Внеклассное мероприятие по окружающему миру : « Лес и человек».
методическая разработка (4 класс)

Мусиенко Олеся Александровна

Данное внеклассное мероприятие включает в себя  информацию об огромной роли леса для каждого человека. Мероприятие проводится среди обучающихся 4 класса. Позволяет обобщить все знания, которые дети получили на  уроках о значении леса в жизни каждого человека и в природе Земли. В содержание включены сценки и стихи известных поэтов о природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по окружающему миру :

« Лес и человек».

Учитель:   Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о самом важном и самом прекрасном, что нас окружает.  Мы будем говорить о природе, а именно об огромной роли леса для каждого человека.

Каким вдохновением веет от леса!

                                        Пихты, осины, берез аромат,

Ты величавый и сердцем любимый,

     Манишь прохладою, радуешь  взгляд.

Давайте вспомним и обобщим все знания, которые вы получили на прошлых уроках о значении леса в жизни каждого человека и в природе Земли.

Ответы учеников:

1-й ученик: О значении леса в жизни нашей планеты говорить можно очень много. То, что леса занимают одну третью часть всей поверхности суши, указывает на их важнейшую роль на планете. Главная заслуга леса в том, что он снабжает нас кислородом.  Леса очищают воздух от пыли. Не случайно леса называют «Легкими» нашей планеты. Лес спасает землю от засухи, суховеев. Лес задерживает влагу. Снег в лесах гораздо медленнее тает. Талая вода спокойно проникает в почву. Потом лес медленно отдает эту влагу ближайшим полям и рекам. А в безлесных полях талые и дождевые воды уходят в реки вызывают наводнения и уносят с собой слои плодородной земли. На полях остается глина, а реки быстро мелеют. Лес питает родники и реки своей чистой водой. Большинство рек берет начало из лесных озер. В местах, где лес уничтожен, реки начинают мелеть.                                                   Для лесной зоны характерно большое количество осадков. Они дают возможность расти травам, кустарникам, деревьев. Почва здесь не такая плодородная, как степные черноземы. Частые дожди вымывают из почвы питательные вещества, она становится цвета золы и называется подзолистой.

2-й ученик: Растения в лесу располагаются этажами - ярусами. Самые высокие деревья – дуб.  Береза, ель, клен образуют первый (верхний) ярус. Под ним растут деревья пониже – рябина, ольха, осина – это второй ярус. Потом идут кустарники – орешник, малина, калина. Это третий ярус. На почве селятся растения четвертого яруса: травы. И самым нижним ярусом является почва со всеми населяющими ее организмами. В хвойном лесу число ярусов меньше. Под высокими деревьями растут теневыносливые кустарнички – черника, брусника и травянистые растения.

Чем больше ярусов в лесу, тем гуще тень. Поэтому растения приспособились к разному освещению. Есть светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения. Еще в лесу разное время цветения растений. Ранней весной, как только сойдет снег, из земли появляются раннецветущие травы – медуница, гусиный лук. Они спешат расцвести и дать семена, пока в лесу светло и деревья без листвы. Есть раннецветущие деревья: ива, осина; кустарник – орешник. Они зацветают до того, как распустятся их листья, когда земля еще в снегу.

3-й ученик: богат животный мир леса. В траве прячутся жучки, паучки, многоножки, мокрицы, муравьи. Это основная еда для ежей, лягушек, жаб, землероек.

В кронах деревьев много птиц: дрозд, пеночка, соловей, кукушка.

Живут в лесу зайцы, лисицы, кабаны, лоси, волки. Все звери очень осторожны и прячутся от человека. По берегам лесных речек можно увидеть поваленные деревья.  Это работа бобров.

Знакомство с лесным календарем.

Лесной календарь мало похож на обыкновенные календари. И в этом нет ничего удивительного. Ведь у зверей и птиц все не по-нашему,  не по-людски. В лесу все живет по солнцу. Новый год по лесному календарю начинается не зимой, а весной. Веселые праздники в лесу бывают тогда, когда там встречают солнце; грустные дни – когда его провожают. Месяцев в лесном календаре столько же, сколько и в нашем – 12. Только называются они по -  другому,  по – лесному.

Март – месяц пробуждения от спячки.

Апрель – месяц возвращения перелетных птиц.

Май – месяц песни и пляски.

Июнь – месяц гнезд.

Июль – месяц птенцов.

Август – месяц стай.

Сентябрь – месяц прощания перелетных птиц с родиной.

Октябрь – месяц полных кладовых.

Ноябрь – месяц зимних гостей.                          Январь – месяц лютого холода.

Декабрь – месяц первых белых троп.    Февраль – месяц «Дотерпи до весны».

Защита детских рисунков – схем по теме: «Значение леса».

Учитель: Для человека лес – самый большой друг. Он дает бревна для строительства, доски для мебели. Бумага, целлюлоза, спички, лекарства – все, что дает лес не перечислить. Человек должен говорить «спасибо» лесу за плодородные поля, глубокие реки, чистый воздух. Еще лес дарит людям свою красоту. Приходи, любуйся сколько хочешь – лес не прогонит.

Учитель: Богат и прекрасен лес. Поэтому каждый куст, каждое дерево надо беречь. К сожалению не все и не всегда об этом помнят. Встречаются люди, которым ничего не стоит вырвать с корнем молодое деревце, поранить старое, нарвать целую охапку цветущей черемухи. Разве не преступление калечить и губить их? Вот послушайте рассказ Г. Симонова « Плачет черемуха».

Автор: Долго тянулась зима. Даже когда снег сошел, не хотела она уступать весне. То холодным ветерком дохнет, то ночью заморозит. Деревья  никак не дождутся тепла. Ах, как будет хорошо, когда настанут солнечные дни. Все зазеленеет, зацветет, порадуется тогда человек. Одна только верба невозмутима. Едва растаяло, как она уже почки распустила. Стоят деревья и завидуют ей. И ведут между собой разговор.

- Ну и смелая же ты, верба, - говорит Липа. Холода не боишься. Радуюсь я за нее. Весну раньше всех встречаешь, раньше всех начинаешь цвести. А у нас ни одного лепестка.

- А я тебе завидую, - отвечает Береза. – Ты хоть и позже цветешь, зато всюду такой аромат! Дыши – не надышишься!

- А сколько меду ты людям даешь?- заговорила молчаливая Верба.

- Вот вам листьев да цветов хочется. Красивыми хочется быть. Не того я себе хочу. Каждый день для меня – новое горе. Уйти бы мне подальше с дороги от жадных глаз долой, - пожаловалась Черемуха.

- Что ты, что ты, тетушка Черемуха!- замахала ветвями Осина. – Меня никто не хвалит, но я и то жизни радуюсь. А вот ты, когда белой косынкой накрываешься, кругом все оживает. И так чудесно пахнет…Никого тогда, вроде бы, нет прекраснее тебя.

- Да надолго ли мой цвет? И немногих он успевает обрадовать. Кто мимо не идет, каждый меня ломает без жалости. Принесут домой, подержат, а потом бросают,- заплакала Черемуха.

- Да, - вдохнула Верба, - есть еще люди, которые губят своих друзей. Вы сейчас сил набираетесь, я же чуть дышу, совсем плохо стало. Заболела, как зацвела. Каждый год до основания ломают. Да не один раз, а два: когда цвету и когда ягоды поспевают. Не дают мне покоя.

Ох,  и боюсь я осени, - сказала Рябина. – Едва покраснеют мои горошины, гнут да ломают меня, кому не лень.

- Я завидую подружкам, которые растут в саду. Их люди берегут, ухаживают за ними. А я…- Черемуха зарыдала.

Автор: Долго разговаривали деревья. А весна брала свое. Деревья все покрывались зеленью, зацветали. Лес повеселел. Одна черемуха стояла печальная, оборванная. Ни листьев, ни цветов, одни оборванные сучья.  На них не садились соловьи. Черемуха не подавала больше голоса.

Дружок, может это ты поломал ее? Если нет – очень хорошо! Но почему ты другим позволяешь обижать ее?

Учитель: Что хотел донести автор Симонов до своих читателей?

Давайте посмотрим, какие природоохранные знаки подготовили вы дома. Что они обозначают?

Дети рассматривают знаки об охране природы.

Учитель: Нередко ребята ломают деревья, такие люди – и наши враги и деревьев. Тихим шелестом листьев встречают деревья врагов, но человек не должен молчать! Он должен остановить руку, занесенную над молодым деревцем, он должен уничтожать и его врагов – насекомых. В борьбе с насекомыми – вредителями лучшими помощниками являются птицы. Ежегодно они уничтожают огромное количество врагов деревьев.  В благодарность за это о птицах поют песни, слагают стихи и рассказы.

Давайте вспомним стихи,  в которых поэты восхваляют птиц.

Дети читают стихи:

Л.Татьяничева

День ото дня редеет неба синь,

Тень облаков над озером повисла

И ветер с пламенеющих осин

Срывает листьев праздничные числа.

Трубят, курлычут в небе журавли

И, разрезая крыльями пространство,

Следят, как растворяются вдали

Родных полей осеннее убранство.

Соловей в роще поет, трелью заливается.

А скворец не отстает, с ним перекликается!

До чего хорош наш край птицами крылатыми

Украшают нашу Землю песнями богатыми!

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий

Он голосисто в вышине

Поет, на солнышке сверкая,

Весна пришла к нам молодая!

Я здесь пою приход весны!

Ой, посмотрите! Ко мне с высоты

Падают звуки, как будто цветы

Пестрые, разные - целый букет

Это от птички  какой - то,  привет

Я устремляю свой взгляд в небеса:

Нет никого там – вот чудеса!

Кажется, знаю, кто это поет,

В чистое поле песней зовет

Жаворонок там в синеве,

Песню слагает, поет о Земле

Песня его – это радостный гимн

Песню свою он дарит другим

Прямо в ладони кидает и мне

Звонкую песню о нашей Земле!

Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране

Встречать с любовью стаи птичьи

Чьи песни греют душу мне.

Учитель: Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей. Природа учит человека, облагораживает его, наполняет ощущением прекрасного.

А давайте проследим, как прекрасен лес в разное время года.

В. Миронов

Зима…Лес отступает перед нею

И прячет где – то в чаще соболька.

Под снегом, заметенная, краснеет

Брусника, как горячая щека.

Спеши, живое! Забирайся в норы.

Я вижу, тоже круто замело

Жилище куропатки белоперой,

В котором ей спокойно и тепло.

С. Есенин

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Поднагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

А.Твардовский

Весенним заморозком чутким

Подсушен и взбодрен лесок.

Еще одни, другие сутки,

И под корой проснется сок.

И зимний пень березовый

Зальется пеной розовой.

А. Толстой

Юный лес. В зеленый дым одетый,

Теплых грез нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

Н.Холодковский

В разгаре лето! Песня чечевицы

Уж не слышна меж зелени ветвей

В лесу птенцов повыводили птицы

И по ночам лишь свищет соловей.

В глуши лесной грибы уже созрели

И прячутся в излюбленных местах,

И однозвучно льются ночью трели

Кузнечиков на дремлющих кустах.

И. Никитин

Шуми, шуми, зеленый лес

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Т. Мельникова

Еще с листвою не простился лес,

А снег посыпал – первый, чистый, ранний,

И листья запоздалые с небес

Слетают бесконечной щедрой данью.

И стала пестрою осенняя земля-

Нарядная, вся нежно – золотая,

Как будто мехом выстланы поля

Из шкурок соболей и горностаев.

И.Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Учитель: Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей. Природа учит человека, облагораживает его, наполняет ощущением прекрасного. Природа дарит нам радость, хорошее настроение, любовь. Ребята подобрали стихи донских писателей о родной природе.

Стихи о Родине.

Дмитрий Дрожжин

Как не гордиться мне тобой, о Родина моя!

Когда над Волгою родной стою недвижно я.

Когда молитвенно свой взор бросаю в небеса

На твой чарующий простор, на темные леса.

Как хороша ты в теплый день на празднике весны,

Среди приветных деревень родимой стороны!

Как бодро дышится, когда на поле весь народ

Среди свободного труда все силы отдает.

Каким восторгом мою грудь ты наполняешь мне,

Когда хочу я отдохнуть с тобой наедине!

Я в каждом шелесте листов твой голос узнаю

Хожу среди твоих лугов, мечтаю и пою.

Во всей в тебе и мощь видна, и сила с красотой,

Недаром ты и названа Великой и святой!

Родина.

Здесь теплое поле наполнено рожью.

Здесь плещутся зори в ладонях снегов.

Сюда златокрылые ангелы божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины кроме России

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом!

Роман Кузьмин. Про Ростовскую область.

Много разных краев, областей, много разных красивых мест,

Много в округе каждом гостей…

Все мне сразу не перечесть

Все края в России прелестные

Да у них красота ведь своя

А мне все же дороже чудесная

Вся Ростовская область моя

Здесь поля – золотые просторы

Здесь подсолнухи ярко цветут

Здесь пшеницы родной просто море

Фрукты здесь на деревьях растут

Много здесь, на Дону светлых мест

И бескрайни донские поля.

Ты в России, на юге всем есть

Ты – Ростовская область моя!

Викторина о лесе.

1. Как изменится жизнь дубравы после того, как химическим способом уничтожили всех растительноядных насекомых?

2. Ты с друзьями поехал в лес. Объясни, как надо себя вести в лесу?

3. Почему лес, как только в нем вырубили старые дуплистые деревья, стал гибнуть?

4. Почему в еловом лесу мало травянистых растений?

5. Назовите хвойные деревья. Почему лиственница – это хвойное дерево?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по окружающему миру

Занятие подготовлено в виде заочного экологического путешествия по лесу. В процессе которого ребята читают стихи, поют песни и работают над экологическим рассказом, находят ошибки, допущенные  в ...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...

Внеклассное мероприятие по Окружающему миру для 2 класса КВН "Земля наш дом"

КВН Земля – наш дом (2 класс)Дивина Светлана Ивановна,  учитель начальных классов МОУ Лицея № !5 г.Саратова Цель: повторение и обобщение знаний, полученных на уроках окружающего мира, ...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру во 2 классе

Данное мероприятие проводится в виде путешествия и в доступной, игровой форме знакомит с разнообразием растительного мира....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»...

Внеклассное занятие по окружающему миру "Береги природу, человек!"

Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности в начальной школе....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "В мире животных"

Внеклассное мероприятие по окружающему миру...