Библиотечный урок "Заповедный мир Пришвина", 3 класс+ презентация к уроку
книга (3 класс)

Салямова Гузель Галимьяновна

Библиотечный урок о жизни и творсчестве Михаила Михайловича Пришвина предназначен для учеников 3  классов. 

"Заповедный мир Пришвина" посвящен Михаилу Михайловичу Пришвину - писателю - ученому, путешественнику, поэту, воспевающему красоту родной природы. Максим Горький говорил: "Для меня ценнейший смысл работы Пришвина сводится к его поразительному умению создавать словами лицо его земли, живой облик его страны". А Василий Песков считает, что "открывая его книги, мы идем по волшебному мосту между Природой и Человеком и тем из родника радости".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Заповедный мир Пришвина»

Для 3-х классов/ Библиотечный урок

Цель: познакомить ребят с жизнью и творчеством М.М.Пришвина; способствовать формированию их читательского интереса и расширения кругозора.

Оборудование: компьютер, проектор, книжная выставка и презентация «Заповедный мир Пришвина», жетоны.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, ребята!

        Жил на земле человек. Он понимал язык птиц и зверей, сам с ними разговаривал. И разговор деревьев он понимал, и с цветами здоровался, и воду из шляпки гриба пил…  Кто же был этот человек, чьим именем названы один из вулканов на далёких Курильских островах, горная вершина  возле Красной поляны на Кавказе  и озеро, астероид (9539), открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской  Обсерватории 21 октября 1982 г?

Слайд 2

        А был это хороший, добрый писатель Михаил Михайлович Пришвин

Он любил природу, умел её видеть и слышать. И нас, читателей, учил тому же. Особенно Михаил Михайлович любил наш русский лес. Почитайте его книги, и вы узнаете, сколько чудес он там видел.

Слайд 3

        М. М. Пришвин родился 23 января (4 февраля по новому стилю)

1873 г. в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье. Его отец, Михаил Дмитриевич Пришвин, получил богатое наследство. Он разводил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником. Но при этом жил он широко и имение промотал. Когда будущему писателю было всего семь лет, его отец умер.

Мать его, Мария Ивановна, после смерти мужа осталась одна с пятью малолетними детьми на руках. Ей приходилось очень много работать, чтобы выкупить заложенное имение. Мечтой матери было дать детям высшее образование.

        С самого раннего детства Пришвин рос в дружбе с крестьянскими детьми, бегал с ними на речку, в лес. У них он учился перекликаться с птицами, переводить их щебетание на свой язык. Запомнился с детства и крестьянин Гусек, опытный охотник, знаток повадок птиц и животных. Много исходил с ним мальчик по лесам, лугам, много услышал рассказов о природе.

        Учась в гимназии, Пришвин увлекся географией, литературой. Мечтал о путешествиях. Эта мечта осуществилась много лет спустя. Пришвин побывал в Карелии и на Белом море, в лесах Северной Двины, в пустынях Казахстана и на Дальнем Востоке, в горах Крыма и в Заволжских лесах.         

Слайд 4

        Много позже он закончил аграрный факультет университета в Германии. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем, репортером. Он серьезно увлекался охотой и фотографией и все время накапливал впечатления для своих произведений. 

Слайд 5

        Результатом всех наблюдений Пришвина за природой стали его произведения, объединенные общими названиями:  "Золотой луг", "Лисичкин хлеб", «В краю дедушки Мазая», «Лесной хозяин», "Лесная капель", "Охотничьи были" и др.

        "И много лет нужно было странствовать по лесам, ночевать у костров, чтобы пришло время, когда все эти сказки, лесные шорохи и звуки вошли в мои книжки, которые я пишу и печатаю для вас, ребята",- писал М.М.Пришвин.        

        Всю свою жизнь Пришвин посвятил поискам необычного в природе. Свои путешествия он называл "охотой за находками".  Вот давайте сегодня мы с вами и рассмотрим некоторые находки Пришвина. А помогут нам в этом  прочитанные вами рассказы М.Пришвина и знания, полученные на уроках окружающего мира.

Слайд 6

Мы сегодня поиграем,

Все загадки разгадаем.

А сейчас поторопитесь –

Hа  команды разделитесь.

(озвучить ребятам условия игры:

участники делятся на 4команды, вопросы для всех – кто первый ответит, за правильный ответ – 1 жетон, за задание «Собаки Пришвина» - 3 жетона.)

Итак, начинаем!

Первое задание - ВИКТОРИНА        

1. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятел).

2. Какая птица в лесу выдаёт зверей человеку, а человека зверю? (Сорока).

3. Где тетерева прячутся зимой от ястреба? (Под снегом).

4. «Сильный страшный хищник» с серо-зеленоватой, серо-желтоватой или серо-бурой окраской, распространённый преимущественно в пресной воде; голова большая, пасть широкая, достигает в длину до 1,5 м, масса до 35 кг. (Щука).

5. Общественное насекомое, распространённое по всему миру, за исключением Антарктиды. Эти насекомые живут семьями в гнёздах, которые устраивают в почве, древесине, под камнями. (Муравьи).

6. Какая из перечисленных птиц не обитает на болоте: бекас, дупель, овсянка, кукушка? (Кукушка).

7. Какое из перечисленных животных не роет норы: барсук, лиса, кабан? (Кабан).

8. О каком лесном зверьке идёт речь: «Пробилась сквозь снег и мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку…»? (Белка).

9. Этот крупный хищный лесной зверь «… ходит по лесу с великой осторожностью и, зачуяв человека, так удирает от него, что не только всего зверя, а не увидишь даже и мелькнувшего хвостика». (Медведь).

10. Какой лесной обитатель живёт ночной жизнью: «Мы ночуем, а эти зверьки днюют, им днём куда страшнее, чем ночью. Днём их всякий сильный зверь может обидеть»? (Заяц «Ночевки зайца»).

11. «У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях – в самом низу; разные птички вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды повыше, на кустарниках…». Кто селится на самых верхних этажах? (Хищники: ястребы и орлы «Этажи леса»).

12. «Ушастая, огромных размеров и с огромными кошачьими глазами птица, которая охотится ночью, а прячется днем». (Филин).

13. Светолюбивое дерево, у которого, по выражению М. М. Пришвина, «каждый листик трепещет и со всех сторон купается в свете». (Осина).

14. Кого М. М. Пришвин называл «лесными ткачами, расставляющими наземные и воздушные ловушки»? (Пауки).

15. М. М. Пришвин писал: «У деревьев нет докторов, помощи ждать неоткуда, и они сами себя лечат, затягивая раны свои…». Чем? Что же является лекарством для деревьев? (Смола).

16. Что служило «тарелкой лесной воды» для птичек после дождя в одном из рассказов М. М. Пришвина из цикла «Незабудки»? Если не знаете - попробуйте догадаться. (Шляпка старой сыроежки).

17. Небольшой лесной зверёк серого цвета «с мохнатой мордочкой с чёрным собачьим носиком», умеющий сворачиваться в клубок и пребывающий всю зиму в спячке? (Ежик).

18. У этого лесного обитателя «хвост – небольшая белая пуховочка, и у охотников называется не хвостом, а цветком». (Заяц).

19. О каком животном идет речь: «Он покачнулся. А это уже ему дано было от рождения, чтобы лечь при опасности и совершенно окаменеть. И белые пятна затем и даны природой, чтобы враг в траве не мог их отличить от солнечных. Так он замер в траве, весь осыпанный своими собственными и настоящими солнечными зайчиками»? (Олень).

20. Из чего птицы делали себе гнёзда: «Много в моей жизни походил я по лесам, и когда приходилось найти птичье гнёздышко с подстилом из войлока, думал, как маленький: «Всё на свете имеет конец, всё умирает, и только вечны одни…»? (Дедушкины валенки).

21. Кого охотник Родионыч называл «синим лаптем»? (зайца)

22. Чем Родионыч запустил в зайца, когда увидел его? (снежком)

23. Зачем была нужна газета ежу в рассказе «Ёж»? (унести в угол вместо сухой листвы, сделать гнездо)

24. Как разговаривают звери и птицы? (Звери носом читают следы и слушают крики птиц)

1. Лесной зверь, которого в сказке-были «Кладовая солнца» называли Серым помещиком. (Волк).

2. Кличка собаки старого лесника Антипыча в сказке-были «Кладовая солнца». (Травка).

3. Как звали главных героев сказки-были «Кладовая солнца»? (Настя и Митраша)

4. Зачем дети отправились на болото? (за клюквой)

5. Какая клюква считалась самой хорошей? (Та, которая перезимовала) 

6. Кто вытащил Митрашу из болота? (собака Травка)

7. Какие старушки обитали на болоте? (Скрюченные, хилые, слабые ёлочки)

8. Какие животные встретились ребятам в лесу? (Лось, заяц, волк, змея)

9. Как ребята распоряжаются собранной ягодой? (отдали детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда)

Задание «Узнай лесного жителя»

(фотовикторина, презентация, слайды 7-18)

Задание «Собаки Пришвина»

        У М.М. Пришвина всегда жили собаки, он их  очень любил, с ними охотился и совершал путешествия. И конечно же они были героями его рассказов.

        В таблице, среди случайного набора букв, спрятаны шесть кличек собак. Ваша задача их найти.

(каждая команда получает листочек с таблицей;

таблица на слайде – для проверки задания детьми;

 Презентация слайды 19-20)

К

Р

У

М

Н

О

С

И

Т

О

Л

И

Я

Р

И

К

Т

Ш

В

Ь

В

Т

Р

О

Е

Ж

И

К

Ь

Ю

Е

Б

А

М

Д

О

Н

Е

Ю

Т

Р

Р

Ю

К

Н

Р

Т

У

Ш

К

О

Т

Р

А

В

К

А

С

К

О

Ш

У

Б

Г

Я

Л

А

Д

А

М

Т

Д

З

Е

Б

Ф

Р

А

С

Т

П

А

Ж

У

Л

Ь

К

А

Б

А

С

Ч

А

Д

Н

Г

А

Л

У

А

Задание «Лесные загадки»

Первая.

Послушайте небольшой рассказ «Дятел». Будьте внимательны, потому что потом будут заданы вопросы. (Чтение рассказа вслух).

«Дятел»

        Видел дятла: … летел,  насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв занят.

        Тогда дятел, совсем как человек …

(предположите, ребята, что сделал дятел?)

…бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

        Такой он умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой».

Внимание – вопросы!

- На каком дереве у дятла была мастерская? (БЕРЁЗА)

- С какого дерева была шишка в клюве дятла? (ЕЛЬ)

Вторая загадка.

«Гуляя сегодня с Зиночкой по лесу, мы набрели на старый пень, весь покрытый, как швейцарский сыр, дырочками. Пень казался очень прочным, и Зиночка моя уселась на него отдохнуть. Только села – перегородки между дырочками под её тяжестью разрушились, и пень под ней осел, как подушка.

- Скорей вставай! – закричал я.

Когда Зиночка вскочила, мы увидали, как из каждой дырочки пня выползло множество…  

(как вы думаете, кто выполз из дырочек?)

…множество муравьёв: ноздреватый пень оказался сплошным муравейником и только сохранил обличие пня». («Пень-муравейник»)

Третья загадка.

Послушайте маленький рассказ «Лесной шатёр».

(читаем рассказ до слов «Лада ткнулась и заорала: она себе наколола нос о…»)

Так кто же поселился в ёлочном шатре?

Задание «Гости»

Послушайте небольшой рассказ «Гости». Будьте внимательны, потому что потом будет дано задание.

(Чтение рассказа вслух).

Теперь возьмите листочки и карандаши и всей командой напишите, какие животные вам запомнились. Победит та команда, у которой этот список будет длиннее.

 (ТРЯСОГУЗКА, ЖУРАВЛЬ, СКОПА, КОРШУН, ЛУНЬ, ВОРОНЫ, КУКУШКА, ЦАПЛЯ, ОВСЯНКА, ЗЕМЛЕРОЙКА, ГУСЬ, ЛИСА, ГАДЮКА, ПЧЕЛА, ШМЕЛЬ, БАБОЧКА).

Задание «Кто оставил этот след?»

(презентация, слайды  21-26)  

Завершается игра,

Подвести итог пора!

(По количеству жетонов определяется победитель игры).

Всем спасибо за работу!

Использованная литература:

1. Классный час «По страницам любимых книг» (Литературная игра - путешествие по творчеству М. Пришвина для младших школьников). Выполнила:  учитель начальных классов Колчина Вера Витальевна  2011 – 2012 уч. г.  /в интернете

2. Тубельская Г.Н. Детские писатели России. 130 имен: биобиблиографический справочник. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007г.

Подготовила педагог-библиотекарь Салямова Г.Г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заповедный мир Пришвина

Слайд 2

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина. Константин Паустовский

Слайд 3

Об авторе… Михаилу Пришвину 8 лет Елец. Гимназия, в которой учился будущий писатель

Слайд 4

М.М.Пришвин – студент Лейпцигского университета 1907г – первый сборник «В краю непуганых птиц».

Слайд 5

"И много лет нужно было странствовать по лесам, ночевать у костров, чтобы пришло время, когда все эти сказки, лесные шорохи и звуки вошли в мои книжки, которые я пишу и печатаю для вас, ребята",- писал М.М.Пришвин.

Слайд 6

Мы сегодня поиграем, Все загадки разгадаем. А сейчас поторопитесь – Hа команды разделитесь.

Слайд 7

Узнай лесного жителя (фотовикторина)

Слайд 8

Рак («О чём шепчутся раки»)

Слайд 9

Ёж («Ёж», «Ёж проснулся»)

Слайд 10

Журавль («Журка»)

Слайд 11

Грач («Говорящий грач»)

Слайд 12

Филин («Филин»)

Слайд 13

Тетерев («Терентий)

Слайд 14

Глухарь

Слайд 15

Бурундук («Зверь бурундук»)

Слайд 16

Барсук («Барсучьи норы», «Барсуки»)

Слайд 17

Землеройка («Землеройка»)

Слайд 18

Гаичка

Слайд 19

Собаки Пришвина

Слайд 20

К Р У М Н О С И Т О Л И Я Р И К Т Ш В Ь В Т Р О Е Ж И К Ь Ю Е Б А М Д О Н Е Ю Т Р Р Ю К Н Р Т У Ш К О Т Р А В К А С К О Ш У Б Г Я Л А Д А М Т Д З Е Б Ф Р А С Т П А Ж У Л Ь К А Б А С Ч А Д Н Г А Л У А

Слайд 21

КТО ОСТАВИЛ ЭТОТ СЛЕД? медведь

Слайд 22

бобёр

Слайд 23

Тетерев в снегу прятался

Слайд 24

столовая дятла

Слайд 25

Чей след?

Слайд 26

Чей след?

Слайд 27

«Мы можем войти так в природу, что возле муравейника скажем имя знакомого муравья, и тот муравей отложит на минуточку дела и выбежит поздороваться». Михаил Пришвин

Слайд 28

СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку

Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение...

Русский язык 1 класс. Презентация фрагмента урока по русскому языку. Составление из слов предложений.

Презентация фрагмента урока по русскому языку.Составление из слов предложений....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

Задача. Урок математики в 1 классе. Презентация к уроку.

Задача. Урок математики в 1 классе. Презентация к уроку. Программа М.И. Моро. УМК "Школа России"....

Конспект урока математики по теме "Площадь. Единицы измерения площади", 3 класс. Презентация к уроку

Урок выстроен в рамках системно-деятельностного подхода, включает в себя практические работы по сопоставлению,  измерению площади фигур. В процессе работы возникают проблемные ситуации, требующие...

Конспект урока по коми языку 2 класс+ презентация к уроку

Данный материал поможет учителю в проведению уроков коми языка по теме"Одежда. Обувь."...

Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку

Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...