Проект для младших школьников "Живи Земля"
проект
Экологический проект для школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekotropa_litsey_no_22.docx | 148.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая тропа
- Общая характеристика экологической тропы
Вид тропы: экологическая.
Местонахождения: Сочи Учительская 19- Учительская 24
Состояние тропы: хорошее, местами удовлетворительное.
Охрана маршрута: не осуществляется.
Протяженность: 260 м.
Режим пользования: учебные экскурсии, свободное посещение.
Краткое описание границ маршрута: начало маршрута – у крыльца школы, затем движение вокруг здания школы: огород, поляна, липовая аллея, одуванчиковая поляна, и завершается маршрут у елочки.
Тип тропы: линейная.
Назначение экологической тропы: учебно-познавательная.
Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности и общества, через формирование практического опыта природопользования.
Образовательная – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.
Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.
Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.
Развивающая – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе, как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.
С образовательными целями экологическая тропа может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: младшими школьниками (1-4 классы) – для уроков природоведения, первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего звена (5-8 классы) – для уроков ботаники, зоологии, экологии, а также для внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла; старшими школьниками (9-11 классы) – для уроков общей биологии, экологии, углубления знаний по ботанике и зоологии, индивидуальной исследовательской деятельности воспитанников биоэкологических объединений.
В воспитательных целях необходимо перед походом по тропе разъяснять детям правила поведения на природе, развивать в них экологическую сознательность. Педагог, проводящий экскурсию, должен правильно организовать своих подопечных, завладеть их вниманием, интересно рассказывать свой материал, постоянно обращая внимание слушателей на те или иные объекты природы, встречаемые группой на тропе.
Задачи тропы:
- дать природоохранные знания и умения учащимся школы;
- воспитать любовь к природе, школе, городу, малой Родине;
- формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов;
- привлечение учащихся к участию в экологических олимпиадах и конкурсах
Цели экскурсий:
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование экологической культуры поведения в природе;
- пропаганда экологических знаний.
Дополнительно тропа может использоваться учителями – не только биологии, но и например: ОБЖ – для разъяснения принципов ориентирования на местности и оказания первой медицинской помощи в условиях похода, географии – для наглядного усвоения основ картографии, ИЗО – для уроков на открытом воздухе по рисованию пейзажей и отдельных природных объектов.
Так же тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок.
- Обоснование трассы экологической тропы
Маршрут учебной экологической тропы проходит по территории МОБУ лицея № 22 города Сочи. Разнообразие флоры и, в меньшей степени, фауны таково, что позволяет проводить тематические экскурсии по ботанике и экологии школьной программы, а также собирать необходимый наглядный материал для уроков в зимний период, при этом показывая детям необходимость бережного отношения к природе.
Общая протяженность тропы составляет 260 м, что позволяет проводить экскурсии и среди учащихся младших классов, и для обучающихся среднего и старшего звена.
Общая продолжительность экскурсии по данной экологической тропе приблизительно составляет 30 минут.
Растительный мир разнообразен; среди травянистых растений в основном представлены виды влажных лугов.
Животный мир в зоне прохождения тропы тоже разнообразен, хотя на глаза бросаются в первую очередь беспозвоночные: много насекомых, паукообразных, позвоночные обычно менее доступны взору и необходимо время и умение, чтобы их обнаружить.
- Оснащение экологической тропы на местности
Мы используем следующие типы информационных текстов и знаков:
- общий указатель и схема тропы;
- правила поведения на природе;
- лозунги и призывы;
- сведения об отдельных природных объектах и явлениях.
Оборудование экотропы было начато с составления картосхемы, на которой обозначились объекты на местности. Далее обследовался маршрут тропы, и были выявлены места, имеющие установки информационных досок, экологических знаков и указателей.
Экологическая тропа - это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает подрастающему поколению.
На протяжении маршрута экологической тропы “Наедине с природой” мы запланировали 6 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными объектами, представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию в природе.
Всего маршрут тропы включает 6 станций:
- Станция «Живи, Земля»
- «Ягоды - овощи»
- «Братья наши меньшие»
- «Уроки Лесовичка» - рассказы о лесных деревьях
- «Одуванчик и его друзья»
- Экологический совет на каждый день.
- Экскурсии, игры и иные мероприятия на экологической тропе
В начале экскурсии рекомендовано начать беседу о культуре поведения в природе, познакомить с карта-схемой тропы. Каждому участнику выдается памятка – обращение к посетителям: “Как себя вести наедине с природой”. (См. пункт 11)
Перед подходом к станции №1 обратиться к посетителям тропы с такими словами:
"Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал в груди огонёк желания сохранить природу от любого неразумного обращения к ней. Дорога чрезвычайно интересна, если глаза и разум ваши будут открытыми для восприятия. Нужно только проникнуться ощущением, если идёте с открытыми глазами и добрым сердцем, то милости просим, экологическая тропа ждёт вас!”
Будь внимателен, и тебе откроется удивительный мир природы.
Итак, вперед!
- Дополнительные мероприятия для посетителей экологической тропы
Просвещение посетителей по вопросам бережного отношения к природе:
Обращение к посетителям экологической тропы “Как себя вести наедине с природой”:
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
П.Гвездослав
Дорогие друзья!
Доброе утро! Потому что, в какое время Вы ни пришли бы к нам, у нас всегда Утро новой встречи с Вами. А у Вас – Утро новой встречи с прекрасной Природой.
Мы приветствуем Вас и желаем новых открытий, больших и маленьких. Пусть Ваше общение с природой не омрачит настроение ни Вам, ни Ей. И как сказал поэт,
Пусть будет добрым ум у Вас,
А сердце умным будет.
Вы пришли в мир дикой природы. Считайте, что она пригласила Вас к себе в гости. Постарайтесь выразить ей свою любовь и уважение своим примерным поведением. А для этого, пожалуйста, примите к сведению некоторые правила поведения, соблюдение которых поможет природе оставаться такой же красивой, а вам – здоровыми и счастливыми.
- Приложение
Остановки:
- Станция «Живи, Земля»
Я приветствую Вас на первой станции нашей экотропы – «Живи, Земля!». Меня зовут…(ответственный за станцию)
Вы пришли в мир дикой природы. Считайте, что она пригласила Вас к себе в гости. Постарайтесь выразить ей свою любовь и уважение своим примерным поведением. А для вспомним некоторые правила поведения, соблюдение которых поможет природе оставаться такой же красивой, а вам – здоровыми и счастливыми.
- Какие правила поведения в природе вы знаете?
(за каждое правило - балл)
Пожалуйста, соблюдайте следующие правила на нашей экотропе:
- Идя по маршруту, никогда не меняйте его трассы.
- Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет вам спасибо.
- Не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет после. И тех животных, жизнь которых неразрывно связана именно с этим растением, с этим цветком.
- Берите на память о природе тех мест, что вы посетили, только фотографии.
- Не оставляйте после себя надписи на камнях и деревьях. Такие автографы – нехорошая “память” на долгие времена.
- С уважением относись ко всем животным (насекомым), которые могут встретиться вам на маршруте. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните, что это не ваша, а их заповедная территория, и пусть им будет спокойно и безопасно жить на ней.
- Идя по тропе или находясь на стоянке, не создавайте лишнего шума, не кричите. Лучше послушайте сами и дайте возможность другим услышать музыку природы: пение птиц, шелест листвы.
- «Ягоды - овощи».
Я приветствую Вас на второй станции нашей экотропы – «Овощи - ягоды». Меня зовут…(ответственный за станцию)
- Растения дают нам пищу и кров, чистый воздух и аромат, они нас лечат, одевают и согревают. В них скрыта великая тайна Земли. Помните: сбережешь растения – сбережешь жизнь!
Назовите овощи и ягоды, которые выращивают на нашем огороде.
(лук, чеснок, морковь, свекла, огурцы, капуста, черная смородина)
А теперь я предлагаю вам принять участие в викторине «На грядке»
■ Этот овощ был известен в Индии уже 3 тысячи лет назад и оттуда распространился по всем континентам. С тех пор люди научились делать из него множество салатов и солений. А иногда их выращивают в садах ради красивых желтых цветов и листьев. Известен дикорастущий вид этого растения, плод которого «выстреливает» семенами на несколько метров. (Огурец, «бешеный» огурец).
■ Этот овощ, всегда ценили за сладкую сочность и целебные свойства. Ведь в нем очень много витамина А (бета-каротина), очень важного для здоровья и роста человека. Этот витамин улучшает зрение. Поэтому всем детям (а не только зайцам) нужно его есть как можно чаще. (Морковь).
■ Этот овощ — давний символ здоровья и благополучия. Не случайно во многих домах, овощных магазинах, на рынках и по сей день вывешивают косы и венки, сплетенные из него. Он, и зеленый, и репчатый, — «защитник» от вредных микробов. (Лук).
■ Этот овощ давно известен на всех континентах. Даже на севере нашей страны и Америки он дает хороший урожай и кормит людей круглый год. Всего известно 35 видов. Едят в свежем виде, делая различные салаты, голубцы, котлеты. А в квашеном виде — это кладовая разных витаминов. (Капуста).
■ Этим овощем лечились от змеиных укусов. (Чесноком) Этим овощем в Древнем Египте на строительстве пирамид кормили рабов, чтобы они не заболели.
■ Что важней всех овощей для винегретов и борщей? (Свёкла)
А теперь поиграем в игру «Вершки и корешки». Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть какой-нибудь овощ, а вы быстро отвечаете, что в нем съедобное: вершки или корешки. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое.
- Морковь (корешки)
- Помидор (вершки)
- Лук (вершки и корешки)
- Картофель (корешки)
- Огурец (вершки)
- Свекла (корешки)
- Черная смородина (вершки)
- «Братья наши меньшие».
Я приветствую Вас на третьей станции нашей экотропы – «Братья наши меньшие». Меня зовут…(ответственный за станцию)
- Как вы думаете, какие нашей школы? (разные насекомые: бабочки, божьи коровки, стрекозы, кузнечики), ежи, белая сова)
- А какие животные могут обитать на территории Абатского района? (дети называют)
Я предлагаю вам принять участие в конкурсе «Найди след»
Вам нужно за 2 минуты найти как можно больше следов и определить, чьи это следы. (32) (за каждый найденный след - балл)
| |
| |
| |
| |
Я предлагаю вам принять участие в викторине «Всё о животных»
(за каждый правильный ответ - балл)
■ Что животным страшнее — холод или голод? (Голод). (1 балл)
■ Едят ли животные красивые опавшие листья? Почему? (Нет, листья несъедобны, и даже ядовиты, поэтому животные их не едят). (2 балл)
■ Какие из животных наиболее приспособлены к жизни в природе: растительноядные, хищные или всеядные? Почему? (Всеядные, так как им легче найти подходящую пищу. Зимой они питаются растительной пищей, а летом становятся насекомоядными). (2 балл)
■ Где раки зимуют? (В норах по берегам рек). (1 балл)
■ Родилась в воде, а живет на земле? (Лягушка). (1 балл)
■ Куда исчезают на зиму лягушки? (Зарываются в тину, ил, под мох). (1 балл)
■ У какого домашнего животного зубы растут всю жизнь? (У кроликов). (1 балл)
■ Почему кролики постоянно что-нибудь жуют? (Чтобы стачивать зубы). (1 балл)
■ Как называют детеныша овцы и барана? (Ягненок). (1 балл)
■ Кем в будущем станет головастик? (Лягушкой). (1 балл)
■ Кожа каких животных всегда должна быть влажной? (Лягушек, жаб, тритонов). (1 балл)
■ Какие звери летают? (Летучие мыши.) (1 балл)
■ Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы.) (1 балл)
(всего 15 баллов)
- «Уроки Лесовичка».
Я приветствую Вас на четвертой станции нашей экотропы – «Уроки Лесовичка». Меня зовут…(ответственный за станцию)
Назовите деревья, которые растут на территории лагеря. (ель, липа, клён)
Я предлагаю вам принять участие в викторине «Узнай растение».
(за каждый правильный ответ - балл)
1. На какие группы можно разделить все деревья на нашей экотропе? (Хвойные и цветковые). (1 балл)
2. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему? (2 балл)
3. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина). (1 балл)
4. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород). (1 балл)
5. Какое дерево дает сладкий сок? (Берёза) (1 балл)
6. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина). (1 балл)
7. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина). (1 балл)
8. Каких деревьев на экотропе больше всего? (лип) (1 балл)
2-й конкурс «Наборщик».
Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.). ( у каждой команды листочек и ручка)
5 человек – составляют слова. В это время экскурсовод рассказывает о полезных свойствах липы:
Липа это прекрасный медонос, иногда её называют «царицей» среди медоносных растений. Цветки липы очень полезны:
- Их применяют при высокой температуре, при простудных заболеваниях.
- Липа укрепляет иммунитет.
- Липу можно применять при боли в горле, при кашле, так как препараты из липы обладают отхаркивающими свойствам.
- Применяют липу при заболеваниях ротовой полости.
- Помогает липа и при переутомлении, головных болях.
- Цветы липы снимают воспаление, успокаивают кожу.
- Липовый чай улучшает пищеварение.
- Применяют липу в косметологии: для лица и волос. Липа известна своими омолаживающими свойствами.
- Липовый чай успокаивает, устраняет головные боли, нормализует сон.
3-й конкурс. Загадки.
1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).
2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).
4. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).
6. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
7. Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа).
- «Одуванчик и его друзья».
Я приветствую Вас на пятой станции нашей экотропы – «Одуванчик и его друзья». Меня зовут…
- Как вы думаете, почему одуванчик здесь главный?
- Какую пользу приносит одуванчик?
(Приготовленный из свежих одуванчиков сок прекрасно тонизирует и укрепляет организм человека, а также помогает при костных заболеваниях и заболеваниях позвоночника. Из нектара одуванчиков, собранного пчелами, выходит прекрасный ароматный с золотисто-янтарным видом мед.)
Я предлагаю вам поиграть: «Вы с нами уже встречались». (узнать полезных друзей одуванчика)
Я буду описывать полезные свойства хорошо знакомых вам растений, не называя их. Постепенно в ходе рассказа подсказки вы угадываете, о каком растении идет речь.
Знакомец №1 (шиповник обыкновенный): Это растение называют витаминным чемпионом: не знает он себе равных среди плодовых и ягодных растений по содержанию витаминов С и Р. Аскорбиновой кислоты (витамин С) в плодах его в 10 раз больше, чем в черной смородине, в 50 раз больше, чем в лимоне, и в 100 раз больше, чем в яблоках. Достаточно сказать, что 1-3 плода способны обеспечить дневную потребность в витамине С взрослого человека.
Свежие плоды употребляют для получения сока и витаминного сиропа, из них готовят желе, варенья, настойки, компоты. Пищевая промышленность выпускает драже, , медицинская – таблетки и сироп. Для медицинских целей пригодны и сухие плоды.
Чай из него обладает многими ценными качествами: повышает иммунитет и обладает общеукрепляющим, тонизирующим действием. Настой плодов ослабляет и останавливает кровотечения, ускоряет заживление ран, ожогов, обморожений.
Это куст, высотой примерно 1,5-2,5 метра, с очень острыми шипами.
Цветки у него розовые или белорозовые. Цветёт в мае-июне. Плоды - ягоды (до 20 мм длиной), краснооранжевые, с множеством семечек внутри.
Это растение - родной брат розы. Отсюда название - дикая роза.
(Очень часто в школе готовят напиток из этого растения)
Знакомец №2 (подорожник большой): многолетнее травянистое растение. Отличительные признаки: листья — широкие, с продольными прожилками, цветоносы прямостоячие— как стрелки; цветы — мелкие, невзрачные, цветет с июня до сентября.
Полезные свойства этого растения были известны еще древним лекарям. Сейчас оно используется как подручное средство помощи при разбитых коленках, ссадинах и царапинах. Оно может останавливать кровотечения, уменьшать воспаления, снимать боль; восстанавливать кожные покровы, убивать микробов и препятствовать размножению бактерий.
Растет повсюду вдоль дорог, на полях, около жилищ.
Знакомец № 3 (ромашка лекарственная). Это однолетнее травянистое растение, очень ветвистое, высотой до 30-40 см., с сильным особым запахом. Листья мелкие, чем-то похожи на укроп. С лечебной целью используют цветки.
Оно помогает при воспалениях, останавливает кровь, уменьшает боль, рекомендуется при зубных болях Эта трава является еще и прекрасным косметическим средством. Отваром из цветков моют голову, что способствует росту и укреплению волос, избавлению от перхоти.
Растёт вдоль дорог, по травянистым склонам, в посевах ржи.
Соцветие – корзинка, в середине желтые трубчатые цветы, а по краю – белые язычки.
- Экологический совет на каждый день
Я приветствую Вас на завершающей станции нашей экотропы – «Экологический совет на каждый день». Меня зовут… (ответственный за станцию)
– Ребята, что такое «экология»?
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее.
Экологическая игра – “Мусор в лесу”.
Представьте, что, проходя через лес, вы обнаружили замусоренную поляну. Вам нужно навести порядок. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь?
За 5минут расположите карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы, и обоснуйте свои решения. Надписи на карточках:
- Пакеты из непрозрачного полиэтилена.
- Металлическая консервная банка.
- Стеклянная бутылка.
- Пластиковая бутылка.
- Бумажные фантики от конфет.
- Гвозди.
- Кожура банана, огрызки яблок.
- Метла из веток.
- Старая футболка.
- Газеты.
- Жестяная банка с остатками машинного масла.
Примеры обоснования ответов:
Кожура банана, огрызки яблок - естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь.
А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимерв требуется около 600лет), поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.
Бытовые отходы | Сроки разложения |
| более 1000 лет |
Алюминиевая бутылка | 500 лет |
| от 180-200 лет и более |
| от 100 до 1 тыс. лет |
| около 100 лет |
| 20-50 лет |
| 10-20 лет |
Старая обувь | 10 лет |
| от 1 года до 3 лет |
| 3-4 месяца |
Бумага: | бумага разлагается от 1 до 6 месяцев |
| от 2 недель до 6 месяцев |
| от 1 до 4 месяцев |
Картон | 2-3 месяца |
Коробка из-под молока | 5 лет |
| банановая кожура или очистки от яблок будет разлагаться около 1 месяца, огрызки яблок – 2 месяца апельсиновая кожура разлагается за 6 месяцев |
Путевой листочек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект жизнедеятельности младших школьников "Мы живем в России"
Ведущая идея проекта На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные и нравственные ценности и нормы поведения, начинается ...
Программа внеурочной деятельности младших школьников кружок "Живое слово" для учащихся 1-4 классов (научно - познавательное направление)
Программа внеурочной деятельности для младших школьников кружок "Живое слово" для учашихся 1-4 классов. Цель кружка: создать условия для формирования личности, полноценно владеющей устной и пись...
Праздник для младших школьников "День Земли"
Праздник для младших школьников "День Земли" включает в себя рассказ об истории возниеновения, стихи, сценки, викторину....
Сценарий занятия кружка «Азбука краеведа и эколога» для младших школьников «Живая старина».
Ознакомление учащихся с основами музееведения, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в творческую поисково-исследовательскую краеведческую де...
занятие-презентация для младших школьников "День Земли"
занятие-презентация предлагает виртуальную экскурсию по природным зонам Адтайского края, растениям и животным нашей малой Родины. Важное значение имеет разговор о поведении в степи, в лесу...
Конспект коллективного творческого дела младших школьников "Живой родник"
Конспект коллективного творческого дела младших школьников "Живой родник"...
Экологический праздник для младших школьников "День Земли"
Экологический праздник...