Сценарий занятия кружка «Азбука краеведа и эколога» для младших школьников «Живая старина».
план-конспект занятия на тему

Тимохова Наталья Юрьевна

Ознакомление учащихся с основами музееведения, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в творческую поисково-исследовательскую краеведческую деятельность через разнообразные формы  работы, развитие творческой активности и самодеятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий

занятия кружка «Азбука краеведа и эколога»  для младших школьников

 «Живая старина»

 Цель: ознакомление учащихся с основами музееведения, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в творческую поисково-исследовательскую краеведческую деятельность через разнообразные формы  работы, развитие творческой активности и самодеятельности детей.

Задачи программы:

 1.Знакомство с жизнью  русской семьи середины 19 века, познакомимся с ее бытом.

2.  научить учащихся понимать связь времен, преемственность поколений, ощущать свою причастность к историческим событиям.

3. воспитание в детях стремления к познанию.    

4.развитие у ребят интереса к родному краю.    

5.формирование у ребят коммуникативных и организаторских навыков.  

 

Ход занятия

Действующие лица:

-Василиса Премудрая (ведущая)

-Мальчик Иван

-Девочка Настя

-Мать

Материал к мероприятию:

-приготовленные части, элементы дома (материал предлагается разный: бумага, картон, пенопласт и др.)

-утварь крестьянского быта: стол, лавки, глиняная и деревянная посуда, макет избы, ухват, кочерга и др.

Для музыкального оформления необходим магнитофон, диски, может быть живая музыка.

Оформление:

Зрители, участники программы могут находиться в зрительном зале, артисты - на сцене. В этом случае зал можно оформить расшитыми полотенцами, написанными на ватмане пословицами и поговорками на тему крестьянского быта. Можно проводить праздник в большом зале, посадив детей полукругом.

Ход  программы

Ребят встречает Василиса Премудрая.

        Василиса Премудрая :

Здравствуйте, ребята! Я – Василиса Премудрая – героиня многих сказок. Вы любите сказки? Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие в прошлое, перенесемся в те далекие времена, когда люди жили в деревянных избах, ездили на лошадях, и не было ни водопровода, ни автобусов.

        Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с ее бытом.

Вы знаете, что такое быт? (Ответы детей).

Слово «быт» происходит от слова «бытие» - т.е. жизнь. Быт – это повседневная жизнь людей, то, как они жили, что ели, что пили, во что одевались, да как развлекались. Все, что непонятно, ново для вас, я объясню да разъясню, а вы должны не только слушать и смотреть, но и знания свои показывать.

        Итак, начнем наше путешествие. Войдем в избу. Но только вот избы-то ещё никакой нет, ее построить надо. Давайте вместе построим дом.

С чего начинают строить избу? Сначала закладывают основу дома – фундамент. На фундамент ставят сруб – это основная часть дома. Делался сруб (от слова «рубить») из дубовых цельных брусьев. Их складывали с большим умением, не употребляя ни одного гвоздя. Скрепляли брусья, положенные один сверх другого посредством зубцов в нижнем и зарубок или выемок в верхнем, так, что зубцы вставлялись в зарубки и выемки. Для теплоты между бревен клали еще и мох. Говорили, что «у каждого бревна своя постеля». А потом покрывали крышу, отделывали дом внутри и конечно, украшали дом резьбой.

        А вы замечали, что дом и человек похожи? Как и у человека, у дома есть глаза – это его окна, есть чело – лоб. А что напоминает вам причелина? (волосы).

Теперь отгадайте загадки о доме и его частях:

Поля стеклянны,

Межи – деревянны. (Окно)

Стоит в углу Арина,

Долгий рот разиня.

Пасть открывает,

Что дают – глотает. (печь)

Два братца глядятся,

Ввек не сойдутся. (пол и потолок)

        Сейчас я проверю, как вы запомнили части дома; повторяйте за мной: (вместе с Василисой Премудрой ребята выполняют физкультминутку)

Дружно дом сейчас построим:

Раз – фундамент установим,

2 – поставим прочный сруб,

3 – окно прорубим тут,

А 4 – крышу кроем,

От ненастья дом укроем.

(Показывают части дома: фундамент, сруб, окно, крышу).

        Конечно, дом наш сказочный, поэтому и построили мы его быстро. На самом деле строили дом 2-3 месяца, за лето должны были управиться.

Ну что ж, дом готов. Мы можем войти в него, а поможет в этом мой волшебный платочек: волшебным платочком взмахну, и оживляю старину.

(Открывается занавес. На сцене: стол, на нем глиняная и деревянная посуда; около стола лавки; у печи – ухват и кочерга).

Звучит музыка. За столом сидит семья: бабушка, дедушка, мальчик Иван, девочка Настя и их мать.

Василиса Премудрая        Попали мы как раз к обеду. Вся семья в сборе. Во время обеда сидели чинно, о пустяках не говорили. На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Хозяин дома сидел на почетном месте за столом. Он первый начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть. Ели деревянными ложками. На столе обязательно стояла солоница.

Дед:                Хороша каша нынче получилась. Гречневая – моя любимая. Недаром говорят: «Каша – мать наша».

Настя:        Что-то отец к обеду запоздал.

Дед:        Уж пора бы вернуться. Да видно, торговля не идет: нынче пшеницы много уродилось, поэтому быстро и не продать.

Бабка:        Да ведь еще и корову хотел присмотреть на базаре, наша-то буренка стара стала.

Дед:        А ты, Ванятка, почему без хлеба ешь? Без хлеба сыт не будешь. Хлеб – всему голова.

Василиса Премудрая : Пока наши герои обедают, скажите, что же черпали наши предки ложками, какие напитки распивали?

(Каша была ежедневным блюдом. Чаще гречневая, овсяная, реже – пшенная. Немудреное кушанье и дурень сварит: была бы крупица да водица. А что пили? Любили квас, кисель. Говорили: киселем брюха не испортишь. Картошку стали сажать недавно. Её заменяла репа).

 (можно подробнее рассказать о еде).

Из сказок мы можем узнать о том, что ели в стародавние времена? («Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди»)

Какие пословицы и поговорки о еде вы знаете?

Дед: Что ж поели, пора и за дело.

Мать:                Покуда я посуду соберу, да уберу, ты, Настенька, приготовь половики, пойдем их на речку мыть. А ты,  Иван, сходи накорми коня.

Иван:          Не пахарь, не столяр,

                Не кузнец, не плотник,

                А первый на селе работник.

                Настя, про кого это?

Настя:        Дедушка наш?

Иван:                Да нет, нет же. Это конь.

На сцене остаются бабка и дед, остальные уходят по делам.

Дед чинит валенки, бабка вяжет.

Дед:                Вот и ноябрь наступил. За окном уныло, голо. С полей все убрано. Сразу чувствуется – и на столе все скопом, и на земле и на воде.

Бабка:        Вон и дед Авдей идет из соседней деревни пешком. Дорога –то между деревнями вся в колдобинах. Кругом –беспутица. Не проехать, не пройти.

Дед: Это уже как водится, в ноябре мужик  с телегой прощается, в сани забирается. Как только явится ледовый кузнец – и землю, и воду стоячую закует. А ведь у меня сегодня, бабка, - именины. День Ераста. Есть такая примета: с Ераста (т.е. 23 ноября) жди ледяного наста. Ты заметила, что сегодня с утра дорога была покрыта тонкой ледяной коркой? Кора, что острая коса.

Бабка:        Я уже давно заметила, что если на Ераста Суровица (суровая погода) – и воет, и дождит, и метет, и морозом рвет – надо с крыльца зиме поклонное слово сказать:

Матушка – зима, на что досадуешь,

На что серчаешь?

Чудь белоглазую по крыльцу гоняешь,

Ераста изводишь,

Горем день полнишь.

Полно, матушка –зима,

Птицу и зверя, землю и воду мутить..

Отправь тонкого золота платок,

Высоко держи коровий рог.

Взойди на порог,

Откушай хлеба – соли.

        Зима – она хранительница рода, хранительница студеного времени года.

Дед:        Да, бабка, у нас сегодня важное дело – собрать поношенную одежду – и рубахи, и валенки, и тулуп, и платки да шапки – все отдать донашивать.

        У нашей соседки Матрены орава ребятишек – им надо помочь холода пережить, зиму перезимовать.

Бабка:        Отнесем им сегодня и скажем: «От нас тепло – от вас терпение».

Дед и бабка собирают вещи в узелок.

(Тему разговора деда и бабки можно изменить в зависимости от дня проведения конкурсно -игровой программы).

Василиса Премудрая:        В семье самыми уважаемыми были бабушка и дедушка. Деда называли Дед –Всевед: кто может быть мудрее деда. Кто знает ответы почти на все вопросы?

Был бы дедуся, никого не боюся,

Дед щиток, кулак, молоток.

А бабушку называли Забавушкой,  потому что она внукам своим колыбельные песенки пела и сказки сказывала, разные загадки придумывала.

«Бабушка, бабушка, золотая сударушка.

Бога молишь, хлебцем кормишь,

Дом бережешь, добро стережешь.»

А вот я игру вспомнила.

(Игра «Бабушка, купим уточку)

Дед:        Что-то я устал, пойду отдохну.

Бабка:        А я поставлю тесто на блины. Как –никак у тебя сегодня именины. Бабка и дед уходят. Приходят дети. В руках у Насти – кукла, у Ивана – кусок глины.

Настя:        Я для своей куклы Маняши новый наряд сшила. Посмотри какой нарядный сарафан получился и узор вышила крестиком, как бабушка учила.

(поет колыбельную песню ) :

Баю – баю – баюшок

Кладу Машу на пушок

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

Иван:                А я хочу попробовать поработать с глиной. Вчера дед Ераст мне                         показывал, как вылепить глиняный горшок. Правда,  у него                                 гончарный круг. А я пока так попробую. Сначала надо глину размять как следует, а потом шар из нее скатать и уж дальше из него лепить (пробует лепить).

Настя:        А давай сказку сочинять.

Иван                А про что?

Настя                Да вот хоть про горшок глиняный, да про деревянную миску. (Настя берет в руки деревянную миску, Иван – глиняный горшок).

Настя:        «Жила –была в доме деревянная миска. Все в доме ее любили, вовремя мыли, да вытирали.

Иван                И вот раз поехал хозяин на базар, да привез глиняный горшок, большой, расписной. Всю семью он вокруг себя собрал. Мать только в нем еду и стала готовить. Он и в печи и на столе. Вся еда в нем душистая, да вкусная получилась. Все внимание на горшок. А про старенькую деревянную миску забывать стали.

Настя                Вот однажды остались горшок да миска одни в доме, затеяли спор: кто из них древнее и кто нужнее. Миска говорит: «Я древнее». Испокон века люди жили в лесу и самым первым материалом, из которого делали посуду, было дерево. А потом они уже заметили, что из глины и песка можно смастерить посуду.»

Иван                А горшок говорит: «Зато посмотри, какой я красивый. Не стыдно меня на стол поставить. Могу любой стол украсить.»

Настя                «Когда-то и на мне был виден узор. Какая резьба украшала меня! Но со временем я потеряла свою красоту. Может и ты красив, да только можно тебя легко разбить».

Иван                «Разбитое легко склеить, а вот деревянная посуда – гниет, да еще в печь не поставишь, потому что может сгореть».

Настя                И тут в спор включились все предметы какие есть в доме, сделанные из дерева и глины. На помощь деревянной миске пришел ковш, кадки, ушаты, стопки.

Иван:                Помочь в споре горшку пришли крынка, квасник, кружки.

Настя                Так бы они спорили долго, да на их шум пришла старуха –кочерга и сказала: «Послушайте меня, мудрую старуху: всякая вещь в хозяйстве нужна и полезна по-своему, раз ее придумал человек».

С тех пор деревянная миска и глиняный горшок живут в доме дружно и не ссорятся» .

Хорошая сказка получилась?

Иван                Хорошая. А теперь, давай поиграем в «камушки». (Иван учит Настю играть в «камушки», у нее не получается. Начинается шум, возня).

Входит мать.

Мать                Хватит спорить и ссориться, бесенята. Отложите-ка вашу беготню да игры. С холодами приходит день Наума. Пора вам в доме сидеть, да учиться долгими вечерами. Недаром пословица живет: «Батюшка Наум. Наведи на ум».

Ну-ка садитесь за стол, хочу проверить, не забыли ли вы грамоты. Сможете ли вы прочесть сказку, да оживить ее. Вот вам текст, ребята. Я буду читать слова за Козла, ты, Иванушка – за Деда, а ты Настенька – за Бабку. Итак, читаем:

(показывают отрывок из сказки С.Я. Маршака «Сказка про козла»)

Мать                Понравилось?

Я ведь не случайно выбрала эту сказку. Посмотрите сколько дел переделал козел за один день. И это еще не все дела. «Дом не велик, а стоять не велит», поэтому вы, Настя и Иван, должны быть во всех делах мне помощниками. Пойдемте – ка сейчас сходим за водой.(уходят)

Василиса Премудрая : Подходит к концу и наша встреча с «Живой стариной». Вам было интересно наблюдать как оживали одна за другой сцены деревенской жизни? А сейчас экскурсия в школьный музей. Секция « Деревенская утварь» в доме крестьянина, которую проведет Наталья Юрьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология для младших школьников в игре.

Рабочая программа по кружку "Экология для младших школьников"...

Дидактические игры по экологии для младших школьников

Материал содержит методические рекомендации по проведению экологических игр с младшими школьниками на природе и в классе....

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС "ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" 3 КЛАСС

КУРС ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ 3 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ "ШКОЛА РОССИИ"...

Программа факультатива "Экология для младших школьников"

формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников....

Программа дополнительного образования «Экология для младших школьников» для обучающихся младшего школьного возраста Срок реализации 2 года

Кружок «Экология   для младших школьников» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:·...

Занятие кружка "Экология для младших школьников"

Занятие кружка "Экология для младших школьников" по теме "Удивительные свойства воды"...

Занятие-игра по экологии для младших школьников «Все вокруг живое»

Чтобы люди действительно ценили и берегли мир, в котором они живут, стоит воспитывать эту заботу с детства. С самых малых лет, когда ребенок уже начинает понимать что к чему. Нужно воспитывать в нем п...