Методическая разработка конспекта урока по внеклассному чтению в 1 классе по теме:"В гостях у деда Клима"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Данный конспект урока познакомит с Муромским сказочником И.Н.Климовым, его творчествои и жизнью, разные формы работы испульзуемые на уроке покажут многогранность и доступность усвоения учебных задач, дети учатся перессказу на примере конкретной сказки "Матрёшка и медведь", учатся отвечать на впоставленный вопрос о прочитанном и передавать содержание произведения. Используется в конце урока творческая работа, учащиеся сами делаюк книжку- малышку по изучаемой сказке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_matyukinoy.docx | 33.44 КБ |
v_gostyah_u_deda_klima.pptx | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 1 классе
«В гостях у деда Клима».
Учитель :Матюкина О.А., учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Муром Владимирской области.
Тема: «В гостях у дедушки Клима».
Форма: внеклассное мероприятие по литературному чтению.
Цели урока:
-познакомить детей с Муромскими сказками И.Н. Климова
-совершенствовать навыки чтения целыми словами;
-формировать умение читать по ролям;
-развивать речевые умения, воображение, память и внимание.
Оборудование: портрет Климова, презентация, книги И.Н Климова, фишки самооценки, куклы для кукольного театра, Книги с Муромскими сказками (варианты) :«Сказки из Мурома»/Записал от И. Климова и обработал В. Светозаров; - М.: Дет.лит., 1979, интерактивная доска, листы чистой бумаги формат А3, клей карандаш, заготовки из цветной бумаги для изготовления сказочных героев., цветы (синие, красные, зелёные), корзина, экспонат дед Клим, мешочек с предметами сказок.
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ориентироваться в тексте
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме
слушать и понимать речь других;
выразительно читать текст;
учиться работать в паре, группе;
Личностные УУД:
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать;
Ход урока.
этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Орг момент | Я приветствую всех на сегодняшнем занятии. - Кто из вас любит читать? Почему вам нравится чтение, что привлекает в книге? | Организация рабочего места. Эмоциональный настрой | |
Развитие речевого аппарата | 1.Разминка вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям. 2. Чтение тихо и умерено: арла арча арса аржа 3. Чтение громко и быстро: гарь – парь – жарь 4. Чтение чистоговорки Ло-ло-ло – на улице тепло. | Повторение упражнений за учителем. | Слайд разминки. |
Актуализация знаний | Мешочек волшебный с предметами. (репка, золотая рыбка, золотой ключик, Дюймовочка, рукавичка, колобок). -Ребята, предлагаю вам поиграть со мной в игру, которая называется «Угадай предмет «. -Вы должны достать любой предмет из мешочка на ощупь и вспомнить, в какой сказке его можно встретить. -Можно сказать, что все предметы из сказок? -Давайте вспомним, какие бывают сказки (народные и авторские). А теперь разложите все предметы на 2 группы. (1-ая народные сказки, 2- ая –авторские сказки). Чем отличаются народные сказки от авторских? | Вступительная беседа учащегося о сказке. Выказывают предположение, выслушивают ответы других | Слайд сказки народные и авторские |
Определение темы и целей урока | -Ребята, а этот предмет знаком вам? -Из какой сказки она к нам пришла? (Матрёшка и медведь) -Это народная сказка или авторская? -Докажите. (Есть конкретный автор). -Ребята, кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (знакомиться с автором сказки и самой сказкой «Матрёшка и медведь»). - Как вы думаете, почему мы будем знакомиться именно с этой сказкой? (мы создаём музей в классе, герои чему-то могут научить).
- Прочитайте названия сказок, которые вошли в этот сборник. -Пофантазируйте, о чём пойдёт речь в каждой из сказок. -Кто из вас догадался и может мне назвать тему нашего урока, с какой новой сказкой мы познакомимся? | Работают с книгой, ее содержанием. Высказывают предположения, в том , что будем читать произведение того же автора, учатся определять тему урока. | Учитель достаёт Матрёшку Слайд книги сборник «Сказки из Мурома» |
Знакомство с Муромским сказочником | - Как раз главный один герой музея уже готов и живёт с нами почти целый месяц. -Ребята, скажите кто это? (Дед Клим) -И конечно нашим гостям мы не можем не рассказать о нём. -Ребята, давайте расскажем про Муромского сказочника Ивана Никитича Климова. 1 ученик: Сказка - большая для нас радость, многому учит! – говорил И.Н. Климов.-А ежели в ней много выдумки, так это не беда. Хорошо выдумать не всякий умеет. 2 ученик: Иван Никитич родился 20 января 1885 года и вырос в деревне Битюково, Муромского уезда. Рос он любознательным мальчиком и сказки полюбил рано, когда ещё учился в сельской школе. 3 ученик: В те времена жизнь у крестьян была тяжёлая. Мальчик помогал отцу по хозяйству. Отец его – Никита Иванович занимался хлебопашеством, грамоты не знал, а сказок помнил много. Детей в семье было восемь. 4 ученик: Вечерами отец, бывало, сапоги подшивает и то одну, то другую сказку говорит, а дети слушают. Став подростком, Иван Никитич вместе с отцом работал то кровельщиком, то маляром. 5 ученик: После службы в армии Климов вернулся в свою деревню и 10 лет был председателем сельсовета. Позже переехал в Муром и жил на улице Первомайской. И даже несколько лет работал бакенщиком на реке Оке. 6 ученик: И где бы он ни был – вспоминал и рассказывал сказки, которые вошли в его жизнь с детства. Часто в гости к дедушке Климову ходили школьники, они очень любили послушать сказки деда Клима. -Давайте сравним портрет Ивана Никитича с нашим экспонатом? -есть что-то общее у них? | Отвечают на вопросы. Рассматривают экспонат музея «Дед Клим»
Заранее подготовленные ученики рассказывают биографию Муромского сказочника. Отвечают на вопросы. Сравнивают портрет на слайде И.Н. Климова с экспонатом. | Обращение учителя к экспонату деду Клима Слайды Климов И.Н. |
Работа со сборниками сказок, выход на знакомство со сказкой «Матрёшка и медведь» 1)первичное чтение сказки учителем | - Как и любой писатель, Иван Никитич тоже свои сказки поместил в книги – сборники. - Прочитайте названия сказок, которые вошли в этот сборник? - Сказка, о которой будем сегодня говорить , есть в этом сборнике. Дома вы познакомились и прочитали сказку. -Понравилась она вам или нет. Что особенно понравилось и запомнилось. - Какую русскую народную сказку напомнила вам сказка «Матрёшка и медведь»? -Какие черты сходства есть у Матрёшки и у Машеньки между собой? -Каково отличие? - О чем говорят имена героев сказки: Варька, Танька, Матрёшка? Почему именно так называет их сказочник? (качества человека) - Можно ли по именам понять отношение к этим героям людей и самого сказочника? - Я зачитаю вам небольшой отрывок о том, как один из писателей рассказывает об отношении к ним Ивана Никитича. Учитель зачитывает отрывок из книги с. 4На лице Ивана Никитича отражается досада на Таньку и Варьку, которые попали в большую беду – забрели в медвежью берлогу. Но вот младшая, Матрёшка, оказалась умнее своих сестер, перехитрила медведя – и глаза Климова сияют радостью. - Какие же качества Матрёшки прославляет автор в сказке?
| Работают с книгой, ее содержанием. Читают отрывок сказки по ролям сказку (возможно по ролям). Сравнивают сказки «Маша и медведь» и «Матрешка и медведь», называют отличительные признаки. Определяют авторское отношение к героям. Соотносят свою и авторскую позицию. Называют качества | Показ сборников сказок Климова. Выход на сказку. Слайд книги сборник «Сказки из Мурома» Чтение учителем отрывка В. Светозарова |
2) выборочное чтение по ролям отрывка из сказки о том, как Матрёшка перехитрила медведя. Проводится словарная работа | - Теперь я предлагаю прочитать отрывок по ролям, о том, как перехитрила Матрёшка медведя. -В отрывке сказки встретятся слова: чучело, берлога, короб, кочка- выясним значение этих слов. -Чтобы вы могли рассказать про Матрёшку, какая она оказалась? - Чему учит нас эта сказка? | Читают по ролям, высказывают мнение о прочитанном. Определяют идейный смысл сказки. | Слайд со словами, значение которых нужно объяснить. |
Гимнастика для глаз | Слайд с минуткой для глаз на доске. | ||
3) Просмотр кукольного спектакля сказки. | Ребята, а теперь я предлагаю вам посмотреть кукольный спектакль по мотивам сказки «Матрёшка и медведь». - На кого из героев этой сказки вы хотели бы быть похожи? -Почему? -А кого вы осуждаете и почему? | ||
Физкультминутка | |||
Творческое задание (работа в группах) Подведение итогов. | - Отдохнули ребята. - Ребята, а я вам ещё раз хочу напомнить о том, что мы создаём музей по сказкам Ивана Никитича Климова. - И наша с вами задача пополнять его экспонатами. - Давайте пополним наш музей новым экспонатом. -И предлагаю вам создать книгу сказки «Матрёшка и медведь». - У любой книги есть обложка, посмотрите на сборник «Сказки из Мурома». - И у меня обложка готова, есть название, автор. - А какая книга без иллюстраций, в книгах есть иллюстрации. -Художник, который рисовал иллюстрации к данной книги зовут Валентина Челинцова. - Теперь я вам тоже предлагаю сделать иллюстрации к сказке «Матрёшка и медведь». Работать мы будем в группе, у каждой группы получится своя иллюстрация. - Но сначала давайте вспомним правила работы в группе. - Теперь можно переходить к созданию иллюстраций к сказке. -На столах вашей группы лежат: герои, сделанные из цветной бумаги, клей – карандаш, страничка книги, на которою вы будите размещать свою композицию. - Ребята, получилось у нас не плохо. -Мы изготовили сегодня иллюстрации по сказке. -А когда вы научитесь грамотно, красиво писать, то и в нашу книжку поместим текст сказки, и вы мне в этом поможете. | Работа в группах, изготовление иллюстраций к книжке «Матрёшка и медведь». Помещают иллюстрацию каждой группы на доску. | Напоминает о создании музея. Рассматривают сборник книжки И.Н. Климова «Сказки из Мурома» Слайд «Правила работы в группе» |
Рефлексия | - Ну что ребят, как вы считаете, всё ли у вас получилось? - Скажите мне пожалуйста, как попали девочки из сказки к медведю. (шли через лес). - В лесу растёт много цветов, все они красивые, яркие. -Я предлагаю вам оценить свою работу тоже с помощью цветов. -Какого цвета цветы лежат у вас на парте? (красный, синий, зелёный). -Ребята, если вам всё сегодня понравилось на уроке и вы всё поняли, выберете цветок – красного цвета. -Если вам не всё понравилось, и вы не всё поняли на нашем уроке, предлагаю выбрать цветок – зелёного цвета. -Ну а если, есть ребята, которым вообще урок не понравился, вы ничего не поняли, то предлагаю выбрать цветок – синего цвета. - Теперь нужно ваши цветы поместить в корзину на доске. Ребята, на столах стоит клей карандаш, намажьте клеем не цветную сторону вашего цветка, и сначала приклеивают ребята 1- го ряда, теперь выходят ребята 2-го ряда, и выходят ребята 3 ряда. -Посмотрим, какой у нас с вами получился букет. -Наш урок подходит к концу, все сегодня большие молодцы, желаю вам и дальше продолжать так трудиться. - Я думаю нашим гостям тоже сегодня было не скучно и мы их благодарим за то, что они сегодня к нам пришли. | Оценивают свою работу синими, красными, зелёными цветочками. Выбирают цветок Помещают цветы в корзину. | Слайд оценивания. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем .
1 . вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям. 2. Чтение громко и быстро: гарь – парь – жарь 3. Чтение тихо и умерено: арла арча арса аржа Разминка .
народная авторская Сказка
С казка- большая для нас радость, многому учит! А ежели в ней много выдумки, так это не беда. Х орошо выдумать не всякий умеет. И.Н.Климов
И ВАН Н ИКИТИЧ К ЛИМОВ 1885- 1965 Г.
ЧУ́ЧЕЛО - Точное воспроизведение животного его фигура, покрытая шкурой, перьями. БЕРЛО́ГА, - Зимнее л оговище медведя . КО́РОБ - Лубяное или берестяное изделие для укладки , носки чего-н . КО́ЧКА - Бугорок на сырой или заболоченной земле.
«Матрёшка и медведь»
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспект урока по математике в 4 классе по теме «Единица длины: километр» программа «Школа России»
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по математике 4 класс по программе «Школа России». Тема урока «Единица длины: километр » На ур...
Методическая разработка: "Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема "Предложение""
Методическая разработка в помощь педагогам....
Методическая разработка "Конспект урока английского языка во 2 классе по теме "Животные"
Методическая разработка "Конспект урока английского языка во 2 классе по теме "Животные"...
Методическая разработка конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме "А. Блок" На лугу". Программа "Школа России".
Методическая разработка по литературному чтению....
Методическая разработка конспекта урока русского языка в 3 классе по теме: «Имена прилагательные».
Урок обобщения и систематизации знаний в 3 классе....
Методическая разработка конспект урока по математике в 4 классе по теме «Единица длины: километр» программа «Школа России»
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по математике 4 класс по программе «Школа России». Тема урока «Единица длины: километр » Конспект урока составл...
Методическая разработка. Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Николай Носов. Рассказ «Затейники»"
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством известного писателя Н.Носова и его рассказом «Затейники»....