Методическая разработка конспект-урока "В гости к зиме"
методическая разработка (3 класс)

Сонькина Валентина Анатольевна

Методическая разработка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_zime.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой.

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с зимними изменениями в неживой и живой природе.

Задачи: сформировать представление об изменениях в неживой и живой природе;

сформировать у обучающихся умение рассказывать о своих наблюдениях природе

родного края;

воспитывать интерес к соблюдению правил здорового и безопасного образа жизни;

воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимают целостность картины мира;
  • проявляют самостоятельность и ответственность за свои действия;
  • понимают и принимают ценности здорового образа жизни;

Метапредметные:

Познавательные:

  • расширяют представление о жизни растений и животных в связи с приходом зимы;
  • дополняют знания сведениями о перелётных и осёдлых птицах родного края.

Коммуникативные:

  • работают в паре: извлекают информацию из текста и фотографий, проводят взаимопроверку и самопроверку;

Регулятивные:

  • понимают учебную задачу урока, стремятся её выполнить;
  • оценвают свои достижения на уроке;

Предметные:

  • знают зимние изменения в неживой и живой природе зимой;
  • приводят примеры зимних явлений природы;
  • понимают происхождение снежинок и знают их форму;

Межпредметные связи:

  • литературное чтение;
  • изобразительное искусство;
  • музыка.

Тип урока: изучение нового материала.

Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, стр 130-133; рабочая тетрадь, стр 84-87; мультимедийный проектор, компьютер, листы с синим фоном, зубная паста, ватные палочки, цветные карандаши, раздаточный материал- снежинки, клей, карточки с заданием.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Организация рабочего места. Настроить детей на деятельность, плодотворную работу.

  1. Введение в тему.

Музыкальный отрывок. Мелодия - «Зима»

- Отгадайте загадку:

Замела я всё вокруг

Прилетев из царства вьюг.

Осень, лучшую подружку,

Я отправила на юг.

Я морозна и бела

И надолго к вам пришла.

(зима)

- Почему решили, что это зима?

(замела, из царства вьюг, морозна, бела)

- Ежедневно в природе происходят изменения. Кажется, ещё недавно мы наблюдали за красотой осенних листьев. И вот уже за окном падают снежинки. Нет ничего более изменчивого, чем природа.

  1. Актуализация знаний, определение темы и целей урока.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

(о зиме)

- Правильно. Тема нашего урока: В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой»

- Ребята, какие цели мы поставим для работы на уроке, что мы должны узнать?

(мы узнаем какие изменения в неживой и живой природе произошли с приходом зимы, как зимуют растения, животные, насекомые; какие явления происходят зимой)

Хорошо. Для того, чтобы отправится в путешествие всегда нужен проводник, хорошо знающий то место, куда нужно попасть путешественнику. Мы с вами сегодня тоже немного путешественники. И нам нужен проводник. И это сама красавица Зима.

(на доску прикрепляется фигура сказочного героя — Зимы.)

- Она приглашает в гости в своё зимнее царство.

- Я предлагаю послушать стихотворение Ивана Сурикова «Зима».

(читает подготовленный обучающийся)

Рассматривание слайда с фотографиями зимней и осенней природы)

- Рассмотрите фотографии. Какие из них могли бы быть иллюстрациями к стихотворению Ивана Сурикова?

- Сравните изображения. Как изменилась природа с наступлением зимы?

- Вспомните,какая бывает природа?

(живая и неживая)

- Что относится к неживой природе?

(солнце, звёзды, воздух, вода, камни)

-Что относится к живой природе?

(растения, животные, человек)

  1. Открытие новых знаний.
  • Прежде, чем отправится в путешествие, узнаем сводку погоды.

1.Сообщение синоптиков.

(отвечают подготовленные дети)

  • Прогноз погоды на сегодняшний день.

( сегодня - …..............................................)

  • Народные приметы.

( Сильно блестят звёзды зимой — к морозу.

Воробьи дружно расчирикались — к оттепели.

Холодная зима — жаркое лето.)

  • А теперь в путь!

2.Зимние месяцы.

  • В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие?

(декабрь, январь, февраль)

  • Сейчас ребята расскажут нам о зимних месяцах.

(выступление обучающихся с сообщениями о зимних месяцах)

  • Выполним задание 2 в рабочих тетрадях на стр. 84.

3.Неживая природа зимой.

  • Как вы думаете, когда наступит зима?

(зима начинается 1 декабря)

- По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко находится на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки — это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

4.Изменения в неживой природе зимой.

  • Ребята, идя из дома в школу, вы наблюдали изменения в природе. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников?

(снег)

  • Из чего состоит снег?
  • Раньше думали, что снег — это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не резгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки. Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки — кристаллики крохотных размеров. Кристаллики — это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.
  • Рассмотрите разнообразные снежинки.

( работа в рабочей тетради................)

5.Зимние явления природы.

  • Ребята, какие зимние явления в неживой природе вы знаете?

(снегопад, иней, буря, вьюга, метель, пурга, оттепель, гололедица, изморозь, сосульки)

6.Физминутка (музыкальная).

« А на улице мороз!»

7.Зимняя жизнь растений.

  • На какие группы делятся все растения?

(деревья, кустарники, травы)

  • Какие бывают деревья?

(лиственные и хвойные)

  • Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют.

(зимой на лиственных деревьях нет листьев, они как -бы спят, а у хвойных хвоинки остаются)

  • Действительно лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике — на зиму сохраняются плоды.
  • Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.
  • Какую роль выполняет снег для этих растений?

(снег для этих растений тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.

8.Секреты животного мира.

  • На какие группы делятся животные?

(звери, птицы, рыбы, насекомые)

  • О том, как зимуют некоторые звери мы узнаем из сообщений , подготовленных ребятами.

(выступление обучающихся с сообщениями)

  • Есть ещё интересные факты о зимней жизни зверей.

Мыши — основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд ( иногда до 30) в разных местах.

Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.

Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.

9.Жизнь птиц зимой.

  • Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края?

(перелётные)

  • Почему они улетают?

(Они испытывают недостаток в пище.)

  • Как называют птиц, которые остаются зимовать?

(зимующие)

  • Назовите зимующих птиц.

(синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона)

  • Клёст — зимующая птица. Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, так как именно зимой для них много корма.
  • О синице нам расскажет …......................... .

(сообщение о зимующей птице — синице обучающимся)

  • Чем питаются птицы зимой?

(пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника- то, что осталось на полях;

ягоды рябины, семена клёна, шишки, жёлуди, орехи)

  • И всё же зимой птицы нередко голодают. Как вы ребята сможете помочь птицам пережить трудное время?

(надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их)

  • Какую пользу приносят птицы?

(поедают насекомых, которые наносят урон лесу; своим пением оживляют лес)

  • Что произойдёт, если не будет птиц?

(нарушится природное равновесие)

10.Как зимуют рыбы.

  • Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.

11.Образ жизни людей зимой.

  • Ребята , а как меняется жизнь людей с приходом зимы?

(люди приобретают тёплую одежду, обувь, отапливают свои жилища, не забывают про здоровый образ жизни зимой — хорошая еда, занятия зимними видами спорта, укрепляют своё здоровье)

  • Как зимой укреплять здоровье?

(витамины, закаливание, экологически чистая вода и еда)

  • Какие правила дорожно-транспортной безопасности в зимний период вы знаете?

(Главное правило поведение на дороге зимой — удвоенное внимание и повышенная осторожность! Дорога становится очень скользкой! Поэтому при переходе через проезжую часть лучше подождать, пока не будет проезжающих машин. Переходить только шагом и быть внимательным!

V.Вторичное закрепление.

1)работа в учебнике — стр 133, задание 3

  • Догадайтесь, чьи следы на снегу.

(мышь, заяц, сорока, белка, лось)

2)Интерактивное задание. Игра «Расселите животных по домикам»

3)Игра «Хлопки»

  • Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

(листопад, снегопад, гроза, метель, мороз, дождь, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, гололедица , вьюга .

4)Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

2.обильное выпадение снега называют....(снегопад)

4.повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года (оттепель)

6.пушисая снежная бахрома на деревьях и проводах (изморозь)

8. Тройка -тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. (зима)

По вертикали:

1.появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка изо льда. Это явление называется.......(гололедица)

3.Шуба бела — весь свет одела. (снег)

5 (мороз)

7.Снегопад при сильном ветре называется ….....(метель)

5.Творческая работа.

  • Кто рисует так искусно,

Что за чудо-фантазёр,

Ледяной рисунок грустный:

Реки, рощи и озёра?

Кто нанёс орнамент сложный

На окно любой квартиры?

Это всё один художник,

Это всё его картины.

  • Кто догадался о каком художнике идёт речь?

(мороз разрисовал окна домов)

  • Ребята, я предлагаю вам нарисовать зимний узор на окошках. Для этого на бумаге синего цвета будем рисовать снежинки.... зубной пастой. Работать будем в парах.

(Работа в парах. На листах с синим фоном рисуем снежинки зубной пастой , спомощью ватных палочек)

VI.Рефлексия. Итог урока.

  • Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы?

(становится холоднее, день становится короче, идёт снег, солнце тускло светит, не греет, идёт снегопад, бывают метели, вьюги, бури)

  • Какие изменения просходят с приходом зимы в живой природе?

(многие животные впадают вспячку, некоторые питаются запасами, рыбы спят под толщей льда, деревья до весны остаются без листьев, лишь только хвойные остаются в своём наряде, зимующие птицы питаются ягодами рябины, шишками, орехами)

  • С приходом зимы и наш организм требует внимания. Как нужно укреплять здоровье?
  • Какие правила безопасности зимой вы знаете?
  • В учебнике на стр.133 прочитаем вывод сегодняшней темы.
  • Скажите, какова была тема нашего урока?
  • Какие цели мы поставили в начале урока?
  • Добились ли мы результата?
  • Сегодня мы побывали в гостях у зимы. Что вас удивило в нашем путешествии?
  • Что узнали нового, чего раньше не знали?
  • Ребята, на ваших столах лежат снежинки. Если у вас сейчас хорошее настроение, вам было интересно, поднимите снежинку вверх.
  • Оцените свою работу на уроке.
  • Ребята, мы должны проводить Зимушку-Зиму, сказать ей спасибо за помощь в путешествии и сделать ей небольшой подарок: мы украсим её платье снежинками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока"в гости к Зиме"

Это конспект урока по развитию устной речи для обучающихся,воспитанников с ОВЗ  во 2 классе школы VIII вид.а...

Методическая разработка конспекта урока по внеклассному чтению в 1 классе по теме:"В гостях у деда Клима"

Данный конспект урока познакомит с Муромским сказочником И.Н.Климовым, его творчествои и жизнью, разные формы работы испульзуемые на уроке покажут многогранность и доступность усвоения учебных задач, ...

Методическая разработка конспект урока чтения для первого класса на тему: В гостях у сказки "Пузырь, Соломинка и Лапоть"

Данное занятие может быть использовано для развития речи  как для детей старшего дошкольного возраста, так и для первоклассников....