Медиация "Формула решения школьного конфликта"
методическая разработка

Шарова Светлана Владимировна

школьные споры. Как правильно их разрешить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formula_resheniya_konflikta.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

              БОУ « Еремеевская средняя   школа»

Мастер- класс

«Формула решения школьного конфликта»

                                                     Разработала:

                                                            учитель начальных классов

                                                            Шарова Светлана Владимировна

                                        2020  учебный год

                                            Содержание.

     1. Актуальность темы

2.Цели работы

3.Введение

4.Понятие  и  возникновение межличностных конфликтов

5.Содержание конфликта

6.Способы регулирования и коррекции конфликтной ситуации

  • Ролевая игра «Разговор с ребенком»;
  • Встреча с педагогом;
  • Советы школьного медиатора.

7.Пути разрешения конфликта в рамках сотрудничества

                  « учитель-ученик»;

   « ученик-ученик»;

  « учитель-родитель»

     8. Рефлексия

     9. Заключение

    10. Литература

                                                                                 Превысокое  владетельство_

                                                                                            собою  владеть.

                                                                                             ( русская поговорка)

Школьные конфликты  являются актуальными проблемами нынешнего времени, в которые вовлечены участники различного статуса и возраста.

Перед современными педагогами встает задача конструктивной работы по предупреждению и разрешению конфликтов, представляющих опасность для нормального функционирования учебно-воспитательного процесса

Цель работы: 

Научить участников конфликта находить способы разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи:

-Формировать умения сдерживать свои негативные эмоции разными способами;

-Научить реально оценивать себя и других людей;

-Познакомить с существующими законами межличностного общения;

-Дать практические советы по  разрешению конфликта

Введение

         

Мир изменяется со сказочной быстротой. В меняющемся  мире может существовать только изменяющийся человек. И все же в области человеческих отношений должны присутствовать те постоянные незыблемые законы, на которые человек всегда может опереться для плодотворного общения.

            Все люди  - и взрослые, и дети – иногда приходят в ярость и дают волю своему гневу. Правда, воспитанные люди стараются сдерживаться и срываться как можно реже. Некоторые дети так злятся, что совершенно теряют контроль над собой и начинают топать ногами, кричать, плакать, лезть в драку или кататься по полу, всячески привлекая  внимание взрослых и требуя исключительного  внимания  только  к себе.

         Если часто давать волю своему гневу, то несдержанность может перейти в привычку, а это грозит многими неприятностями. Дети не очень-то любят иметь дело с конфликтным сверстником, который выходит из себя по любому поводу и. Есть риск растерять всех своих друзей и остаться одному. Разве об этом вы мечтаете? Попробуйте представить, что вас оставили все ваши друзья. Как бы вы чувствовали себя  в таком случае?

      Любой конфликт влечет за собой стресс.  Стресс- это реакция организма на любое предъявленное ему требование. Жить вообще без стрессов не может никто, однако разумному поведению в стрессовой ситуации может научиться каждый. Неудовлетворенность жизнью, хронический разрыв между желаниями и возможностями, длительные нервные перегрузки способны разрушить самый крепкий организм, так что в  расхожем утверждении « все болезни от нервов» есть немалая доля истины.

    Чтобы вырасти здоровым человеком, психически уравновешенным, нужно уже в детстве научиться  правильно  реагировать на разные жизненные обстоятельства, в том числе и конфликтные. Поверьте, что в течение жизни каждый из вас испытывает чувство обиды, гнева и желания полезть в драку, причем, не однажды. Возможно, что драки не удастся избежать и сдержать злословия не представится  возможным. Но пусть это происходит как можно реже. Помните, что ссоры, ненависть, злоба, не прибавляет здоровья никому, а расшатывает его. Старайтесь избегать  конфликтов, приучайте себя к этому, тренируйте себя. Известно, что здоровье не купишь ни за какие деньги. Давайте его беречь. А отрицательные эмоции научимся сдерживать.

Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учеником.

В многочисленном  детском   коллективе  из-за неуспеваемости, плохого поведения, не выполнения прямых обязанностей возникают  конфликтные ситуации

5.  Содержание конфликта

Ребенка дразнят, обзывают обидными прозвищами в школе. Он отказывается идти в школу. Родители ребенка идут в школу разобраться с ситуацией. Они отвергают все обвинения в адрес своего сына, хотя он не раз был замечен во многих неблаговидных поступках.

 6. Способы регулирования и коррекции ситуации

Для того, чтобы погасить  конфликт  т.е. перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для  трёх  сторон, нужно переключить внимание с аффективно- напряжённых отношений,  в сферу деловых отношений учебной работы

  • Аудитория делится на группы.

Каждая группа получает один из структурных элементов учебного занятия, выбирает тот или иной приём, разрабатывает сюжет проигрывания данного приёма. Далее каждая группа представляет свой сюжет, остальные участники решают рефлексивную задачу для коррекционных действий, характерную для данного этапа. По окончании работы происходит обмен мнениями.

  • Ролевая игра « Разговор с ребенком»

Ребёнок в подавленном состоянии возвращается из школы. В процессе диалога ребёнка и родителей выясняется, что ребёнок отказывается посещать школу, потому что его там дразнят и  обзывают

 без всякого повода.                    

  • Пути разрешения конфликта.

Родители пытаясь выяснить ситуацию, отправляются в школу к учителю для решения проблемы.

  • Встреча родителей, учителя в присутствии школьного медиатора.

   Совет школьного медиатора

( средством,  для разрешения  данного конфликта,  является технология ведения переговоров:  - учитель – учащиеся -  родитель)

В разговоре приводятся убедительные доводы о поведении ребенка в школе в общении со своими сверстниками и родители приходят к выводу, что они поступают неправильно, полностью поддерживая позицию своего ребенка.

    7. Выход из конфликтной ситуации в рамках сотрудничества

        Практическое занятие с детьми « Учитесь властвовать собой»

Перед началом занятия хотелось бы  выяснить на сколько  конфликтный вы человек и как вы ведёте себя в конфликте.

Тест « Степень конфликтности»

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить,  с чем я согласен, а с чем- категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять с чего всё началось.
  13. Немного уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1.6.11

Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2,7,12.

Тип «В» - сумма баллов под номерами 3,8,13.

Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4,9,14.

Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10,15.

«А» -это «жёсткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своём, защищая свою позицию. Тип человека, который «всегда прав».

«Б» - это «демократический»  стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора ищите решения, которые бы удовлетворили бы обе стороны.

«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - это «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. Вы с готовностью станете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить  конфликт до открытого столкновения.

Итак, тест показал степень вашей конфликтности, и ещё, что большинство из вас легко вступают в ситуацию конфликта,  а чтобы это происходило как можно реже,  мы  постараемся,   играя, изменить себя в лучшую сторону.

Предотвращение конфликтов

 «Игра в конфликт», как способ моделирования предотвращения конфликта

Импровизированный спектакль по рассказу Нины Артюховой « Саша – дразнилка», как основа бесконфликтного взаимодействия

Учитель распределяет роли, затем читает рассказ ещё раз и предлагает «артистам» сыграть импровизированный спектакль.

«Саша очень любила дразнить свою сестрёнку. Ляля обижалась и плакала.

- О чём ты плачешь Лялечка? – спрашивает папа.

- Меня Саша дразнит.

- Ну и пусть дразнит! А ты не дразнись.

Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.  Ребята сидели за столом и завтракали.

- Вот я сейчас поем,- начал Саша,- и твою куклу за ноги к люстре подвешу.

- ну и что ж, - засмеялась Ляля,- это будет очень весело. Саша даже поперхнулся от удивления.

- У тебя насморк,- сказал он, подумав. – Тебя завтра в кино не возьмут.

- А  мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.

- Все, вы, девчонки,- дрожащим голосом проговорил Саша,- все вы ужасные трусихи и плаксы!

- Мне самой мальчики больше нравятся,- спокойно ответила Ляля.

Саша посмотрел кругом и крикнул: - У меня апельсин больше, чем у тебя!

_ Ешь на здоровье,- сказала  Ляля, - поправляйся. Тут Саша не выдержал и заплакал.

- О чем ты плачешь, Сашенька?- спросила мама, входя в комнату.

- Меня Лялька обижает!- ответил Саша, всхлипывая. –Я её дразню, а она не дразнится!»

Обсуждение  увиденного и услышанного.

Чему учит нас этот рассказ?

Не отвечать на грубость и обиду тем же, стараться вести себя спокойно, призывать на помощь шутку.

Постконфликтное  поведение

«Как можно справиться с обидой» (практическое выполнение задания в парах)

  • Представьте, что вы кладёте на ладошку свою обиду и сдуваете её. Если не можете – напишите на листке бумаги то, что вас обидело, а затем  разорвите листок на мелкие-мелкие кусочки и выбросите в мусорную корзину.
  • Один говорит обидное слово, другой одним из выбранных способов реагирует на него; затем наоборот.
  • Один рассказывает о своём несчастье, другой его утешает; затем – наоборот.

  Несколько советов, которые пригодятся вам в жизни.

1.Досчитать до десяти – и обида уляжется;

2.Съесть что-нибудь вкусненькое, например, конфету – и ненависть погаснет;

3. Встать у зеркала и состроить себе смешные рожицы – настроение поднимется;

4.Шутя поблагодарить обидчика за « комплимент» и попросить придумать в следующий раз что-нибудь поостроумнее – это его озадачит, вызовет недоумение;

5.Обидное слово повторить несколько раз на все лады:  басом, писком, шепотом, по слогам, пропеть, произнести по звукам, не разжимая зубы, - обида исчезнет.)

Профилактика конфликта. Игра  «Взгляд»

Эта игра основана на изучении выражения глаз, развивает способности общения одного человека с другим.

По кругу ставятся попарно два ряда стульев, повёрнутых спинками друг к другу. Играющие садятся на них так, чтобы оказаться лицом к лицу.  Звучит  мягкая, немного моторная музыка. Ребята молча смотрят глаза в глаза. По сигналу ведущего игроки внешнего ряда встают и передвигаются на один стул; те, кто находится  во внутреннем круге тоже встают и, как только перед ними оказались новые партнёры, вновь садятся на своё место. Игра протекает ритмично и заканчивается, когда игроки внешнего круга возвращаются на свои первоначальные места.

Теперь начинается важный момент осмысления происходящего. Ребята должны поочерёдно рассказать, что они чувствовали, чьи взгляды им особенно запомнились и почему.

Избежать конфликта можно, достаточно только пристально посмотреть друг другу в глаза и хорошо подумать, прежде чем начинать спор.

           

 После проведения практических занятий  каждый ребенок высказывается о том, как нужно вести себя в конфликтной ситуации. Анализируется случившаяся ситуация, дети понимают, что поступили  некрасиво по отношению к своему сверстнику, а пострадавший ребенок обещал больше никогда  не сквернословить.  

А чтобы конфликт больше никогда не повторился,  в классе объявляется конкурс:

«Один за всех, а все за одного!»

 Родительский всеобуч  

 «Как устранить конфликт между детьми»

 Упражнения в решении  школьных конфликтов.

С  родителями проводится беседа об  общей картине конфликтности детей в классе, о проделанной работе по предупреждению и предотвращению конфликтных ситуаций. Родителям предлагается обсудить некоторые конфликтные ситуации и найти пути мирного  урегулирования конфликтов.

Родителями и учителем обговариваются дальнейшие действия в поведении всех участников, чтобы такие конфликты больше не повторялись.

Советы школьного медиатора

Главным помощником и советчиком для ребенка, который только начинает своё становление в коллективе, является родители.

Каждый человек, в том числе и родители, сегодня должны уметь вести переговоры, достигать согласия, разрешать конфликты цивилизованно.

8. Рефлексия

  Посредством переговоров с родителями и  практических занятий с детьми в классе прекратились конфликты. Дети стали  добрее друг к другу, внимательнее, научились управлять своими эмоциями

9. Заключение.  

 Наша работа подошла к завершению. Я надеюсь, что совместная творческая деятельность поможет нам в дальнейшем справляться с конфликтами, обидами и плохим настроением. Говорят, что мир – это зеркало. Если ты смотришь в него с любовью и улыбкой, оно тебе ответит тем  же. И если ты хочешь, чтобы к тебе относились по-доброму, будь добр сам.

             (для детей, родителей и педагогов начальной школы)

                        Литература:

  1. Л.В. Мищенкова  «25 развивающих занятий с третьеклассниками»
  2. Д. Шапиро « Конфликты и общение»
  3. В. Петроски-Бешки « Игры по разрешению конфликтов»
  4. В.О.Яценко « Методы коррекции отношений в детском коллективе»
  5. А.С. Чернышев « Практикум по разрешению конфликтных педагогических ситуаций»
  6. В.А.  Герасимова  «Классный  час играючи»  (выпуск 5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формула решения школьных конфликтов»

Возможно ли, работая с учащимися, избегать конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся, учителя и родителей. В то же время к...

Формула решений школьных конфликтов

Рассматриваются конфликты между учителем и учеником, учителем и родителями, учителем и администрацией школы и т.д. Пути их разрешения....

Сценарий мастер-класса по теме: "Формула решения школьных конфликтов"

        Нарастающая сложность современных нравственных проблем приводит к необходимости проведения уроков человечности, которые помогли бы ребёнку особенно глубоко постигнут...

Формула решения школьных конфликтов

Материал предназначен для классных руководителей....

Статья «Формула решения школьных конфликтов»

2 Всероссийская научно-практическая  конференция...

ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

«Умение избежать конфликта – одна из составных частейпедагогической мудрости учителя.Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет,но и создаёт воспитательную силу коллектива»В.А.Сухомлинский...

Формула решения школьных конфликтов

Формула решения школьных конфликтов...