Формула решения школьных конфликтов
методическая разработка
Формула решения школьных конфликтов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_material_razreshenie_konfliktov.doc | 931 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формула решения школьных конфликтов».
Когда я пришла работать в школу, я поняла, что конфликтов в педагогической деятельности не избежать, т.к. большинство родителей считают своего ребенка лучшим, успешным, и отдавая ребенка в школу, желают видеть немедленно результаты и развитие ребенка во всех сферах, перекладывая во многом все на плечи учителя. Конфликты назревали, проявлялись, решались. И постепенно я пришла к выводу:
1. Родителям:
- важно знать, что его ребенок понят;
- они хотят знать обо всех успехах своего ребенка, даже маленьких;
- могут и должны требовать от учителя информацию о ребенке;
- и тогда родители готовы к взаимопомощи и взаимоподдержке.
2. Понятие «учебно-воспитательный процесс» в основе которого лежит насильственное программирование личности ребенка при авторитарном стиле руководства учителя, необходимо заменить таким понятием, как “процесс педагогического взаимодействия”.
Понятии «воспитание» и «обучение» следует заменить понятием «развитие».
Педагогика репрессивного подавления личности должна уступить место личностно-ориентированной педагогике. Ее задача: оказать содействие ребенку в выработке (изменении, утверждении, совершенствовании, коррекции и т.д.) отношения к самому себе, к окружающему миру, к другим людям, к собственной деятельности. Именно “оказать содействие”, а не навязать свои ценностные ориентиры. А это непременно индивидуальный подход.
Устаревшая схема «дать - взять знания» должно уступить место процессу формирования знаний с учетом индивидуальности каждого ребенка, его потребностей, способностей и направленности. Непреложные истины типа “дважды два четыре”, и др. не нуждаются ни в обсуждении, ни в выработке какого-то особого к ним отношения. А вот многое другое в каждом учебном предмете должно именно формироваться в сознании и памяти ученика с помощью учителя. Основной объем знаний не преподносится в готовом виде, а предлагается учителем для обязательного личного осмысления каждым учеником на том уровне и в таком виде, в каком каждый конкретный школьник может и хочет их принять. Не “усвоение материала», а “освоение”, то есть установка на восприятие знаний и личностную адаптацию их учениками. “Освоить” означает сделать своим, сделать личным необходимым для себя самого.
Все задачи личностно - ориентированной педагогики должны решаться в психотерапевтическом ключе, смысл которого можно кратко сформулировать так: “Не навреди ни себе, ни детям”. Душевное состояние учителя стоит на первом месте. Именно от него слишком часто зависит и эмоциональный настрой детей в классе.
В данное время вся моя работа построена на диагностике учебно-воспитательного процесса и активном сотрудничестве. Родители являются активными помощниками и участниками в данной работе, получают полную и объективную информацию о своем ребенке, что позволяет избегать конфликтных ситуаций или безболезненно их решать.
Опыт своей работы предлагаю в двух направлениях:
1. Анализ качества обучения и воспитания
2. Внеурочная деятельность
1. Анализ качества обучения и воспитания
Основная цель моей педагогической деятельности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащегося.
Целостное представление о личности ученика я получаю с помощью мониторинга.
- Опора только на накопление отметок не позволяет объективно оценивать деятельность ученика. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала. Поэтому мною были разработаны технологические карты для отслеживания качества обученности учащихся по изучаемым учебным предметам, по разным разделам и темам в 1, 2, 3 и 4-ом классах.
Класс _____________ Учитель _______________________________________ Приложение 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ВЫЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС
№ | Содержание модулей учебного предмета | Порядковые номера учащихся | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | % обученности | % кач-ва | |||
1 | Мягкие и твердые согласные звуки. | |||||||||||||||||||||
2 | Звонкие и глухие согласные. | |||||||||||||||||||||
3 | Ударение | |||||||||||||||||||||
4 | Непроверяемые согласные звуки | |||||||||||||||||||||
5 | Ударные и безударные гдасные | |||||||||||||||||||||
6 | Правописание ча- ща, - жи-ши | |||||||||||||||||||||
7 | Имя прилагательное | |||||||||||||||||||||
8 | Части речи | |||||||||||||||||||||
9 | Предложение | |||||||||||||||||||||
10 | Двойные согласные | |||||||||||||||||||||
11 | Парные звонкие и глухие согласные | |||||||||||||||||||||
12 | По всем изученным орфограммам за год |
Условные обозначения:
знания учащихся выше требуемой программы
знания учащихся полностью соответствуют требуемой программе
освоен программный минимум
программный минимум не усвоен
- Далее я пришла к выводу, что контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и затруднений детей в процессе обучения. (См. Рис. 1).
Коррекция учебной работы школьников даёт результаты, если она основана на диагностических данных, а не только на самом факте ошибки.
Рис. 1 Психодиагностический график типичных трудностей в обучении в 2003-2004 учебном году и в 2005-2006 учебном году
Сравнение показателей, характеризующих уровень типичных трудностей у второклассников и четвероклассников, показывает снижение количества детей в классе, имеющих затруднения в учебной деятельности.
Этому способствовали:
- изменение возрастных особенностей детей;
- коррекционные упражнения на развитие различных элементов психики ребенка и ликвидацию трудностей в обучении. (См. Рис. 2).
Рис. 2 График коррекционных упражнений
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
т р у д н о с т и
- Низкий уровень развития мышления (упражнения на развитие образного мышления: "На что это похоже", "Догадайся, кто нарисован", наглядно-образного: «Составь фигуру», «Лабиринт», логического: «Раздели на группы», «Домино».)
- Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве (упражнения с геометрическим материалом, узнавание предметов по контуру, усвоение пространственных отношений).
- Низкий уровень развития памяти (упражнения: "Мысленные образы и эмоции", "Фигуры" и другие.)
- Низкий уровень развития внимания (упражнения на словесном материале, на цифровом материале).
- Несформированность приемов учебной деятельности (игры «Офицер-солдат», «Поиск клада», «Лесенка» и другие).
- Низкий уровень развития речи (упражнения: "Назови слова", "Хлоп-хлоп", "Путаница" и другие на развитие слуха, словарного запаса, грамматических навыков).
- Низкий уровень развития моторики руки (пальчиковая гимнастика "Ворота", "Замок", "Дружба" и другие).
В данной работе я опираюсь на практическое пособие А.Ф. Ануфриева и С.Н. Костроминой "Как преодолеть трудности в обучении детей" (психодиагностические таблицы, методики, коррекционные упражнения).
Применение данных упражнений в урочной и внеурочной деятельности помогает не только справляться с трудностями в обучении у детей, но и поддерживать стремление к успешной учебе и веру учащегося в себя.
Качество образования - основной результат учебно-педагогической деятельности. В своей работе я предусматриваю не только работу над формированием знаний, умений и навыков в объеме, предусмотренном традиционной программой, но и развитие умений:
- анализировать ситуацию
- делать выводы
- самостоятельно овладевать нужной информацией
- переносить усвоенный материал на новый
Ежегодно мной отслеживалось качество знаний и успеваемость учащихся. (См. Рис. 3).
Рис. 3
В динамике наблюдается улучшение качества знаний учащихся при 100% успеваемости. (См. Рис. 4).
Динамика усвоения предметных знаний также показывает рост качества знаний. Это стало результатом использования на уроках:
- целевой установки для учащихся в целом по уроку и на его этапах
- различных видов работ (самостоятельная работа, работа с учебником,
дифференцированные задания)
- методов для развития логического мышления
- использование на уроках памяток и рекомендаций
- активных (нетрадиционных) форм для творческого применения знаний
- проблемных ситуаций
Рис. 4
На качество образования учащихся влияют их информационно-коммуникативные умения. В своей работе я:
- провожу мониторинг техники чтения (См. Рис. 5)
- работаю над развитием речи учащихся
- обучаю работе над текстом и новыми словами, работе с учебником и книгой
- развиваю навыки чтения и прививаю любовь к чтению с 1 класса.
Из диаграммы видно, что 88% учащихся в течение трех лет имели средний и высокий уровень техники чтения, что являлось условием успешного учения.
Рис. 5
Для осуществления дифференцированного обучения я определяла уровень актуального развития ребенка – его обученность. (Таблица 1). Подтверждение: классные журналы.
Использование методики расчета степени обученности учащихся показывает, что школьники имели средний и высокий уровни обученности на протяжении трёх лет.
Таблица 1 Результаты по определению уровня обученности учащихся
Ф.И. учащихся | 2003-2004 (2класс) | 2004-2005 (3класс) | 2005-2006 (4класс) | |||
% | уровень СОУ | % | уровень СОУ | % | уровень СОУ | |
1. Берген Илья | 80 | В | 80 | В | 80 | В |
2. Борисевич Игорь | 100 | В | 100 | В | 100 | В |
3. Булыга Анна | 72 | С | 72 | С | 76 | В |
4. Ведищева Наталья | 80 | В | 84 | В | 88 | В |
5. Ведищев Александр | 63 | С | 59 | С | 69 | С |
6. Вергунов Антон | 100 | В | 100 | В | 100 | В |
7. Гамм Сергей | 72 | С | 72 | С | 72 | С |
8. Голубева Алина | 100 | В | 96 | В | 96 | В |
9. Гончаров Антон | 56 | С | 60 | С | 70 | С |
10. Дубских Сергей | 84 | В | 84 | В | 88 | В |
11. Евграшин Кирилл | 88 | В | 88 | В | 84 | В |
12. Левченка Екатерина | 100 | В | 100 | В | 96 | В |
13. Лымарев Дмитрий | 100 | В | 100 | В | 100 | В |
14. Мацюк Денис | 96 | В | 92 | В | 100 | В |
15. Наливайко Илья | 84 | В | 80 | В | 80 | В |
16. Свиридова Алина | 100 | В | 100 | В | 100 | В |
17. Фридель Александр | 48 | С | 52 | С | 52 | С |
Для вычисления степени обученности учащихся была использована формула:
где “X” – количество “5”, “Y” – количество “4”, “Z” – количество “3”, “N” – количество учеников, “K” – количество предметов;
75-100% - В (высокий уровень),
45-75% - С (средний уровень),
ниже 45% - Н (низкий уровень).
В целом по классу уровень обученности за три года выглядит следующим образом. (См. Рис. 6).
Рис. 6
Обученность – это определенный итог предыдущего обучения. Она включает имеющийся запас знаний и сложившиеся способы их приобретения.
Из диаграммы (См. Рис. 7) видно, что 70% моих выпускников имели высокую степень обученности.
Рис. 7
Работая в стиле сотрудничества, я ориентируюсь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.
Для осуществления дифференцированного обучения я определяла не только уровень актуального развития ребенка - обученность, но и зону его ближайшего развития – обучаемость. (См. Рис. 8). В пирамидах – количество учащихся.
Рис. 8 Результаты образовательного процесса по 4 "Б" классу.
Уровень усвоения программных ЗУНов
Высокий - уровень переноса (использование знаний в нестандартных ситуациях)
Средний - уровень применения (использование знаний в стандартной ситуации)
Низкий - репродуктивный уровень (воспроизведение выученного материала)
Степень сформированности учебной деятельности
Высокая степень - развитая мотивация, ставит цель, планирует, владеет анализом и самоконтролем
Средняя степень - активен в результате стимуляции, работает с помощью учителя достаточно успешно
Низкая степень - пассивен, работает только по образцу
Уровень умственного развития
Высокий - умеет самостоятельно сравнивать, обобщать и классифицировать
Средний - выполняет данные задания с незначительной помощью учителя
Низкий - испытывает затруднения и справляется с заданием при наводящих вопросах
Уровень познавательной активности
(желание учиться, интерес к учебным предметам, стремление отвечать, задавать вопросы, поиск дополнительных сведений)
Высокий - практически всегда
Средний - достаточно часто
Низкий - лишь иногда
Уровень самостоятельности
Высокий - стремление и умение самостоятельно выполнять задания, умение просить о помощи
Средний - частая потребность в помощи
Низкий - потребность в контроле, сниженная самооценка
Подтверждение – папка по диагностированию.
Стимулирование успешной учебы класса.
Современный педагог, по моему мнению, - это психолог, стремящийся строить воспитание и обучение на основе объективных сведений о личности ребенка.
В течение трех лет мною велись наблюдения за каждым ребенком, за его продвижением относительно себя самого с целью выявления временных затруднений, отслеживания и поощрения успехов. Подтверждение – папка по диагностированию.
Карта личностного развития учащихся велась в трех направлениях
Сохранение здоровья | Социально-личностное развитие | Развитие познавательных способностей |
|
|
|
Диагностировался личностный рост каждого ребенка с помощью теста: "Определение способа восприятия информации об окружающем мире детьми 8-10 лет" разработанный Г.В. Бородкиной. (См. Рис. 9).
Рис. 9 Результаты теста «Определение способа восприятия»
в классе по способу восприятия информации
При этом исследовались:
- эмоции
- любимые занятия
- навыки общения
- микромоторика
- макромоторика
- память
- ребенок в классе
Учет разных способов восприятия у детей помог мне сделать учебно-воспитательный процесс интересным и увлекательным, добиться высоких результатов в деятельности школьников. При выборе личностно-ориентированного подхода я придерживаюсь позиции И.С. Якиманской, которая заключается в построении линии развития ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
Воспитательная работа планировалась по программе "Радуга". Форма организации работы по программе "Радуга" - игра. Каждый месяц детей ждали тропинки "доброты", "здоровья", "мастеров", "смекалистых", "искусств", "игровая", "краеведческая", "экологическая", "сказочная". Подтверждение: планы воспитательной работы.
Уровень сплоченности коллектива
В течение трех лет при реализации воспитательных планов каждый ученик был включен в общественные дела класса. (См. Рис. 10). Методика коллективных творческих дел (КТД), разработанная А.С. Макаренко развивает сотрудничество между детьми и учителем. Но при этом одни учащиеся проявляют активность, а другие выполняют отдельные поручения.
Рис. 10
В динамике трех лет наблюдается повышение уровня активности участия в КТД. Это стало следствием простого правила: каждый ученик имеет право выбора методов и форм деятельности, но не имеет права ничего не делать.
Дети в классе имели постоянные и чередующиеся творческие поручения. (Таблица 2).
Таблица 2 Поручения
Постоянные | Чередующиеся |
"Книголюбы" - устраивают "книжные выставки"
"Цветоводы"
"Санитары"
| "Дежурные"
"Затейники"
«Друзья спорта»
|
Если в 1 и 2-ом классах я всегда сама возглавляла воспитательную работу, раздавала задания и поручения, то в 3 и 4-ом классах дети стали способны сами организовывать КТД: сами собирались, вырабатывали план действий. (Таблица 3). Надо отметить, что так готовилась только часть из всех КТД, но самое главное, что дети учились, проявляли активность, желание и творчество.
Таблица 3 Результаты самоуправления детей
2004 – 2005 уч. г. (3 класс) | 2005 – 2006 уч. г. (4 класс) |
24 КТД - из них 5 КТД подготовили и провели дети "День Именинника" "Веселая олимпиада" "Школа будущего" "Милой маме" "Поздравляем будущих защитников Отечества" | 21 КТД - из них 7 КТД подготовили и провели дети "Викторина для интеллектуалов" "Как помириться после ссоры" "Азбука природы в ребусах и загадках" "Клуб Самоделкиных" "Мир моих увлечений" "Не стареют душой ветераны" "Школьные годы чудесные" |
Много внимания я уделяла работе с детьми, которым требовался особый подход при подготовке КТД. (Таблица 4).
Таблица 4 Индивидуальный подход при подготовке КТД
Ф.И. | Причина беспокойства | Удалось ли вовлечь | Какие поручения давались | Вызвало интерес |
Берген Илья | Неохотно выражает эмоции | удалось | Стихи, эмоциональные сцены | "Милой маме" «Рыцарский турнир» |
Ведищев Александр | Быстро устает, проявляет нетерпение | удалось | Спортивные, короткие стихи | "День защитника Отечества" |
Продолжение таблицы 4
Гамм Сергей | Повышенная двига-тельная активность | удалось | Участие в ролевых играх, сценах | "Милой маме" |
Гончаров Антон | Неразговорчив, агрессивен | Не всегда | Стихи, спортивные мероприятия, коллективные речевки | ˝Веселая эстафета" |
Дубских Сергей | Стеснителен, тихо говорит | удалось | Короткие эмоцио-нальные сценки, стихи, готовил вопросы к викторинам | "Эко-эстафета" |
Евграшин Кирилл | гиперактивность | удалось | Творческие задания, активные спортивные задания | "День Именинника" |
Мацюк Денис | заикание | удалось | Творческие познава-тельные задания в подготовке викторин | "Экологическая этика", "Веселая олимпиада" |
Наливайко Илья | Стеснителен в выражении эмоции | удалось | Стихи, спортивные задания, короткие сценки | "Рыцарский турнир", эстафеты |
Фридель Александр | Нарушение речи | Не всегда | Спортивные задания, рисунки, массовки | "Школа будущего" (рисунки) |
Из таблицы видно, что двух учеников не всегда удавалось вовлечь в КТД, но интерес поддерживался всегда.
По результатам тестирования видно (См. Рис. 11), что мои усилия по созданию обстановки взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества достигли своей цели.
Рис. 11
.
По результатам тестирования (См. Рис. 12), проведенного в конце 4 класса видно, что вовлечение родителей в совместную деятельность с первого года обучения нравилось детям, создавало хорошую эмоциональную и мотивационную сферу.
Рис. 12
По результатам диагностики (См. Рис. 13) можно сказать, что отношения в классе сложились дружеские, а также класс дееспособен как "коллективный работник". Подтверждение: планы воспитательной работы и папка по диагностированию.
Рис. 13 Изучение удовлетворенности учащихся 4 класса жизнедеятельностью класса
За период с 2003 по 2006 годы правонарушений со стороны детей не было.
Каждый год учащиеся принимали активное участие в социальных акциях:
- "Трудовой десант" - уборка пришкольной территории;
- работа на пришкольном участке (посадка овощей, цветов, сбор семян);
- помощь одноклассникам, испытывающим трудности по какому - либо предмету (теме).
- "Помогите птицам" - изготовление и развешивание кормушек зимой, сооружение скворечников.
- "Подарок другу" - организация праздников для учащихся 1-4 классов (конкурсы, загадки, сценка);
- подарок друзьям, сделанный своими руками (сочинить стишок, рассказ, сказку, песенку другу, о друге)
- "Мои родители" - сочинение о родителях;
- подарки, сделанные своими руками;
- рассказы о профессиях родителей (с экскурсиями).
2. Внеурочная деятельность
2.3.1 Формирование положительных мотивов учения
Наиболее целесообразным способом контроля учебы является отслеживание стабильности отношения к учебе и усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, а также динамика его успехов.
Ведь наибольшего внимания, по моему мнению, заслуживают не "стабильные" ученики, а стремящиеся "к взятию вершин", упорные и "взлетевшие". Чтобы эффективно строить учебно-воспитательный процесс, я задалась вопросом: «Зачем ребенок идет в школу?» и провела анкетирование. (Таблица 6).
Таблица 6 Анкетирование "Мое отношение к школе "
Вопросы | 2 класс (17 человек) | 4 класс ( 17 человек) |
1. Зачем ты идешь в школу? а) получить знания; б) встретиться с друзьями; в) получить оценку | 35% 18% 47% | 47% 12% 41% |
2. Когда ты больше доволен посещением школы? а) тебя похвалили; б) ты получил отметку | 47% 53% | 18% 82% |
3. Когда ты не выучил урок и пришел в школу, то для тебя лучше а) чтобы тебя наказали словесно; б) чтобы тебе поставили "2" | 100% |
Сравнив ответы в анкете, я увидела, что учащиеся 4 класса уже более осознанно относятся к поставленным вопросам. Большинство считает, что посещение школы - это и получение знаний, и получение оценки за свой учебный труд.
Поэтому я, как учитель, с помощью оценки - отметки (словесное оценивание - это вид отметки) стараюсь строить учебный процесс так, чтобы личные качества каждого учащегося не были унижены, а, наоборот, развивались. (См. Рис.14)
Рис.14 Уровень школьной мотивации
По результатам диагностирования, видно, что мне удалось к 4 классу повысить школьную мотивацию у детей, стремление к успешной учебе. Это стало результатом:
- систематической работы по развитию психических процессов у детей;
- развития рефлексивной деятельности у детей;
- включения в учебный процесс всех с учетом индивидуальных способностей;
- сотрудничества между мной, учащимися и родителями.
Повышение школьной мотивации отразилось и на повышении интереса к изучаемым предметам. (Таблица 6).
Таблица 6 Анкетирование "Мои любимые предметы"
Место | 2003-2004 уч. год | 2005-2006 уч. год |
1 2 3 4 5 6 7 | Математика Физкультура ИЗО Русский язык Чтение Окружающий мир Труд | Математика Чтение Русский язык Физкультура Окружающий мир ИЗО Труд |
Повысить интерес к изучаемым предметам, заинтересовать ребенка в постижении учебных дисциплин мне помогли разнообразные виды и формы уроков.
Виды и формы уроков
Математика | Русский язык | Чтение | Окружающий мир |
"Микрогрупповые соревнования" Урок- сочинение задачек Урок-экзамен (в игровой форме) Урок скоростного решения задачек разной сложности. | Урок-коллективный зачет Урок с использованием тестов Урок- превращение правил в стихи и сказки Урок скоростного овладения информацией | Урок-фантазия Урок-диалог Урок попарного разучивания текста Урок- путешествие по любимым книгам Мело-урок (музыкально-деятельностный) | Урок-экскурсия Урок обсуждения телепередач Урок наблюдений "Природа и мы" Урок-игра (профориентацион-ные игры) |
Особый интерес у детей вызывали:
- «Увлекательные добавки» проблемного обучения, поисковых, эвристических методов
- День Личных успехов
- Домашние задания на выбор
- Интегрированные сквозные уроки (например, на тему "Птицы", "Зима" и др.)
«Учение с увлечением», контроль учебно-познавательной деятельности, педагогическая корректировка, повышение успешности каждого ученика позволили мне обеспечить хорошую успеваемость детей в течение трех лет. (Таблица 8)
Таблица 8 Учащиеся - отличники за 3 года
2003 - 2004 | 2004 - 2005 | 2005 - 2006 |
6 | 5 | 5 |
Борисеевич Игорь Вергунов Антон Лымарев Дмитрий Свиридова Алина Левченка Екатерина Голубева Алина | Борисеевич Игорь Вергунов Антон Лымарев Дмитрий Свиридова Алина Левченка Екатерина | Борисеевич Игорь Вергунов Антон Лымарев Дмитрий Свиридова Алина Мацюк Денис |
Из таблицы видно, что четверо учащихся в течение трех лет учились на "отлично" (на основании классных журналов).
Формировать познавательную активность учащихся мне помогала организация урока, в основе которой – познавательный интерес.
Хорошая успеваемость выпускников (См. Рис.15) стала следствием:
- целеполагания – развитие личностных возможностей учащегося
- формирование его рефлексивного мышления через субъектно-субъектные отношения учителя и ученика и постоянный диалог.
Рис.15
2.3.2 Развитие способностей учащихся
Хорошая учеба - это не только высокие оценки, это и ощущение учеником своей успешности, значимости, это уверенность в том, что нерешаемых задач нет. К такому выводу я пришла, выявляя и развивая способности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода. (Таблица 9)
Таблица 9 Выявление и развитие способностей
Ф.И. | Математика | Русский язык | Чтение | Окр. мир | Физкультура | ИЗО | Труд |
Берген Илья | + | + | |||||
Борисеевич Игорь | + | + | |||||
Булыга Анна | + | + | |||||
Ведищева Наталья | + | + | |||||
Ведищев Александр | + | ||||||
Вергунов Антон | + | + | + |
Продолжение таблицы 9
Гамм Сергей | + | ||||||
Голубева Алина | + | + | |||||
Гончаров Антон | + | ||||||
Дубских Сергей | + | + | |||||
Евграшин Илья | + | + | |||||
Левченка Екатерина | + | + | |||||
Лымарев Дмитрий | + | + | + | ||||
Мацюк Денис | + | + | + | + | |||
Наливайко Илья | + | + | |||||
Свиридова Алина | + | + | + | + | |||
Фридель Александр | + |
Данные способности детей я учитывала и развивала на уроках и внеурочное время с помощью:
- соотношения тренировочных и творческих работ
- создания комфортной среды урока
- формирования рефлексивной деятельности
- применения технических, информационных средств
- методов, развивающих мышление (теория решения изобретательных задач)
- домашних заданий для поддержания активного познавательного интереса
Для индивидуальной работы с учащимися составлялись таблицы познавательных интересов. (Таблица 10, Таблица 11).
Таблица 10 Познавательные интересы Свиридовой Алины (сильная ученица)
"+" высокий интерес в сочетании со способностями | "5" интерес, соответствующий отличным знаниям | "4" стремление учиться успешно | "3" предмет дается трудно | "0" отсутствие интереса |
Математика Чтение | Русский язык, труд, ИЗО | Окружающий мир, | Физкультура |
В сотрудничестве с родителями были созданы условия для реализации индивидуальной программы обучения по математике. Результат: 3 место в районной олимпиаде по математике среди 4 - классников (2006 год).
Таблица 11 Познавательные интересы Гончарова Антона (слабоуспевающий ученик)
"+" высокий инте-рес в сочетании со способностями | "5" интерес, соответствующий отличным знаниям | "4" стремление учиться успешно | "3" предмет дается трудно | "0" отсутствие интереса |
Физкультура | Труд, ИЗО | Чтение, окружающий мир | Математика | Русский язык |
Обучение Антона на уровне его возможностей и способностей с помощью разноуровневых заданий, дополнительных индивидуальных занятий, индивидуальных памяток, помощи на уроке, работы в индивидуальных тетрадях дало свои результаты: в конце 4 класса годовая оценка по русскому языку "3", по математике "4".
Каждый очередной успех ученика заносился в карту достижений учащегося.
Средствами привития интереса к изучаемым предметам являлись:
- предметные недели по математике, русскому языку и чтению (согласно плану работы МО);
- конкурсы и викторины по предметам (планы факультативных занятий);
- нетрадиционные уроки, факультативы по математике и окружающему миру в 2003-2004 уч. году (согласно календарно-тематическому плану и плану факультативных занятий);
- групповая работа по интересам;
- школьная олимпиада среди учащихся 4 классов в 2005 – 2006 уч. году (согласно плану работы МО)
- районная олимпиада среди учащихся 4 классов – в 2002 и 2006 уч. годах. (согласно приказам Комитета администрации Немецкого национального района Алтайского лрая по образованию № 43-О от 06.05.2006 г., № 49/1-О от 17.05.2002 г. «Об итогах проведения районной олимпиады по математике и русскому языку в 4-х классах»).
Значимость изучаемых предметов хорошо демонстрирует олимпиада.
Впервые школьная олимпиада была проведена мной в феврале 2006 года по математике, русскому языку, чтению и окружающему миру.
1 этап – тестирование по предметам прошли все учащиеся. Набравшие наибольшее количество очков стали участниками второго этапа. (Таблица 12).
Таблица 12 Победители школьной олимпиады в 2006 году среди 4 «А» и 4 «Б» классов
предмет | всего в 4 Б классе | количество участников 4Б класса | место (участников 4 Б класса) | кол – во баллов (из 100 возможных) |
математика | 17 | 8 | 1 место – Мацюк Денис 2 место – Борисевич Игорь 3 место – Свиридова Алина 4 место – Лымарев Дмитрий | 85 79 67 55 |
русский язык и чтение | 17 | 6 | 1 место – Свиридова Алина 2 место – Мацюк Денис 3 место – Борисевич Игорь 4 место – Лымарев Дмитий | 62 56 51 48 |
окружающий мир | 17 | 3 | 1 место – Мацюк Денис | 51 |
Результаты приведены согласно протоколу школьной олимпиады от 14.02.2006г.
Работа с одаренными детьми способствовала достижению высоких результатов на районных олимпиадах. (См. Рис. 16). Приказы по итогам олимпиады указаны выше.
Рис. 16
- русский язык (1 место - Вашкарин Александр)
- математика (3 место – Свиридова Алина, 4 место – Мацюк Денис)
2.4 Классное руководство
Я - классный руководитель
З
А
Д
А
Ч
И
Мои функции как классного руководителя: организационно-координирующие, контрольные, коммуникативные, аналитико-прогнозирующие.
Функции классного руководителя
Взаимодействую с каждым обучающимся и коллективом класса в целом | соблюдаю санитарное состояние кабинета | |
организую дежурство и уборку класса | ||
провожу еженедельно классные часы | ||
веду документацию (классный журнал, личные дела, проверка дневников, разработка мероприятий | ||
сотрудничаю с психологом и социальным педагогом | ||
организую изучение правил по ПДД, ППБ, ПБП в быту, на воде и т.д. | ||
стимулирую и веду учет разнообразной деятельности учащихся | ||
организую образовательный процесс | ||
организую воспитательную работу | ||
устанавливаю контакты с родителями, провожу родительские собрания | ||
разрабатываю план деятельности |
Изучаю индивидуальные особенности учащихся и составляю динамику их развития |
Направляю самовоспитание и саморазвитие личностей учащихся |
Определяю состояние и перспективы развития классного коллектива |
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих решений мной как классным руководителем. (Таблица 13).
Таблица 13 Критерии деятельности и их реализация
Критерий | Реализация |
1. Наличие и ведение документации в соответствии с требованиями |
|
2. Организация воспитательной работы с обучающимися |
|
3. Работа с родителями |
|
Критерий результативности отражает уровень социального развития обучающихся.
Одним из основных показателей эффективности результатов моей педагогической деятельности является воспитанность учеников. (См. Рис.17). Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащихся запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы.
Рис.17 Изучение уровня общей культуры, нравственности, воспитанности учащихся.
Критерий | 2003-2004 | 2004-2005 | 2005-2006 | Средний балл |
любознательность | 4,2 | 4,1 | 4,3 | 4,2 |
прилежание | 4,4 | 4,3 | 4,3 | 4,3 |
отношение к природе | 4,4 | 4,5 | 4,5 | 4,5 |
я и школа | 4,1 | 4,4 | 4,5 | 4,3 |
прекрасное в моей жизни | 4,1 | 4,2 | 4,4 | 4,2 |
Уровень воспитанности (в целом по классу) | 4,2 | 4,3 | 4,4 | 4,3 |
4,5-5 баллов - высокий уровень | ||||
3,5-4,4 баллов - средний уровень менее 3,5 баллов - низкий уровень |
Сравнение показателей, характеризующих уровень воспитанности учащихся в течение трех лет, показывает рост итоговых результатов. (См. Рис.18).
Рис.18 Уровень воспитанности учащихся
Я считаю, что понятие "контроль учебы" гораздо шире, чем понятие "контроль успеваемости", поскольку предполагает необходимость отслеживания и поддержания на должном уровне факторов, влияющих на успешность обучаемого.
Я, как классный руководитель, выбираю различные формы работы для контролирования учебной деятельности учащихся, но, прежде всего, учитываю факторы, влияющие на достижение успехов в учебе детей, такие как:
- уровень толерантности учителя и учеников;
- эмоциональную наполненность учебной среды;
- самооценку учащегося.
Начальная школа - оптимальное место, где приобретается опыт толерантного взаимодействия. Уровень толерантности напрямую влияет на успешность учебы.
Для определения уровня толерантности мною исследовались следующие качества (оценивались по пятибалльной шкале):
- Умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь.
- Уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек.
- Стремление разобраться в проблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание, уточнение, демонстрирование живого интереса.
- Готовность принять и дать совет, предложение.
- Умение хвалить, соглашаться, утешать.
- Доброжелательность.
- Уважение личности, общение без подавления, угроз, без осуждения и критики.
- Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая.
- Стремление поддержать друг друга, подбодрить.
- Признание права каждого быть самим собой.
Результаты исследования отображены в графике. (См. Рис.19).
Рис.19
Результаты диагностики показывают достаточный уровень сформировавшихся у четвероклассников навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества. Этому способствовали комфортность и сотрудничество в учебно-воспитательном процессе, а также уроки толерантности, проводимые в 4 классе на уроках чтения и классных часах. (Согласно календарно-тематическому планированию).
Для оценки эмоциональной наполненности образовательной среды (ЭмоН) на уроках и внеклассных мероприятиях, а также при работе в индивидуальных тетрадях "Профессия - школьник" «Учимся вместе радости познания! Творчества! Общения!» на классных часах фиксировалось в карте измерений ЭмоН количество "веселых", "нейтральных" и "недовольных" выражений лиц. Периодически была использована формула для вычисления ЭмоН:
ЭмоН = ☺ - ☹
☺+•+☹
Данные показатели позволили оценить эмоциональную наполненность в динамике. (См. Рис.20)
Рис.20 Эмоциональная наполненность образовательной среды
В развитии эмоциональной сферы я предусматривала формирование и развитие Я – концепции, чуткости к нравственным проблемам, чувства юмора, склонности к самоанализу, овладение формами сотрудничества.
В течение трех лет мной и учителем- психологом проводились тесты на самооценку учащихся. (См. Рис. 21). Использовались косвенные методы: выставление самооценки за работу, выявление самооценки через отношение к собственным ошибкам и прямые методы: методика де Греефа и методика ранжирования. (Папка по диагностике).
Рис.21 Результаты тестов на самооценку учащихся
Систематическая работа, направленная на обучение детей самоанализу, развитие реалистической Я – концепции, дало свои положительные результаты.
Работа с родительским коллективом
Этапы формирования взаимоотношений:
1 | 2 | 3 | 4 |
Установление связи с родителями | Выработка единых требований семьи и школы к ребенку | Организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала | Повышение педагогической культуры родителей |
Формы работы
индивидуальная | групповая | массовая |
|
|
|
Работа с родительским коллективом проводилась в индивидуальной, групповой и массовой формах. (Таблица 14).
Таблица 14 Использование нетрадиционных форм в работе с родителями.
класс | Психолого-педагогический лекторий | Деловая игра | Родительские собрания вмес-те с учащимися | Круглый стол | Родительский факультет |
2 | От тревожности к уверенности | Требования семьи и школы | Родительская любовь (тренинг) | ||
3 | Развитие внимания, памяти, мышления у младших школьников | Организация учебного труда дома | Истоки детской агрессии | ||
4 | Развитие способностей детей | "Педагогика понимания" | Сотрудничество в преодолении трудностей (вечер вопросов и ответов) | Использование здоровьесберегающих технологий |
Ежегодно проводились Дни открытых дверей для родителей. (Согласно планам работы МО и воспитательным планам).
Для плодотворного сотрудничества в решении общих проблем проводились внеклассные мероприятия с участием родителей:
2 класс – «Если хочешь быть здоров», «Рождественские посиделки», «Рыцарский турнир», «Мы за чаем не скучаем»;
3 класс - "Милой маме", "Дружба начинается с улыбки", "Я - глазами родителей";
4 класс - Супершоу "А ну-ка, мамочки!", « Клуб Самоделкиных» (выставка), "Искусство общения" (+ анкета), « Школьные годы чудесные…» (выпускной вечер).
Посещаемость родительских собраний 80-100% (по неуважительным причинам нет).
Постоянно изучались образовательные и воспитательные потребности родителей через индивидуальные беседы, тесты, анкеты и на родительских собраниях и учитывались в системе учебной и воспитательной работы. (Протоколы родительских собраний).
Родители знакомились со всеми продуктами учебной и внеклассной работы детей.
Для эффективного сотрудничества с родителями регулярно проводилось анкетирование удовлетворенности учебно-воспитательным процессом в классе. (См.Рис.22).
Рис. 22 Результаты анкетирования родителей четвероклассников (2006 год)
Данные результаты стали подтверждением правильности моих педагогических действий, основанных на сотрудничестве, а также принципов общения с родителями:
- стараться не обидеть и не унизить достоинство родителей
- каждая встреча должна стать полезной и результативной, а собрание – вооружить новыми знаниями
- только в содружестве можно добиться хороших результатов.
Организация сотрудничества
учителя, учащихся и родителей в образовательном процессе
Моя концепция сотрудничества строится на двух приоритетных позициях:
"Не навреди", " Ребенок, ты - ценность".
В сотрудничестве
Важно!
ученик | учитель | родитель |
понимает свою значимость «Я нравлюсь, я способен, я значу» | заинтересован в успешном взаимодействии «Все дети талантливы» | важно знать, что его ребенок понят |
Заинтересован «Учиться победно!» | чувствует себя комфортно на уроке и во внеурочное время «В каждом ребенке чудо – ожидай его!» | хочет знать об успехах своего ребенка |
не испытывает чувства страха перед учителем | повышает свой профессиональный уровень | может требовать от учителя информацию о ребенке |
всегда может обратиться за советом и помощью | правильно строит отношения с родителям учеников | готов к взаимопомощи и взаимоподдержке |
- понимание
- доверие
- одобрение
- поддержка
Методологической основой политехнологии являются следующие принципы.
Принципы сотрудничества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формула решения школьных конфликтов»
Возможно ли, работая с учащимися, избегать конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся, учителя и родителей. В то же время к...
Формула решений школьных конфликтов
Рассматриваются конфликты между учителем и учеником, учителем и родителями, учителем и администрацией школы и т.д. Пути их разрешения....
Сценарий мастер-класса по теме: "Формула решения школьных конфликтов"
Нарастающая сложность современных нравственных проблем приводит к необходимости проведения уроков человечности, которые помогли бы ребёнку особенно глубоко постигнут...
Формула решения школьных конфликтов
Материал предназначен для классных руководителей....
Статья «Формула решения школьных конфликтов»
2 Всероссийская научно-практическая конференция...
ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
«Умение избежать конфликта – одна из составных частейпедагогической мудрости учителя.Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет,но и создаёт воспитательную силу коллектива»В.А.Сухомлинский...
Формула решения школьных конфликтов
В основе всякого конфликта лежит противоречие, то есть, такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Мир устроен противоречиво. Конфликт разворачивается в контексте противоречивого мира,...