Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»
статья по теме

Хакимзянова Надия Нурлияновна

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС.
УМК «Школа России» построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражённые в ФГОС, учитывают требования к структуре и содержанию рабочих программ и способствуют решению образовательных задач.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (ФГОС) и охватывает все предметные  области учебного плана  ФГОС.

УМК «Школа России» построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражённые в ФГОС, учитывают требования к структуре и содержанию рабочих программ и способствуют решению следующих образовательных задач:

I. Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

II. Реализация методологической и методической основы ФГОС — ор ганизации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода.

III. Достижение личностных, метапредметных и предметных результа тов освоения основной образовательной программы посредством форми рования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.

При всей широте диапазона возможностей методического аппарата УМК «Школа России», ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании системы учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формулирова ние доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном, что способствует формированию коммуникативных УУД.

Инициативное сотрудничество:

  1. ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  2. предлагать помощь и сотрудничество;
  3. проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества:

  1. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  2. определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  3. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

  1. формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
  2. строить понятные для партнёра высказывания;
  3. строить монологичное высказывание;
  4. вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Управление коммуникацией:

  1. определять общую цель и пути её достижения;
  2. осуществлять взаимный контроль;
  3. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  4. оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
  5. аргументировать свою позицию и координировать её с позиции партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (повышенный уровень);
  6. прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения (повышенный уровень);
  7. разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников (повышенный уровень);
  8. координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Существенной особенностью УМК «Школа России» является направленность на формирование у обучающихся УУД как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание. С этой целью в системе учебников  с 1 класса предусмотрена работа в парах, группах, со взрослыми. Эти задания отмечены соответствующими условными знаками. На организацию сотрудничества со взрослыми нацелены многие учебные проекты предметных линий по литературному чтению, окружающему миру, математике, русскому языку.

В курсе «Окружающий мир», автор Плешаков А.А., 

есть задания для их выполнения в парах и группах, что позволяет обучающимся использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои (дети Надя и Сережа, Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха), герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД и пр.

Например, в учебнике: В 1 классе уже на первых уроках Муравей Вопросик предлагает ребятам практическую работу в парах.

 Тема урока – Где живут белые медведи? Узнаем, что на Земле есть очень холодные районы. Научимся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов.

  1. Вспомните, что такое глобус. Найдите на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду. Что вы о них знаете? Проверьте себя С. 84.
  2. Рассмотрите и сравните рисунки. Какие животные обитают в холодных районах Земли?

Работа в группе. Тема урока – Почему идёт дождь и дует ветер? Научимся объяснять причины возникновения дождя и ветра.

Муравей Вопросик предлагает выполнить задания.

  1. По этой картинке расскажите о дождях. К каким дождям подойдут названия: ливень, косохлёст, ситничек? Проверьте себя С. 87
  2. Попробуйте объяснить: почему идёт дождь. Проверьте себя С. 87
  3. По картинке на С.37 расскажите о ветре. Какие слова подойдут для описания ветра: сильный, зелёный, холодный, сырой, сладкий, тёплый, пёстрый, порывистый, слабый, широкий. Проверьте себя С. 87
  4. Попробуйте объяснить, почему дует ветер. Проверьте себя С. 87

Как растения и животные радуются дождю! Сочините сказку по рисунку.

Например, в рабочей тетради: предлагается такой вариант групповой работы. Практическая работа «Изучаем части растений».

  1. Нарисуйте растение, которое вы рассмотрели. выполните рисунок так, чтобы были видны все изученные части растения.
  2. Сообщите другим ребятам о результатах своей работы. Выслушайте и оцените их сообщение.

Работа со взрослыми. Изучите, какие семена в этих плодах. Наклейте к каждому плоду рисунок с его семенами (из Приложения).

   

В курсе «Литературное чтение», автор Климанова Л.Ф.,

система заданий и вопросов направлена на формирование умения высказывать свою точку зрения, активно участвовать в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом. Вопросы открытого типа, начинаются со слов «Почему? Как?» с тем, чтобы дети смогли выразить собственное мнение, выслушать мнение одноклассников, обсудить вопрос в группе или паре.

На основе аналогии или текста-опоры обучающиеся составляют небольшие рассказы о себе и окружающем мире; описывают иллюстрации к произведениям и высказывают отношение к его героям.

В курсе «Обучения грамоте», автор Горецкий В.Г.,

дети знакомятся с  признаками предложения, учатся составлять предложения по вопросам учителя, составлять предложения заданной структуры.

         В первом классе большое внимание уделяется основным упражнениям по развитию связной речи, то есть тем, которые осуществляются непосредственно на уровне текста – самой крупной и сложной единицы языка.

         В первом классе дети учатся пересказу и рассказыванию через постоянное и системное выполнение разных упражнений, например, инсценирование сказок.

        Упражнения для развития речи  проводятся на каждом уроке обучения грамоте и являются обязательным структурным компонентом.

Например: Урок «Обучение грамоте», тема – Здравствуй, школа!, авторы учебников предлагают работу в группе.

Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? Обсудите с друзьями.

   

В курсе «Литературное чтение» с этой целью также предусмотрена работа в парах, группах, со взрослыми; задания отмечены соответствующими условными знаками. На организацию сотрудничества со взрослыми и сверстниками нацелены многие учебные проекты, которые могут быть реализованы совместно со сверстниками и при сотрудничестве со взрослыми (родителями, сотрудниками библиотеки).

Например: Работа в группе. Тема урока – Век живи, век учись (предлагается иллюстрация).

Рассмотрите рисунки. Кто на них изображён? Вспомните сказку. Что произошло, когда мама-коза ушла? Задайте вопросы друг другу.

Работа в паре. Задание: обсудите с другом пословицы.

Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.

Смеётся тот, кто смеётся последним.

 Участвуя в играх, школьники получают навыки работы в группе и учатся соблюдать правила.

Например: Работа в группах. Игра. Кто больше придумает слов, которые оканчиваются на  –ка.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

На работу в группах ориентированы представленные в учебниках  задания рубрики «Наши проекты» разнообразной тематики. Некоторые из этих проектов предполагают организацию сотрудничества с взрослыми.

Например: В 1 классе  на уроках «Окружающего мира» проект «Мой класс и моя школа!».

Вот фотографии из альбомов о жизни класса и школы (предоставлены фотографии).

Составьте и вы такой альбом. Договоритесь о том. Что вы поместите на самых первых страницах. Отдельные страницы можно посвятить учёбе, праздникам, походам или поездкам. Постарайтесь в фотографиях и в подписях передать ваше настроение.

                         

   Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

В системе учебников «Школа России» предлагаются задания для объяснения представленных алгоритмов действий, вычислений, построений, рассуждений, мнений, различных точек зрения, побуждающие учащихся искать разные способы решения, вычисления, обсуждать их, выслушивая версии одноклассников. В заданиях предлагается рассмотреть представленные в учебниках варианты ответа, обсудить, кто из персонажей учебника прав, найти ошибки в ходе решения проблемы, задачи, объяснить и аргументировать свою позицию.

В этой связи все те задачи и задания, которые направлены на поиск различных вариантов решения (включая построение разных моделей, разных пространственных фигур и т.д.), на выдвижение гипотез, разных точек зрения, версий и причин событий, разных суждений;  задачи, связанные с разнообразием использования материалов; задачи на преодоление инерции мышления, прогностические, проектные задачи и пр., способствуют развитию дивергентности мышления как важнейшей составляющей исследовательского поведения младших школьников.

В курсе «Русский язык», автор Канакина В.П.,

даются и специальные задания для дискуссии, связанной с содержанием языкового или иллюстративного материала. Ученики по рисункам составляют диалоги и их инсценируют. Есть упражнения, где описываются разные точки зрения, например, положительные и отрицательные отзывы о картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке», четвероклассники при этом высказывают своё собственное мнение, учатся слушать своих оппонентов, включаются в диалог, полилог.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Например: Развивай свою речь, учись говорить, рассказывать, сочинять текст. Тема: Язык и речь. Прочитай на с.5 название схемы и записи в ней.. Рассмотри рисунки.

  1. К какому виду речи (слушанию, говорению, чтению или письму) можно отнести каждый рисунок? Объясни свой ответ.
  2. Выскажи мнение: для чего нам нужна речь?

Работа в парах. Тема: Какие слова мы называем «вежливыми»? Прочитай слова.

спасибо      пожалуйста           благодарю         будьте добры

  1. Почему эти слова называют «вежливыми»? В  каких случаях их употребляют в речи?
  2. Какие ещё «вежливые» слова тебе известны? Назови эти слова.
  3. Разыграйте сценку: обратись к товарищу с просьбой дать тебе книгу, ручку или карандаш.

Работа в парах. Прочитай. Почему это стихотворение так назвали? Посчитайся с товарищем по парте: когда будешь считать, произноси слова считалки по слогам.

Считалка

Я – зверёк,

И ты – зверёк,

Я – мышонок,

Ты – хорёк.

Ты хитёр,

А я умён,

Кто умён,

Тот вышел вон!

С.Маршак

Соотнесите схемы со словами считалки: какая схема к какому слову подойдёт?

Работа в парах. Тема: Глухие и звонкие согласные звуки. Рассмотри форзацы учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо- городок букв».

  1. Найдите там сказочные домики, где «живут» парные и непарные согласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки.
  2. Пусть один из вас произнесёт глухой или звонкий согласный звук, а другой назовёт слово, которое начинается с этого звука.

В курсе «Математика», автор Моро М.И.,

заданий и упражнений, направленных на формирование коммуникативных компетенций, к сожалению, очень мало. Очень слабо прослеживается работа в парах.

Например:

  1. Составьте одну задачу, в вопросе которой есть слово больше, а другую- в условии которой есть слово меньше. Решите их.
  2. Наберите 9.
  3. Коля и Витя составляли слова из букв ПРОГУЛКА. Коля составил 10 слов, а Витя – на 2 слова больше. Сколько слов составил Витя?

Решите задачу и попробуйте найти слова вместе с другом.

  1. Когда Коля и Витя вычеркнули слова, которые встретились у обоих, у Коли осталось 1 слово. Сколько слов осталось у Вити?
  2. Используя разные треугольники из Приложения, составьте  такие рисунки..

Предполагается, что результатом формирования коммуникативных компетенций будут являться умения:

  1. понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
  2. учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
  3. формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  5. строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  6. задавать вопросы;
  7. использовать речь для регуляции своего действия;
  8. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  9. строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;  
  10. уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;  
  11. уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;  
  12. достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру;
  13. уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  14. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Формирование коммуникативной компетенции – непрерывный  педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности обучающегося и учителя. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются  в  какой – нибудь ситуации: не проявленная компетенция, остающаяся потенциальной, не является компетенцией, а самое большее остаётся в качестве скрытой возможности. Таким образом, необходимо говорить о конкретных условиях её реализации – результативности.

Список литературы:

  1. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников [Текст]/ Л.Н. Булыгина// Вопросы психологии. – 2010. - № 2. – С.149-152.
  2. Горецкий, В.Г. Азбука [Текст]: учебник для 1 класса в двух частях / В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Кабдолова, К.Л. Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования [Текст] / К. Л. Кабдолова // Открытая школа. - 2004. - №. – С. 45-47.
  4. Канакина, В.П.  Русский язык [Текст]: учебник для 1 класса / Канакина, В.П., Горецкий В.Г.– М.: Просвещение, 2011.
  5. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение [Текст]: учебник для 1 класса в двух частях / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. - М.: Просвещение, 2011.
  6. Моро, М.И. Математика [Текст]: учебник для 1 класса в двух частях / Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. - М.: Просвещение, 2011.
  7. Плешаков, А.А. Окружающий мир [Текст]: учебник для 1 класса в двух частях / А.А. Плешаков.– М.: Просвещение, 2011.
  8. Примерные программы начального общего образования. Ч. 1,2.
  9. Сытенко, Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности [Текст]/ Т.В.Сытенко //Школьные технологии, 2006. №7-С.32
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект /Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.

Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов. Представлено в форме проекта. В нем раскрыта цель и задачи. Определена содержательная характеристика понятия " коммуникативная...

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников

  В последнее время главной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информа...

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.

Представлен опыт работыпо формированию коммуникативной компетентности младших школьников....

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности...

«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках литературного чтения».

В докладе затрагивается проблема  формирования коммуникативной  компетентности  младших   школьников  на  уроках  литературного чтения через все виды речевой де...

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"

УМК                «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» - это принципиально новый УМК, включающий элементы компетентностного подхода.  У     ...