Внеурочная деятельность"Работа с текстом"
рабочая программа (1 класс)

Гриценко Светлана Петровна

Программа курса «Работа с текстом» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования МКОУ «Ястребовская СШ». Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

       Программа разработана на основе учебно – методического комплекта О. Н. Крыловой «Работа с текстом».

   Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимание текста, но и умение его анализировать.

   При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые умения и определять их место в системе языка в целом, учиться интерпретировать текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneur_rabota_s_tekstom.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

Программа курса «Работа с текстом» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования МКОУ «Ястребовская СШ». Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

       Программа разработана на основе учебно – методического комплекта О. Н. Крыловой «Работа с текстом».

   Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимание текста, но и умение его анализировать.

   При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые умения и определять их место в системе языка в целом, учиться интерпретировать текст.

                                           

Цель:  формирование у учащихся 1 класса умений по работе с информацией.

Задачи

- сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению;

- расширить кругозор школьников;

- укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями.

- развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску;

- способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.

Во втором классе на изучение курса «Работа с текстом» отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий

Личностные УДД:  

        Формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.

Регулятивные УДД:

          Возможность учиться: осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно  работы, выбирать книги.

Познавательные УДД:

         осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные УДД:

        Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.  

     Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:

- находить главную мысль;

- определять тему текста;

- подбирать антонимы и синонимы к словам;

- находить сравнения;

- составлять план текста.

        К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

-  осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;

- систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать имеющуюся в тексте информацию;

- интерпретировать и преобразовывать информацию;

- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей;

-  находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

-  вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

-  сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

-  понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

-  использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

-  ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках

-  сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. 

-  высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

-  оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

-  работать с несколькими источниками информации;

-  сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;

- сопоставлять различные точки зрения;

-  соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

-  в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

-  овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме;

-  приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научнопопулярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинноследственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.

Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Письмо (культура письменной речи) 

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему.

  1. Календарно-тематическое планирование учебного курса

№ уро

ка

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

план

факт

1

Работа над текстом И.Соколова – Микитова «В лесу».

1

Самостоятельное чтение текста.  Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации.

2

Работа над текстом В. Осеевой

«Плохо»

1

Самостоятельное чтение текста.  Анализ содержания текста. Диалог. Определение последовательности событий. Работа с иллюстрацией. Подбор антонимов.

3

Работа над текстом

Л.Толстого  

«Два товарища»

1

Определять главную мысль.

Делить слова для переноса.

Подбирать синонимы.

Работать с пословицами. Определять последовательность событий.

4

Работа над текстом В. Бурлакова «На рассвете»

1

Устанавливать последовательность пунктов плана. Восстанавливать деформированные предложения. Находить абзац. Подбирать  заголовок текста. Работать с иллюстрациями.

5

Работа над текстом А.Тихонова

«Где вода, там жизнь»

1

Ставить ударение в словах. Подбирать заголовок к тексту. Работать с иллюстрацией.

6

Работа над текстом С.Михалкова «Аисты и лягушки».

1

Выделять главную мысль текста. Участвовать в  диалоге. Находить вопросительные предложения.  

7

Работа над текстом

И.Пузанова «На рыбалке».

1

Подбирать заголовок к тексту. Подбирать антонимы. Работать с кроссвордом, с иллюстрацией.

8

Итоговая работа за 1 четверть по тексту:

«Медведко»

Д.Н.Мамина-Сибиряка

1

Оценивать свои результаты и достижения. Анализировать ошибки.

9

Работа над ошибками. Работа над текстом В. Бехревского «Мишка под деревом»

1

Подбирать  синонимы, заголовок к тексту. Восстанавливать последовательность событий.

10

Работа над текстом И.Соколова Микитова «На лесной дороге»

1

Восстанавливать деформированные предложения. Определять  лексическое значение слова. Давать характеристику герою. Подбирать заголовок к тексту.

11

Работа с текстом

Л.Яхнина «Силачи».

1

Ставить ударение в словах. Деление текста на части. Определять основную мысль текста. Работать с таблицей.

Классифицировать слова.

12

Деление текста на части. Определять основную мысль текста. Работать с таблицей.

Классифицировать слова.

1

Работать со схемой, с иллюстрацией. Расставлять знаки препинания.

13

Работа с текстом из детской энциклопедии.

1

Подбирать заголовок вопросительным предложением. Определять главную мысль текста. Восстановление деформированного предложения.

14

Работа над текстом К.Ушинского «Играющие собаки»

1

Находить абзац. Оформлять обложку книги.  Работать с кроссвордом.

15

Промежуточная диагностика сформированности навыков работы с текстовой информацией в процессе чтения по тексту: «Четыре желания» К.Д.Ушинского

1

Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результату своих достижений.

16

Работа над ошибками.  Работа с текстом И. Соколова –

Микитова «Утром в лесу»

1

Анализировать ошибки.

Применять прием сравнения. Восстанавливать предложения.

17

Работа над текстом Е.Пермяка «Первая рыбалка»

1

Различать стиль речи. Определять главную мысль текста, последовательность пунктов плана.  Работать с иллюстрацией.

18

Работа с текстом И.Соколова – Микитова «Белка»

1

Определять тип текста.  Списывать текст.

19

Работа над текстом С.Михалкова «Не стоит благодарности»

1

Ставить ударение в словах. Составлять диалог. Работать с кроссвордом. Подбирать прилагательные к существительному.

20

Работа над текстом Г.Цыферова «Жил на свете слоненок».

1

Выполнять фонетический разбор. Перечислять качества героя.

21

Работа с текстом

В.Кологрива «Жизнь кузнечика»

1

Работать с таблицей. Ставить ударение в словах.

22

Работа с текстом С.Аксакова «Щенок».

1

Определять стиль текста., лексическое значение слова.

Находить абзац.  

23

Работа с текстом

Ш.Перро «Золушка»

1

Работать с иллюстрацией. Работать с кроссвордом.

24

Итоговая работа за 3 четверть

1

Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результаты своих достижений.  

25

Работа над ошибками. Работа с текстом Н.Юрцевича «Красавица русских лесов»

1

Определять стиль текста, лексическое значение слова.

Находить абзац.

26

Работа над текстом

С.Юцзунь «Светлячок и Муравей»

1

Работать с пословицами. Составлять диалог.

27

Работа над текстом В.Танасийчук «Лосось».

1

Определять стиль текста.  

Работать с кроссвордом. Находить границы предложения.

28

Работа с текстом В.Коржикова «Прогулка по

лесу»

1

 Восстанавливать предложения. Работать с иллюстрацией.

29

Работа над арабской народной сказкой «Хлеб и золото»

1

Называть героев сказки. Определять жанр произведения., лексическое значение слова.

30

Работа с текстом К.Ушинского «Гадюка»

1

Определять жанр произведения, подбор синонимов.

31

Работа с текстом

М.Садовского «Зима на колесах»

1

Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста, восстанавливать предложения.

32

Работа над текстом В. Осеевой «Кто хозяин?»

1

Определять главную мысль текста. Подбирать заголовок, оформлять обложку.

33

Итоговая работа за год по тексту И. Соколова-Микитова «Лоси»

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Анализировать ошибки, исправлять их

34

Работа над текстом басни И. Крылова «Кукушка и Петух»

1

Подбирать синонимы, определять стиль текста, восстанавливать предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Работа с текстом" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Работа с текстом" 3 класс ...

Программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом" 2 класс

     Программа разработана на основе учебно – методического комплекта О. Н. Крыловой «Работа с текстом».   Работа с текстом – это интересный и п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом"

Учебный материал в раздел "Начальная школа" Рабочая программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом"...

КТП .Внеурочная деятельность. Работа с текстом.3 класс

КТП .Внеурочная деятельность. Работа с текстом.3 класс...

Интегрированное внеклассное мероприятие по внеурочной деятельности «Работа с текстом».

Тема: " И слово наше в сердце отзовется.."Цель: сделать текст личностно-значимым для ребенка, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведений....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом" - 1 класс

Программа содержит: содержание курса,  планируемые результаты, КТП  (темы занятий, ЭОР, формы работы), оценочные результаты, литература...