Формирование поликультурной компетентности младшего школьника
статья (4 класс)
В статье рассматриваются основы гражданской идентичности, важность осознания ребенком себя как члена семьи, общества; определены задачи для формирования поликультурной компетентности, приведены приемы и методы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_polikulturnoy_kompetentnosti_mladshego_shkolnika.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование поликультурной компетентности учащихся начальных классов
Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования направлена на достижение образовательных результатов, в том числе развитие личностных универсальных учебных действий. Среди личностных универсальных учебных действий особое внимание следует обратить на формирование основ гражданской идентичности, этнической принадлежности обучающегося в форме осознания себя как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.
Уровень этнокультурной идентификации учащегося, уровень его знаний о поликультурной среде, его эмоциональная и поведенческая культура как представителя народа формируется в системе поликультурного образования, результатом которого становится сформированная поликультурная компетентность обучающегося.
Для формирования поликультурной компетентности обучающихся необходимо решить ряд задач:
- познакомить учащихся с историей и тенденциями современного развития родного края;
- сформировать у младших школьников представление о различных сторонах жизни людей, проживающих на их родной земле;
- развить у школьников стремление получать информацию о своей Родине, знать ее историю;
- создать условия для изучения школьниками проблем развития края, формирования у них видения своего места в решении этих проблем, установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование жизни на родной земле.
Идея поликультурного образования базируется на реализации модели непрерывного образования, основными целями которого являются:
- формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной культуре;
- воспитание уважения к истории и культуре другого народа; - создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;
- формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.
Главной задачей поликультурного образования О. В. Аракелян признает воспитание культуры межнационального общения, акцентируя внимание на уважительном отношении к Другим культурам, Другим людям и определяя толерантность лишь как терпимость. В то же время, по ее мнению, в школе нужно не терпеть друг друга, а уважать, учитывать поликультурный принцип в общении, а это требует специальной организационной работы.
Цели поликультурного воспитания: обеспечение поликультурного просвещения; приобщение к культуре своего этносоциума (а, значит, сохранение национальных культур), обучение общению.
Средствами их реализации в поликультурной школе становятся: изучение предметов этноцикла, а также учебных дисциплин блока «Культура мира», изучение каждым ребенком родного языка и культуры; знакомство с культурой своих сверстников.
Таким образом, ключевыми позициями в поликультурном развитии личности современные педагоги называют уважение культуры другого, ее понимание и толерантное отношение к представителю иной культуры. Важнейшей задачей процесса становления поликультурной личности является признание другой культуры как альтернативной формы бытия.
Педагог контролирует деятельность учащихся по нескольким направлениям: развитие навыков и умений ребенка в конкретной области знания в контексте поликультурной среды; получение и усвоение знаний о поликультурной среде; формирование рефлексивной культуры.
Активно используются методы тестирования, анкетирования учащихся, а также проведение интерактивных бесед, дискуссии, семинаров, круглых столов и кейсов.
Особая роль в этом процессе отводится родителям как еще одному субъекту — участнику образовательного процесса в условиях поликультурного общества. Взаимодействие с родителями заключается в том, что именно педагог готовит взрослых к новой роли — роли родителей ребенка, обучающегося в поликультурной среде. Оно осуществляется через всевозможные педагогические приемы. Семинары для родителей, консультации по вопросам учебно-воспитательной деятельности, открытые уроки, дни открытых дверей, мастер-классы, психологические тренинги и т. д. В результате родители становятся субъектом образовательного процесса. Что в условиях поликультурной среды становится особенно важным, поскольку они, со своей стороны (педагог — с другой стороны) оказывают необходимую помощь и поддержку своему ребенку в процессе его становления как личности, способной выстоять и противостоять не только трудностям жизни в условиях многонационального общества, но и оставаться человеком с большой буквы, иными словами, быть готовым к пониманию и уважению иных культур.
Таким образом, при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса — педагога — ученика — родителей — реализуется главная цель образования учащихся — подготовка достойных членов общества, которое сегодня представляет собой многонациональное государство. Взаимодействие субъектов процесса образования обусловлено сущностью поликультурного образования, которая заключается в том, что феномен «поликультурное образование» — специфическое явление педагогической деятельности, направленной на формирование у учащихся социокультурной идентичности, а также представлений о поликультурном пространстве, о развитии многонационального общества и о деятельности в реалиях такого общества.
Цель процесса образования в таких условиях определяется именно формированием индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, уважающего и принимающего другие культурно-этнические общности, живущего в мире и согласии с представителями других национальностей. На этой базе выстраивается диалог взаимных интересов. Важность такого образования состоит в том, что оно формирует личность, открытую для общения, а главное — ведет к снижению социальной напряженности в обществе.
Литература:
Длужневская Д. А. Поликультурное пространство как основа построения содержания образования в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 454-456.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной компетентности младших школьников
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления ...
Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.
Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»
Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...
Формирование поликультурной личности младшего школьника через внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС
Результатом системы внеурочной деятельности является формирование поликультурного мышления у детей, освоение актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения....
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...
Исследовательская работа: Применение активных методов, приемов при создании педагогических условий развития поликультурной компетентности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе по Программе «Познаем мир вместе»
Проблема исследования - Каковы педагогические условия развития поликультурной компетентности младших школьников?.Объект исследования - процесс поликультурного воспитания младших школьников.Предме...