Рабочая программа по формированию здорового образа жизни
рабочая программа (1 класс) по теме

Пушкина Екатерина Владимировна

Рабочая программа содержит:

Пояснительную записку, цель и задачи программы,

формирование УУД, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Каменская средняя общеобразовательная школа №1

Дмитровского муниципального района Московской области


                                                                                           

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

  __________________

   _________________

Председатель ШМО

Директор Чуб О.В.

Протокол ШМО №____

от «_____» __________ 20… г

СОГЛАСОВАНО

___________________

Приказ №______

от «_____» __________ 20… г

Зам.директора по УВР Зайцева Н.В. «_____» __________20… г

Рабочая программа по формированию здорового образа жизни

для 1 класса

на 20_12_/20_13_учебный год

Разработчик программы

Пушкина Екатерина Владимировна,

учитель начальных классов  первой квалификационной категории

2012г.

Пояснительная записка

Программа направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  3. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011) раздел 2.9.;
  4. Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  6. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  7. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности

Программа по формированию здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.

Программа по формированию здорового образа жизни учащихся носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  1. формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  2. развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  3. обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

Формирование:

  1. представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;  влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  2. навыков конструктивного общения;
  3. потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

Обучение:

  1. осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  2. правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  3. элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  4. упражнениям сохранения зрения.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

  1. становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  2. формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  3. духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  4. укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Цель и задачи реализации основной образовательной программы учреждения не противоречат цели и задачам ВОП школы согласно  Программы развития ОУ.

Соответствие целей и задач программы по формированию здорового образа жизни учащихся целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

Для реализации программы необходима материально-техническая база:

Учебные пособия:

  1. натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;
  2. изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
  3. измерительные приборы: весы, часы и их модели.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности

Программа по формированию здорового образа жизни учащихся предназначена для обучающихся 1 класса.

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  1. личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  2. метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  3. предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:

  1. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  3. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  4. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  5. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  6. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  5. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

  1. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  2. Слушать и понимать речь других.
  3. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  5. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы:

  1. осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  2. социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

В ходе реализация программы по формированию здорового образа жизни  обучающиеся должны знать:

  1. основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  2. особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  3. особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  4. основы рационального питания;
  5. правила оказания первой помощи;
  6. способы сохранения и укрепление здоровья;
  7. основы развития познавательной сферы;
  8. свои права и права других людей;
  9. соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  10. влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  11. значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  12. знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

  1. составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  2. выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  3. различать “полезные” и “вредные” продукты;
  4. использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
  5. определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  6. заботиться о своем здоровье;
  7. находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  8. применять коммуникативные и презентационные навыки;
  9. использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  10. оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  11. находить выход из стрессовых ситуаций;
  12. принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  13. адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  14. отвечать за свои поступки;
  15. отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Реализация темы

1

Вводное занятие. Правила безопасного поведения на занятиях

День Знаний.

«Первый звонок»

Введение «Вот мы и в школе»

2

Дорога к доброму здоровью

Литературное чтение и русский язык

«Вот как правильно!»

Беседа о поведении в ЧС, ППД, ТБ в школе и дома.

3

Здоровье в порядке  -  спасибо зарядке

Динамическая пауза

(Ведет учитель физкультуры Абулханова В.А.)

4

В гостях у Мойдодыра. Кукольный спектакль  К. Чуковский «Мойдодыр»

Библиотечный час

5

Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

Библиотечный час

Питание и здоровье

6

Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

Овощи и фрукты – витаминные продукты (растения, корни растений, используемые в пищу) Кл. час

Окружающий мир «Ягодная поляна»

Математика

7

Культура питания. Приглашаем к чаю

«Зачем нам этикет?» (Занятие - беседа)

8

Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)

Библиотечный час

9

Как и чем мы питаемся

Окружающий мир «Здоровое питание»,

Родительское собрание

Беседа с доктором Валуевой Т.В.

10

Красный, жёлтый, зелёный

Математика «Признаки, расположение и счет предметов»

Мое здоровье в моих руках

11

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим

Окружающий мир «Режим дня школьника»

Беседа с доктором Валуевой Т.В.

12

Полезные и вредные продукты.

Окружающий мир «Здоровое питание»,

Кругосветное путешествие вокруг стола ( Кл. час)

13

Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»

Библиотечный час

14

Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»

Экскурсия

15

Как обезопасить свою жизнь

Окружающий мир

«Условные знаки», «Безопасный путь»

Родительское собрание

16

День здоровья

«Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»

День Здоровья в 1 классе

17

В здоровом теле здоровый дух

Беседа о закаливании с мед сестрой Гавриловой А.Н.

Я в школе и дома

18

Мой внешний вид –залог здоровья

«Час подвижных игр на свежем воздухе»

19

Зрение – это сила

Кл. час «Путешествие в страну ЗДОРОВЬЯ»

20

Осанка – это красиво

Кл. час «Путешествие в страну ЗДОРОВЬЯ»

21

Весёлые переменки

«Переменки с увлечением» (Кл. час)

Перемены

Динамические паузы

22

Здоровье и домашние задания

Беседу ведет школьный психолог  Калинина Н.В.

Родительское собрание

23

Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим

Беседа о профилактике ОРЗ и Гриппа

Доктор Валуева Т.В. и мед. сестра Гаврилова А.Н.

Чтоб забыть про докторов

24

“Хочу остаться здоровым”.

Беседа с о школьным психологом Калининой Н.В.

25

Вкусные и полезные вкусности

Внеклассное мероприятие

26

День здоровья

«Как хорошо здоровым быть»

День Здоровья в 1 классе

27

«Как сохранять и укреплять свое здоровье»

Практическое занятие.

Беседа.

Я  и мое ближайшее окружение

28

Моё настроение Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»

«ДОБРЫМ БЫТЬ ПОЛЕЗНО» Эстетическая беседа

29

Вредные и полезные привычки

Когда лень  - все идет через пень

(Кл. час)

30

“Я б в спасатели пошел”

Беседу ведет специалист (…)

«Вот и стали мы на год взрослей»

Концерт силами детей для родителей

 Классное чаепитие.

31

Первая доврачебная помощь

Занятие с доктором Валуевой Т.В.

32

Вредные и полезные растения.

Окружающий мир «Ягодная поляна»

33

Чему мы научились за год.

Подводим итоги

.Родительское собрание «Итоги  первого года обучения»

Итого: 33 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию здорового образа жизни "Здоровье"

Проблемы сохранения здоровья детей становится особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области. В программе по формированию здорового обр...

«Твое здоровье» (программа по формированию здорового образа жизни).

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школыНаправление: спортивно-оздоровительное...

Программа по формированию здорового образа жизни

Программа по формированию здорового образа жизни " Азбука здоровья" 1-4 классы...

Программа по формированию здорового образа жизни для школьников 1 - 4 классов

СОДЕРЖАНИЕВведениеКонцептуальные основыЦелевое назначения            Цель            Задач...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...