Проект «Библиотечный урок»
методическая разработка (2 класс)
Творчество Петра Петровича Хузангая (1907-1970) является одним из самых значимых в чувашской культуре. Его художественное наследие содержит ценные идеи, до сих пор не утратившие своего воспитательного потенциала. Оно проникнуто мыслями о воспитании молодого поколения, о человеческом достоинстве и нравственности, имеет большое историко-культурное значение и представляет научно-практическую ценность для современной педагогической практики. Перспектива национальной и отечественной литературы и народной педагогики - непреложная забота в литературно-художественном наследии П. П. Хузангая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_dlya_konferentsii_lazenkovoy_e.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Библиотечный урок»
В целях активизации познавательной, творческой, интеллектуальной деятельности обучающихся и повышения мотивации обучающихся к изучению творчествa чувашского поэта П.П.Хузангая.
Следующий этап знакомства с Петром Хузангаем – это его творчество. В Чувашской Республике есть библиотеки имени П. Хузангая в Чебоксарах и в Новочебоксарске. При содействии двух библиотек можно провести ряд тематических уроков по произведениям П. Хузангая на школьную тему, о маме, о семье, о войне, о любимой чувашской земле, о Чебоксарах, про Волгу, об уважительном отношении к взрослым.
Он много работал над произведениями для детей. Его сказки «Непослушный Ильдеби», «Голубка», «Что на земле всего сильней?» и др. объединены в сборнике, изданном в 1958 году.
Чему мы можем научиться на этих библиотечных уроках?
Самой большой любовью поэта была его большая Родина, его родная Чувашия, чарующая музыка загадочной народной речи, стихия народного духа, труд и новь родного края. Чувашские песни, пословицы, поговорки, обычаи, упоминание национальных одежд и украшений, народные названия созвездий и рек, специфические национальные понятия – все это создает неповторимую национальную окраску произведениям Хузангая. Целый ряд стихотворений – "Дуб над Волгой", "Чуваш", "Родной язык", "Смотрю я вновь на землю, где родился…", "Шубашкар", "Были мы, и есть, и будем!", "Мы – россияне", "Портрет моей матери" – это лирическое выражение глубокого сыновнего чувства к земле, породившей поэта и питающей его поэзию своими соками.
Раскрывая бесценные духовные богатства родного народа, поэт призывает бережно относиться к ним, хранить и развивать в себе такие не утратившие своего значения черты, как трудолюбие, бережливость, уважение к земле и природе, скромность поведения и уважение достоинства человека. Особенно ценно то, что он не забывает подчеркивать свою приверженность к родной национальной культуре и к родному языку.
Поэт-педагог П. Хузангай в своем творческом наследии руководствовался принципом народности. В своих выступлениях, публикациях и произведениях он пропагандировал любовь и уважение к своему народу, родному языку, своей Родине. Умело используя педагогические традиции чувашского народа, он обучал и воспитывал окружающих его людей. В художественном наследии П. Хузангая нашли отражение ценности чувашского народа: культ матери, любовь к семье и детям, дружба, патриотизм.
В формировании достойной личности роль духовно-нравственного воспитания велика. Она связана с решением актуальных задач: с воспитанием мыслящего человека, для которого характерны гуманистическая культура межнационального общения, чувства нравственного долга, толерантность, содружество, терпимость, великодушие. Для решения этих задач необходимо формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования: обеспечение преемственности между поколениями, возрождение и развитие национально-культурных традиций, формирование национального самосознания. Поэтому сильно и свободно звучащее слово Поэта и Учителя может иметь огромное значение. Многому можем мы научиться у П.П. Хузангая. В этом нам помогут библиотечные уроки, которые могут быть организованы как на базе нашей школы, так и на базе библиотек имени П. Хузангая.
Дополнительная часть
Произведения чувашского поэта вбирают в себя элементы разных жанров устного народного творчества (сказок, легенд, обрядовой поэзии, пословиц, поговорок), что делает язык персонажей насыщенным изобразительными элементами, углубляется раскрытие внутреннего мира героев. Через фольклор в литературные произведения проникает народная мудрость, вековой опыт народов, его мировоззрение, чаяния и ожидания, мечты и надежды. Многочисленные пословицы и поговорки входили в жизнь чувашей, являясь средством традиционного воспитания; в них содержатся рекомендации, советы, запреты, с общими утверждениями о природе человека, семьи, рода, народа, общества.
Произведения П. П. Хузангая формирует у учащихся чувства патриотизма и любви к родине, к Отечеству, гражданской ответственности в духе прогрессивных народных обычаев, традиций, норм социального поведения; возрождение этнопедагогических традиций воспитания в школе и семье, сочетание их с современными достижениями педагогической науки. Они служат развитию семейной педагогики и сохраняют свое значение в оказании помощи родителям в воспитании в своих детях уважения к окружающим, стремления к самосовершенствованию, в формировании у детей чувства национальной гордости, национального самосознания, таких нравственных качеств личности, как гуманность, скромность, добродушие, милосердие, сочувствие, взаимопомощь, целеустремленность.
Творчество Петра Петровича Хузангая (1907-1970) является одним из самых значимых в чувашской культуре. Его художественное наследие содержит ценные идеи, до сих пор не утратившие своего воспитательного потенциала. Оно проникнуто мыслями о воспитании молодого поколения, о человеческом достоинстве и нравственности, имеет большое историко-культурное значение и представляет научно-практическую ценность для современной педагогической практики. Перспектива национальной и отечественной литературы и народной педагогики - непреложная забота в литературно-художественном наследии П. П. Хузангая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечные уроки
Библиотечные уроки учитель проводит с цельб обучения ориентировки детей в " море книг" и для успешного формирования информационных умений и навыков у детей младшего школьного возраста....
Библиотечный урок "О том как создавались книги"
"Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчетная глубина"....
Библиотечный урок «Суем свой нос в любой вопрос»
Библиотечный урок о первых энциклопедиях, игра по энциклопедии «Что такое? Кто такой?» для учащихся 3-х классов...
Внеклассное мероприятие - библиотечный урок. Тема: "Источники информации".
Библиотечный урок. Тема: "Источники информации". Цель: показать младшим школьникам возможности библиотечно-информационного центра....
«Уроки истории на библиотечный лад: Библиотеки древние и современные»: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов
Цель урока: Знакомство с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.Задачи: Знакомство с историей письменности и книги, ...
Проект библиотечного клуба "Юный читатель"
План работы библиотечного клуба "Юный читатель"...
Библиотечный урок "Заповедный мир Пришвина", 3 класс+ презентация к уроку
Библиотечный урок о жизни и творсчестве Михаила Михайловича Пришвина предназначен для учеников 3 классов. "Заповедный мир Пришвина" посвящен Михаилу Михайловичу Пришвину - писател...