Описание системы внеклассных занятий по формированию правовой культуры младших школьников.
статья на тему
В тексте представлена система внеклассных занятий по формированию правовой культуры младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_zanyatiy_po_pravu.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание системы внеклассных занятий
по формированию правовой культуры младших школьников.
Для разработки системы занятий с правовым компонентом было использовано методическое пособие для учителей начальных классов «Права человека для младших школьников» (авторы Бочарова А.М., Бочаров И.В.). Авторы данного пособия являются преподавателями-методистами «Школы прав человека», созданной общественной благотворительной организацией «Центр поддержки демократических молодежных инициатив».
Содержание работы по гражданско-правовому воспитанию младших школьников строится исходя из следующих позиций:
- знания, которые получают учащиеся в ходе занятий;
- умения, формируемые в ходе занятий;
- нравственные нормы и ценности, проявляющиеся в действиях и поступках учеников.
Знания
- - как организуются человеческие сообщества, какова роль правил и законов в этих сообществах;
- - как потребности членов сообщества согласуются с потребностями общества в целом;
- - в чем сходство и различие между отдельными людьми, группами и сообществами;
- в чем сущность таких человеческих ценностей, как честность, справедливость, моральная ответственность и др.
Умения
- ясно и обоснованно излагать обстоятельства дела;
- осуществлять выбор вариантов действий в зависимости от обстоятельств;
- осуществлять совместные действия.
Позиции
- самостоятельность суждений по социальным и нравственным вопросам;
- уважение к правовым процедурам и правам окружающих;
- уважение к иному образу жизни, иным убеждениям, мнениям, идеям;
- активное отношение к правам человека, готовность уважать законные интересы окружающих;
- стремление к обоснованным аргументам и ненасильственным способам разрешения конфликтов;
- конструктивный подход к делам сообщества;
- понимание важности демократических путей принятия решений.
Нравственные нормы и ценности
- собственный моральный кодекс, ценности и убеждения;
- реальная забота об окружающих;
- самооценка и уважение к таким ценностям, как трудолюбие, честность, справедливость и др.
Потребности
- сравнивать собственные ценности и убеждения с ценностями и убеждениями других людей;
- анализировать факты, давать оценки и делать выводы;
- обсуждать противоречия, различного рода дилеммы и решать споры;
- анализировать результаты собственных решений.
Нравственное развитие должно оцениваться в зависимости от того, располагают ли учащиеся в этой области:
- - системой личных убеждений (верований);
- умением отстаивать свои убеждения и подтверждать их своим поведением;
- готовностью размышлять над различными случаями из жизни;
- способностью эмоционально воспринимать и осознавать глубокий смысл происходящего в окружающем мире и в себе самом.
Нравственное развитие должно оцениваться также по тому, насколько у учащихся проявляется:
- понимание различий между правильным и неправильным, истинным и ложным;
- уважение к людям, истине и собственности; беспокойство о том, как их поступки могут задеть окружающих;
- способность выносить ответственные и обоснованные суждения по вопросам морали;
- потребность исходить из нравственных норм и правил в собственном поведении.
Социальное развитие учащихся должно оцениваться:
- по характеру взаимоотношений в коллективе;
- по способности проявлять ответственность и инициативу;
- по способности успешно работать в группе и продуктивно участвовать в жизни школьного коллектива, сотрудничать с его членами;
- по растущему умению понимать жизнь общества через семью, школу и различные сообщества.
Теоретические занятия предполагают дискуссию, обсуждение проблемы, поиск ответа на возникший вопрос, в ходе которого учащиеся получают представления о новых понятиях, получают новые знания.
Практические, или игровые занятия, направлены на закрепление материала или развитие практического, эмоционального и нравственного опыта взаимодействия в обществе.
Система занятий разрабатывалась с учетом следующих принципов:
- опора на имеющийся опыт учащихся
- физическая и психологическая комфортность
- опора на эмоционально-образное восприятие мира
Программа внеурочных занятий
по формированию правовой культуры
Программа предназначена для учащихся 3-4 классов.
Программа рассчитана на 30 часов
Цель курса:
- накопление представлений о взаимодействии в системе «человек – природа – общество»
- воспитание социальной терпимости
- воспитание уважения к себе и окружающим.
Цели программы реализуются через тематические беседы, ролевые игры, конструирование и проигрывание жизненных ситуаций, через сочинение рассказов, рисование, чтение и рассуждение о прочитанном, проектную деятельность, творческие работы.
Содержание курса состоит из 5 блоков:
- Кто я? Какой я?
- Я и моя семья.
- Я и моя школа.
- Я и мой город.
- Я и моя страна.
Темы первого блока (одного из ведущих в программе) направлены на привлечение внимания ребенка к самому себе, своим мыслям, словам и поступкам. Умение анализировать должно сочетаться с умением давать оценку. Занятия построены таким образом, что основной акцент делается на том хорошем, что уже есть в ребенке. Он должен знать свои достоинства, должен помнить о том, что способности есть у каждого человека (и необязательно в сфере интересов школьной жизни). Тем самым повышается самооценка ребенка неуспешного на уроках, неуверенного в себе.
Методы и приемы, используемые на занятиях: игры, ролевые игры, рисование на заданную тему, беседы и т.д.
Вопросы, на которые дети отвечают в ходе занятий:
- Кто я? / ученики определяют множество социальных ролей, которые они играют в жизни, например, ученик, сын, покупатель и т. д./
- Какой я? / ученики определяют черты своего характера, которые помогают или мешают им в жизни/
- Каким я хочу быть? Почему?
- Каким я не хочу быть? Почему?
- Чем я отличаюсь от других людей?
- Чем я похож на других людей?
- Все люди разные – это хорошо или плохо?
Темы второго блока направлены на воспитание в детях желания жить в доверии, терпимости и согласии с другими. В основе этого лежит уважение прав других быть самими собой.
Вопросы, обсуждаемые в ходе занятий:
- Какие обязанности я имею дома?
- Какие права я имею дома?
- Кто в семье главный: взрослые или дети?
- Кто имеет больше обязанностей: взрослые или дети?
- Что делает семью дружной, крепкой и сплоченной?
- Что я делаю для своей семьи?
Темы третьего блока позволяют подробнее обсудить школьную жизнь во многих её проявлениях. Поднимаются вопросы и школьных правил, и важности получения знаний, и трудностях на уроках, и радостях побед над этими трудностями. Параллельно учениками познается важность организации и упорядочивания отношений в коллективе, установления правил по которым живет общество.
Темы четвертого блока затрагивают жизненный опыт детей, как жителей города. Обсуждаются права и обязанности ребенка, когда он выходит из дома или школы и попадает на улицу или в общественное место, поднимаются вопросы обеспечения собственной безопасности и безопасности других людей, какие культурные, спортивные общественные места в нашем городе дети могут посещать, чтобы с пользой проводить свободное время.
Темы пятого блока направлены на воспитание в детях уважения к стране, в которой они живут. Чувства любви и гордости за Родину позволяют быстрее развить интерес к общественной жизни граждан этой страны и воспитать патриотизм и активную гражданскую позицию. На занятиях изучается государственная символика, на доступном уровне обсуждаются вопросы государственного уклада (например, что такое налоги и зачем они нужны).
п/п | Тема занятия | Ключевые понятия |
1 | Вводное занятие. Анкетирование | |
2 | Кто я? | Имя, фамилия, отчество, индивидуальность |
3 | Какой я? | Сходства и различия между людьми |
4 | Игровое занятие «Кто я? Какой я?» | Самооценка |
5 | Я и мои друзья | Дружба, отзывчивость |
6 | Игровое занятие «Давай помиримся» | Оскорбление, конфликт, примирение |
7 | Практическое занятие «Мои права и обязанности» | Право, обязанность |
8 | Моя семья | Дом и семья, родители и дети Право и ответственность |
9 | Практическое занятие «Семейный очаг» | Взаимоотношения в семье, помощь и взаимное уважение |
10 | Семейные традиции | Традиции, семейный уклад Семейные праздники |
11 | Профессии моих родителей | Профессия, любовь к труду |
12 | Тяжесть обмана | Правда и ложь, ответственность |
13 | Игровое занятие «Тяжесть обмана» | Доверие и доверчивость |
14 | Я – ученик | Ответственность за свои поступки, право на образование |
15 | Школьные правила | Необходимость и обязательность правил и законов |
16 | Практическое занятие «Правила в школе» | Право, ответственность |
17 | Новичок в классе | Группа и поведение в группе Одиночество |
18 | Игровое занятие «Новичок в классе» | Конфликт, примирение |
19 | Игровое занятие «Чувства» | Дружеская атмосфера, доброжелательность |
20 | После уроков | Свободное время, досуг, хобби, кружки и секции |
21 | Мой город Пермь | Достопримечательности Правила поведения |
22 | Практическое занятие «Когда я стану взрослым…» | Гражданин, гражданская ответственность |
23 | Моя страна | Герб, флаг, гимн |
24 | Я – гражданин России | Государство и граждане Законы и правила |
25 | Обычаи и традиции народов России | Многонациональность государства. Уважение к традициям народов |
26 | Практическое занятие «Мой любимый праздник» | Правила поведения, гостеприимство |
27 | Практическое занятие «Заветная страна» | Государство, права детей в государстве |
28 | Человек | Человеческое достоинство, Равенство в правах и свободах |
29 | Игровое занятие «Человек» | Человек как часть природы Нравственные ценности |
30 | Итоговое занятие. Анкетирование |
Список литературы
- Болотина Т.В. Обучение школьников правам ребенка: содержание, методы обучения. Методическое пособие для преподавателей курса. Москва. АСАDEMIА.2002
- Преподавание прав человека. Книга для учителя. Том1. Молодежный центр прав человека и правовой культуры. Москва. 2000.
- Бочарова А.М., Бочаров И.В. Права человека для младших школьников. Методическое пособие для учителей начальных классов. Пермь. 2006.
- Толерантность. Теоретические подходы и методики обучения основам толерантного поведения. Пермь,2006
- Поляков С.А. Гражданско-правовое образование: региональный опыт. По результатам анкетирования органов управления образования субъектов РФ. /Право в школе.№4.2005/
- Болотина Т.В. Организация обучения правам человека в основной школе. /Право в школе.№1.2004/
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию./ «ВАКО». Москва.2006
- Ивонина А.И. Повышение квалификации педагогов в контексте развития региональной системы гражданско – правового образования. /Право в школе. №2. 2005./
- Педагогический энциклопедический словарь. Гл. редактор Бим-Бад Б.Н./ «Большая российская энциклопедия». Москва. 2002./
- Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. /ACADEMA. Москва.2002
- Андреева Г.А., Вяликова Г.С., Тютькова И.А. Краткий педагогический словарь./Москва: В.Секачев.2005/
- Программа воспитания школьников «Я – гражданин России» /Народное образование. №2.2002
- ТивиковаС.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах./Начальная школа. №2 2004.
- Элиасберг Н.И. Петербургская модель гражданско – правового образования. /Право в школе. №3.2004.
- Права ребенка: Нормативные правовые документы. /М.:ТЦ Сфера, 2005.
- Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию./Москва «ВАКО», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника
Построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью. На протяжении многих лет я осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планир...
Метапредметное занятие, направленное на формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Тема занятия "Алгоритм взаимодействия в группе"
Технологическая карта метапредметного занятия Тема: Алгоритм взаимодействия в группеЦели учителя: организовать учебную деятельность по усвоению обучающимися алгоритма взаимодействия в групп...
Описание опыта работы "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения".
Из опыта работы: "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения"....
Система работы школы по формированию у младших школьников математической грамотности во внеурочной деятельности
Главная цель моей педагогической деятельности – формирование личности, желающей и умеющей учиться.Ведь ученик сегодня должен быть гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и отстаивать инфо...
Внеклассное занятие "Интеллектуальная игра для младших школьников"
Данное мероприятие направлено на развитие познавательной активности детей, на выявление и повышение авторитета самых находчивых ,смекалистых и способных к познавательной деятельности учащихся....
Внеклассное занятие по профориентации для младших школьников «Все работы хороши!»
Внеклассное занятие по профориентации для младших школьников «Все работы хороши!»...
Внеклассное занятие по профориентации для младших школьников: «В стране профессий»
Цель занятия: формирование у учащихся представления о мире современных профессий.Задачи:Активизировать и систематизировать уже имеющиеся знания учащихся.Познакомить учащихся с новыми профессиями.Через...