Библиотечный урок «Суем свой нос в любой вопрос»
методическая разработка (3 класс) по теме
Библиотечный урок о первых энциклопедиях, игра по энциклопедии «Что такое? Кто такой?»
для учащихся 3-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bibl._urok_suem_svoy_nos_.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 31»
«Суем свой нос в любой вопрос»
Библиотечный урок о первых энциклопедиях, игра по энциклопедии «Что такое? Кто такой?»
для учащихся 3-х классов
Автор: Фирсова Л.С.
Старый Оскол 2012
Цели:- заинтересовать учащихся справочной литературой;
- научить самостоятельной работе с ней;
Читательское назначение: учащиеся 3-х классов.
Оборудование: медиапроектор, экран, книжная выставка справочных изданий, черный ящик, картофелина, калькулятор.
Подготовка к уроку: презентация «Суем свой нос в любой вопрос», дети заранее делятся на 2 команды, каждая из которых готовит по музыкальному номеру.
Ход урок:
1.Вступительное слово
Дорогие ребята! Оглянитесь вокруг! В окно видно и землю, и небо. За дверями протянулись дороги. Шумят деревья. Кружат птицы. Строится дом. Куда-то идут люди. Высоко в небе летит спутник.
Обо всем хочется узнать. А возможно ли это? Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать их, если не в одну голову, то хотя бы в одну книгу, книгу - справочное бюро, были сделаны еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: «Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему знать все». С тех пор прошло свыше тысячи лет. За это время человечество создало огромное количество энциклопедий, адресованных взрослым. А как же дети? Конечно, про детей тоже не забыли. И на нашей выставке, и на экране вы видите большое разнообразие детских энциклопедий. Это «Большая детская энциклопедия чудес», «Все обо всем», «Кошки», «Человек», «Детская энциклопедия леса», «Гигантская детская энциклопедия», «Детская морская энциклопедия» и мн. др. В наш век компьютерных технологий энциклопедии выпускают не только в печатном варианте (т.е. книги), но и на CD и DVD дисках.
2.Знакомство с правилами работы с энциклопедиями
Но сегодня, ребята, мы с вами поговорим об одной детской энциклопедии под названием «Что такое? Кто такой?». О том, как она построена, как найти рассказ на ту или иную тему. А еще мы с вами поиграем. Но это будет потом, а сейчас вернемся к энциклопедиям.
Впервые энциклопедия для любознательных детей вышла в России в 1967 году в двух томах. Ее название «Что такое? Кто такой?» придумал детский писатель Лев Кассиль. Затем появилось второе и третье издание, каждый раз с новыми, дополнительными сведениями. Но всякий раз поднятые паруса на обложке призывают читателя: «Ставьте вопросы как паруса, и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний» (Лев Кассиль).
В этих трех томах - более тысячи ответов на тысячу вопросов. Они раскрывают окно в бесконечно разнообразный мир растений и животных, гор и морей, стран и народов.
Обычно, когда ребятам дают книгу, взрослые говорят: «Читай все по порядку, не забегай вперед, не перескакивай через страницы». В этих же книгах тебе не обязательно читать все подряд. Их лучше читать, когда захочешь узнать что-то интересное, новое, не до конца еще понятное.
Но как расположить в трех книгах тысячу ответов, чтобы не заплутаться в них и сразу найти нужный? Все рассказы в книгах расположены так, как идут буквы азбуки, по алфавиту, как записаны ваши фамилии в классном журнале – от А до Я.
Например, нас интересует страна Афганистан. Посмотрим содержание. Буква А - на странице 8. на этой странице перечислены все рассказы на букву А, которые есть в книге. Находим Афганистан. Рядом указан номер страницы – 107. открываем ее. Здесь вы найдете флаг Афганистана, карту страны и рассказ о ней.
Так же вы можете найти и другие рассказы. Все понятно, ребята? Давайте проверим. Кто хочет попробовать? Артём, найди нам, пожалуйста, что за наука такая Геометрия, что она изучает. (Ответ ребенка). Молодец! Кто еще хочет потренироваться перед игрой? Так,Ярослав, найди нам рассказ о Левитане, кто он, чем он знаменит. (Ответ ребенка).
Ну что же, механизм поиска мы с вами изучили, и даже потренировались немного. А теперь давайте с вами поиграем.
3.Представление команд, жюри, приветствие команд
В классе вы разделились на две команды. Сядьте так, чтобы вам было удобно совещаться, за один ряд – одна команда «Эрудиты», за другой – команда «Знатоки». (Дети рассаживаются). На экране вы видите клавиши с числами – это баллы за ответ. Каждая команда по очереди выбирает одну клавишу. Я щелкаю по ней мышкой, и на экране появляется вопрос, на который вам предстоит ответить. Отвечать вы будете, конечно, с помощью энциклопедии «Что такое? Кто такой?». На нахождение ответа и его обсуждение вам дается 3 минуты. Под некоторыми баллами скрываются и Черный ящик, и Музыкальная пауза. Всем все понятно? (Дети отвечают).
Тогда начнем. (Игра начинается).
ВОПРОСЫ
100 баллов: Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Мы его не видим, не чувствуем. Но если он вдруг исчезнет! Мгновенно закипит на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут всё живое. Без еды человек может выдержать пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха – самое большее пять минут.
С помощью энциклопедии ответьте на вопрос о значении воздуха для человека.
100 баллов: В столице Дании – городе Копенгагене – поставлен памятник великому сказочнику. С раннего детства всю жизнь живут с нами Гадкий утенок и маленькая Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик и Снежная королева.
Назовите этого сказочника, его сказки, когда и где он жил.
200 баллов: Осётр считается морской рыбой. Но встречаются они не только в морях, но и в реках.
Ответьте с помощью энциклопедии, где проводят свое детство осётры.
200 баллов: В голландском городе Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. С удивлением потом узнали жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов на самом деле русский царь Петр I. Пушкин А.С. назвал его «вечным работником».
Объясните это название. Покажите портрет Петра I.
5. Музыкальная пауза. Песня А. Жигалиовца «С друзьями»
300 баллов: Эти морские животные сообразительнее собак и обезьян. Они очень дружелюбны и прекрасно поддаются дрессировке. Совсем маленьких, новорожденных детишек пускают плавать в одном бассейне с этими животными, и те бережно поддерживают малышей в воде, как собственных детенышей. Такое общение с сильными и добрыми животными оказывается очень благотворным для детей, да и для взрослых.
Что это за животные? Найдите в энциклопедии описание случаев спасения людей этими животными.
300 баллов: Ранней весной, когда на полях еще лежит рыхлый снег, но уже кое-где появились темные проталины, прилетают наши первые весенние птички. Взлетают они в небо всё выше и выше, и оглашают землю веселым, радостным пением. А ещё эти птички могут предсказывать погоду.
Ответьте с помощью энциклопедии, что это за птицы, и каким образом они предсказывают погоду.
500 баллов (Черный ящик): Он родом из Южной Америки. Местные индейцы обнаружили его 14 тысяч лет назад. В 60-х годах XVI века он был ввезен в Европу, откуда Петр I прислал его в Россию в 1697 году. Крестьяне долго отказывались разводить его. Теперь же он очень распространен и используется не только для питания (более 100 блюд), но и при приготовлении клеящих препаратов, спиртов, глюкозы, пластмасс.
Что же в нашем черном ящике? Проверьте свое предположение в энциклопедии. (Из черного ящика вынимаем картофелину).
500 баллов (Черный ящик): Этот прибор получил свое название от слова «камешки». Он легкий, умещается в кармане, и без всякого труда на нем можно совершать все четыре арифметических действия.
Что в черном ящике? Подтвердите свою догадку данными из энциклопедии и ответьте на вопрос, в каком случае толщина прибора может не превышать толщину листа бумаги? (Из черного ящика вынимаем калькулятор).
Ну вот и закончилась наша игра. Давайте подсчитаем ваши баллы.
6.Музыкальный подарок гостям
(Идет подведение итогов и награждение победившей команды).
Игра закончилась, но знакомство с энциклопедиями только начинается. Помните, что с помощью энциклопедии вы сможете ответить на самый каверзный вопрос!
Спасибо за ваше внимание! Мы всегда ждем вас в нашей библиотеке!
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечные уроки
Библиотечные уроки учитель проводит с цельб обучения ориентировки детей в " море книг" и для успешного формирования информационных умений и навыков у детей младшего школьного возраста....
Библиотечный урок "О том как создавались книги"
"Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчетная глубина"....
Внеклассное мероприятие - библиотечный урок. Тема: "Источники информации".
Библиотечный урок. Тема: "Источники информации". Цель: показать младшим школьникам возможности библиотечно-информационного центра....
конспект урока окружающего мира "Знай и люби свой край" 4 класс
Данный конспект урока поможет учителю провести урок обобщения знаний по разделу. Использование различных форм работы позволяет развивать познавательную и творческую деятельность учащихся....
«Уроки истории на библиотечный лад: Библиотеки древние и современные»: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов
Цель урока: Знакомство с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.Задачи: Знакомство с историей письменности и книги, ...
Игра - калейдоскоп для урока итогового обобщения по кубановедению "Люби и знай свой край!" (3-4 класс)
Класс делится на 4-5 групп – команды, бросают 4 –хцветный кубик и по цвету грани кубика выбирают вопросы на цветных бланках: синий - поэзия, зеленый - природа, жёлтый - история, красный - известные им...
Библиотечный урок "Заповедный мир Пришвина", 3 класс+ презентация к уроку
Библиотечный урок о жизни и творсчестве Михаила Михайловича Пришвина предназначен для учеников 3 классов. "Заповедный мир Пришвина" посвящен Михаилу Михайловичу Пришвину - писател...