Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Русский язык»
рабочая программа (3, 4 класс)

Агальцова Наталия Александровна

Курс “Русского  языка ” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.Данная программа имеет социально-педагогическую направленность развития детей младшего школьного возраста.Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста  от 8 до 10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dopobrazovanie_russkiy_yazyk_2018.docx78.78 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел  образования администрации Кирсановского района

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»

в поселке Полевой Кирсановского района Тамбовской области

Принята на заседании                                       Утверждаю :                                

методического совета                                       Директор МБОУ

от ____________                                             «Уваровщинская сош»

 протокол №                                                                       ___________  Е.Н. Хохлова 

                                                                    Приказ  от _______________ №____

                                                                                                                                           

                                               

                                     

                                                                         

               

                

                 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа

социально-педагогической направленности

«Русский язык»

Возраст обучающихся –  8-10 лет

 Срок реализации: 2 года

                                                        

Автор - составитель:

Учитель филиала в п.Полевой

                                                                               Агальцова Наталия Александровна

                                           

                                                                         

Кирсановский район

 2018 г.

Паспорт  программы

Наименование учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа» Кирсановского района Тамбовской области

Полное наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа социально-педагогической направленности

«Русский язык»

Сведения об авторе:

Агальцова Наталия Александровна, учитель филиала в п.Полевой

Основание для разработки программы:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ

2.Приказ Минобрнауки России «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» от 29.08.2013г. №1008

3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242
"О направлении информации"(вместе с "Методическими рекомендациями проектированию дополнительных общеразвивающих программ»

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)

6. Устав  МБОУ «Уваровщинская сош»

Область применения

Дополнительное образование

Направленность программы

Социально-педагогическая

Тип образовательной программы

Модифицированная

Целевая направленность

Образовательная

Адресат программы

Младшие школьники 8 -10 лет.

Срок реализации

2 года

Рецензенты:

        Пояснительная записка        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Русский язык» составлена  в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, примерных требований к программам дополнительного образования детей, с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», на основе примерной программы на базе основного курса русского языка для начальной школы, в частности коммуникативно-ориентированного варианта программы автора Л.Я. Желтовской , по которой обучаются школьники в системе УМК «Планета знаний».         

Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

Курс “Русского  языка ” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность развития детей младшего школьного возраста.

Новизна программы состоит в том, что она  предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к изучению предмета в среднем звене: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи и умения пользоваться ими в работе с языковым материалом; формирование языковой компетенции, то есть практическое владение самим языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм; формирование коммуникативной компетенции, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческая компетентность, обеспечивающая осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.

Актуальность программы и педагогическая целесообразность  заключается в том, что введение единого государственного экзамена по русскому языку повысило значение данного предмета и   заставило обратить особое внимание  на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у учащихся начальной школы в области орфографии и пунктуации; на совершенствование знаний о синтаксисе;  знаний признаков и особенностей текста; формирование навыков анализа  текста, соблюдение языковых и культурных норм, передачи содержания текста и создания собственного высказывания.

Программа расширяет знания и умения учащихся и помогает осознавать себя как активную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.

Важной отличительной стороной  программы является ориентация ученика не на заучивание  определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные  в программе, не выносятся в требования  к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить  их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного      языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Адресат программы. Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста  от 8 до 10 лет.

Условия набора учащихся. Дети принимаются без предварительного отбора. Принимаются все желающие.

Количество учащихся. В группе 1-го года обучения – до 15 человек; в группе 2-го года – до12 человек.

Объём и срок реализации программы - 2 года. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Объём программы – 144 часа (1 год обучения – 72 ч., 2 год обучения – 72 ч.).

Формы и режим занятий. Программа рассчитана на 1 занятие в неделю с учетом каникулярного времени. Продолжительность одного занятия – 45 минут.

Обучение по программе очное. Основной организационной формой в ходе реализации является занятие. Теоретические занятия проходят в тесном соответствии с практическими занятиями. Занятия с детьми проводятся в индивидуальной, групповой и коллективной форме. При выполнении практического задания в группах на заданную тему присутствует сотрудничество- право выбора учащимися себе партнёров по выполняемому делу. 

 Формы занятий: В работе используются лекции,  практические занятия с элементами игр, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки; анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа с разнообразными словарями.

Цель  программы: развитие коммуникативной, лингвистической, языковой деятельности; воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свой язык; совершенствование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Реализация программы предполагает решение  следующих задач:

Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие: воспитание культуры языка; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие: развитие смекалки и сообразительности; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями; обучение  организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой и другими источниками информации.

Учебный  план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы  социально-педагогической направленности «Русский язык»

первый год обучения

№п/п

Название разделов,  тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1

Введение в образовательную программу

1

0,5

0,5

Входной контроль

2

Фонетика

3

1

2

Викторина “Интересные буквы и звуки”

3

Словообразование

6

2

4

Тестирование

4

Морфология

4

2

2

КВН «Части речи»

5

Синтаксис

2

1

1

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

6

Орфография

12

5

7

Олимпиада «Грамотей»

7

Развитие речи

7

3

4

Игра «Я не поэт, я только учусь…»

8

Итоговая диагностика.

1

1

Итоговое тестирование

Итого:

36

14,5

21,5

Содержание учебного плана.

Раздел 1. Введение в образовательную программу (1 ч) . 

Введение в язык- 1 ч.

Теория (0,5 ч)

Беседа о красоте и богатстве русской  речи. Основные средства языка: слово, предложение. Разделы науки о языке: фонетика, орфоэпия, графика, лексика,  морфемика, морфология, синтаксис. Взаимосвязь изучения признаков, свойств языковых средств и развития речевых умений.

Практика (0,5 ч)

Входной контроль

Раздел 2. Фонетика -3 ч

Теория (1ч)

Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Звуковые образы и звукопись. Звуки и рифма. Слоги.

Практика (2 ч)

Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады. Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Звуковая запись с использованием транскрипции. Звукобуквенный анализ слов. Викторина “Интересные буквы и звуки”

Раздел 3. Словообразование  - 6 ч

Теория ( 2 ч)

Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах (строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков в морфемах. Образование сложных слов.

Практика (  4 ч )

Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.

Раздел 4. Морфология - 4 часа.

Теория ( 2ч)

Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Фразеологизмы и глаголы-синонимы.

Практика (  2 ч) 

Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи).Задания на смекалку.  Подбор к поговоркам соответствующих частей речи.

  Раздел 5.  Синтаксис –2 ч.

Теория (1 ч)

Определение границ предложений. Определение главных и второстепенных членов предложения.

Практика ( 1 ч  )

Составление схем. Упражнения на «чтение» знаков препинания,  достижения нужной интонационной окраски.

Раздел 6.Орфография  -12 ч

 Теория (  5 ч )

Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Когда согласные в «подполье» (о непроизносимых согласных).Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов. Удвоенные согласные. «Молчаливые» буквы. «История беззвучия».Мягкий знак. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака. Правописание шипящих  ча, ща, чу , щу,  жи, ши. Почему не пишется ь в сочетаниях  чк  , чн, нч, нщ. Не с глаголами. Правописание приставок с глаголами.

Практика (  7 ч )

Отработка орфографических правил, изученных во 2-3 классах.

Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.

Работа с таблицей: расположение орфограмм в слове. Классификация и выбор слов по видам орфограмм. Тренировочные упражнения.

Раздел 7. Развитие речи – 7 ч.

Теория ( 3 ч)

Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Тема текста, опорные слова, связь между предложениями в тексте. Деление текста на части. Типы текстов. Стили речи: разговорный и книжный. Диалог. Культура общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии.

Практика ( 4 ч  )

Упражнения на самостоятельное составление и запись с соблюдением орфографических и пунктуационных норм разных типов текста: повествования, рассуждения, описания.  

Итоговая диагностика – 1 ч.

   Итоговое тестирование.

Учебный  план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы  социально-педагогической направленности «Русский язык»

второй  год обучения

№п/п

Название разделов,  тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1

Введение в образовательную программу

1

0,5

0,5

Входной контроль

2

Как устроен наш язык

16

7

9

Тестирование

3

Правописание

11

4

7

Игра «Что?Где?Когда?»

4

Развитие речи

7

3

4

Творческие эссе

5

Итоговая диагностика.

1

1

Итоговое тестирование

Итого:

36

14,5

21,5

Содержание учебного плана.

Раздел 1. Введение в образовательную программу (1 ч) . 

Введение в язык- 1 ч.

Теория (0,5 ч)

О взаимосвязи языка и речи. Разнообразие ресурсов языка и речи для выражения мыслей и эмоций. Основные средства языка: слово, предложение. Система языка глазами лингвистов – от простейших знаков языка (звуков, букв) до сложных конструкций. Разделы науки о языке: фонетика, орфоэпия, графика, лексика,  морфемика, морфология, синтаксис. Взаимосвязь изучения признаков, свойств языковых средств и развития речевых умений.

Практика (0,5 ч)

Входной контроль

Раздел 2. Как устроен наш язык (16 ч)

2.1. Фонетика – 1 ч.

Теория (0,5 ч)

 Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.

Фонетическая система русского языка. Звуки речи. Звуковое строение слов. Слоги. Позиционное чередование гласных и согласных в слове. Оглушение, озвончение парных звонких и глухих согласных. Обозначение йотированных звуков. Общее представление о фонеме. Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначения гласных и согласных на письме.

Практика (0,5 ч)

Упражнения в отчётливом произнесении звуков в словах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», игры в «Испорченный телефон», «Узнай, чей голосок»).

Упражнения на развитие фонематического слуха. Звуковая запись с использованием транскрипции. Звукобуквенный анализ слов.

2.2. Словообразование- 1 ч.

Теория (0,5 ч)

Повторение изученного  на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

Роль морфем в образовании однокоренных слов. Однокоренные слова и формы слова. Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями, от слов-синонимов.

Практика (0,5 ч)

Упражнения на морфемный состав слов.

2.3. Морфология – 9 ч.

Теория (4 ч)

 Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением) как отражение основных реалий окружающего мира: предметы – существительные, их признаков – прилагательные, их действия и состояния – глаголы, их количество – числительные и т.д. Роль и правописание местоимений.

Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имён прилагательных.

Практика (5 ч)

Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.

Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи).Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составлением предложений по схемам).

Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения определённой мысли, чувства.

  2.4. Синтаксис – 5 ч.

Теория (2 ч)

Синтаксический анализ простого предложения.

Словосочетание.

Сложное предложение.

Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Однородные члены предложения. Постановка запятой между однородными членами предложения.

Практика (3 ч)

Упражнения на «чтение» знаков препинания,  достижения нужной интонационной окраски.

Упражнения на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами , составление схем как аргумента выбора решения.

Раздел 3. Правописание (11 ч.)

3.1. Повторение орфографии (2 ч)

Теория (1 ч)

Вспоминаем изученные орфограммы.

Практика (1 ч)

Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.

Работа с таблицей: расположение орфограмм в слове. Классификация и выбор слов по видам орфограмм. Тренировочные упражнения.

3.2. Окончание имён существительных, имён прилагательных (2 ч)

Теория (1 ч)

Орфограммы в окончаниях имен существительных и имён прилагательных.

Практика (1 ч)

Тренировочные упражнения: выделение, дописывание окончаний прилагательных, запись слов с различными окончаниями в группы.

Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных 1, 2,3  склонения. Работа с таблицей.

3.3. Орфограммы в словах (2 ч)

Теория (1 ч)

Буквы о-ё после шипящих и ц. Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки.

Практика (1 ч)

Упражнения на классификацию слов с буквами о - ё, графическое выделение изученной орфограммы. Работа с орфограммой «Мягкий знак в конце слов после шипящих», подготовка к словарному диктанту.

3.4. Предложение с однородными членами. (1 ч)

Теория (0,5 ч)

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Практика (0,5 ч)

Упражнения: нахождение однородных членов, постановка знаков препинания при них, доказательство.

3.5. Приставка. Твердый и мягкий знак (1 ч).

Теория (0,5 ч)

Орфограммы приставок. Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки.

Практика (0,5 ч)

Подбор примеров слов с ъ и ь, соответствующих схемам. Упражнения на повторение изученных орфограмм в приставках.

3.6. Правописание глаголов (3 ч).

Теория (1 ч)

    Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами. Правописание

-ться и -тся в глаголах. Правописание безударных окончаний глаголов. Правописание суффиксов глаголов. Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

Практика (2 ч)

Упражнения на правописание личных окончаний глаголов , частицы НЕ с глаголами. Обсуждение исключений. Тренировочные упражнения, классификация. Упражнения: классификация, перевод, транскрипции в буквенную запись (слова с [ца]). Упражнения на изменение формы глаголов, группировку по спряжениям. Самостоятельное выполнение заданий на группировку глаголов.

Раздел 4. Развитие речи – 7 ч.

Теория (3 ч)

Осознание ситуации общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.д.) овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи ( описание, повествование, рассуждение).

Практика (4 ч)

Упражнения на самостоятельное составление и запись с соблюдением орфографических и пунктуационных норм разных типов текста: повествования, рассуждения, описания.  

Итоговая диагностика – 1 ч.

 Итоговое тестирование. 

Планируемые   результаты реализации программы курса

В конце 1-го года обучения учащиеся должны

знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.

 уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки  слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

В конце 2-го года обучения учащиеся должны

знать:

название основных средств языка и разделов о языке;

название изученных частей  речи;

название значимых частей  слова;

понятия вид глагола, личные формы глагола;

морфологические признаки глаголов;

о роли словосочетаний в предложении;

понятие сложное предложение;

основные правила орфографии, изучаемые в начальной школе.

 изученные правила правописания окончаний имён существительных 1, 2,3  склонения ;

правила правописания о-ё после шипящих и ц;

правило правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных;

правила правописания приставок;

правила правописания -ться и -тся в глаголах;

правила правописания безударных личных окончаний глаголов;

правила правописания суффиксов глаголов.

 уметь:

различать, сравнивать:

буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и  безударные, согласные

твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

имя существительное, имя прилагательное, глагол;

предлог и приставку;

корень, приставку, суффикс, окончание;

главные и второстепенные члены предложения; словосочетания;

кратко характеризовать:

виды предложений по цели высказывания и интонации;

решать практические и учебные задачи:

выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания,

пользоваться словарями;

использовать алфавит при работе со словарём;

  писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 65-70 слов со следующими изученными правилами правописания:

 прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

звонкие и глухие согласные  в корнях;

непроизносимые согласные;

сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк-чн;

удвоенные согласные;

безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные   гласные, не проверяемые ударением;

разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных,

не с глаголами;

словарные слова, определенные программой;

знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

отвечать на вопросы к тексту;

делить текст на смысловые части и составлять простой план

проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;

находить лексическое значение слова в толковом словаре;

характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и

морфологические признаки);

разбирать простое предложение  по членам;

выделять основную мысль текста;

подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам  содержание текста;

исправлять деформированный текст (с нарушением порядка следования частей);

составлять план текста (при помощи учителя);

находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки,     нарушающие логичность, правильность и точность текста;

писать изложения различных видов (обучающего характера).

Должны приобрести навыки:

самостоятельной работы с литературой и интернет-источниками.

Ожидаемые  результаты

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность научиться:

различать, сравнивать:

  • слово и предложение;
  • наречие, имя числительное;
  • простое и сложное предложения;
  • текст и не текст;

решать практические и учебные задачи:

  • проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
  • находить лексическое значение слова в толковом словаре;
  • характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
  • разбирать простое предложение  по членам;
  • суффиксы имен существительных и имен прилагательных (в объеме данного курса);
  • наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
  • запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);
  • выделять основную мысль текста;
  • подбирать заголовок данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам  содержание текста;
  • исправлять деформированный текст (с нарушением порядка следования частей);
  • составлять план текста (при помощи учителя);
  • находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;
  • писать изложения различных видов (обучающего характера).

Календарный учебный график

 дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

 социально-педагогической направленности

«Русский язык»

1 год обучения

№ п/п

Месяц

Форма занятий

Кол-во  ч

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1.

Беседа, практическое занятие

1

Вводное занятие

Кабинет начальных классов

Входной контроль

2.

Беседа, практическое занятие

1

Фонемы. Составление звуковой транскрипции слов. «Беззвучные» буквы.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

3.

Беседа, практическое занятие

1

Слоги.

Кабинет начальных классов

Составление слов из разрозненных слогов.

4.

Практическое занятие

1

Добрый волшебник ударение

Кабинет начальных классов

Викторина «Интересные звуки и буквы»

5.

Беседа, практическое занятие

1

«Мы знаем дом – родственники живут в нём!» (О родственных словах).

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

6.

Беседа, практическое занятие

1

 «Смотри в корень!» (О значении корня).

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

7.

Беседа, практическое занятие

1

Морфемы. Образование  сложных слов.

Кабинет начальных классов

Викторина «Приставки

8.

Беседа, практическое занятие

1

Основа слова.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

9.

Практическая работа

1

«Ах, эти безобидные хвостики!»    ( О суффиксах.)

Кабинет начальных классов

Письменный опрос

10.

Практическая работа

1

Занимательное словообразование.

Кабинет начальных классов

Тестирование

11.

Беседа, практическое занятие

1

Существительные- слова с предметным значением.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

12.

Беседа, практическое занятие

1

Прилагательные – слова называющие признаки.

Дружба имени существительного с прилагательным.

Кабинет начальных классов

Отгадывание ребусов

13.

Беседа, практическое занятие

1

Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

Кабинет начальных классов

Морфологический анализ частей речи

14.

Беседа, практическая работа

1

Фразеологизмы и глаголы-синонимы.

Кабинет начальных классов

КВН «Части речи»

15.

Беседа, практическое занятие

1

Предложения бывают…

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

16.

Беседа, практическое занятие

1

Главные члены предложения

Кабинет начальных классов

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

17.

Беседа , практическое занятие

1

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

18.

Практическое занятие

1

Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.

Кабинет начальных классов

Письменный опрос

19.

Беседа, практическое занятие

1

Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Секреты орфографии.

Кабинет начальных классов

Самостоятельная работа

20.

Беседа, практическое занятие

1

Дружба звуков, или парные согласные.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

21.

Беседа, практическое занятие

1

Когда согласные в «подполье». (О непроизносимых согласных).

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

22.

Беседа, практическое занятие

1

Удвоенные согласные.

Кабинет начальных классов

Тестирование

23.

Беседа, практическое занятие

1

«Молчаливые» буквы. «История беззвучия».Мягкий знак.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

24.

Беседа, практическое занятие

1

Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

25.

Практическое занятие

1

Правописание шипящих  ча, ща,

чу , щу,  жи, ши.

Кабинет начальных классов

Самостоятельная работа

26.

Практическое занятие

1

Почему не пишется ь в сочетаниях  чк  , чн, нч, нщ

Кабинет начальных классов

Тренинг

27.

Беседа, практическое занятие

1

Не с глаголами. Правописание прис тавок с глаголами.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

28.

Практическая работа

1

Волшебный клубок орфограмм.

Выведение общего правила проверки орфограмм.

Кабинет начальных классов

Олимпиада «Грамотей».

29.

Беседа, практическое занятие

1

Что  такое текст. Тема и основная мысль текста. Опорные слова. Связь между предложениями в тексте.

Кабинет начальных классов

Устный зачёт

30.

Практическое занятие

1

Деление текста на части.

Редактирование текста.

Кабинет начальных классов

Тренинг

31.

Беседа, практическое занятие

1

Типы текстов.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

32

Беседа

1

Стили речи: разговорный и книжный. Диалог.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

33.

Практическое занятие

1

Культура общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии.

Кабинет начальных классов

Игра «Я не поэт, я только учусь…»

34.

35.

Практическое занятие

2

Изложение текста

Кабинет начальных классов

Краткое изложение текста

36.

Практическое занятие

1

Итоговая диагностика

Кабинет начальных классов

Итоговый тест

2 год обучения

№ п/п

Месяц

Форма занятий

Кол-во  ч

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1

Беседа, вводное тестирование

1

Вводное занятие

Кабинет начальных классов

Входной контроль

2

Беседа, практическая работа

1

Повторяем фонетику.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

3

Беседа, практическая работа

1

Повторяем словообразование и правописание частей слова: приставок и суффиксов.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

4

Беседа, практическая работа

1

Вспоминаем изученные орфограммы.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

5

Практическая работа

1

Вспоминаем изученные орфограммы.

Кабинет начальных классов

Игра «Что? Где?

Когда?»

6

Беседа, практическая работа

1

Повторяем признаки имени существительного

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

7

Беседа, практическая работа

1

Окончание имён существительных

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

8

Практическая работа

1

Повторяем признаки имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

9

Беседа, практическая работа

1

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных

Кабинет начальных классов

Письменный опрос

10

Беседа, практическая работа

1

Текст. Типы текстов

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

11

Практическая работа

1

Орфограммы в словах.

Буквы о-ё после шипящих и ц.

Кабинет начальных классов

Тестирование

12

Практическая работа

1

Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих».

Кабинет начальных классов

Самостоятельная работа

13

Беседа, практическая работа

1

Повторяем местоимение

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

14

Практическая работа

1

Работа над изложением. (Развитие речи). Изложение.

Кабинет начальных классов

Самостоятельная передача текста по памяти.

15

Беседа, практическая работа

1

Простое предложение. Разбор по членам предложения. Синтаксический анализ предложения.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

16

Беседа, практическая работа

1

Предложение с однородными членами.

Знаки препинания при однородных членах.

Кабинет начальных классов

Самостоятельная работа

17

Беседа, практическая работа

1

Приставка. Твердый и мягкий знак.

Кабинет начальных классов

Письменное тестирование

18

Лекция, беседа, практическая работа

1

Глагол.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

19

Беседа, практическая работа

1

Правописание глаголов.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

20

21

22

Лекция, беседа

3

Вид глагола. Начальная форма глагола. Личные формы глагола. Лицо и число глагола.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

23

Беседа, практическая работа

1

Текст.
(Развитие речи).

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

24

25

26

Лекция, беседа

3

Правописание глаголов.

Правописание

-ться и -тся в глаголах. Правописание

безударных окончаний глаголов. Глагольное время. Изменение глаголов по временам

Кабинет начальных классов

Письменное тестирование

27

Лекция, беседа

1

Текст.
(Развитие речи). Изложение с элементами сочинения.

Кабинет начальных классов

Краткий устный опрос

28

Беседа, практическая работа

1

Правописание глаголов.
 Правописание суффиксов глаголов. Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

Кабинет начальных классов

Устный зачёт

29

Тренинг

1

Текст.

(Развитие речи).

Учимся писать краткое изложение.

Кабинет начальных классов

Краткое изложение текста

30

Лекция, беседа,

дискуссия ролевая игра

 Имя числительное.

Кабинет начальных классов

Устный зачет

31

32

Лекция, беседа

2

Словосочетание.

Кабинет начальных классов

Письменный опрос

33

Лекция, беседа

1

Текст.
(Развитие речи).

Учимся писать текст-рассуждение.

Кабинет начальных классов

Творческое эссе

34

35

Лекция, беседа, практическая работа

2

Сложное предложение. Простое и сложное предложения

Кабинет начальных классов

Письменный опрос

36

Практическая работа

1

Итоговое тестирование.

Кабинет начальных классов

Итоговый тест

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение

1. Кабинет

2. Столы, стулья

3. Персональный компьютер

4. Мультимедийный проектор

5. Мультимедийная доска

6. Принтер

7. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями по русскому языку –М.: Издательство «Образование», 2009.

8. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия». Русский язык  для 1,2,3,4 класса. Часть 1, 2, 3. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.

9. Учебные презентации.

10. Карточки для самостоятельной и групповой работы.

11. Предметные картинки, схемы, рисунки.

Методическое обеспечение программы

1 год обучения

Название раздела, темы

Форма занятий

Приёмы и методы проведения занятий

Дидактический материал и ТСО

Форма подведения итогов

1

Введение в образовательную программу

Беседа

Объяснительно-иллюстративный,  диалогический, частично-поисковый.

Проверочный тест

Входной контроль

2

Фонетика

Комбинированная

Проблемно-исследовательский, игровой.

Демонстрационные таблицы, предметные картинки,  компьютер, карточки с заданиями

Викторина “Интересные буквы и звуки”

3

Словообразование

Комбинированная

Объяснительно-иллюстративный,  диалогический, игровой.

Компьютер, учебная презентация, тест, карточки с заданиями, демонстрационные таблицы

Тестирование

4

Морфология

Комбинированная

Объяснительно-иллюстративный,  диалогический, игровой.

Компьютер,

мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия», демонстрационные таблицы

КВН «Части речи»

5

Синтаксис

Комбинированная

Объяснительно-иллюстративный,  диалогический, проблемно-исследовательский, игровой.

Демонстрационные таблицы, справочный материал,  карточки с заданиями

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

6

Орфография

Комбинированная

Объяснительно-иллюстративный,  диалогический, проблемно-исследовательский, игровой.

Демонстрационные таблицы, предметные картинки,  карточки с заданиями, орфографические словари

Олимпиада «Грамотей»

7

Развитие речи

Комбинированная

Объяснительно-иллюстрационный,  диалогический, проблемно-исследовательский.

Карточки с индивидуальными и групповыми заданиями, компьютер, учебная презентация

Игра «Я не поэт, я только учусь…»

8

Итоговая диагностика.

Практическая

Частично - поисковый

Тестовые задания

Итоговое тестирование

2 год обучения

Название раздела, темы

Форма занятий

Приёмы и методы проведения занятий

Дидактический материал и ТСО

Форма подведения итогов

1

Введение в образовательную программу

Беседа

Объяснительно-иллюстративный,  диалогический, частично-поисковый.

Проверочный тест

Входной контроль

2

Как устроен наш язык

Комбинированная

.Объяснительно-иллюстративный,  диалогический, проблемно-исследовательский, игровой.

Демонстрационные таблицы, предметные картинки,  компьютер, карточки с заданиями, тест, мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия», учебная презентация, учебник «Русский язык».

Тестирование

3

Правописание

Комбинированная

Объяснительно-иллюстративный,  диалогический, проблемно-исследовательский, игровой.

Компьютер, учебная презентация, тест, карточки с заданиями, демонстрационные таблицы, орфографические словари

Игра «Что?Где?Когда?»

4

Развитие речи

Комбинированная

Объяснительно-иллюстративный,  диалогический, игровой, частично-поисковый.

Карточки с индивидуальными и групповыми заданиями, компьютер, учебная презентация

Творческие эссе

5

Итоговая диагностика.

Комбинированная

Частично-поисковый

Тестовые задания

Итоговое тестирование

Кадровое обеспечение

Реализацию программы обеспечивает учитель начальных классов.

Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости; портфолио учащихся; карты оценки результатов освоения программы, материал анкетирования и тестирования.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: 

- участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

- викторины;

- тестирование;

- интеллектуальные игры и КВНы;

- олимпиада;

- творческие эссе.

Оценочные материалы

Методика определения уровня развития компетентностей обучающихся по результатам освоения образовательной программы, разработанная на основе методики «Ценностные ориентиры »  М. Рокича  и Л.А. Ясюковой.

Список литературы

Для педагога

  1. Буряк М. Итоговые комплексные работы. 3 класс. Методическое пособие. ФГОС – М.: Издательство «Планета», 2015 г.
  2. Введенская Л.А., Семёнова М.Ю. Путешествие в удивительный мир слов. Методическое пособие. – М.: Издательство «Феникс», 2008 г.
  3. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. 2-4 кл. Методическое пособие.- М.:Издательство «Вентана-Граф», 2013 г.
  4. Рик Т.Г., « Доброе утро, Имя Прилагательное!» - М.: ВАКО, 2014 г.
  5.  Рик Т.Г.,  « Здравствуйте, Имя Существительное! –М.: ВАКО, 2014 г.
  6.  Рик Т.Г., «Как живешь, Наречие?» - М,: ВАКО, 2013 г.
  7.  Сенина Н.А. , Гармаш С.В., - «Русский язык. 4 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Олимпиадные задания: учебное пособие»- М.: Издательство «Легион», 2009 г.

 Для обучающихся

  1. Дружок. Правила по русскому языку для начальных классов.- М.: Издательство «Стрекоза», 2009 г.
  2. Беленькая Т.Б. Тренажёр по русскому языку. – Ростов- на – Дону: «Издательство» Феникс, 2015 г.
  3. Елизарова Е.М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. 4 класс. – Издательство «Учитель», 2008 г.
  4. Кузнецова М.И. Тренировочные примеры по русскому языку. Задания для повторения и закрепления. 4 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2016 г.
  5. Новичёнок  И.К. Правила и упражнения по русскому языку. – СПб: Издательство «Литера», 2008 г.
  6. Правила и упражнения по русскому языку. 1-4 класс. – М.: Юнвес, 2005 г.
  7. Ушакова О.Д. Говори правильно. Словарик ударений. – СПб: Издательство «Литера», 2008 г.

Интернет-ресурсы

1. http://nsportal.ru/

2. http://dop-obrazovanie.com

3. http://neobionika.ru

4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

5. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info

6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru

7. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru

РЕЦЕНЗИЯ

НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩУЮ ПРОГРАММУ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Русский язык»

Программа рассчитана на детей 8-10лет. Срок реализации программы: 2 года. Курс рассчитан на 72 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Тематика занятий программы соответствует специфике дополнительного образования и способствует:

- приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

-воспитанию культуры языка; формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

- развитию смекалки и сообразительности.

            Основной  целью  программы является развитие коммуникативной, лингвистической, языковой деятельности; воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свой язык; совершенствование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Важная отличительная сторона  программы. Ориентация ученика не на заучивание  определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.

Программу также отличает то, что она строится с учётом возрастных особенностей всех когнитивных процессов детей школьного возраста и расширяет знания и умения учащихся, помогает осознавать себя как активную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.

 В пояснительной записке четко ставятся цели и задачи, приводятся аргументы в пользу актуальности и новизны программы, указываются возраст и сроки реализации программы.

 Считаю, что программа «Русский язык» может быть реализована в данном учреждении, так как   будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует социализации личности.

Директор                                                                                    Е.Н. Хохлова        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Безопасное колесо".

Программа по ПДД для педагогов дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Добрые ладошки»

Программа дополнительного образования детей «Добрые ладошки» является дополнительной общеобразовательной программой социально-педагогической направленности. Глобальные социальные, экономич...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей социально - педагогической направленности «Театральный калейдоскоп»

Пояснительная записка   Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа «Театральный калейдоскоп»  МБУДО «Дом детского творчества  ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Русский язык с увлечением»

Курс «Русский язык с увлечением!» составлен для обучающихся 3 классов.На проведение занятий  отводится 34 часа -1 час в неделю.Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у млад...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности

Программа "Занимательный английский" предназначена для обучения детей 1 класса. Программный материал распределён на 1 год. ...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Английский язык"

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Английский язык" разработанна для школьников первого класса, возраста 7 лет. Уровень программы ознакомител...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЗНАЙКА»

Программа дополнительного образования направленого на комплексное развитие учеников 1-х классов....