Сценарий занятия кружка «Азбука краеведа и эколога» для младших школьников «Живая старина».
план-конспект занятия на тему
Ознакомление учащихся с основами музееведения, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в творческую поисково-исследовательскую краеведческую деятельность через разнообразные формы работы, развитие творческой активности и самодеятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"живая старина", занятие, которое направлено на формирование социальной активности учащихся | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
занятия кружка «Азбука краеведа и эколога» для младших школьников
«Живая старина»
Цель: ознакомление учащихся с основами музееведения, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в творческую поисково-исследовательскую краеведческую деятельность через разнообразные формы работы, развитие творческой активности и самодеятельности детей.
Задачи программы:
1.Знакомство с жизнью русской семьи середины 19 века, познакомимся с ее бытом.
2. научить учащихся понимать связь времен, преемственность поколений, ощущать свою причастность к историческим событиям.
3. воспитание в детях стремления к познанию.
4.развитие у ребят интереса к родному краю.
5.формирование у ребят коммуникативных и организаторских навыков.
Ход занятия
Действующие лица:
-Василиса Премудрая (ведущая)
-Мальчик Иван
-Девочка Настя
-Мать
Материал к мероприятию:
-приготовленные части, элементы дома (материал предлагается разный: бумага, картон, пенопласт и др.)
-утварь крестьянского быта: стол, лавки, глиняная и деревянная посуда, макет избы, ухват, кочерга и др.
Для музыкального оформления необходим магнитофон, диски, может быть живая музыка.
Оформление:
Зрители, участники программы могут находиться в зрительном зале, артисты - на сцене. В этом случае зал можно оформить расшитыми полотенцами, написанными на ватмане пословицами и поговорками на тему крестьянского быта. Можно проводить праздник в большом зале, посадив детей полукругом.
Ход программы
Ребят встречает Василиса Премудрая.
Василиса Премудрая :
Здравствуйте, ребята! Я – Василиса Премудрая – героиня многих сказок. Вы любите сказки? Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие в прошлое, перенесемся в те далекие времена, когда люди жили в деревянных избах, ездили на лошадях, и не было ни водопровода, ни автобусов.
Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с ее бытом.
Вы знаете, что такое быт? (Ответы детей).
Слово «быт» происходит от слова «бытие» - т.е. жизнь. Быт – это повседневная жизнь людей, то, как они жили, что ели, что пили, во что одевались, да как развлекались. Все, что непонятно, ново для вас, я объясню да разъясню, а вы должны не только слушать и смотреть, но и знания свои показывать.
Итак, начнем наше путешествие. Войдем в избу. Но только вот избы-то ещё никакой нет, ее построить надо. Давайте вместе построим дом.
С чего начинают строить избу? Сначала закладывают основу дома – фундамент. На фундамент ставят сруб – это основная часть дома. Делался сруб (от слова «рубить») из дубовых цельных брусьев. Их складывали с большим умением, не употребляя ни одного гвоздя. Скрепляли брусья, положенные один сверх другого посредством зубцов в нижнем и зарубок или выемок в верхнем, так, что зубцы вставлялись в зарубки и выемки. Для теплоты между бревен клали еще и мох. Говорили, что «у каждого бревна своя постеля». А потом покрывали крышу, отделывали дом внутри и конечно, украшали дом резьбой.
А вы замечали, что дом и человек похожи? Как и у человека, у дома есть глаза – это его окна, есть чело – лоб. А что напоминает вам причелина? (волосы).
Теперь отгадайте загадки о доме и его частях:
Поля стеклянны,
Межи – деревянны. (Окно)
Стоит в углу Арина,
Долгий рот разиня.
Пасть открывает,
Что дают – глотает. (печь)
Два братца глядятся,
Ввек не сойдутся. (пол и потолок)
Сейчас я проверю, как вы запомнили части дома; повторяйте за мной: (вместе с Василисой Премудрой ребята выполняют физкультминутку)
Дружно дом сейчас построим:
Раз – фундамент установим,
2 – поставим прочный сруб,
3 – окно прорубим тут,
А 4 – крышу кроем,
От ненастья дом укроем.
(Показывают части дома: фундамент, сруб, окно, крышу).
Конечно, дом наш сказочный, поэтому и построили мы его быстро. На самом деле строили дом 2-3 месяца, за лето должны были управиться.
Ну что ж, дом готов. Мы можем войти в него, а поможет в этом мой волшебный платочек: волшебным платочком взмахну, и оживляю старину.
(Открывается занавес. На сцене: стол, на нем глиняная и деревянная посуда; около стола лавки; у печи – ухват и кочерга).
Звучит музыка. За столом сидит семья: бабушка, дедушка, мальчик Иван, девочка Настя и их мать.
Василиса Премудрая Попали мы как раз к обеду. Вся семья в сборе. Во время обеда сидели чинно, о пустяках не говорили. На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Хозяин дома сидел на почетном месте за столом. Он первый начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть. Ели деревянными ложками. На столе обязательно стояла солоница.
Дед: Хороша каша нынче получилась. Гречневая – моя любимая. Недаром говорят: «Каша – мать наша».
Настя: Что-то отец к обеду запоздал.
Дед: Уж пора бы вернуться. Да видно, торговля не идет: нынче пшеницы много уродилось, поэтому быстро и не продать.
Бабка: Да ведь еще и корову хотел присмотреть на базаре, наша-то буренка стара стала.
Дед: А ты, Ванятка, почему без хлеба ешь? Без хлеба сыт не будешь. Хлеб – всему голова.
Василиса Премудрая : Пока наши герои обедают, скажите, что же черпали наши предки ложками, какие напитки распивали?
(Каша была ежедневным блюдом. Чаще гречневая, овсяная, реже – пшенная. Немудреное кушанье и дурень сварит: была бы крупица да водица. А что пили? Любили квас, кисель. Говорили: киселем брюха не испортишь. Картошку стали сажать недавно. Её заменяла репа).
(можно подробнее рассказать о еде).
Из сказок мы можем узнать о том, что ели в стародавние времена? («Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди»)
Какие пословицы и поговорки о еде вы знаете?
Дед: Что ж поели, пора и за дело.
Мать: Покуда я посуду соберу, да уберу, ты, Настенька, приготовь половики, пойдем их на речку мыть. А ты, Иван, сходи накорми коня.
Иван: Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
Настя, про кого это?
Настя: Дедушка наш?
Иван: Да нет, нет же. Это конь.
На сцене остаются бабка и дед, остальные уходят по делам.
Дед чинит валенки, бабка вяжет.
Дед: Вот и ноябрь наступил. За окном уныло, голо. С полей все убрано. Сразу чувствуется – и на столе все скопом, и на земле и на воде.
Бабка: Вон и дед Авдей идет из соседней деревни пешком. Дорога –то между деревнями вся в колдобинах. Кругом –беспутица. Не проехать, не пройти.
Дед: Это уже как водится, в ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается. Как только явится ледовый кузнец – и землю, и воду стоячую закует. А ведь у меня сегодня, бабка, - именины. День Ераста. Есть такая примета: с Ераста (т.е. 23 ноября) жди ледяного наста. Ты заметила, что сегодня с утра дорога была покрыта тонкой ледяной коркой? Кора, что острая коса.
Бабка: Я уже давно заметила, что если на Ераста Суровица (суровая погода) – и воет, и дождит, и метет, и морозом рвет – надо с крыльца зиме поклонное слово сказать:
Матушка – зима, на что досадуешь,
На что серчаешь?
Чудь белоглазую по крыльцу гоняешь,
Ераста изводишь,
Горем день полнишь.
Полно, матушка –зима,
Птицу и зверя, землю и воду мутить..
Отправь тонкого золота платок,
Высоко держи коровий рог.
Взойди на порог,
Откушай хлеба – соли.
Зима – она хранительница рода, хранительница студеного времени года.
Дед: Да, бабка, у нас сегодня важное дело – собрать поношенную одежду – и рубахи, и валенки, и тулуп, и платки да шапки – все отдать донашивать.
У нашей соседки Матрены орава ребятишек – им надо помочь холода пережить, зиму перезимовать.
Бабка: Отнесем им сегодня и скажем: «От нас тепло – от вас терпение».
Дед и бабка собирают вещи в узелок.
(Тему разговора деда и бабки можно изменить в зависимости от дня проведения конкурсно -игровой программы).
Василиса Премудрая: В семье самыми уважаемыми были бабушка и дедушка. Деда называли Дед –Всевед: кто может быть мудрее деда. Кто знает ответы почти на все вопросы?
Был бы дедуся, никого не боюся,
Дед щиток, кулак, молоток.
А бабушку называли Забавушкой, потому что она внукам своим колыбельные песенки пела и сказки сказывала, разные загадки придумывала.
«Бабушка, бабушка, золотая сударушка.
Бога молишь, хлебцем кормишь,
Дом бережешь, добро стережешь.»
А вот я игру вспомнила.
(Игра «Бабушка, купим уточку)
Дед: Что-то я устал, пойду отдохну.
Бабка: А я поставлю тесто на блины. Как –никак у тебя сегодня именины. Бабка и дед уходят. Приходят дети. В руках у Насти – кукла, у Ивана – кусок глины.
Настя: Я для своей куклы Маняши новый наряд сшила. Посмотри какой нарядный сарафан получился и узор вышила крестиком, как бабушка учила.
(поет колыбельную песню ) :
Баю – баю – баюшок
Кладу Машу на пушок
На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать.
Иван: А я хочу попробовать поработать с глиной. Вчера дед Ераст мне показывал, как вылепить глиняный горшок. Правда, у него гончарный круг. А я пока так попробую. Сначала надо глину размять как следует, а потом шар из нее скатать и уж дальше из него лепить (пробует лепить).
Настя: А давай сказку сочинять.
Иван А про что?
Настя Да вот хоть про горшок глиняный, да про деревянную миску. (Настя берет в руки деревянную миску, Иван – глиняный горшок).
Настя: «Жила –была в доме деревянная миска. Все в доме ее любили, вовремя мыли, да вытирали.
Иван И вот раз поехал хозяин на базар, да привез глиняный горшок, большой, расписной. Всю семью он вокруг себя собрал. Мать только в нем еду и стала готовить. Он и в печи и на столе. Вся еда в нем душистая, да вкусная получилась. Все внимание на горшок. А про старенькую деревянную миску забывать стали.
Настя Вот однажды остались горшок да миска одни в доме, затеяли спор: кто из них древнее и кто нужнее. Миска говорит: «Я древнее». Испокон века люди жили в лесу и самым первым материалом, из которого делали посуду, было дерево. А потом они уже заметили, что из глины и песка можно смастерить посуду.»
Иван А горшок говорит: «Зато посмотри, какой я красивый. Не стыдно меня на стол поставить. Могу любой стол украсить.»
Настя «Когда-то и на мне был виден узор. Какая резьба украшала меня! Но со временем я потеряла свою красоту. Может и ты красив, да только можно тебя легко разбить».
Иван «Разбитое легко склеить, а вот деревянная посуда – гниет, да еще в печь не поставишь, потому что может сгореть».
Настя И тут в спор включились все предметы какие есть в доме, сделанные из дерева и глины. На помощь деревянной миске пришел ковш, кадки, ушаты, стопки.
Иван: Помочь в споре горшку пришли крынка, квасник, кружки.
Настя Так бы они спорили долго, да на их шум пришла старуха –кочерга и сказала: «Послушайте меня, мудрую старуху: всякая вещь в хозяйстве нужна и полезна по-своему, раз ее придумал человек».
С тех пор деревянная миска и глиняный горшок живут в доме дружно и не ссорятся» .
Хорошая сказка получилась?
Иван Хорошая. А теперь, давай поиграем в «камушки». (Иван учит Настю играть в «камушки», у нее не получается. Начинается шум, возня).
Входит мать.
Мать Хватит спорить и ссориться, бесенята. Отложите-ка вашу беготню да игры. С холодами приходит день Наума. Пора вам в доме сидеть, да учиться долгими вечерами. Недаром пословица живет: «Батюшка Наум. Наведи на ум».
Ну-ка садитесь за стол, хочу проверить, не забыли ли вы грамоты. Сможете ли вы прочесть сказку, да оживить ее. Вот вам текст, ребята. Я буду читать слова за Козла, ты, Иванушка – за Деда, а ты Настенька – за Бабку. Итак, читаем:
(показывают отрывок из сказки С.Я. Маршака «Сказка про козла»)
Мать Понравилось?
Я ведь не случайно выбрала эту сказку. Посмотрите сколько дел переделал козел за один день. И это еще не все дела. «Дом не велик, а стоять не велит», поэтому вы, Настя и Иван, должны быть во всех делах мне помощниками. Пойдемте – ка сейчас сходим за водой.(уходят)
Василиса Премудрая : Подходит к концу и наша встреча с «Живой стариной». Вам было интересно наблюдать как оживали одна за другой сцены деревенской жизни? А сейчас экскурсия в школьный музей. Секция « Деревенская утварь» в доме крестьянина, которую проведет Наталья Юрьевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология для младших школьников в игре.
Рабочая программа по кружку "Экология для младших школьников"...
Дидактические игры по экологии для младших школьников
Материал содержит методические рекомендации по проведению экологических игр с младшими школьниками на природе и в классе....
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС "ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" 3 КЛАСС
КУРС ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ 3 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ "ШКОЛА РОССИИ"...
Программа факультатива "Экология для младших школьников"
формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников....
Программа дополнительного образования «Экология для младших школьников» для обучающихся младшего школьного возраста Срок реализации 2 года
Кружок «Экология для младших школьников» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:·...
Занятие кружка "Экология для младших школьников"
Занятие кружка "Экология для младших школьников" по теме "Удивительные свойства воды"...
Занятие-игра по экологии для младших школьников «Все вокруг живое»
Чтобы люди действительно ценили и берегли мир, в котором они живут, стоит воспитывать эту заботу с детства. С самых малых лет, когда ребенок уже начинает понимать что к чему. Нужно воспитывать в нем п...