Методическая разработка конспекта урока по внеклассному чтению в 1 классе по теме:"В гостях у деда Клима"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Матюкина Ольга Анатольевна

Данный конспект урока познакомит с Муромским сказочником И.Н.Климовым, его творчествои и жизнью, разные формы работы испульзуемые на уроке покажут многогранность и доступность усвоения учебных задач, дети учатся перессказу на примере конкретной сказки "Матрёшка и медведь", учатся отвечать на впоставленный вопрос о прочитанном и передавать содержание произведения. Используется в конце урока творческая работа, учащиеся сами делаюк книжку- малышку по изучаемой сказке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_matyukinoy.docx33.44 КБ
Файл v_gostyah_u_deda_klima.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного  чтения в 1 классе

«В гостях у деда Клима».

Учитель :Матюкина О.А., учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Муром Владимирской области.

Тема: «В гостях у дедушки Клима».

Форма: внеклассное мероприятие по литературному чтению.

Цели урока:

-познакомить детей с Муромскими сказками И.Н. Климова

-совершенствовать навыки чтения целыми словами;

-формировать умение читать по ролям;

-развивать речевые умения, воображение, память и внимание.

Оборудование: портрет Климова, презентация, книги И.Н Климова, фишки самооценки, куклы для кукольного театра, Книги с Муромскими сказками (варианты) :«Сказки из Мурома»/Записал от И. Климова и обработал В. Светозаров; - М.: Дет.лит., 1979, интерактивная доска, листы чистой бумаги формат А3, клей карандаш, заготовки из цветной бумаги для изготовления сказочных героев., цветы (синие, красные, зелёные), корзина, экспонат дед Клим, мешочек с предметами сказок.

 Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

ориентироваться в тексте

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной  форме

слушать и понимать речь других;

выразительно читать текст;

учиться работать в паре, группе;

Личностные  УУД:

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать;

Ход урока.

этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Орг момент

Я приветствую всех на сегодняшнем занятии.

- Кто из вас любит читать? Почему вам нравится чтение, что привлекает в книге?

 Организация рабочего места.

Эмоциональный настрой

Развитие речевого аппарата

1.Разминка

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

2. Чтение тихо и умерено: 

арла арча

арса аржа

3. Чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

4. Чтение чистоговорки

Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – мы купили соль

Повторение упражнений за учителем.

Слайд разминки.

Актуализация знаний

Мешочек волшебный с предметами. (репка, золотая рыбка, золотой ключик, Дюймовочка, рукавичка, колобок).

-Ребята, предлагаю вам поиграть со мной в игру, которая называется «Угадай предмет «.

-Вы должны достать любой предмет из мешочка на ощупь и вспомнить, в какой сказке его можно встретить.

-Можно сказать, что все предметы из сказок?

-Давайте вспомним, какие бывают сказки (народные и авторские).

А теперь разложите все предметы на 2 группы. (1-ая народные сказки, 2- ая –авторские сказки).

Чем отличаются народные сказки от авторских?

Вступительная беседа учащегося о сказке.

Выказывают предположение, выслушивают ответы других

Слайд сказки народные и авторские

Определение темы и целей урока

-Ребята, а этот предмет знаком вам?

-Из какой сказки она к нам пришла? (Матрёшка и медведь)

-Это народная сказка или авторская?

-Докажите. (Есть конкретный автор).

-Ребята, кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (знакомиться с автором сказки и самой сказкой «Матрёшка и медведь»).

- Как вы думаете, почему мы будем знакомиться  именно с этой сказкой? (мы создаём музей  в классе, герои чему-то могут научить).

 

- Прочитайте названия сказок, которые вошли в этот сборник.

-Пофантазируйте, о чём пойдёт речь в каждой из сказок.

-Кто из вас догадался и может мне назвать тему нашего урока,  с какой новой сказкой мы познакомимся?

Работают с книгой, ее содержанием.

Высказывают предположения, в том , что будем читать произведение того же автора, учатся определять тему урока.

Учитель достаёт Матрёшку

Слайд книги сборник «Сказки из Мурома»

Знакомство с Муромским сказочником

- Как раз главный один герой музея уже готов и живёт с нами почти целый месяц.

-Ребята, скажите кто это? (Дед Клим)

-И конечно нашим гостям мы не можем не рассказать о нём.

-Ребята, давайте расскажем про Муромского сказочника Ивана Никитича Климова.

 1 ученик: Сказка -  большая для нас радость, многому учит! – говорил И.Н. Климов.-А ежели в ней много выдумки, так это не беда. Хорошо выдумать не всякий умеет.

2 ученик: Иван Никитич родился 20 января 1885 года и вырос в деревне Битюково, Муромского уезда. Рос он любознательным мальчиком и сказки полюбил рано, когда ещё учился в сельской школе.

3 ученик: В те времена жизнь у крестьян была тяжёлая. Мальчик помогал отцу по хозяйству. Отец его – Никита Иванович  занимался хлебопашеством, грамоты не знал, а сказок помнил много. Детей в семье было восемь.

4 ученик: Вечерами отец, бывало, сапоги подшивает и то одну, то другую сказку говорит, а дети слушают.

 Став подростком, Иван Никитич  вместе с отцом работал то кровельщиком, то маляром.

5 ученик: После службы в армии Климов вернулся в свою деревню и 10 лет был  председателем сельсовета. Позже переехал в Муром и жил на улице Первомайской.  И даже несколько лет работал бакенщиком на реке Оке.

6 ученик: И где бы он ни был – вспоминал и рассказывал сказки, которые вошли в его жизнь с детства. Часто в гости к дедушке  Климову ходили школьники, они очень любили послушать сказки деда Клима.

-Давайте сравним портрет Ивана Никитича с нашим экспонатом?

-есть что-то общее у них?

Отвечают на вопросы.

Рассматривают экспонат музея «Дед Клим»

 

Заранее подготовленные ученики рассказывают биографию Муромского сказочника.

Отвечают на вопросы.

Сравнивают портрет на слайде И.Н. Климова с экспонатом.

Обращение учителя к экспонату деду Клима

Слайды Климов И.Н.

Работа со сборниками сказок, выход на знакомство со  сказкой «Матрёшка  и медведь»

1)первичное чтение сказки учителем

- Как и любой писатель, Иван Никитич тоже свои сказки поместил в книги – сборники.

- Прочитайте названия сказок, которые вошли в этот сборник?

- Сказка, о которой будем сегодня  говорить , есть в этом сборнике.

Дома вы познакомились и прочитали сказку.

-Понравилась она вам или нет.

Что особенно понравилось и запомнилось.

- Какую русскую народную сказку напомнила вам  сказка «Матрёшка и медведь»?

-Какие черты сходства есть у Матрёшки и у Машеньки между собой?

-Каково отличие?

- О чем говорят имена героев сказки: Варька, Танька, Матрёшка? Почему именно так называет их сказочник? (качества человека)

- Можно ли по именам понять отношение к этим героям людей и самого сказочника?

- Я зачитаю вам небольшой отрывок о том, как один из писателей рассказывает об отношении к ним Ивана Никитича.

Учитель зачитывает отрывок из книги с. 4

На лице Ивана Никитича отражается досада на Таньку и Варьку, которые попали в большую беду – забрели в медвежью берлогу. Но вот младшая, Матрёшка, оказалась умнее своих сестер, перехитрила медведя – и глаза Климова сияют радостью.

- Какие же качества Матрёшки прославляет автор  в сказке?

 

Работают с книгой, ее содержанием.

Читают  отрывок сказки по ролям сказку (возможно по ролям).

Сравнивают сказки «Маша и медведь» и «Матрешка и медведь», называют отличительные признаки.

Определяют авторское отношение к героям.

Соотносят свою и авторскую позицию.

Называют качества

Показ сборников сказок Климова. Выход на сказку.

Слайд книги сборник «Сказки из Мурома»

Чтение учителем отрывка В. Светозарова

2) выборочное чтение по ролям отрывка  из сказки о том, как Матрёшка перехитрила медведя.

Проводится словарная работа

 - Теперь я предлагаю  прочитать отрывок по ролям, о том, как перехитрила Матрёшка медведя.

-В отрывке сказки встретятся слова: чучело, берлога, короб, кочка- выясним значение этих слов.

-Чтобы вы могли рассказать про Матрёшку, какая она оказалась?

- Чему учит нас эта сказка?

Читают по ролям,

 высказывают мнение о прочитанном.

Определяют идейный смысл сказки.

Слайд со словами, значение которых нужно объяснить.

Гимнастика для глаз

Слайд с минуткой для глаз на доске.

3) Просмотр кукольного спектакля сказки.

Ребята, а теперь я предлагаю вам посмотреть кукольный спектакль по мотивам  сказки «Матрёшка и медведь».

- На кого  из героев этой сказки вы хотели бы быть похожи?

-Почему?

-А кого вы осуждаете и почему?

Физкультминутка

Творческое задание (работа в группах)

Подведение итогов.

- Отдохнули ребята.

- Ребята, а я вам ещё раз хочу напомнить о том, что мы создаём музей по сказкам Ивана Никитича Климова.

- И  наша с вами  задача пополнять его экспонатами.

  - Давайте пополним  наш музей новым  экспонатом.

-И  предлагаю вам создать  книгу  сказки «Матрёшка и медведь».

- У любой книги есть обложка, посмотрите на сборник «Сказки из Мурома».

-  И у меня обложка  готова, есть название, автор.

- А  какая книга без иллюстраций,  в  книгах есть  иллюстрации.

-Художник, который рисовал иллюстрации к данной книги зовут Валентина Челинцова.

- Теперь я вам тоже предлагаю сделать иллюстрации к сказке «Матрёшка и медведь».

Работать мы будем в группе, у каждой группы  получится своя иллюстрация.

- Но сначала  давайте вспомним правила работы в группе.

- Теперь можно переходить к созданию иллюстраций к сказке.

-На столах вашей группы лежат: герои, сделанные из цветной бумаги, клей – карандаш, страничка книги, на которою вы будите размещать свою композицию.

- Ребята, получилось у нас не плохо.

-Мы изготовили сегодня иллюстрации по сказке.

-А когда вы  научитесь грамотно, красиво писать, то и в нашу книжку поместим текст сказки, и вы мне в этом поможете.

Работа в группах, изготовление  иллюстраций к книжке «Матрёшка и медведь».

Помещают иллюстрацию каждой группы на доску.

Напоминает о создании музея.

Рассматривают сборник книжки И.Н. Климова «Сказки из Мурома»

Слайд «Правила работы в группе»

Рефлексия

- Ну что ребят, как вы считаете, всё ли у вас получилось?

- Скажите мне пожалуйста, как попали девочки из сказки к медведю. (шли через лес).

- В лесу растёт много цветов, все они красивые, яркие.

-Я предлагаю вам оценить свою работу тоже с помощью цветов.

-Какого цвета цветы лежат у вас на парте? (красный, синий, зелёный).

-Ребята, если вам всё сегодня понравилось на уроке и вы всё поняли, выберете цветок – красного цвета.

-Если вам не всё понравилось, и вы не всё поняли на нашем уроке, предлагаю выбрать цветок – зелёного цвета.

-Ну а если, есть ребята, которым вообще урок не понравился, вы ничего не поняли, то предлагаю выбрать цветок – синего цвета.

- Теперь нужно ваши цветы поместить в корзину на доске.

Ребята, на столах стоит клей карандаш, намажьте клеем не цветную сторону вашего цветка, и сначала приклеивают ребята 1- го ряда, теперь выходят ребята 2-го ряда, и выходят ребята 3 ряда.

-Посмотрим, какой у нас с вами получился букет.

-Наш урок подходит к концу, все сегодня большие молодцы, желаю вам и дальше продолжать так трудиться.

- Я думаю нашим гостям тоже сегодня было не скучно и мы их благодарим за то, что они сегодня к нам пришли. 

Оценивают свою работу синими, красными, зелёными цветочками.

Выбирают цветок

Помещают цветы в корзину.

Слайд оценивания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Матюкина Ольга Анатольевна, Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 20» г. Мурома Владимирской области В гостях у деда Клима

Слайд 2

Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем .

Слайд 3

1 . вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям. 2. Чтение громко и быстро: гарь – парь – жарь 3. Чтение тихо и умерено: арла арча арса аржа Разминка .

Слайд 4

народная авторская Сказка

Слайд 6

С казка- большая для нас радость, многому учит! А ежели в ней много выдумки, так это не беда. Х орошо выдумать не всякий умеет. И.Н.Климов

Слайд 7

И ВАН Н ИКИТИЧ К ЛИМОВ 1885- 1965 Г.

Слайд 12

ЧУ́ЧЕЛО - Точное воспроизведение животного его фигура, покрытая шкурой, перьями. БЕРЛО́ГА, - Зимнее л оговище медведя . КО́РОБ - Лубяное или берестяное изделие для укладки , носки чего-н . КО́ЧКА - Бугорок на сырой или заболоченной земле.

Слайд 13

«Матрёшка и медведь»

Слайд 16

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспект урока по математике в 4 классе по теме «Единица длины: километр» программа «Школа России»

         Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по математике 4 класс по программе «Школа России». Тема урока «Единица длины: километр » На ур...

Методическая разработка "Конспект урока английского языка во 2 классе по теме "Животные"

Методическая разработка "Конспект урока английского языка во 2 классе по теме "Животные"...

Методическая разработка конспект урока по математике в 4 классе по теме «Единица длины: километр» программа «Школа России»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по математике 4 класс по программе «Школа России». Тема урока «Единица длины: километр » Конспект урока составл...

Методическая разработка. Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Николай Носов. Рассказ «Затейники»"

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством известного писателя Н.Носова и его рассказом «Затейники»....