Доклад "Воспитание ценностей здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната "
методическая разработка (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_attestatsiyu.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное образовательное Учреждение РЖД Лицей№10
Доклад
"Воспитание ценностей здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната "
Солдатова Р .Н
2022г
Доклад
"Воспитание ценностей здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната "
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важный труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Актуальность
Проблема сохранения здоровья у школьников и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня. Работая в школе-интернате, я поняла, что условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых, которые бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. В задачу воспитателя, я считаю, входит пробудить скрытые в каждом ребёнке продуктивные силы, тягу к гармонии, красоте и здоровью.
Быть здоровым — это естественное состояние человека. Здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие у него болезней и физических дефектов. Образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
ЗОЖ – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.
Здоровый образ жизни включает в себя:
настрой на здоровый образ жизни;
двигательная активность;
личная гигиена;
умеренное и сбалансированное питание;
ритмичность жизни;
безопасность жизни.
Работая воспитателем в школе-интернат, основной и, пожалуй, главной для меня задачей является сохранение и укрепление здоровья школьников. Из моих наблюдений могу отметить, что в школе большое количество детей с разнообразными нарушениями, осанки, с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы, психическими нарушениями и т. д. Такие дети впрочем как и все другие особенно нуждаются в нашей помощи, наша задача заложить здоровое будущее наших детей, подготовить наших воспитанников к жизни в обществе, воспитать так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе нормам. Работа по формированию ЗОЖ у наших воспитанников проводится через все виды деятельности детей, в течение всего дня, включая в себя режимные моменты, воспитательные часы, игры, а также во взаимодействии с учителями физической культуры, классным руководителем, медицинским персоналом, с семьей и т. д.
Происходит это в процессе ежедневной жизни и быта. День всегда начинается с утренней зарядки, затем умывание прохладной водой. Во время самоподготовки обязательная физкультурная пауза.
Цель: Формирование у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельность и долголетие.
Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач.
Задачи:
- информирование всех участников образовательного процесса по проблемам сохранения здоровья и формирование культуры здорового образа жизни.
- выявление проблем, связанных со здоровьем воспитанников на основе результатов анкетирования, диагностики; на основе данных, предоставленных медицинской службой школы-интерната.
- проведение занятий с воспитанниками, направленных на формирование культуры здорового образа жизни.
- проведение занятий с воспитанниками, направленных на улучшение эмоционального состояния и повышения стрессоустойчивости с использованием игровых и релаксационных упражнений.
Для реализации, поставленной задачи в своей работе, использую танцевальные разминки, подвижные игры, музыкальную гимнастику, гимнастику для глаз, инструктажи по технике безопасности. Огромное значение имеет прогулка, т.к. во время проведения игр на свежем воздухе у ребёнка снимается напряжение, возникающие в процессе учебных занятий. Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. В процессе игры у ребёнка формируются и совершенствуются основные двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, координация движений, сила и выносливость. В том числе участие в игре вырабатывает стойкий характер и воспитывает такие качества как целеустремлённость, выдержка, дисциплинированность, коллективизм. Это средство общения детей друг с другом. Уроки физической культуры это один из обязательных предметов в нашей школе. Урок физической культуры проводит учитель физкультуры. Они нацелены на исправление недостатков физического развития, общей моторики, эмоционально - волевой сферы, которые направлены на воспитание положительных качеств личности, а также укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки, формирование и совершенствование двигательных умений и навыков; развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и т. д.); ежемесячно проводятся массовые спортивные праздники. И ребята, и педагоги школы принимают активное участие во всех спортивных мероприятиях. Ребята также играют в такие спортивные игры как волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, зимой катаются на лыжах, санках. В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы. Кроме того, в школе в течение всего учебного года проводятся дни здоровья, экологические тропы. Многие из ребят постоянно принимают участие во всех областных и районных соревнованиях, спартакиадах, результатом этих выступлений являются грамоты, ценные подарки. Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья. Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья. Целеустремленная, терпеливая работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.
Чтобы достичь поставленную цель, что я для этого делаю?
- Соблюдение режима дня. Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требует усиленной работы. Активный отдых после занятий, удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.
- Неоценимое значение для здоровья, имеет гигиена сна. Потребность во сне составляет: с 6 до 13 лет - 9-11 часов, с14 до17 лет-8-10 часов.
- Проведение воспитательских часов, на которых проводятся разнообразные виды бесед и практикумов по уходу за своим телом, волосами, руками, ногтями, одеждой, обувью.
Беседуем "О профилактике различных заболеваний, о вредных привычках» и т. д.
- Беседу о правильном здоровом питании провожу в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережёвывание пищи, разумное отношение к приёму жидкости) и т. д.
Каждую четверть мы с классом делаем выезды на природу в Этнографический музей, в лес, где проводим «день здоровья», где наслаждаемся свежим воздухом, проводим тематические беседы о пользе свежего воздуха в организме человека.
В нашей педагогической деятельности своим воспитанникам мы активно пропагандируем здоровый образ жизни:
- Формируем здоровый образ жизни, заботу о физическом здоровье каждого ученика.
- Прививаем навыки личной гигиены: практические занятия через проведение режимных моментов, о физиологии человека, о взаимоотношении полов, о вреде курения, алкоголя, наркотиков.
-Создаем психологический климат и комфортную среды в группе, педагогика сотрудничества.
- Проводим коррекционно- оздоровительные мероприятия: воспитательные мероприятия, коррекционные игры, физические игры на воздухе, школьные спортивные соревнования, дни здоровья.
Создание в учебно-воспитательном процессе условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников предполагает следующие моменты в работе:
- обязательный учет возрастных гигиенических норм режима труда и отдыха;
- реализацию потребностей ребенка в движении;
- умение соблюдать правила здорового питания;
- освоение навыков адекватного поведения в случае возникновения опасных ситуаций в школе, дома, на улице;
- введение новых игровых технологий, оригинальных заданий, исторической справки;
- освоение навыков соблюдения правил дорожного движения, поведения на улице, пожарной безопасности;
- разнообразие форм учебной деятельности (снимает усталость от однотонности учебного труда школьника);
- обучение учащихся рациональной организации труда.
Таким образом, для формирования ценностного здорового образа жизни среди детей необходимо создавать комплексный подход к решению данной проблемы. Это означает необходимость объединения усилий всех субъектов учебно-воспитательного процесса: педагогических работников, родителей и самих детей. Необходимо организовать внеклассную работу по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни через спортивные конкурсы, тренинги, походы, спортивно-развлекательные игры и др. С целью освещения проблем по формированию ЗОЖ необходимо проведение консультаций, бесед, собраний и конференций, как для педагогического коллектива, так и для родителей учащихся. Также необходимой мерой является активное вовлечение родителей на родительских собраниях в обмен опытом для сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Формирование здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната»
Работая в школе-интернате, я поняла, что условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых, которые бесспорно несут отв...
Учебно-методическое пособие «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» (для занятий с детьми от 11 до 17 лет) в помощь воспитателям
-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;-способство...
Совместная работа воспитателя группы продлённого дня и классного руководителя начальной школы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние п...
Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома
Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд педагогов. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....
Статья из сборника методических материалов "Модель формирования ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса и её методическое обеспечение." Региональная инновационная площадка. ГБОУ школа-интернат № 49. Санкт-Петербург 2016 г.
Статья "Здоровьесозидающий потенциал учебной исследовательской деятельности в начальной школе"....
Открытое мероприятие на методическом объединении воспитателей "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях школы-интерната"
Сформировать у детей сознание того, что здоровье зависит от них самих. Воспитывать у детей желания быть аккуратными, следить за чистотой, заниматься физкультурой, правильно питаться....