Рабочая программа кружка "Здоровый и безопасный образ жизни"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Хабибуллина Людмила Михайловна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровый и безопасный образ жизни" 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovyy_i_bezopasnyy_obraz_zhizni.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый и безопасный образ  жизни» в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования.

Цель:

Формирование знаний учащихся в области современных достижений гигиены, санитарии и здоровья, посредством познания окружающего мира с самим собой.

Задачи:

Обучающие:

- научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;

- формировать осознанное отношение к своему здоровью;

- уметь применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;

- использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.

Развивающие:

- помочь школьнику реализовать и осознать себя в разных своих проявлениях;

- сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;

- дать представление о негативных факторах риска здоровью, о существовании зависимости от табака, алкоголя, наркотических и психотропных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

- сформировать представление о основных дорожных «ловушках» и уметь прогнозировать ситуацию на дорогах;

- уметь выполнять последовательные действия при возникновении экстремальных ситуаций.

Воспитательные:

- воспитать у детей личную ответственность за сохранение своего здоровья;

- научить обучающихся, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранить здоровье;

- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения

Общая характеристика курса.

 Курс внеурочной деятельности «Здоровый и безопасный образ  жизни» расширяет сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, рассматриваемые в школьной программе по окружающему миру. Получение учащимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи и школы. Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым, для учащихся младшей ступени, так как позволит школьникам найти причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.

Актуальность

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый и безопасный образ  жизни» отвечает требованиям ФГОС и решает воспитательные задачи трёх уровней, которые поставлены в задачах внеурочной деятельности, через приобщение обучающихся к познанию окружающего мира – с самим собой. Рассказывает о его анатомии и некоторых физиологических свойствах, затрагивающие эмоциональные стороны восприятия мира.

Место курса в учебном плане.

Программа предназначена для обучающихся 1-4 класса составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Программа рассчитана на 33 занятия в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю продолжительность занятия 0,5 часа, на 34 занятия в год – во 2-4 классах, продолжительность занятия 0,5 часа.

2    . Тематический план программы

№ п/п

Наименование разделов/модулей, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека.

Ориентироваться в основных вопросах изученных тем.

Объяснять правила безопасного движения в автомобиле, правила перехода дороги.

Характеризовать поведение участников дорожного движения. Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.

Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Ориентироваться в основных вопросах изученных тем. 

Объяснять правила безопасного движения в автомобиле, правила перехода дороги.

Умение пользоваться безопасным маршрутом движения по улицам с интенсивным движением.

Ауд.

Вн.

Ауд.

Вн.

Ауд.

Вн.

Ауд.

Вн.

1

Самопознание через чувство и образ

6

1,5

1,5

2

Школа здорового питания

25

2

0,5

3

0,5

2,5

1

3

3

Ослепительная улыбка на всю жизнь

3

0,5

0,5

0,5

4

Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами

17

1

1,5

0,5

2

0,5

2

1

5

Безопасность детей на дорогах

48

6,5

2

4,5

2

2,5

1

3,5

2

6

Поведение в экстремальной ситуации

10

2

3

7

Забота о здоровье организма

20

4

0,5

4,5

1

8

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

6

3

Итого

135

33

34

34

34

3. Содержание программы

1 класс

Самопознание через чувство и образ

Я познаю себя. Мы все похожие и разные. Я познаю других. Человек в мире людей.

Школа здорового питания

Питание и эмоциональное состояние. Пищеварение: как это происходит? Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. Питание и индивидуальное здоровье. Производство, хранение и распространение продуктов питания.

Ослепительная улыбка на всю жизнь

Зачем человеку нужен рот и что в нем находится. Здоровое питание – здоровые зубы. Правила ухода за зубами.

Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами

Лекарственные препараты. Табак. Пассивное курение.

Безопасность детей на дорогах

Для чего мы учим правила дорожного движения. Для чего мы учим правила дорожного движения. Цвет и форма запрещающих знаков. Адрес местожительства. Дорога от дома до школы. Дорога домой. Перекресток. Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы? Знаки «пешеходный переход», «пешеходная дорожка». Загадки пустынной улицы. Двор тоже улица. Нас увидят в темноте. Транспортное средство. Участники дорожного движения. Дорога. Тротуар как часть дороги. Правила движения по тротуару. Сигналы светофора. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов. Правила поездки в автомобиле, автобусе. Урок-игра «Азбука безопасности». Экстремальные ситуации. Поведение при пожаре. Поведение при возникновении экстремальной ситуации на воде. Поведение при встрече с незнакомым человеком.

2 класс

Самопознание через чувство и образ

Я познаю себя. Мы все похожие и разные. Я познаю других. Человек в мире людей.

Школа здорового питания

Питание и эмоциональное состояние. Пищеварение: как это происходит? Питательные вещества и из значение для роста и развития организма. Питание и индивидуальное здоровье. Витаминная тарелка на каждый день. Из чего состоит наша пища. Как и чем питаться, если заниматься спортом. Блюда из зерна. Молоко и молочные продукты. Здоровая пища для ребёнка.

Ослепительная улыбка на всю жизнь

Здоровые зубы – здоровый организм. Строение зубов Чистка зубов.

Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами

Лекарственные препараты. Мир растений. Польза растений и таящиеся опасности. Наркотические и токсические вещества. Рядом – опасный человек.

Безопасность детей на дорогах

Переход улиц. Правила перехода узких улиц. Правила перехода широких улиц. Пешеходный переход. Мой друг светофор. Я – пешеход. (Обобщающий урок) Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный. «Автомобиль – друг или враг?» Знаки дорожного движения. Знание своего района как условие безопасного передвижения. Безопасные маршруты движения. Игра –викторина «Дорожная азбука». Остановки транспортного средства. Пассажиром быть не просто.

Поведение в экстремальной ситуации

Экстремальные ситуации. Модели поведения в экстремальных ситуациях. Как звать на помощь в экстремальной ситуации? Как выйти из экстремальной ситуации? Травмы. Ожоги. Обобщающее занятие.

        3 класс

Школа здорового питания

Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если заниматься спортом. Где и как готовят пищу? Встреча с педиатром. Молоко и молочные продукты. Профилактика заболеваний пищеварительных органов.

Забота о здоровье организма

Мы и наши зубы. Занятия по гигиеническим навыкам. «Друзья Мойдодыра» Берегите глаза! Твоё здоровье и учебная нагрузка.  Как сохранить зрение? Сон в нашей жизни. Если хочешь быть здоров – закаляйся! Осанка. Осанка? Осанка! Здоровье в порядке – спасибо зарядке.

Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами

Почему мы болеем? Причины болезни. Признаки болезни. Как организм помогает себе сам. Что нужно знать о лекарствах. Какие лекарства мы выбираем. Домашняя аптечка. Как избежать отравлений.

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза. Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице. Чтобы огонь не причинил вреда. Чем опасен электрический ток.

Безопасность детей на дорогах

Сигналы транспортного средства. Спецтранспорт и его назначение. Безопасные маршруты движения. Составные части улицы, дороги. Перекрёсток, разные виды перекрёстков. Группы дорожных знаков и их назначение. Обобщающее занятие. Где мы будем играть?

4 класс

Школа здорового питания

Питание – необходимое условие для жизни человека. Основы правильного питания. Гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи. Секреты здорового питания. Рацион питания. Здоровая пища для всей семьи. Витамины в жизни детей.

Забота о здоровье организма

Что такое здоровье?

Как помочь сохранить себе здоровье. Домашняя аптечка. Правила личной гигиены. Физическая активность и здоровье. «Береги зрение смолоду». Как избежать искривления позвоночника. Отдых для здоровья. Умеем ли мы отвечать за своё здоровье. «Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим». Физическая активность и здоровье.

Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами

Вредные привычки и их профилактика. Злой волшебник табак. Что мы знаем о курении. Умей сказать «нет»! Викторина «Почему я говорю- «Нет!» вредным привычкам.» Профилактика повреждений и травм у младших школьников. Мы болезнь победим, быть здоровыми хотим.

Безопасность детей на дорогах

Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?» Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. Правила эксплуатации велосипеда. Возрастные ограничения. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Путешествие в страну дорожных знаков. Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Железнодорожный переезд-источник повышенной опасности. Нерегулируемые участки дороги. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Дорожные опасности. Викторина «У дорожных правил каникул нет». Обобщающее занятие.

4.Предполагаемые результаты реализации программы

1 класс

  •  необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
  •   положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
  •   чувства справедливости, ответственности;  
  •   в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как  поступить;
  • навыки самостоятельности суждений.

Метапредметные результаты освоения программы:

  • умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
  •  формирование способности оценивать своё поведение со стороны;
  •  формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
  • формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

2 класс

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • способность к самооценке;

начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях

Метапредметные результаты освоения программы:

  • умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
  • формирование способности оценивать своё поведение со стороны;
  • формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
  • — формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения. Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

3 класс

Личностные результаты:

      -оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

     -осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметные результаты:

1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:

- определять «на глаз» расстояние до объекта;

- определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения.

 2. Умение, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

 - выделять знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить их с поведением;

- находить на рисунках и схемах части дороги;

- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

- объяснять правила передвижения в соответствии со знаками;

 - выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам;

- самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы.

4 класс

Личностные результаты: 

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

 начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

- характеризовать слова «опасность», «опасный»;

- объяснять значение слов «осторожный» и «неосторожный», «внимательный» и «невнимательный»;

- предвидеть результат возникшей ситуации, выделять особо опасные ситуации;

   2. Умение, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

           - объяснять ППД;

           - группировать знаки дорожного движения по назначению;

           - соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией;

           - соблюдать изученные правила движения;

           - анализировать свое и чужое поведение.

Планируемые результаты

1 класс:

  • сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

— объяснять свой путь от дома до школы;

— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять из многообразия объектов транспортное средство;

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

— различать цвет и форму запрещающих знаков;

— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

— различать сигналы светофора и объяснять их значение;   

— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

2класс

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— сравнивать предметы по их положению в пространстве;

— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;

— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);

— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);

— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

3класс

1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

4 класс

1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— характеризовать слова «опасность», «опасный»;

— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,

— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;

— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;

— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— объяснять значение правил дорожного движения;

— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;

— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;

— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;

— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

−−  выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.

Формы контроля

Выставка, дискуссия, круглый стол.        

Методические рекомендации.

          Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

  • Формы обучения:
  • - тематические занятия;
  • - игровые уроки;
  • - практические занятия;
  • - конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения;
  • - подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;
  • - изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
  • - просмотр видеоматериалов по ПДД;
  • - организация экскурсий на улицу.

Режим занятий:

В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью:

1 класс – 30 минут

2 класс – 30 минут

3 класс – 30 минут

4 класс – 30 минут

Согласовано

Заместитель директора по ВР

______________ Гурова Е.В.

31 августа 2020 года

Муниципальное образование Павловский район Краснодарского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №4

имени Виктора Владимировича Шитика станицы Атаманской

Календарно-тематическое  планирование

По    кружку  «Здоровый и безопасный образ жизни»

Класс  3  «А»

Учитель : Хабибуллина Людмила Михайловна

Количество часов: всего 17

Рабочая программа составлена  на основе авторской   программы Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А.,Жиренко О.Е.  «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы » (1-4 классы). Москва. ВАКО , 2014 г. муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4, протокол №1. от 28.08.2020 года. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию здорового образа жизни

Рабочая программа содержит:Пояснительную записку, цель и задачи программы,формирование УУД, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

рабочая программа по основам здорового образа жизни 3 класс

1.Пояснительная записка.2.Тематическое планирование.3.Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательной деятельности.4.Приложения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ «Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ «Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни»РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ«Экологическая культура, здоровый и безопасный обра...

Рабочая программа "Мы выбираем здоровый образ жизни!"

Назначение рабочей программы «Мы выбираем здоровый образ жизни!»– формирование у воспитанников бережного отношения к себе и окружающим людям, использование полученных знаний и умений...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Радуга здоровья»

Программа разработана для учащихся 1 – 4 классов. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физичес...