, что у него на книжной полке среди изданий по химии были и учебники по шахматной игре. Во время игры учёный так увлекался, что ничего не замечал вокруг.

Особенно часто Менделеев играл в шахматы с известным художником Куи́нджи, который частенько гостил у Менделеевых. — «А не сыграть ли нам, дорогой Архип Иванович, разок-другой?» — весело спрашивал Менделеев. И они часами сидели над шахматной доской, увлечённые игрой.

Во время поездок за границу учёный брал с собой маленькие шахматы и всегда носил их в кармане. Менделеев считал это изобретение остроумным и совершенно необходимым в путешествиях. За шахматной доской он не уставал, а, наоборот, отдыхал и потом мог без всякого перерыва очень долго заниматься научной работой.

Дмитрий Иванович говорил, что для него занятия наукой — как игра в шахматы, то есть всегда интересны.

Художник

Менделеев с юных лет любил живопись. Когда он был ещё студентом, то делал зарисовки насекомых, листьев растений. Позже в Санкт-Петербурге он подружился со многими художниками. В его петербургскую квартиру по средам приходили в гости художники Крамско́й, Ре́пин, Ши́шкин, братья Васнецо́вы, Су́риков и многие другие. И, конечно, рисовали портреты гостеприимного хозяина.

Однажды в Петербурге состоялась небольшая художественная выставка. Посетители выставки приходили посмотреть всего на одну-единственную картину. Эта картина называлась «Лунная ночь на Днепре», и нарисовал её художник Куи́нджи, с которым Менделеев так любил играть в шахматы. Картина поразила всех.

Она находилась в тёмной комнате, и всем, кто смотрел на неё, казалось, будто на полотно падает луч света. Многие даже заглядывали за раму, чтобы отыскать фонарь или какой-нибудь другой источник освещения. Кто-то был уверен, что художник нарисовал свою картину на чистом золоте, кто-то считал, что на стекле.

А некоторые не сомневались, что Куинджи использовал какую-то особенную «лунную» краску.

Профессор Менделеев тоже заинтересовался загадочной картиной и спросил у художника, в чём секрет. Куинджи ответил: «Да какой секрет, Дмитрий Иванович? Нет никаких секретов». И как Менделеев его ни уговаривал, так и не выдал тайну.

А ведь учёный интересовался не из простого любопытства — он изучал свойства красок. В Петербурге Менделеев устраивал для художников необычные уроки, во время которых знакомил живописцев с разными свойствами красок. Один раз он предложил художникам испытать, сколько каждый из них сможет различить оттенков цвета. Те стали соревноваться. Оказалось, что самыми зоркими глазами природа одарила как раз художника Архипа Куинджи.

Воздухоплаватель

В августе 1887 года должно было случиться редкое природное явление — полное солнечное затмение. Это происходит, когда Луна находится между Землёй и Солнцем и заслоняет наше светило. Длится затмение недолго, всего несколько минут. Дмитрий Иванович Менделеев решил, что поднимется на воздушном шаре выше облаков и будет оттуда наблюдать за затмением.

На большом пустыре недалеко от станции Клин соорудили деревянную площадку и обнесли её изгородью. Туда привезли шар, закрепили толстыми канатами и стали заполнять его лёгким газом — водородом. Шар был больше десяти метров в диаметре, и к нему была подвешена большая плетёная корзина. В ней были Дмитрий Иванович и его помощник, ну и, конечно, специальные приборы для наблюдения за Солнцем. Шар поднялся почти на четыре километра.

Долгожданное солнечное затмение началось: Луна закрыла Солнце, и теперь оно выглядело как чёрный круг с пылающей короной вокруг. Дмитрий Иванович был поражён. Он достал приборы и начал делать измерения и записывать их в тетрадь.

Воздушное путешествие длилось почти три часа и было очень опасно!

Весть о необычайно смелом полёте учёного облетела всю Россию, а вскоре и весь мир. За героический полёт французская Академия метеорологического воздухоплавания наградила Дмитрия Ивановича медалью и удостоила диплома «За проявленное мужество при полёте для наблюдения солнечного затмения».

Подведение итогов урока

Учитель предлагает заключительный вопрос:

Назовите качества или черты характера, которые помогают учёным совершать научные открытия?

Инструктаж ПДД

Учебники (обложить, закладки, бережное отношение)

Расписание 

Портрет Д.И. Менделеева

Дмитрий Иванович Менделеев  

Инструктаж по ПДД

Дорогие ребята! Вы каждый день становитесь участниками дорожного  движения. Вы обязаны знать и строго соблюдать Правила дорожного движения. Только так мы   защитим себя от опасности на дороге – дорожно-транспортных происшествий.

Правила для юного пешехода

1. Ходи по тротуарам, только с правой стороны.

2. Переходи улицу по пешеходному переходу.

3. Переходи улицу на зеленый сигнал светофора.

4. На красный и желтый сигнал светофора нельзя переходить улицу.

5. При переходе дороги посмотри, не ли опасности, нет ли рядом машин.

6. Нельзя обходить стоящий автобус – это опасно. Подожди пока автобус отъедет от остановки.

7. При переходе улицы посмотрите сначала налево, дойди до середины, потом посмотри направо и продолжи  путь.

8. Если переходишь дорогу с малышом, крепко держи его за руку.

9. Никогда не перебегай дорогу перед близко идущим автомобилем.

10. За городом нужно идти по обочине, навстречу транспортному потоку.

Светофор

Стоп, машина! Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофёр!

Красный глаз глядит в упор —

Это строгий светофор.

Вид он грозный напускает,

Дальше ехать не пускает...

Обождал шофёр немножко,

Снова выглянул  в окошко.

Светофор на этот раз

Показал  зелёный глаз,

Подмигнул и говорит:

«Ехать можно, путь открыт

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПЕРЕЙТИ ДОРОГУ -УБЕДИСЬ В СВОЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Пешеходный переход

Вот обычный переход,

По нему идет народ.

Специальная разметка.

«Зеброю» зовется метко!

Белые полоски тут,

Через улицу ведут!

Знак «Пешеходный переход»

Где на «зебре» пешеход,

Ты на улице найди

И под ним переходи!

Дорожные знаки

Город, в котором с тобой мы живем,

Можно но праву сравнить с букварем.

Вот она, азбука, – над мостовой.

Знаки развешаны над головой.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Азбуку города помни всегда,

     Чтоб не случилась с тобою беда.

Знаки важные дорожные –

Компас взрослых и ребят.

Дети, будьте осторожны!

Знайте, что нельзя, что можно!

Выполняйте непреложно

Правильно веди себя на дороге

Как шофер ни тормозит,

А машина все скользит.

На колесах, как на лыжах,

Ближе, ближе, ближе, ближе!

Для спасенья есть возможность:

Лучший тормоз – осторожность.

Жизнь свою поберегите:

Перед машиной не бегите.

       Все, что знаки говорят

ЗАПРЕЩАЕТСЯ—РАЗРЕШАЕТСЯ  (игра)

 И проспекты и бульвары

Всюду улицы шумны,

Проходи по тротуару

Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу

ЗАПРЕЩАЕТСЯ

Быть примерным пешеходом

РАЗРЕШАЕТСЯ...

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперед.

Ехать «зайцем» как известно

ЗАПРЕЩАЕТСЯ

Уступать старушке место

РАЗРЕШАЕТСЯ...

Если ты гуляешь просто,

Все равно в перед гляди,

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Переход при красном свете

ЗАПРЕЩАЕТСЯ

При зеленом даже детям

РАЗРЕШАЕТСЯ…

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО классных руководителей" О воспитании у школьников добрых чувств к людям"

Данный доклад поможет учителям и классным руководителям понять, что недопустимо унижение личности ребёнка, его человеческого достоинства....

Классный час в 3 классе по теме: "Петербург объединяет людей".

Классный час в 3  классе по теме: "Петербург объединяет людей", посвященный международному дню толерантности 16 ноября....

Конспект открытого внеклассного мероприятия (классный час) в 3 «Д» классе. Тема:"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть !"

Конспект  открытого   внеклассного  мероприятия (классный час)  в 3 «Д» классе. Тема:"Чтобы  радость  людям дарить, надо  добрым  и вежливым  быть !"...

Тематический классный час в 4 классе "«Культура мира. Человек среди людей.»

Данный классный час проводился для того, чтобы:1.Познакомить учащихся с понятием «Культура мира» и раскрыть его составляющие;2.Показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я...

Конспект открытого внеклассного мероприятия (классный час) в 3 «Д» классе. Тема:"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть !"

Конспект  открытого  внеклассного  мероприятия (классный час) в 3 «Д» классе                 ...

Классный час для 2 класса по теме: «Доброта приносит людям радость»

Цели, задачи:  формирование толерантных отношений между детьми; воспитание стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать; желания становиться лучше, самосовершенствоваться; содействие т...