Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей социально - педагогической направленности «Театральный калейдоскоп»
рабочая программа
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный калейдоскоп» МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки» (далее ДДТ) разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), Концепцией развития дополнительного образования детей, с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008), Письмом Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242, с учётом норм СанПиНа 2.4.4.3172-14(от 04.07.2014 №4). Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.М. Теплов).
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность. В программе «Театральный калейдоскоп» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, то есть создание спектакля, но и активизирует у учащихся мышление, познавательный интерес, пробуждает фантазию и воображение, любовь к родному слову, учит сочувствию и сопереживанию. Данная программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С. Станиславский, "…детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения. Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно-адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества, а также повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А так же одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnyy_kaleydoskop.doc | 380.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества р.п. Озинки»
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки» Протокол № от 2019г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки» __________ С.А. Сысова Приказ № от 2019 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театральный калейдоскоп»
Адресат программы: 7 – 10 лет
Срок реализации: 144 ч
Автор программы:
Белоусова Тамара Петровна,
педагог дополнительного образования
р.п. Озинки
2019 г.
I Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная | общеразвивающая | ||||||
программа | социально | |||||||
педагогической направленности | ||||||||
«Театральный калейдоскоп», | ||||||||
II Направленность | Социально - | педагогическая | ||||||
III.Сведения о программе | ||||||||
3.1 | Срок реализации | 144 час | ||||||
3.2 | Возраст обучающихся | 6 -14 лет | ||||||
3.3 | Тип программы | |||||||
3.4 | Характеристика программы | |||||||
По месту в образовательной модели | Разновозрастного детского коллектива | |||||||
По форме организации содержания и | ||||||||
процесса педагогической деятельности | Разноуровневая | |||||||
4. Цель программы | Создание комфортной эмоциональной среды для вовлечения детей в коллективную театральную, творческую деятельность и развития коммуникативных навыков, создания и показа сценической постановки. | |||||||
5. | Учебные модули (в соответствии с учебным планом) |
| ||||||
6. | Ведущие формы и методы образовательной | Показ творческих программ, беседы, игры, мастер – классы, репетиции. | ||||||
деятельности | ||||||||
7. Формы мониторинга результативности | Тесты, творческие задания, театрализованные представления, спектакли, танцевальные композиции на праздничных мероприятиях. Контрольный лист учащегося по входной, промежуточной, итоговой диагностики. Участие в конкурсах, выставках различного уровня. | |||||||
8. Результативность реализации программы | ||||||||
9.Дата утверждения и последней корректировки программы | ||||||||
10. | Рецензенты | |||||||
РАЗДЕЛ №2 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный калейдоскоп» МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки» (далее ДДТ) разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), Концепцией развития дополнительного образования детей, с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008), Письмом Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242, с учётом норм СанПиНа 2.4.4.3172-14(от 04.07.2014 №4). Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.М. Теплов).
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность. В программе «Театральный калейдоскоп» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, то есть создание спектакля, но и активизирует у учащихся мышление, познавательный интерес, пробуждает фантазию и воображение, любовь к родному слову, учит сочувствию и сопереживанию. Данная программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С. Станиславский, "…детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения. Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно-адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества, а также повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А так же одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Новизна программы заключается в том, что в ее основу положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
*Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
*Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
*Деятельностный подход. Деятельность - основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Отличительной особенностью программы «Театральный калейдоскоп» от уже имеющихся, является создание среды, основная цель которой, помочь детям окунуться в мир сказки и добра, что положительно повлияет на миропонимание и мироощущение, а также в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства. На занятиях в объединении « Юные театралы» учащиеся не получают готовых знаний, они их добывают сами и внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий педагог осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности воспитанника. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – от 6 до 14 лет. Рекомендуемый минимальный состав группы - от 12 - 15 человек. При наборе принимаются все желающие. При приеме учащихся в объединение необходимо получить от родителей (законных представителей) заявление с просьбой о зачислении их детей, в котором родители (законные представители) подтверждают, что они ознакомились с условиями занятий, и обязуются их выполнять.
2.2.Психолого-педагогические особенности возрастной категории учащихся.
1 группа 6-7 лет.
Дошкольный возраст. В этом возрасте ведущий вид деятельности – игра. Его восприятие становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Этот возраст наиболее благоприятный для развития памяти и интенсивного роста словарного состава речи. Развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. Для дошкольного детства характерно в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Самым важным личностным механизмом считается соподчинение мотивов. Дошкольники начинают усваивать этические нормы поведение, принятые в обществе.
2 группа 8-10 лет.
В этой группе занимаются преимущественно младшие школьники. В этом возрасте учебная деятельность становится ведущей, доминирующей функцией – мышление. Завершается переход от наглядно - образного к словесно-логическому мышлению. К концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающий интеллект создаёт возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. В два раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.
3 группа 11 – 14 лет
В этой группе занимаются дети среднего школьного возраста. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является феноменом, на котором протекает психологический кризис. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Подросток считает себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Активно начинают развиваться творческие способности. Появляются критичность мышления, формируется самоанализ. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликт, отстаивая свою «взрослую» позицию. Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности.
Объём и срок освоения дополнительной образовательной программы - 144 часа. Программа реализуется в течение 36 учебных недель в течение учебного года. Недельная нагрузка 4 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность учебного занятия 45 минут, с перерывом на перемену 10 минут.
Формы обучения. Очная. Обучение осуществляется по принципу «теория-практика», то есть, все теоретические знания учащиеся закрепляют на практике. Итоговый анализ работ проводится в конце полугодия, года в виде тестов, творческих заданий, игр - драматизаций, мини – спектакля, показа кукольного театра, флэш-мобов на праздничных мероприятиях.
2.3. Цель и задачи программы Цель:
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
Образовательные:
1. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической, сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
2. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
3. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
Развивающие:
1. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
2. Развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.
3. Развитие ритмопластики.
Воспитательные:
1.Воспитывать социальную активность личности учащихся.
2. Развить коммуникативные и организаторские способности учащихся, воспитывать партнерское дружелюбное отношение в КТД.
3. Сформировать художественно - эстетический вкус, создать положительный эмоциональный настрой.
- Ожидаемые результаты и способы их проверки. Формы подведения итогов.
Предполагаемые результаты реализации по данной программе можно оценить по трём уровням:
Результаты первого уровня (Приобретение учащимся социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия): учащийся может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у учащихся будут сформированы
Предметные результаты:
научатся:
- выразительному чтению;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Метапредметные результаты
научатся:
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Личностные результаты
будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие, занятия зачёты. В зависимости от поставленной цели: обучающей, воспитывающей, развивающей используются различные формы работы на занятиях: беседы, этюды, тренинги, игры импровизации, экскурсии, путешествия заочные, репетиции.
Формы подведения итогов и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- предварительный – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, соревнования, выполнение творческих заданий, конкурсы, проводимые в центре детского творчества;
- итоговый – открытые занятия, театрализованные представления, спектакли, праздничные мероприятия.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театрализованное представление. При анализе уровня усвоения программного материала учащимся рекомендуется использовать карты достижений учащихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням:
- высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, имеет высокие достижения (победитель или лауреат всероссийских, областных конкурсов, района и т.д.);
- средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в смотрах, конкурсах, праздничных мероприятиях и др. на уровне Дома детского творчества, поселка.
- низкий – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
2.5. Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральный калейдоскоп»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||||
Аудиторные | Неаудитор - ные | ||||||
Всего | теория | прак- тика | ДО | Самостоят. | |||
1 | Вводное занятие. -Знакомство с театральным объединением. - Знакомство с коллективом | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | анкетирование, беседа |
2 | История театра. Театр как вид искусства. - Виды театра. - Знакомство с произведениями великих драматургов мира. -Упражнения, игры-импровизации, творческие задания. | 25 | 13 | 12 | 0 | 0 | блиц-опрос, самостоятельные импровизации. |
3 | Основы театральной культуры - Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д. - Тренинги на внимание, память, мышление. -Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями, этюды. - Упражнения на выразительность мимики. | 22 | 6 | 16 | 0 | 0 | анализ практической деятельности, |
4 | Сценическая речь - «Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры». - «Основы практической работы над голосом» и т.д. - Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса, тембра, дикции. | 25 | 7 | 18 | 0 | 0 | исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара, анализ выполненной работы. |
5 | Ритмопластика - Пластическая выразительность актера. - Сценическая акробатика. -Танцевальная импровизация. | 23 | 8 | 15 | 0 | 0 | Танцевальная композиция на предложенную тему, этюды. |
6 | Работа над пьесой - Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев. - Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли. - Репетиции. | 38 | 8 | 30 | 0 | 0 | Анализ пьесы, составление эскизов, Показ спектакля |
7 | Мероприятия и психологические практикумы. | 8 | - | 8 | 0 | 0 | Совместное обсуждение и оценка сделанного. |
8 | Итоговое занятие. - Подведение итогов за прошедший год. - Планы на будущий год. | 1 | - | 1 | 0 | 0 | Зачет, самоанализ деятельности. |
144 | 43 | 101 | 0 | 0 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие «Разрешите представиться» - 2 часа
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства.
Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.
Форма проведения занятия – презентация коллектива.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.
2. История театра. Театр как вид искусства - 25 часов
2.1.Первоначальные представления о театре как виде искусства.
Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.
Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр фрагментов театральных постановок драматического театра. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с записями спектаклей.
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.
2.2. Театр как одно из древнейших искусств
Теория: Народные истоки театрального искусства. Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.
Практическая работа: проигрывание игр, обрядов, праздники «Масленица», «Сретенье», «Покрова», «Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты. Кукольный скомороший театр. О Петрушке.
Формы проведения занятий: игровые групповые занятия.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с народными песнями, танцами.
Форма подведения итогов: игры-импровизации.
2.3. Развитие представления о видах театрального искусства: театр кукол
Теория: Рождение театра кукол. Виды кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные возможности. Особенности выразительного языка театра кукол.
Практическая работа: просмотр с детьми кукольных спектаклей. Изготовление кукол-петрушек или других кукол.
Формы проведения занятий: практические занятия, творческая лаборатория.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с кукольными спектаклями.
Форма подведения итогов: разыгрывание сценок на темы сказочных сюжетов.
2.4. Театр – искусство коллективное
Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».
Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.
Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам.
Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: фотографии, DVD, CD – диски.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Путешествие по театральной программке».
3. Основы театральной культуры - 38 часа
3.1. Многообразие выразительных средств в театре
Теория: Знакомство с декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.
Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
3.2. Значение поведения в актерском искусстве.
Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один…»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация.
3.3. Бессловесные и словесные действия
Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.
Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений - тренингов, упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
4. Сценическая речь – 25 часов
- Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом.
4.2.Логика речи.
Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.
Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.
Формы проведения занятий: групповые, игровые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
4.3.Словесные воздействия.
Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Практическая работа: Упражнения на превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».
Формы проведения занятий: групповые, занятие-зачёт.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара.
5. Ритмопластика – 23 часов
5.1. Обучение элементам танцевальных движений, танцевальной импровизации.
Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Флеш моб», «Бальные» танцы: «Кадриль», «Полька», «Менуэт», «Чарльстон».
Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Разучивание основных элементов народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка. Разучивание основных элементов танца. Танцевальные композиции.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: танцевальная композиция на заданную тему.
6. Работа над пьесой – 22 часов
6.1. Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: анализ пьесы
6.2. Текст-основа постановки.
Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно - постановочная работа по ролям.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: эвристический, проблемный
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».
6.3. Театральный грим. Костюм.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.
Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный крем, помада, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.
- Театральный костюм.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».
6.5. Репетиционный период.
Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).
7. Мероприятия и психологические практикумы - 8 часов.
Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».
Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.
Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок
Дидактический материал: сценарии.
Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.
8. Итоговое занятие – 1 часа
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практическая работа: творческие задания, упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами; упражнения по курсу «Художественное слово».
Форма проведения занятия: зачет.
Приёмы и методы: создание ситуации достижения и успеха.
Дидактический материал: текст викторины.
Формы подведения итогов: зачет, самоанализ деятельности.
РАЗДЕЛ №3
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
3.1. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Театральный калейдоскоп»
№ | Месяц | Дата | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во час. | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 1.Вводное занятие - 2 часа | |||||||
2 | IX | Презентация коллектива. | 2 | «Разрешите представиться» Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства. Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями. | анкетирование, беседа | |||
3 | 2. История театра. Театр как вид искусства - 25 часов | |||||||
4 | Групповые занятия по усвоению новых знаний. | 8 | 2.1.Первоначальные представления о театре как виде искусства. Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр. Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр фрагментов театральных постановок драматического театра. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре». | блиц-опрос, самостоятельные импровизации | ||||
5 | X | Игровые групповые занятия | 6 | 2.2. Театр как одно из древнейших искусств Теория: Народные истоки театрального искусства. Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви. Практическая работа: проигрывание игр, обрядов, праздники «Масленица», «Сретенье», «Покрова», «Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты. Кукольный скомороший театр. О Петрушке. | игры-импровизации | |||
6 | Практические занятия, творческая лаборатория. | 5 | 2.3. Развитие представления о видах театрального искусства: театр кукол Теория: Рождение театра кукол. Виды кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные возможности. Особенности выразительного языка театра кукол. Практическая работа: просмотр с детьми кукольных спектаклей. Изготовление кукол-петрушек или других кукол. | разыгрывание сценок на темы сказочных сюжетов | ||||
7 | Практические занятия | 6 | 2.4. Театр – искусство коллективное Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра». Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов. | рефераты на тему: «Путешествие по театральной программке». | ||||
8 | XI | 3.Основы театральной культуры - 22 часа | ||||||
8 | Беседы, игровые формы | 7 | 3.1. Многообразие выразительных средств в театре Теория: Знакомство с декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». | анализ практической деятельности | ||||
Беседы, игровые формы. | 7 | 3.2.Значение поведения в актерском искусстве. Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров. Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один…»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками). | самостоятельная импровизация | |||||
Практические занятия | 8 | 3.3. Бессловесные и словесные действия Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Выразительность речи. Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений - тренингов, упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста. | анализ работы своей и товарищей. | |||||
4. Сценическая речь – 25 часов | ||||||||
Групповые занятия | 8 | 4.1.Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение. Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», «Фонарь», «Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом. | упражнения по дыханию, упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом | |||||
Групповые, игровые | 8 | 4.2.Логика речи. Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах. Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов. | упражнения по дыханию, исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы | |||||
Групповые, занятие-зачёт. | 9 | 4.3.Словесные воздействия. Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. Практическая работа: Упражнения на превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист». | исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара. | |||||
XII | 5. Ритмопластика – 23 часов | |||||||
Групповые | 23 | 5.1. Обучение элементам танцевальных движений, танцевальной импровизации. Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Флеш моб», «Кадриль», «Полька», «Менуэт», «Чарльстон». Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Разучивание основных элементов народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка. Разучивание основных элементов танца. Танцевальные композиции. | Танцеваль-ная композиция на заданную тему | |||||
6. Работа над пьесой – 38 часов | ||||||||
Практические | 6.1. Пьеса – основа спектакля Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля. Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. | анализ пьесы | ||||||
I II | Практические Творческие лаборатории | 6.2. Текст-основа постановки Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог. Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно - постановочная работа по ролям. 6.3. Театральный грим. Костюм. Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима. Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу. | составление таблицы «История про…, которую…». создание эскизов более сложного грима | |||||
творческие лаборатории | 6.4. Театральный костюм. Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура. Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы. | рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды» | ||||||
Репетиции | 6.5. Репетиционный период. Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция. | премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы). | ||||||
Вечера, праздники, конкурсы | 8 | 7. Мероприятия и психологические практикумы - 8 часов. Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев. Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок. Оформление газеты «В мире театра» | Совместное обсуждение и оценка сделанного | |||||
III IV V | Зачет | 8. Итоговое занятие – 1 час Теория: Викторина по разделам программы обучения за год. Практическая работа: творческие задания, упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами; упражнения по курсу «Художественное слово» | зачет, самоанализ деятельности | |||||
Итого : | 144 |
Методическое обеспечение программы
При реализации программы «Театральный калейдоскоп» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:
- репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);
- объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов);
- проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
- поисковый (учащиеся сами решают проблему, а педагог помогает сделать вывод);
- эвристический (изложение педагога + творческий поиск учащихся),
- методы развивающего обучения,
- метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений),
- метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи),
- метод игрового содержания,
- метод импровизации.
Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
С начала обучения необходимо проведение индивидуальной работы с учащимися по различной направленности: для одних - это снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи и т.п.; для других – дальнейшее развитие природных задатков. На индивидуальных занятиях работа проводится с детьми малыми группами в количестве 3-4 чел.
Распределение форм и методов по темам программы:
Раздел | Формы проведения | Приёмы и методы |
История театра. | Групповые занятия по усвоению новых знаний, групповые занятия, практические занятия, творческая лаборатория. | Метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации, репродуктивный. |
Основы театральной культуры | беседы, игровые формы, занятие-зачёт | Метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. |
Сценическая речь | Групповые, игровые, занятие-зачёт. | Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации |
Ритмопластика | Групповые | Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения |
Работа над пьесой | Практические, творческие лаборатории, репетиции. | Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации, эвристический, проблемный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации, метод полных нагрузок. |
Мероприятия и психологические практикумы | Праздники, конкурсы, практикумы. | Эвристический, метод полных нагрузок |
Условия реализации программы
Программа объединения «Юные театралы» рассчитана на 144 часа, для занятий с детьми от 6 до 14 лет. Количество детей в группах – 12-15 человек.
Согласно Приложения №3 к СанПиНу 2.4.4.1251-03 рекомендуемый режим занятий по программе таков: 45 минут занятий, 10 минут перерыв. Занятия в группах проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Для полноценной реализации данной программы необходимы:
Технические средства для реализации программы: телевизор, видеомагнитофон, DVD, компьютер, диски с записью сказок и постановок.
Для успешной реализации программы применяются следующие дидактические материалы: иллюстративный и демонстрационный материал, материалы для проверки освоения программы:
- карточки с заданиями для занятий-зачётов по разделам программы;
- творческие задания;
- тесты, кроссворды, викторины и др.
Список литературы для педагогов
- Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
- Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М., 1988. - 626 с.
- Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001 г.-270 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов./Под ред.проф.А.В.Петровского. – М., Просвещение, 1973.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
- Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности: Автореф.дис.на соиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко – Новосибирск, 1992. – 55 с.
- Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.
- Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2003 г.
- Немов Р.С. Психология: Учебн.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4е изд. / Р.С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. -Кн.»: Психология образования. - 608 с.
- Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
- Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996. - 79с.
- Панфилов А.Ю., Букатов В.М. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995г.
- Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во Белгородского гос. пед. университета, 1995. -222с.
- Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся. -М.: Педагогическое общество России, 2002. -160с.
- Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирование личности коллектива школьников/ А.С. Чернышов – М., 1989.- 347с.
Литература для учащихся и родителей
- Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.
- Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
- Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г.
- Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»
- Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.
- Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
- Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.
- У. Шекспир «Собрание сочинений»
- Школьный театр. Классные шоу-программы» / серия «Здравствуй школа» - Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 320 с.
- «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев) - Волгоград. Учитель, 2004г
Диагностический блок
Педагогическая диагностика результатов освоения программы.
Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности объединения «Юные театралы» определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает как психологическую, так и педагогическую оценку развития навыков театрализованной деятельности.
Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности:
- знание театральных терминов;
- речевая культура;
- эмоционально-образное развитие;
- основы изобразительно – оформительской деятельности;
- основы коллективной творческой деятельности.
Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной деятельности:
- поведенческая активность;
- коммуникативно - речевые навыки;
- отношения с взрослыми;
- любознательность;
- стремление к общению в больших группах детей;
- желание стать лидером в группе;
- конфликтность, агрессивность;
1.Знание театральных терминов.
Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень (2 балла): интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень (1 балл): понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень (2 балла): владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4.Основы изобразительно – оформительской деятельности.
Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основам действиям спектакля, эскизы персонажей и декорацией с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе).
Средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике - инструкции декорации из различных материалов;
Низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основные действиях спектакля; затрудняется в изготовлении деклараций из различных материалов.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Педагогическая оценка развития навыков театрализованной деятельности
Диагностическая карта
№ п/п | Фамилия имя ребенка | Знание театральных терминов | Речевая культура | Эмоционально-образное развитие | Основы изобразительно-оформительских деятельности | Основы коллективной творческой деятельности | Итого | |||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 | ||||||||||||
11 | ||||||||||||
12 | ||||||||||||
13 | ||||||||||||
14 | ||||||||||||
15 |
Приложение к программе. Диагностический материал.
Методика изучения мотивов участия детей в театральной деятельности.
Цель: выявление мотивов участия в театральной деятельности. Ход проведения: Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа на вопрос используется следующая шкала:
3– привлекает очень сильно;
2– привлекает в значительной степени;
1– привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что тебя привлекает в театральной деятельности?
1. Интересное дело.
2 .Общение.
3. Помочь товарищам.
4. Возможность показать свои способности.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность проявить организаторские качества.
8 .Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов:
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);
в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия учащихся в театральной деятельности.
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой "Справочная книга школьного психолога")
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения.
Учащимся предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "–". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро".
Вопросы:
- Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
- Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
- Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
- Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
- Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
- Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
- Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
- Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
- Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
- Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
- Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
- Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
- Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
- Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
- Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
- Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
- Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
- Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
- Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
- Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка полученных результатов.
Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
- низкий уровень – 0,1 – 0,45;
- ниже среднего – 0,46 – 0,55;
- средний уровень – 0,56 – 0,65;
- выше среднего – 0,66 – 0,75;
- высокий уровень – 0,76 – 1.
Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (подготовлена М.И, Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б.С. Алишевым, Л.А. Воловичем)
Цель: на основе выявления критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности.
Ход проведения.
Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество.
Предусмотрен также контрольный опрос, предлагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.
Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию "чувство новизны" определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41-44; по критерию "критичность" – на вопросы 45-48; по критерию "способность преобразовать структуру объекта"
- на вопросы 49-52; по критерию "направленность на творчество" – на вопросы 53-56. например, по критерию "чувство новизны" средний балл составил 1,45, а самооценка – 0,9. в этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.
Можно выделить три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2.
Опросник. "Чувство новизны"
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):
- Если бы я строил дом для себя, то:
а) построил бы его по типовому проекту | 0 |
б) построил бы такой, | |
который видел на картинке в журнале или в кино | 1 |
в) построил бы такой, какого нет ни у кого | 2 |
2. Если мне нужно развлекать гостей, то я: | |
а) провожу вечер, как проводят | |
мои родители со своими знакомыми | 0 |
б) сочиняю сам сюрприз для гостей | 2 |
в) стараюсь провести вечер, | |
как любимые герои в кино | 1 |
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:
а) оригинальную | 2 |
б) трудную | 1 |
в) простую | 0 |
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
а) красивое | 1 | |
б) точное | 0 | |
в) необычное | 2 | |
5. Когда я пишу сочинение, то: | ||
а) подбираю слова как можно проще | 0 |
б) стремлюсь употреблять те слова, | ||
которые привычны для слуха и хорошо | ||
отражают мои мысли | 1 | |
в) стараюсь употребить оригинальные, | ||
новые для меня слова | 2 | |
6. Мне хочется, чтобы на уроках: | ||
а) все работали | 1 | |
б) было весело | 0 | |
в) было много нового | 2 | |
7. Для меня в общении самое важное: | ||
а) хорошее отношение товарищей | 0 | |
б) возможность узнать новое ("родство душ") | 2 | |
в) взаимопомощь | 1 | |
8. Если бы я был актером, то: | ||
а) стремился бы к тому, чтобы | ||
всем нравился мой герой | 0 | |
б) придумал бы новые черты характера герою | 2 | |
в) старался бы мастерски сыграть роль | 1 |
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программ, я выбрал
бы: | |
а) "Седьмое чувство" | 0 |
б) "Поле чудес" | 1 |
в) "Очевидное – невероятное" | 2 |
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:
а) наиболее удобный маршрут | 0 |
б) неизведанный маршрут | 2 |
в) маршрут, который хвалили мои друзья | 1 |
- Опросник "Критичность"
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих людей?
Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен – 0;
б) не согласен – 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию – 1.
- Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).
- Лицо – зеркало души (М. Горький).
- Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А. Франс).
- Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
- Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
- Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
- Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
- Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
- Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).
- Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).
Диагностическое обеспечение базового образовательного минимума.
Элементарные знания о природе театра.
Вопросы:
- Что означает слово «Театр»?
«Театр» переводится с греческого как «место для зрелища».
«Театр» означает:
- род искусства;
- представление, спектакль;
- здание, где происходит театральное представление.
2.Что такое коллективность?
- одной стороны, коллективность – это ответственность каждого за работу всего коллектива, уважение к партнерам, зависимость друг от друга. С другой стороны, театр по своей природе искусство общественное, требующее коллективного восприятия. Театр не может существовать без зрителей, которые создают вокруг спектакля определенную общественную среду.
- Что такое синтетичность?
Синтетичность – это взаимодействие театрального искусства с другими видами искусства (музыка, танец, живопись). Основоположники синтетического театра – В.И. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Б.Брехт.
- Что такое актуальность?
Актуальность, с одной стороны, - это востребованность спектакля в определенное время в определенном месте. С другой стороны, - это сиюминутность. Театр воздействует на зрителя путем приобщения его к тому, сто происходит на сцене и чему зритель становится непосредственным свидетелем.
- Какие вы знаете виды искусства?
Музыка, живопись, скульптура, архитектура, танец, кино, театр.
- Какие типы театров вы знаете:
Драматические, оперные, балетные, театры промежуточными формами.
Представление об истории театра.
Вопросы к устному опросу.
- Когда возник театр в Древней Греции и в Древнем Риме?
Греческий театр достиг своего расцвета в V в. До н.э., римский – со второй половины III в. и во II в. н.э..
- Каких греческих драматургов вы знаете? Что они написали?
Эсхил – «Персы», «Орестея»; Софокл – «Антигона»; Еврипид – «Медея»; Аристофан – «Всадники»; Аристотель – «Поэтика».
- Назовите римских драматургов и их произведения. Плавт «Близнецы», «Клад»; Теренций «Братья».
- Назовите всемирно известных драматургов, писавших в эпоху Возрождения, Классицизма, Просвещения.
Эпоха Возрождения XV – XVII вв.: Лопе де Вега «Собака на сене» (Испания); Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» (Англия).
Классицизм (XVII в): Корнель «Сид», Расин «Фреда», Мольер «Мещанин во дворянстве» (Франция).
Эпоха Просвещения (XVIII в): Вольтер «Заира», Бомарше «Женитьба Фигаро» (Франция); Гольдони «Слуга двух господ» (Италия); Шиллер «Разбойники», Гете «Фауст» (Германия).
- Когда и где в России возник первый профессиональный театр? Кто его создатель?
XVIII в., г.Ярославль, Федор Волков.
- Назовите выдающихся актеров прошлого и современности.
К.С. Станиславский, Б. Щукин, В. Качалов, Н. Черкасов, М. Ульянов, И.
Смоктуновский, А. Миронов, А. Райкин.
- Перечислите театры прошлого и настоящего с мировой известностью?
«Глобус» - театр Шекспира, «Комедии Франсез» - Франция, МХАТ, театр им. Вахтангова и т.д.
Постижение основ актерского мастерства.
Вопросы к устному опросу.
- Что такое этюд?
Этюд – это упражнение, в котором есть содержание жизни, отрезок жизненного процесса.
- Какие качества необходимы актеру, чтобы быть на сцене выразительным?
Воля, активность, внимание, память, ловкость, ритмичность, координация, подвижность.
- Перечислите этюды, которые помогают в совершенствовании актерского мастерства.
Этюд на любую домашнюю работу; этюд на три заданных слова; этюд «Люди, звери, птицы»; этюд «Молча вдвоем»; этюд из школьной жизни; этюд с музыкальным моментом; этюд по репродукции картины; этюд на тему «Люблю и ненавижу»; этюд по интересному факту; этюд на общественную тему; этюд по басне (сказке); этюд на свободную тему.
Навыки наложения сценического грима.
Вопросы к собеседованию.
- Назовите гигиенические правила нанесения грима.
Лицо и руки должны быть чистыми; лицо перед гримировкой смазать вазелином; наносить грим на лицо легко и в одном направлении.
2. Назовите технические правила гримирования.
Гримирующий должен сидеть прямо перед зеркалом. Лицо должно быть хорошо освещено. Волосы должны быть убраны, т.е. зачесаны.
3. Назовите последовательность наложения простого грима.
Сначала наносят краску общего тона. Затем накладывают румянец, рисуют впадины, выпуклости, гримируют глаза, брови, морщины, губы.
4. Что такое характерный грим? Каковы его особенности?
Характерный грим – это грим персонажей спектакля, существенно меняющий внешность актера (старческий грим, клоунский грим, грим образов животных).
Командная конкурсная игра «Театральный ринг»
В игре принимают участие две команды.
Цель игры: в соревновательной форме выявить творческие способности детей, их знания и умения по сценической речи, сценодвижению, актерскому мастерству.
Жюри оценивает команды по экзаменационным листам (листы прилагаются).
Игра проводится в три тура (1 тур – сценическая речь, 2 тур – сценодвижение, 3 тур - актерское мастерство).
I тур – Сценическая речь.
Задание №1. Скороговорки.
Вызывается по одному представителю от каждой команды. В течение 30 сек. необходимо проговорить несколько раз скороговорку «Сшила Саша Сашке шапку, Саша шапкой шишку сшиб».
Задание №2. Аукцион скороговорок.
Команды по очереди произносят скороговорки. Выигрывает та, которая назовет больше.
Задание №3. Воздушный футбол.
На воздушный шарик нужно дуть так, чтобы он летел на нужную территорию.
Жюри подводит итоги трех конкурсов.
- тур – Сценическое движение.
Задание №1. Мимикой и жестами загадать сопернику пословицы:
- Посади свинью за стол, она и ноги на стол;
- Семеро одного не ждут;
- На чужой каравай рот не разевай;
- Москва слезам не верит.
- Задание №2. Мимикой и жестами показать сопернику предметы:
- будильник; утюг; вентилятор; мясорубка.
Задание №3. Угадать, какую профессию изображает соперник:
- стоматолог;
- медсестра;
- повар;
- плотник.
Задание №4. Показать сопернику ситуацию:
- Я получил двойку;
- Я потерял ключ от квартиры.
Жюри подводит итоги после каждого конкурса.
- тур – Актерское мастерство.
Задание №1. «Инопланетяне».
Вы инопланетяне. Вам надо решить, чем вы будете заниматься: подготовите концерт, проведете собрание по выбору президента, организуете встречу гостей, проведете дискуссию и т.д. Но у вас «свой язык», свои манеры, ритуалы, роли. Никаких заданных правил, рамок – все на фантазии и импровизации.
Задание №2. «Играем сказку»
Командам необходимо поставить сказку за 3-5. каждая команда выбирает своего режиссера, актеров, статистов и т.д. Можно поставить небольшой отрывок из сказки («Курочка Ряба», «Колобок» и пр.).
Задание №3. Поставить сказку «Три медведя».
Первая команда ставит фильм ужасов, вторая – комедию. Время подготовки 3-5 минут.
- конце подводятся итоги третьего тура и всего конкурса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп"
Программа по внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп" разработана для учащихся 1-4 классов.Состоит из четырёх частей: 1 год - театр на фланелеграфе, 2 год - театр на картоне,3 год - театр игр...
Программа курса внеурочной деятельности обучающихся духовно-нравственного направления театрально-фольклорная студия «Ладушки» (на 2 года)
Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном у...
Программа внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп"
Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся начальной школы. В ней содержится тематическое планирование занятий, список литературы для учащихся, формы и методы работы. Дана темати...
Деятельностный подход в воспитании обучающихся во внеурочной деятельности на примере программы общекультурного направления «Театральная студия «От игры до спектакля».
Статья "Деятельностный подход в воспитании обучающихся во внеурочной деятельности на примере программы общекультурного направления " Театральная студия "От игры до спектакля" написана для выступления ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Музыкальный калейдоскоп»
Рабочую программу внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Музыкальный калейдоскоп" может использовать учитель начальных классов, учитель музыки, который любит музыку, владе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Данная программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и с учетом межпредметных и внутрипредметных связей и логики учебн...
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Театральный калейдоскоп»
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобъединения дополнительного образования«Театральный калейдоскоп» 2 класс...