Проект жизнедеятельности младших школьников "Мы живем в России"
методическая разработка (4 класс) по теме
Ведущая идея проекта
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные и нравственные ценности и нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя гражданином своей страны. Развиваются коммуникативные навыки, которые способствуют умению разрешать конфликтные ситуации через диалог, а также интегрироваться в сообщество. Одна из главных задач начальной школы – развитие творческого потенциала младшего школьника. Решение ее помогает сформировать личность, способную внести изменения в окружающую жизнь.
Общая культура личности, патриотизм и гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества для выхода из кризиса, формирования национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодежи, социокультурной идентификации, сохранение межпоколенной преемственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_zhivem_v_rossiipatriotich..doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ Казанская школа-интернат VII вида
Проект жизнедеятельности младших школьников «Мы живем в России»
Пояснительная записка
Великая духовная потребность участвовать
в управлении страной не может быть воспитана
в человеке в один день, и если в ребенке с
детства не воспитывать это качество, не стоит
ожидать, что оно появиться у взрослого человека
Томас Манн
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «…преданность к своему Отечеству и своему народу». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантного отношения к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог М.Монтессори в своей книге «Дом ребенка» в 1915 г. писала: «Главное в работе с детьми – воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям».
Эта программа – попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Проект реализуется на базе Казанской школы-интерната VII вида, Верхнедонского района Ростовской области РФ.
Сроки реализации: 2009 – 2013г.
Концептуальные основы проекта
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. сформулированы приоритетные направления образования, среди которых одним из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, а именно: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
«Именно образование, в первую очередь, должно собрать воедино социально значимые ценности и общественные установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма»,- отмечается в «Концепции модернизации российского образования до 2010 г».
Необходимость данного проекта вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения. Отсутствуют нравственно-ориентированные ценности, привлекательной становится «легкая культура», освоение которой не требует от человека серьезной умственной и душевной работы. Проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.
Проект призван обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданского патриотического воспитания.
Ведущая идея проекта
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные и нравственные ценности и нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя гражданином своей страны. Развиваются коммуникативные навыки, которые способствуют умению разрешать конфликтные ситуации через диалог, а также интегрироваться в сообщество. Одна из главных задач начальной школы – развитие творческого потенциала младшего школьника. Решение ее помогает сформировать личность, способную внести изменения в окружающую жизнь.
Общая культура личности, патриотизм и гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества для выхода из кризиса, формирования национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодежи, социокультурной идентификации, сохранение межпоколенной преемственности.
Цели проекта
Создание единого социально-образовательного и воспитательного пространства школы, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, а целью – воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач.
Задачи проекта
- Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
- Формирование духовно-нравственных качеств личности, чувства любви к своему дому, школе, друзьям, близким.
.
- Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Разностороннее развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности.
- Формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни.
- Формирование трудовой мотивации, обучение основным навыкам поведения в социуме.
- Формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.
- Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики.
- Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Принципы реализации проекта
- Принцип личностно-ориентированного обучения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения детей выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с обучающимися.
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
- Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
- Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для учащихся, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
В основе принципов гражданского и патриотического воспитания лежат основные признаки, такие как:
- чувство Родины (ощущение связи с Родиной), преданность ей, ответственность перед ней;
- безграничная вера в будущее России, деятельная любовь к своим культурным и генетическим корням;
-гордость за свою малую и большую Родину, чувство долга, выражающееся в готовности к защите Отечества, осознание личной ответственности за страну;
- приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа.
Реализация данных принципов в образовательно-воспитательном пространстве школы- интерната осущесвтляется по следующим направлениям:
Духовно – нравственное – усвоение нравственных норм поведения, формирование чести, ответственности и коллективизма.
Историко-краеведческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, своей неразрывности с ней, гордость за сопричастность к деяниям предков и современников, изучение многовековой истории Отечества, понимание особенностей верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений;
Гражданское - воспитание правовой культуры и законопослушания, формирование у личности тех черт, которые позволяют ей быть полноценным участником общественной жизни, чувство собственного достоинства, дисциплинированности;
Патриотическое – присвоение важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни. Это беззаветная любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;
Социально-патриотическое – активизация межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности. Формирование чувства сострадания и заботливости по отношению к людям пожилого возраста;
Военно-патриотическое – ориентация процесса воспитания на формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, гордости за русское оружие, уважения к русской военной истории, военной службе, военной форме одежды, воинским традициям отечественной армии;
Спортивно-патриотическое – формирование в процессе воспитания работоспособного человека, развитие морально-волевых качеств личности учащегося (сила, ловкость, выносливость, состязательность), формирование в процессе занятий физической культурой и спортом опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Формы реализации проекта
Реализация проекта предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых обучающиеся получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. Цикл занятий по ознакомлению с родной станицей целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины. Организуются целевые прогулки, которые помогают учащимся в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни птиц, обитателей водоемов.
Большая роль в реализации проекта отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, т.к. воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие знания и навыки. Также широко используются беседы о родном хуторе (городе, селе), городах России, животных родного края и т.д., рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок детского творчества
Наибольший эмоциональный отклик у учащихся вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств (Осенняя ярмарка, Новогодний праздник, рождественские колядки, День Победы, спартакиады)
Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия в кружках по интересам. Работа кружков предполагает закрепление полученных на занятиях знаний о культуре и предметах народно-прикладного творчества.
Наиболее эффективно воздействие на учащихся средствами эстетического воспитания: прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывает огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.
Субъекты гражданского и патриотического воспитания
- младшие школьники;
- семья;
- непосредственное социальное окружение;
- коллективы, в которых происходит социализация личности;
- жизнеобеспечивающее пространство развития личности (улица, хутор, станица, район и т.д.)
- образовательно-воспитательные учреждения;
- общественные организации и объединения.
Прогноз результатов реализации проекта
В работе по формированию духовно-нравственных качеств личности, гражданской ответственности и правового самосознания примут участие педагогический состав школы-интерната, педагоги дополнительного образования, работники правовых, медико-социальных институтов, родители. В результате совместной работы названных выше служб ожидается:
- создание системы патриотического воспитания на основе единства деятельности школы-интерната и различных структур;
- совершенствование системы воспитательной работы в социальном пространстве «школа-интернат – микрорайон»;
- создание системы социально-педагогической и психологической защиты детей;
- оздоровление внутрисемейных отношений, формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений;
- формирование выпускника - социально значимой личности.
Содержание проекта
Проект реализуется на базе ГКОУ РО Казанской школы-интерната VII вида Верхнедонского района Ростовской области.
Содержание проекта структурировано по четырем основным направлениям:
Направление | Задачи | Формы |
Внеклассная воспитательная работа | - осуществление средствами учебно-воспитательного процесса формирования патриотического сознания личности будущего гражданина, созидателя и защитника Отечества; - развитие в учащихся склонностей и задатков, характеризующих его индивидуальность; -поддержание и совершенствование связей с семьей. | - чтение, беседы; - игровые ситуации; -экскурсии; - практические занятия; - проектная деятельность. |
Внеурочные массовые мероприятия | - стимулирование социальной активности личности через приобщение к социально ориентированным видам деятельности (соревнованиям, выставкам), развивая тем самым чувство гордости за своих наставников, команду, класс. - ориентация образовательного процесса на развитие творческой личности, сообразно общим и специфическим целям и региональным особенностям. | - конкурсы; - праздники; - выставки; - викторины; - концерты, представления. |
Работа с родителями | - повышение образовательного уровня родителей; - обеспечение межпоколенного диалога в формировании личности; - привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков; - формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии; | - инд. беседы; - собрания; |
Работа службы сопровождения | - коррекция речевых нарушений и нарушений в познавательной сфере. | - инд. и групповые занятия; -беседы; - консультации; - тренинги. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект жизнедеятельности младших школьников «Будь здоров!»
Этот проект направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся 1-4 классов, а так же воспитание потребности в здоровом образе жизни, т. к. только здоровый ребенок способен успешно и в ...
Проект программы жизнедеятельности младших школьников « Школа здоровья»
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в т. ч и ребёнка, определяется соотношением внеш...
Основы безопасности жизнедеятельности младших школьников
Систематическое планомерное обучение ребенка умению безопасно жить, учиться, отдыхать и трудиться. Занятия помогут предостеречь школьника от множества опасностей вокруг....
основы безопасности жизнедеятельности младших школьников
презентация "ОБЖ младших школьников"...
Методическая работа на тему: "Обеспечение безопасности жизнедеятельности младших школьников, как один из путей социализации личности".
Цель работы: повышение знаний воспитателя группы продленного дня по ОБЖ с последующей передачей их воспитанникам....
Безопасность жизнедеятельности младших школьников
Буклет для детей и родителей. Современная жизнь полна опасностей, даже взрослые люди часто ведут себя опрометчиво, то ли по незнанию, то ли надеясь на вечное «авось». А вот ребенок и подавно скло...
Проект для младших школьников "Живи Земля"
Экологический проект для школьников...