Формирование правовой культуры младших школьников в образовательном процессе
статья (4 класс)

Данный методический материал создан с целью теоретического обоснования формирования правовой культуры младших школьников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование правовой культуры младших школьников в образовательном процессе

Автор: учитель начальных классов

Костенко Антон Николаевич

Одна из задач образования – снабдить молодое поколение теми знаниями, ключевыми компетенциями, которые помогут ему не пропасть в нынешней непростой жизни. Для жизни в правовом государстве, в гражданском обществе необходимо поднять уровень обучения правам человека, правам ребенка. Через обучение правам человека, правам ребенка помочь увидеть ценности прав человека, их социальную роль, научить подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей, решать споры и конфликты правовыми методами. Это способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов; содействует формированию нравственной, эстетической и правовой культуры обучающихся.

Современный ребенок постоянно находится перед проблемой выбора возможного решения ситуации, предпочтения определенного варианта поведения. Выбор социально безопасного и полезного поведения напрямую зависит от уровня правовой культуры личности, которую педагоги должны формировать с начальной школы.

Опираясь на труды Н.Г. Левковской, можно выделить факторы и требования успешного формирования правовой культуры младших школьников в условиях жизни современного общества (1, с. 127). Правовая культура - совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Анализируя понятие «правовая культура» следует выделить его более конкретную часть – правовые знания - совокупность знаний о различных сторонах правовой системы общества. Их как знаниевый компонент можно реализовать в образовательном процессе, например, на уроке окружающего мира, где рассматриваются темы «Права человека», «Конвенция о правах ребёнка» и «Конституция Российской Федерации».

Младший школьный возраст именно то время, когда лучше всего формируются базовые знания, способствующие дальнейшему развитию ребёнка в образовании. И правовая культура, которая проявляется в усвоении правовых знаний, не исключение. Но возникает вопрос: с помощью чего можно более эффективно формировать правовые знания у младших школьников?

Ответ на этот вопрос содержится в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования, который рекомендует применять в образовательном процессе игровую деятельность. В данном документе также говорится, о том какими качествами должен обладать выпускник начальной школы, а именно: уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение (2, стр. 5). Эти требования отчасти отражают уровень усвоение правовых знаний (знаниевого компонента правовой культуры) и умение ими пользоваться.

На наш взгляд, формирование правовой культуры у младших школьников возможно через использование ролевой игры как средства. Ролевая игра - способ расширения опыта участников анализа посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению. Таким образом, ролевая игра является методом психологического моделирования, направленным на получение психокоррекционного эффекта за счет интенсивного межличностного общения и выполнения совместной деятельности людей в условиях игровой имитации реальных или вымышленных ситуаций.

Таким образом, проанализировав понятие и условия формирования правовой культуры младших школьников, мы считаем, что реализация ролевой игры как средства можно использовать в классно-урочной деятельности на уроках окружающего мира и более эффективно во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения (2. с. 24).

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; общекультурное; общеинтеллектуальное; социальное. Основная идея – создание условий для формирования правовых знаний младших школьников во внеурочной деятельности. Основные задачи внеурочной деятельности:

- выявление склонностей и способностей учеников к различным видам деятельности;

- формирование системы знаний, умений и навыков;

- развитие творческих способностей учеников;

- создание благоприятных условий, способствующих проявлению уже приобретенных умений и навыков;

- создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;

- воспитание силы воли и терпения для достижения поставленных целей.

Наиболее оптимальным является именно социальное направление, одной из задач которого является формирование коммуникации, где основой могут быть представлены правовые знания, которые можно развить через ролевую игру.

На основании всего вышесказанного следует отметить, что среди современных средств формирования, ролевая игра является наиболее эффективным способом образования правовой культуры у младших школьников.

Литература:

  1. Левковская Н.Г. Правовое образование в современной начальной школе: педагогические проблемы повышения уровня правовой культуры младших школьников - Вестник ВолГУ. Серия 7. Вып. 6. 2007.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: 2009. – 29 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание системы внеклассных занятий по формированию правовой культуры младших школьников.

В тексте представлена система внеклассных занятий по формированию правовой культуры младших школьников....

Система работы "Формирование нравственно - правовой культуры младших школьников"

Презентация и описание педагогического опыта работы по теме "Формирование нравственно - правовой культуры младших школьников". Доклад на методическом семинаре....

Формирование НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ младших школьников в ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ПРОЕКТОВ

Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны – важне...

Формирование общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования

Доклад на тему: Формирование общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования...

Исследовательская деятельность, как метод системно – деятельностного подхода в процессе формирования экологической культуры младших школьников

Выявление влияния системно- деятельностного подхода на формирование экологической культуры младших школьников....

Воспитание культуры здоровья младшего школьника в образовательном процессе.

ВЫСТУПЛЕНИЕНА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ МАОУ "ПРОГИМНАЗИЯ "ЦЕНТР ДЕТСТВА"на тему: «Воспитание культуры здоровья младшего школьника в образовательном процессе»...