Формирование коммуникативной культуры младших школьников в образовательном процессе начальной школы.
статья

Саламатова Галина Ивановна

Формирование коммуникативной культуры 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной культуры младших школьников в образовательном процессе начальной школы.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

Так считал Антуан Сент-Экзюпери.  Эта тема остаётся актуальной и в наши дни.

Семьи стали маленькими, в них воспитывается по 1-2 ребенка, что ведет к потере умения общаться. 

Коммуникативную культуру можно назвать связующим звеном, компонентом всех видов культур. Передача опыта одного поколения другому может происходить с помощью трансформатора — коммуникативной культуры.

Коммуникативная культура — это совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей и значений, используемых в процессе общения.

Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Результаты исследований О.Н. Мостова, И.Н. Агафонова позволили выделить три типа младших школьников с точки зрения стиля их общения в школе (1 – 2 классы). Учащиеся эгоцентричного (18%) и неуверенного типов (32%) учащихся отличает низкий уровень успешности в общении, они испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений. К дружелюбному типу могут быть отнесены около 50% школьников. Эту группу школьников отличает ярко выраженная позитивная Я-концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам.

Приведенные данные показывают, что недостаточная степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению может иметь серьезные последствия. Без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций (иначе – коммуникативного компонента универсальных учебных действий) негативные индивидуальные особенности преодолеть нельзя.

Именно школа, учитель, тщательно организуя коммуникативное общение учащихся, решают вопрос снижения дефицита общения учащихся в социальной среде.

Коммуникативную культуру можно рассматривать и как систему качеств личности, включающую:

1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества);

2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция);

3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивация.);

5) культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению;

6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении)

Каково же значение  коммуникативной культуры  для младшего школьника?

             Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

             Во – вторых, от коммуникативной культуры  во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

             В – третьих, коммуникативная культура может рассматриваться как   проявление коммуникативной компетентности  в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности  и благополучия его будущей жизни.

Какое место  занимает формирование коммуникативной культуры младших школьников в ФГОС? Повышается интерес к  коммуникативной  сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения

Коммуникативные действия обеспечивают:

социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

 умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 Коммуникативные   действия  могут быть разделены на три группы:

-коммуникация как взаимодействие ( коммуникативные   действия , направленные на учет позиции собеседника или партнера по  деятельности );

-коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);

-коммуникация как условие интериоризации ( коммуникативно-речевые   действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).

Коммуникация как взаимодействие.

Коммуникативные   действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по  деятельности  

Одной из важных задач при формировании  коммуникативных     действий  на данном этапе является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Дети должны научиться не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.

Под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:

- готовность учащихся участвовать в общении;

- отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ;

-задавать вопросы, следя за темой;

- делать сообщения.

Коммуникация как кооперация.

Коммуникативные  действия, направленные на сотрудничество.

Важным  является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной  деятельности .

Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

Между тем в настоящее время становление данной способности часто запаздывает, и многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия. Возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка.

           Учащиеся приобретают следующие умения:

- простота и чёткость речевого высказывания;

- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;

-умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;

- вступать в контакт с другими.

Коммуникация как условие интериоризации (формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности).

Третью большую группу  коммуникативных  универсальных     действий  образуют  коммуникативно  - речевые  действия , служащие средством передачи информации другим людям . К моменту поступления в школу дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по  деятельности . В 6,5—7 лет дети должны уметь выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру.

                     Отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:

- умение вести беседу в паре, группе;

- умение вести конструктивный диалог, дебаты;

- умение участвовать в дискуссии;

- участвовать в конференциях, играх.

 Актуальной проблемой является выбор средств  формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в образовательном процессе.

Основные виды  коммуникативных  и речевых  действий  обобщенного характера распространяются прежде всего  на  внеурочную   деятельность . Поскольку нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата, актуальная проблема заключается в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных  учебных  заданий (в рамках каждой предметной области), а главное, в овладении методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик. Для формирования  коммуникативных  универсальных  учебных   действий  можно предложить следующие виды заданий: - составь задание партнеру;

- отзыв на работу товарища;

- групповая работа по составлению кроссворда;

- «отгадай, о ком говорим»;

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Широкие возможности для решения этой проблемы дает использование различных видов игр, Игры, которые традиционно используется для развития и поддержки мотивации, можно использовать для развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

 Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, обучающиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.

Одним из ведущих методов современной педагогики является метод проектов, который в силу своих особенностей позволяет реализовать проекты группами или  парами, и направлен не только на получение знаний, но и  на формирование ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетентность.  

Можно отметить, что из-за наличия разнородных групп детей (по происхождению и видам их трудностей в коммуникации) работа по формированию  коммуникативных  навыков (и соответственно,  коммуникативных  УУД), является достаточно сложной.

В системе практической  деятельности  педагога  могут использоваться наиболее эффективные формы  развития  коммуникативных  умений и навыков.

1. Проведение групповых занятий по развитию навыков общения.

2. Коллективная проектная  деятельность .

5. Организация игрового взаимодействия (Игротека) на переменах и динамических паузах: игры на выражение отдельных черт характера и эмоций, на сплочение детского коллектива, на психомышечное расслабление, на позитивный настрой, ролевые игры.

 Формирование коммуникативных компетенций младших школьников  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Формирование коммуникативной компетенции один из аспектов гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, Каждый ребенок уникален, и правильно организованная система педагогических условий поможет развивать его личность, его способности. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка».

  Именно начальная ступень школьного обучения должна развить коммуникативные  учебные действия , обеспечить готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по применению метода проектов

в начальной школе.

  1. Актуальность метода проектов.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Согласно "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

Развитие воспитания в системе образования предполагает: обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;  развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей; совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей; привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах.

Новые принципы личностно ориентированного образования, потребовали новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, принадлежит методу проектов.

  1. Алгоритм применения метода проектов.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

 2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

 4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

 То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

  1. Результат использования метода проектов.

. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Использование проектно-исследовательского метода в обучении младших школьников способствует формированию  УУД

 Личностных УУД:

  • адекватная самооценка;
  • испытывая  чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;
  • формируется мотивационная основа учебной деятельности;
  • вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

 

Регулятивных УУД:

  • дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

  Познавательных УУД:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов  ИКТ.

 

Коммуникативных УУД:

  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  •  учитывать разные мнения,  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  1. Критерии оценки процесса применения технологии.

  • Актуальность проекта (обоснованность проекта в настоящее время, которая  предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий);
  • самостоятельность (уровень самостоятельной работы, планирование и выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемые действиями координатора проекта без его непосредственного участия); 
  • проблемность   (наличие и характер проблемы в проектной     деятельности, умение формулировать проблему, проблемную ситуацию); 
  • содержательность (уровень  информативности, смысловой емкости    проекта); 
  • научность  (соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими); 
  • работа с  информацией (уровень работы с информацией, способа поиска новой информации, способа подачи информации - от воспроизведения до анализа); 
  •  системность (способность рассматривать все явления, процессы в совокупности,  выделять обобщенный способ действия и применять его при решении задач в работе); 
  • интегративность (связь различных областей знаний); 
  • коммуникативность.  

 

  1. Критерии оценки результата (продукта) применения технологии.
  • Качество доклада (композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убежденность);
  • объем и глубина знаний по теме (или предмету) (эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей); 
  • полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;  
  • представление проекта (культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, держание внимания аудитории); 
  • ответы на вопросы  (полнота, аргументированность,  логичность, убежденность, дружелюбие); 
  • деловые и волевые качества докладчика (умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность); 
  • правильно оформленная презентация.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе.

Материал содержит теоретическую часть, используемые на практике методы и приёмы....

Формирование коммуникативной культуры младших школьников в рамках проектной деятельности

Описание опыта работы по формированию коммуникативной культуры в рамках курса"Учусь создавать проект"...

Мастер - класс "Формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка"

Мастер-класс подготовила и провела учитель начальных классов 1 квалификационной категории Баумгертнер Е.М.Место работы: МБОУ «Табатская СОШ» Бейского района республики ХакасияЦель мастер-класса: позна...

Курсовая работа на тему: "Школьная газета, как средство формирования коммуникативной культуры младшего школьника"

Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»    Поярков Данила Александрович  ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАК СРЕДСТВО ...

Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС

Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным,...

Формирование правовой культуры младших школьников в образовательном процессе

Данный методический материал создан с целью теоретического обоснования формирования правовой культуры младших школьников....