Методическая разработка конспект-урока "В гости к зиме"
методическая разработка (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой.
Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с зимними изменениями в неживой и живой природе.
Задачи: сформировать представление об изменениях в неживой и живой природе;
сформировать у обучающихся умение рассказывать о своих наблюдениях природе
родного края;
воспитывать интерес к соблюдению правил здорового и безопасного образа жизни;
воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимают целостность картины мира;
- проявляют самостоятельность и ответственность за свои действия;
- понимают и принимают ценности здорового образа жизни;
Метапредметные:
Познавательные:
- расширяют представление о жизни растений и животных в связи с приходом зимы;
- дополняют знания сведениями о перелётных и осёдлых птицах родного края.
Коммуникативные:
- работают в паре: извлекают информацию из текста и фотографий, проводят взаимопроверку и самопроверку;
Регулятивные:
- понимают учебную задачу урока, стремятся её выполнить;
- оценвают свои достижения на уроке;
Предметные:
- знают зимние изменения в неживой и живой природе зимой;
- приводят примеры зимних явлений природы;
- понимают происхождение снежинок и знают их форму;
Межпредметные связи:
- литературное чтение;
- изобразительное искусство;
- музыка.
Тип урока: изучение нового материала.
Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, стр 130-133; рабочая тетрадь, стр 84-87; мультимедийный проектор, компьютер, листы с синим фоном, зубная паста, ватные палочки, цветные карандаши, раздаточный материал- снежинки, клей, карточки с заданием.
Ход урока.
- Организационный момент.
Приветствие. Организация рабочего места. Настроить детей на деятельность, плодотворную работу.
- Введение в тему.
Музыкальный отрывок. Мелодия - «Зима»
- Отгадайте загадку:
Замела я всё вокруг
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла.
(зима)
- Почему решили, что это зима?
(замела, из царства вьюг, морозна, бела)
- Ежедневно в природе происходят изменения. Кажется, ещё недавно мы наблюдали за красотой осенних листьев. И вот уже за окном падают снежинки. Нет ничего более изменчивого, чем природа.
- Актуализация знаний, определение темы и целей урока.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
(о зиме)
- Правильно. Тема нашего урока: В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой»
- Ребята, какие цели мы поставим для работы на уроке, что мы должны узнать?
(мы узнаем какие изменения в неживой и живой природе произошли с приходом зимы, как зимуют растения, животные, насекомые; какие явления происходят зимой)
Хорошо. Для того, чтобы отправится в путешествие всегда нужен проводник, хорошо знающий то место, куда нужно попасть путешественнику. Мы с вами сегодня тоже немного путешественники. И нам нужен проводник. И это сама красавица Зима.
(на доску прикрепляется фигура сказочного героя — Зимы.)
- Она приглашает в гости в своё зимнее царство.
- Я предлагаю послушать стихотворение Ивана Сурикова «Зима».
(читает подготовленный обучающийся)
Рассматривание слайда с фотографиями зимней и осенней природы)
- Рассмотрите фотографии. Какие из них могли бы быть иллюстрациями к стихотворению Ивана Сурикова?
- Сравните изображения. Как изменилась природа с наступлением зимы?
- Вспомните,какая бывает природа?
(живая и неживая)
- Что относится к неживой природе?
(солнце, звёзды, воздух, вода, камни)
-Что относится к живой природе?
(растения, животные, человек)
- Открытие новых знаний.
- Прежде, чем отправится в путешествие, узнаем сводку погоды.
1.Сообщение синоптиков.
(отвечают подготовленные дети)
- Прогноз погоды на сегодняшний день.
( сегодня - …..............................................)
- Народные приметы.
( Сильно блестят звёзды зимой — к морозу.
Воробьи дружно расчирикались — к оттепели.
Холодная зима — жаркое лето.)
- А теперь в путь!
2.Зимние месяцы.
- В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие?
(декабрь, январь, февраль)
- Сейчас ребята расскажут нам о зимних месяцах.
(выступление обучающихся с сообщениями о зимних месяцах)
- Выполним задание 2 в рабочих тетрадях на стр. 84.
3.Неживая природа зимой.
- Как вы думаете, когда наступит зима?
(зима начинается 1 декабря)
- По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко находится на небе, а день самый короткий в году.
А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки — это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
4.Изменения в неживой природе зимой.
- Ребята, идя из дома в школу, вы наблюдали изменения в природе. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников?
(снег)
- Из чего состоит снег?
- Раньше думали, что снег — это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не резгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки. Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки — кристаллики крохотных размеров. Кристаллики — это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.
- Рассмотрите разнообразные снежинки.
( работа в рабочей тетради................)
5.Зимние явления природы.
- Ребята, какие зимние явления в неживой природе вы знаете?
(снегопад, иней, буря, вьюга, метель, пурга, оттепель, гололедица, изморозь, сосульки)
6.Физминутка (музыкальная).
« А на улице мороз!»
7.Зимняя жизнь растений.
- На какие группы делятся все растения?
(деревья, кустарники, травы)
- Какие бывают деревья?
(лиственные и хвойные)
- Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют.
(зимой на лиственных деревьях нет листьев, они как -бы спят, а у хвойных хвоинки остаются)
- Действительно лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике — на зиму сохраняются плоды.
- Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.
- Какую роль выполняет снег для этих растений?
(снег для этих растений тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.
8.Секреты животного мира.
- На какие группы делятся животные?
(звери, птицы, рыбы, насекомые)
- О том, как зимуют некоторые звери мы узнаем из сообщений , подготовленных ребятами.
(выступление обучающихся с сообщениями)
- Есть ещё интересные факты о зимней жизни зверей.
Мыши — основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.
Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд ( иногда до 30) в разных местах.
Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.
Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.
9.Жизнь птиц зимой.
- Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края?
(перелётные)
- Почему они улетают?
(Они испытывают недостаток в пище.)
- Как называют птиц, которые остаются зимовать?
(зимующие)
- Назовите зимующих птиц.
(синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона)
- Клёст — зимующая птица. Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, так как именно зимой для них много корма.
- О синице нам расскажет …......................... .
(сообщение о зимующей птице — синице обучающимся)
- Чем питаются птицы зимой?
(пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника- то, что осталось на полях;
ягоды рябины, семена клёна, шишки, жёлуди, орехи)
- И всё же зимой птицы нередко голодают. Как вы ребята сможете помочь птицам пережить трудное время?
(надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их)
- Какую пользу приносят птицы?
(поедают насекомых, которые наносят урон лесу; своим пением оживляют лес)
- Что произойдёт, если не будет птиц?
(нарушится природное равновесие)
10.Как зимуют рыбы.
- Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.
11.Образ жизни людей зимой.
- Ребята , а как меняется жизнь людей с приходом зимы?
(люди приобретают тёплую одежду, обувь, отапливают свои жилища, не забывают про здоровый образ жизни зимой — хорошая еда, занятия зимними видами спорта, укрепляют своё здоровье)
- Как зимой укреплять здоровье?
(витамины, закаливание, экологически чистая вода и еда)
- Какие правила дорожно-транспортной безопасности в зимний период вы знаете?
(Главное правило поведение на дороге зимой — удвоенное внимание и повышенная осторожность! Дорога становится очень скользкой! Поэтому при переходе через проезжую часть лучше подождать, пока не будет проезжающих машин. Переходить только шагом и быть внимательным!
V.Вторичное закрепление.
1)работа в учебнике — стр 133, задание 3
- Догадайтесь, чьи следы на снегу.
(мышь, заяц, сорока, белка, лось)
2)Интерактивное задание. Игра «Расселите животных по домикам»
3)Игра «Хлопки»
- Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.
(листопад, снегопад, гроза, метель, мороз, дождь, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, гололедица , вьюга .
4)Разгадывание кроссворда.
По горизонтали:
2.обильное выпадение снега называют....(снегопад)
4.повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года (оттепель)
6.пушисая снежная бахрома на деревьях и проводах (изморозь)
8. Тройка -тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. (зима)
По вертикали:
1.появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка изо льда. Это явление называется.......(гололедица)
3.Шуба бела — весь свет одела. (снег)
5 (мороз)
7.Снегопад при сильном ветре называется ….....(метель)
5.Творческая работа.
- Кто рисует так искусно,
Что за чудо-фантазёр,
Ледяной рисунок грустный:
Реки, рощи и озёра?
Кто нанёс орнамент сложный
На окно любой квартиры?
Это всё один художник,
Это всё его картины.
- Кто догадался о каком художнике идёт речь?
(мороз разрисовал окна домов)
- Ребята, я предлагаю вам нарисовать зимний узор на окошках. Для этого на бумаге синего цвета будем рисовать снежинки.... зубной пастой. Работать будем в парах.
(Работа в парах. На листах с синим фоном рисуем снежинки зубной пастой , спомощью ватных палочек)
VI.Рефлексия. Итог урока.
- Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы?
(становится холоднее, день становится короче, идёт снег, солнце тускло светит, не греет, идёт снегопад, бывают метели, вьюги, бури)
- Какие изменения просходят с приходом зимы в живой природе?
(многие животные впадают вспячку, некоторые питаются запасами, рыбы спят под толщей льда, деревья до весны остаются без листьев, лишь только хвойные остаются в своём наряде, зимующие птицы питаются ягодами рябины, шишками, орехами)
- С приходом зимы и наш организм требует внимания. Как нужно укреплять здоровье?
- Какие правила безопасности зимой вы знаете?
- В учебнике на стр.133 прочитаем вывод сегодняшней темы.
- Скажите, какова была тема нашего урока?
- Какие цели мы поставили в начале урока?
- Добились ли мы результата?
- Сегодня мы побывали в гостях у зимы. Что вас удивило в нашем путешествии?
- Что узнали нового, чего раньше не знали?
- Ребята, на ваших столах лежат снежинки. Если у вас сейчас хорошее настроение, вам было интересно, поднимите снежинку вверх.
- Оцените свою работу на уроке.
- Ребята, мы должны проводить Зимушку-Зиму, сказать ей спасибо за помощь в путешествии и сделать ей небольшой подарок: мы украсим её платье снежинками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока"в гости к Зиме"
Это конспект урока по развитию устной речи для обучающихся,воспитанников с ОВЗ во 2 классе школы VIII вид.а...
Конспект урока "В гости к зиме"
В гости к зиме...
Методическая разработка конспекта урока по внеклассному чтению в 1 классе по теме:"В гостях у деда Клима"
Данный конспект урока познакомит с Муромским сказочником И.Н.Климовым, его творчествои и жизнью, разные формы работы испульзуемые на уроке покажут многогранность и доступность усвоения учебных задач, ...
Методическая разработка конспект урока чтения для первого класса на тему: В гостях у сказки "Пузырь, Соломинка и Лапоть"
Данное занятие может быть использовано для развития речи как для детей старшего дошкольного возраста, так и для первоклассников....
Методическая разработка: Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Зимующие птицы»
Конспект урока предназначен для учащихся с ОВЗ 3 класса....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: конспект урока по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «Птицы зимой" ХАЗОВА А.А.
Конспект урока "Птицы зимой" для обучающихся 2 класса (2 вариант обучения)...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: конспект урока по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «Птицы зимой" МУСТАФИНА Е.Г.,ХАЗОВА А.А.
Конспект урока "Птицы зимой" для обучающихся 2 класса (2 вариант обучения)...