Рабочая программа "Мы выбираем здоровый образ жизни!"
рабочая программа
Назначение рабочей программы «Мы выбираем здоровый образ жизни!»– формирование у воспитанников бережного отношения к себе и окружающим людям, использование полученных знаний и умений в жизни, закрепление понятия о здоровье, как об одном из основных человеческих ценностей жизни.
Данная Программа рекомендована для воспитателей детских домов, социальных педагогов, педагогов - психологов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_my_vybiraem_zdorovyy_obraz_zhizni.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Анжеро-Судженского городского округа «Детский дом «Росток»
Рабочая программа
Мы выбираем здоровый образ жизни!
Анжеро-Судженск
2019г.
Составители:
Допытаева Римма Ивановна, воспитатель "Детский дом "Росток"
Галченко Маргарита Валерьевна, воспитатель "Детский дом "Росток"
Королева Наталья Геннадьевна, воспитатель "Детский дом "Росток
Назначение рабочей программы «Мы выбираем здоровый образ жизни!»– формирование у воспитанников бережного отношения к себе и окружающим людям, использование полученных знаний и умений в жизни, закрепление понятия о здоровье, как об одном из основных человеческих ценностей жизни.
Данная Программа рекомендована для воспитателей детских домов, социальных педагогов, педагогов - психологов.
Содержание
Пояснительная записка 4
Структура Программы 7
Тематическое планирование занятий 8
Требования к уровню подготовки воспитанников 14
Учебно-методическое обеспечение 15
Пояснительная записка
Из истинно человеческих ценностей здоровье – одна из основных. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его самочувствию. Становится понятна истина: если нет здоровья, то все остальное – бессмысленно. В настоящее время состояние здоровья детей и подростков вызывает особую озабоченность и большую тревогу. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что уже длительное время наблюдается тенденция его ухудшения у подрастающего поколения всех возрастов.
По данным Баранова А.А. более 5 млн. детей России по состоянию здоровья относятся к группе риска. Физиологически зрелыми рождаются не более 12 % детей, здоровые же составляют около 10 %. Как следствие 30 % детей, которые приходят в первые классы, уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Только 7,1 % выпускников образовательных учреждений можно считать относительно здоровыми. Число детей с хроническими патологиями за последние 10 лет увеличилось на 38 %. Особенно ярко нарушения в состоянии здоровья выражены у детей с ограниченными возможностями.
По мнению ученых, здоровье людей зависит на 20 % от наследственности, на 20 % от окружающей среды, на 8-10 % от медицины и 50-55 % от образа жизни (Лисицын Ю.П. и др., 1986). Как известно, образ жизни не складывается сам по себе, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Концепция модернизации российского образования, новые требования норм СанПина и закон «Об образовании в Российской Федерации» обязывают каждое образовательное учреждение создавать благоприятные условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, пропаганду среди воспитанников здорового образа жизни. В.А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». За последнее десятилетие создано несколько программ и методических пособий для общеобразовательных школ по валеологии. Среди них такие, как образовательная программа «Знай свое тело», разработанная американским фондом здоровья, программа К.Г. Зайцевой «Уроки здоровья», методическое руководство «Познай себя» , ряд учебных пособий по валеологии, авторами которых являются Г.К. Зайцев и А.Г. Зайцев.
Большинство детей, поступающих в детский дом, обладают целым «букетом» различных заболеваний. Психологи отмечают нарушение эмоционального и личностного развития детей, поступающих в детский дом, агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Значительный процент наших воспитанников проживали в неблагополучных семьях, где не получали не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но порой и представлений о здоровом образе жизни в семье. Поэтому забота о здоровье детей, находящихся в детском доме, их валеологическое воспитание, представляется весьма актуальной задачей всего коллектива детского дома и естественным образом является педагогической задачей.
В связи с этим с подростками, как пропедевтический курс, введены следующие часы общения: «Человек», «Профилактика вредных привычек», «Твой здоровый образ жизни» (основу которой составляет программа «Экологическая культура и здоровый образ жизни» Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Л.И. Колесникова и др. Москва, «Просвещение», 2012 год, а так же программа «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, «Просвещение», 2010 год) с целью заложить и воспитать основные навыки по формированию здорового образа жизни и управлению собственным здоровьем.
Цель:
формирование у воспитанников установки на жизнь как высшей ценности, обучение бережному отношению к себе и окружающим людям, применяя знания и умения в согласии с законами бытия и природы.
Задачи:
1. формировать потребностно-мотивационные основы гигиенического и психологического поведения, безопасной жизни и рациональной организации труда и отдыха, а также навыков заботиться о своем здоровье и здоровье близких им людей;
2. формировать у воспитанников осознание происходящих в их организме физических и психических процессов и умение осознанно управлять ими;
3. формировать отрицательное отношение к вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркомании и токсикомании;
4. обучить разумному поведению в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью воспитанников.
Данный цикл занятий рассчитана на 68 занятий по 2 часа в неделю.
Структура
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов | Примечания |
Раздел 1 | Введение | 4 часа | |
Раздел 2 | Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий | 8 часов | |
Раздел 3 | Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? | 8 часов | |
Раздел 4 | Экологически безопасный образ жизни | 14 часов | |
Раздел 5 | Я и мое здоровье
| 16 часов | |
Раздел 6 | Я против вредных привычек | 10 часов | |
Раздел 7 | Экологическая культура как ресурс здоровья
| 8 часов |
Тематическое планирование занятий и «Мы выбираем здоровый образ жизни!»
№ п\п | темы, раскрывающие данный раздел программы | Характеристика основных видов деятельности воспитанников |
Раздел 1. «Введение» (4 ч) | ||
1 2 3 4 | Здоровье. Единство телесного и духовного здоровья человека. Здоровье как медицинская и социокультурная проблема. Ресурсы здоровья, их виды. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья. | Называть личные цели изучения проблем экологии и здоровья и пути их решения. Формулировать свои познавательные интересы к проблемам экологии и здоровья. Раскрывать понятие «здоровье», его биосоциальную природу, единство телесного и духовного здоровья, его связь с биологической, психической адаптацией и социализацией. Приводить примеры биологических и социальных ресурсов здоровья человека. Высказывать аргументированное суждение о здоровье. Давать определение здорового образа жизни как способа сохранения и увеличения ресурсов здоровья. |
Раздел 2. «Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий» (8 ч) | ||
5 6 7 8 9 10 11 12 | Особенности традиций здоровья у разных народов и их причины. Культурные традиции здорового образа жизни разных времён и народов. Их обусловленность особенностями территории проживания. Культура здоровья славян как результат адаптации многих поколений к условиям проживания. Рационы питания славян и жителей древней Руси. Предметы домашнего обихода, жилище жителей древней Руси и их здоровье. Одежда жителей древней Руси и их здоровье. Отношение к вредным привычкам, отражённые в традициях, обычаях, фольклоре и верованиях жителей древней Руси. Способы природопользования древних людей (выращивание урожая, охота, рыболовство, лесопользование…) | Получать информацию о культурных традициях здоровья разных времён и народов, Обосновать связь культуры здорового образа жизни народа с природными и социальными условиями его жизнедеятельности. Называть особенности здорового образа жизни жителей древней Руси. |
Раздел 3. «Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?» (8 ч) | ||
13 14 15 16 17 18 19 20 | Риски для здоровья. Экологические риски здоровья. Источники информации о рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации на достоверность. Экологические риски здоровья в городе. Экологические риски здоровья в деревне. Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов, предметов быта) Ресурсы здоровья. Индивидуальные особенности ресурсов здоровья. | Раскрывать понятие «риск», «экологический риск». Проводить самообследование ресурсов здоровья. Демонстрировать умения оценивать экологические риски в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Называть надёжные источники информации по вопросам экологии и здоровья. Получать информацию об экологических рисках в городской и сельской среде из письменных и электронных источников, проверять на достоверность. |
Раздел 4. «Экологически безопасный образ жизни» (14 ч) | ||
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | Понятие «Загрязнение окружающей среды». Виды загрязнения окружающей среды(химические) биологические. Виды загрязнения окружающей среды физические, биологические). Виды загрязнения окружающей среды (информационное). Воздействие загрязнителей на здоровье человека. Природные причины загрязнения окружающей среды. Антропогенные причины загрязнения окружающей среды. Нормы качества окружающей среды. Понятие чрезвычайная экологическая ситуация. Варианты экологически безопасного поведения. Мой выбор в чрезвычайной ситуации. Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях. Службы, организации, учреждения, к которым следует обращаться в опасных ситуациях и формы таких обращений. Чрезвычайные ситуации которым подвержена Кемеровская область. | Раскрывать значение понятий «загрязнение окружающей среды», «чрезвычайная экологическая ситуация». Классифицировать загрязнение своей местности, выявленное в результате экологического мониторинга. Доказывать природный и антропогенный характер загрязнения окружающей среды в регионе. Объяснять механизмы действия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека и способы защиты здоровья. С использованием художественных образов кино и литературы приводить примеры трудности нравственного выбора человека в чрезвычайных ситуациях, давать оценку такому выбору, аргументировать её на диспуте. Демонстрировать способы оказания первой помощи. Уметь сделать нравственный и практический выбор в чрезвычайной ситуации. Демонстрировать на практике способы оказания первой помощи в чрезвычайных, экологических ситуациях. Дать знания о номерах телефона, адресах служб, организаций, учреждений, к которым следует обращаться в опасных ситуациях. |
Раздел 5. «Я и мое здоровье» (16 часов) | ||
35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 | Валеология - путь к познанию и самосохранению. Возрастные особенности подростка. Валеологический анализ. Здоровье и болезнь. Взаимосвязь компонентов здоровья. Валеологический анализ и самоанализ. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Инфекции и как от них защитить себя и окружающих. Заболевания органов дыхания, как защитить себя и окружающих. Специализация врачей. К кому идти? Опасность лекарств как защитить себя. Питание и здоровье. Польза завтрака. Вред газированных напитков. Вред жевательной резинки. Фаст- фуд и его опасности. Иммунитет и здоровь. Баня парит- баня правит. Помогу себе сам (режим дня –успех во всем). | Раскрывать значение понятий «валеология», «валеологический анализ». Выделять возрастные особенности подростка. Понимать взаимосвязь компонентов здоровья, их влияние на здоровье. Раскрывать значение понятий «здоровый образ жизни», «инфекции». Знать возможности защиты от инфекций себя и окружающих. Демонстрировать знание узких лечебных специалистов. Понимать пользу правильного питания и влияние на здоровья. Обосновывать вред разного рода питания, отказываться от употребления. Демонстрировать пути поддержания иммунитета. Уметь составить правильный режим дня и выполнять его |
Раздел 6. « Я против вредных привычек» (10 часов) | ||
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. Курение. Смерть без выстрела. Алкоголь и его влияние на подростков. Пивной алкоголизм? К чему ведут наркотики Профилактика употребления токсических веществ. Спид - опасное заболевание нашего времени. Что может заменить вредные привычки. Спорт как защита от вредных привычек. Подростковые клубы по интересам как защита от вредных привычек | Уметь выбрать ценностное отношение к здоровью. Осознанный отказ от вредных привычек. Самоограничение на основе экологических знаний о здоровье. Организовывать свободное время в соответствии с принципами здорового образа жизни. |
Раздел 7. « Экологическая культура как ресурс здоровья» (8 часов) | ||
61 62 63 64
65 66 67 68 | Экологический календарь Фильмы экологического содержания Экологические газеты и журналы Телевизионные программы и экология Экологические движения и общества Знаменитые ученые на службе экологии Экологическое образование . Как ты можешь вносить вклад в экологию. Здоровье и твоя будущая профессия. | Участие в мероприятиях экологической направленности, акциях, проектах ДЭБЦ. Экологический календарь. Просмотр фильмов экологического содержания. Чтение экологических газет и журналов. |
Требования к уровню подготовки воспитанников
личностные:
- опыт нравственного выбора на основе ценностного отношения к здоровью, экологической безопасности;
- осознание взаимосвязи всех компонентов здоровья;
-положительная мотивация к развитию экологической грамотности, осознанному отказу от вредных привычек.
Метапредметные:
-осознание ответственности за состояние своего здоровья и окружающих;
-находить, обрабатывать и применять тематическую информацию;
-подчиняться правилам работы в группе;
-уметь вести диалог.
Предметные:
-представления о культурных традициях заботы о здоровье и качестве окружающей среды у разных народов, древней Руси, о надежных источниках информации по вопросам экологии и здоровья;
- о видах загрязнения окружающей среды, их причинах, экологических нормах качества окружающей среды, воздействии загрязнения окружающей среды на здоровье;
- раскрывать содержание основных понятий по темам;
- оценивать состояние собственного здоровья и планировать и вести здоровый образ жизни.
Учебно-методическое обеспечение
Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М. 2000
Валеологические аспекты образования./ Под ред. Э.М. Казина. – Кемерово, 2005
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-7 классы. – М.: ВАКО, 2004
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. – СПб. 1997
Литвинов Е.Н., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. Как стать сильным и выносливым. – М.: Крон-Пресс. 1998
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности человека. –М. Просвещение, 2010
Панкратьева Н.В., Попов В.Ф., Шиленко Ю.В. Здоровье – социальная ценность. – М.: Мысль. 1989
Программа внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Л.И. Колесникова и др.- М. Просвещение,2012 год
Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. – М.: Физкультура и спорт.2001
Сидоров А.П., Секреты здоровья. – М.: Физкультура и спорт. 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агитбригада "Мы выбираем здоровый образ жизни"
Выступление агитбригады первоклассников, которое сопровождается презентацией. К сожалению, звук пришлось убрать, т.к. он 5 мб. Можно вставить самим - минусовка "Про доктора Айболита". В агитбригаде...
Информационный проект на тему: «Я выбираю здоровый образ жизни как альтернативу пагубным привычкам»
Проблема здорового образа жизни очень актуальна сегодня не только среди взрослого населения, но и среди детей, подростков, моло...
"Я выбираю здоровый образ жизни"
На протяжении веков представления людей о том, что значит быть здоровым не изменились. Здоровье, как естественное состояние человека, и на Западе и на Востоке одинаково. Врачи и философы древнос...
Социальный проект "Мы выбираем здоровый образ жизни"
Проект «Мы выбираем здоровый образ жизни» разработан в условиях реализации национально - образовательной инициативы «Наша новая школа» и раскрывает содержание в приоритетном направлении – здоров...
Презентация социального проекта "Мы выбираем здоровый образ жизни"
Данная презентация представляет содержание социального проекта "Мы выбираем здоровый образ жизни"....
Новое поколение выбирает здоровый образ жизни
презентация для проведения родительского собрания...
Я выбираю здоровый образ жизни
Дать основы здорового образа жизни,Научить ценить и сохранять собственное здоровье,Развивать кругозор и познавательную деятельность...