Доклад. Формирование социально-значимых компетенций у обучающихся школы-интерната через духовно-нравственное направление
опыты и эксперименты

Иванькова Ольга Юрьевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_skazki.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат №9»

Доклад:

Формирование социально-значимых компетенций у обучающихся школы-интерната через духовно-нравственное направление

Подготовила:  О. Ю. Иванькова,

                                                                                       учитель

Р.п. Переяславка, 2018

Социально-значимые или жизненно-важные компетенции у школьников с ограниченными возможностями здоровья формируются при соблюдении следующих условий:

  • знания об обществе и самом себе в обществе соединяются с навыками социального взаимодействия и способами поведения в трудных ситуациях;
  • отношение к обществу, выраженное в мотивации, ценностях и качествах личности, соединяются с социальной ответственностью.

Внеурочная деятельность, которую я провожу на протяжении 1, 2 классов называется «В гостях у сказки». Данный курс относится к духовно-нравственному направлению.  

        Почему я решила  взять данное направление? Потому что воздействие сказкой является одним из самых универсальных и доступных для детского 
восприятия средством, фантазируя и играя  вместе с персонажами сказок, дети вырабатывают в себе
социально-значимые компетенции. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Данные занятия через прочтение и слушание сказок  дают мотивацию к литературному творчеству, тем самым способствуют развитию речи. Некоторые ребята после занятий просят полистать книгу, посмотреть картинки, а кто- то уже целенаправленно идет в библиотеку, чтобы самостоятельно взять и прочитать сказку.

             Изучение сказок расширяет сознание ребёнка, помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и формирует позитивное отношение к своему «Я».

            «Проживая сказку», мои дети учатся преодолевать барьеры в общении, путешествие по сказкам пробуждает
фантазию и образное мышление, преодолевают психологическую боязнь перед самостоятельным высказыванием.

            Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» направлена на практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития, что обеспечивает их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми.            Целью программы внеурочной деятельности «В гостях у сказки» является– формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, патриотической и духовной культуры, а также  осмысление ими традиционных духовно-нравственных ценностей народа.

При реализации программы решаются следующие задачи:

                        Общие коррекционные задачи:
• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.

• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.

На занятиях по внеурочной деятельности используются следующие методы: 

-литературное чтение; - слушание; -  изобразительное искусство;- театрализация; - лепка; - тесты, викторины.

Одновременно решались задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки,  воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Программа осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал подается по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

В 1 классе дети изучали русские народные сказки, изучение русских народных сказок было направлено на передачу истинных духовно-нравственных ценностей, подготовку детей к более сложному восприятию жизни, коррекцию эиоционально-волевой сферы и закрепление нравственных понятий в реальной жизни во взаимоотношениях с людьми.

Во 2 классе - сказки русских писателей. Изучение авторских русских сказок направлено на внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил

По окончанию 2 класса обучающиеся имеют представление, что сказки бывают народными и авторскими. Что народные сказки пишет народ, они передаются из уст в уста, из поколения в поколение, и что сказки можно разделить на сказки о животных и волшебные. Также дети могут назвать признаки волшебной сказки. Что касается авторских сказок, то дети знают, что у этих сказок есть определенный автор.

В 3 классе будем проходить сказки зарубежных писателей, а в 4  - небольшие рассказы русских писателей.

Из вышесказанного видно, что материал по курсу «В гостях у сказки» от класса к классу усложняется.

 Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Также курс «В гостях у сказки» даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.

Основные направления программы

       Каждый из модулей духовно-нравственного развития обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать формирование их обучающимися на доступном для них уровне.

Каждый модуль проходит через систему урочной и внеурочной деятельности.

На примере внеурочной деятельности я и покажу, какие важные компетенции формируются у обучающихся.

В 1 классе мы работали над модулем « Я – человек» (Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания), где базовыми ценностями были: Различие хороших и плохих поступков; правила поведения в образовательной организации, дома, на улице; в гостях уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установление дружеских отношений в коллективе; бережное гуманное отношение ко всему живому. (На примере сказок «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Теремок», «Колобок» и др.)

Во 2 классе  работаем над модулем  « Я и Труд» (Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни), где базовыми ценностями являются уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе; элементарные представления об основных профессиях; навыки коллективной работы; умение проявлять дисциплинированность, последовательность, настойчивость; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей; умение соблюдать порядок на рабочем месте. («Дудочка и кувшинчик», «Палочка-выручалочка», «Цветик – семицветик», «Три поросенка» и др.)

В 3 классе будем опираться на модуль «Я и культура» (Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание), где базовыми ценностями выступают различие красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного; формирование элементарных представлений о красоте; формирование умения видеть красоту природы и человека; интерес к продуктам художественного творчества; представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

И в 4 классе модулем будет «Я – Гражданин» (-Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека), а базовыми ценностями  любовь к близким, к образовательной организации, своему селу, городу, народу, России; стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города; уважение к защитникам Родины; положительное отношение к своему национальному языку и культуре; умение отвечать за свои поступки; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России.

            Чтение и изучение сказок влияет на духовно-нравственное развитие и личностные результаты каждого ребенка, потому что дети учатся сопереживать героям или радоваться за них, отличать плохие поступки от хороших.

По сравнению с прошлым учебным годом у обучающихся формируются личностные качества: они стали более трудолюбивыми, аккуратными, терпеливыми, усидчивыми, внимательными, сопереживающими, отзывчивыми.

Некоторые обучающиеся (кроме Дианы, Алексея, Романа, Вероники, Тани) правильно воспринимают подтекст сказок. Арсений, Алина, Илья, Антон, Вика могут пересказать сказку близко к тексту. Данилу и Тане требуется помощь взрослых, при помощи наводящих вопросов они могут дать ответ на поставленный вопрос.

         В целом  достаточно неплохо усвоили материал, могут назвать литературных героев той или иной сказки, дать им характеристику.   Неплохо развита память у Арсения, Алины, Ильи, Антона, Вики. Хорошо развито воображение у Алины, Арсения, Вики, Антона, Руслана,  а у Ильи, Данила, Тани, Вероники продолжаем  его развивать.

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующий вывод: изучение сказок развивает личность ребенка, его духовно-нравственные  качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская и проектная деятельность в формировании социально – значимых компетенций современного школьника

Материал содержит доклад  для выступления на педсовете по теме "Исследовательская и проектная деятельность в формировании социально-значимых компетенций современного школьника"...

«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через духовно-нравственное воспитание»

Предлагаю Вам рекомендации по формированию коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста. Статья может быть полезна учителям начальных классов....

Формирование социально - значимой личности через технологию социального проектирования

Воспитание и социализация младших школьников – одни из основных направлений Стандарта второго поколения для начальной школы. Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения вовсем обществе, ...

Обобщение опыта работы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через духовно-нравственное развитие личности»

Материал поможет педагогам начальных классов обобщить свой опыт работы по данной проблеме, увидеть недочеты и взять на заметку ещё неизвестное....

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Доклад " «Формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся через включение в проектную деятельность»

Доклад содержит  в себе информацию о формировании  ключевых образовательных компетенциях обучающихся через включение их в проектную деятельность....