Формула решения школьных конфликтов
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Материал предназначен для классных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass._formula_resheniya_shkolnykh_konfliktov.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Формула решения школьных конфликтов»
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука».
(И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)
Ссоры и конфликты неизбежны, как в нашей повседневной жизни, так и на работе. В настоящее время очень часто стали возникать так называемые школьные конфликты. И наиболее одним из самых распространённых среди них можно назвать конфликт между классным руководителем и родителями. Такой конфликт наблюдался в моей практике, когда я набирала детей в 1 класс.
Мастер-класс.
- Орг. момент. Метод: игра, формирование рабочих групп (5групп по 3 чел.)
- Вызов. Объявляется тема и цель мастер-класса.
Актуализация знаний по теме.
Презентация (приложение).
- Осмысление.
- Уважаемые коллеги, в моей практике возникла такая конфликтная ситуация.
Идёт предшкольная подготовка. Среди детей есть мальчик, отличающийся неадекватным поведением, неусидчивостью, низким уровнем развития и нежеланием к школьному обучению. Во время занятий он встаёт, ходит по классу, начинает разговоры на отвлечённые темы, мешает детям, бьёт их.
Как поступить?
К кому обратиться за помощью?
Первые действия, которые предпринял учитель, чтобы увлечь ребёнка учебной деятельностью, помочь ему, стал искать союзников в лице родителей. Родители восприняли данную ситуацию негативно, стали обвинять учителя в предвзятом отношении к ребёнку, завышенных требованиях к нему, необъективности оценки его поведения. Возник конфликт: учитель – родители. Давайте обыграем данную ситуацию и найдём совместный выход из создавшегося положения. Мне помогли разрешить данную ситуацию школьный психолог, социальный педагог, заместитель директора по ВР.
Разделимся на 5 групп:
первая группа – учителя;
вторая группа – родители;
третья группа – психологи;
четвёртая группа – социальные педагоги;
пятая группа – зам дирек. по ВР.
Обыгрывается ситуация, изложенная учителем. Каждая группа предлагает свои пути разрешения данного конфликта.
Учитель:
В связи с неуравновешенным поведением и низкими познавательными способностями, родителям было рекомендовано при прохождении предшкольного медосмотра получить консультацию психолога и логопеда. Несмотря на то, что в конце сентября с мальчиком были организованы индивидуальные занятия со школьным психологом, к декабрю положительной динамики в поведении и развитии мальчика не наблюдалось. С согласия родителей мальчик был обследован психоневрологом. Он назначил ребёнку лечение и рекомендовал пройти освидетельствование МПК. Родители восприняли это негативно. Стали обвинять садик, школу, учителя в том , что все хотят отстраниться от ребёнка, а школа избавиться от него.
Конфликт возник из-за некомпетентности родителей, поскольку направление к врачу они восприняли как желание школы определить ребёнка во вспомогательную школу.
Родитель:
Угрожая в вышестоящие инстанции, папа пришёл в школу с вопросом: «Почему моего ребёнка вы хотите отправить в спецшколу? Я этого никогда не допущу».
Учитель:
Долго беседовал с папой, объясняя и доказуя, ошибочность его выводов.
Пути решения.
Учитель рекомендовал родителям посещать школу и посмотреть , как ребёнок отвечает на уроках, как ведёт себя на уроках и переменах, как общается со сверстниками. Порекомендовала занятия с логопедом, т.к. у ребёнка большой дефект в звукопроизношении.
Психолог:
Провёл с родителями первичную консультацию, разъяснительную беседу, в которой смог убедить родителей в том, что учитель относится к ребёнку так же как и ко всем детям. Был проведён психологический тренинг с родителями: «Я – учитель», в котором родители выполняли роль ученика. Психолог с родителями разобрали педагогические ситуации, которые возникали на уроке и в которых принимал участие их сын. Родители сами решали эти ситуации, а психолог комментировал их реакцию на поведение сына.
После нескольких консультаций, психолог вместе с родителями наметили пути выхода из созданной ситуации:
- посещение родителями уроков;
- дневник наблюдений на уроках и внеурочной деятельности;
- групповые и индивидуальные занятия с психологом;
- Выполнение заданий психолога дома по развитию познавательных процессов и стабилизации поведения ребёнка под руководством родителей.
Работа психолога с учителем:
- даны рекомендации по работе с данными родителями, с учётом их индивидуальных способностей (поведенческих реакций, уровне образованности, педагогических способностях);
- отслеживать динамику успеваемости и поведения ребёнка через дневник наблюдений, осуществляя ежедневные записи: учителем – в школе, родителями – дома.
Социальный педагог:
Изучив условия семейного воспитания и внутри семейные отношения, соц. педагог пришёл к выводу:
- семья социально неустойчивая;
- низкий образовательный ценз родителей;
- неблагополучная в воспитательном отношении;
- атмосфера в семье конфликтная;
- у ребёнка в семье нет постоянных обязанностей.
Пути решения:
- изменить стиль семейного воспитания;
- внутрисемейные отношения;
- воспитывать уважение ребёнка к взрослым;
- воспитывать трудолюбие.
Заместитель директора по ВР:
Пути решения:
- совместная работа с педагогом и психологом с целью изучения ситуации;
- рекомендации учителю и родителям о корректном взаимоотношении друг с другом и необходимости совместных скоординированных действий направленных на пользу ребёнка;
- Приведение положительных примеров в подобных ситуациях. Организация встречи родителей с родителями уч-ся, находившихся ранее в подобной ситуации и в результате своевременных совместных действий, принятых школой и родителями были достигнуты положительные результаты в обучении и воспитании ребёнка. В конце 1 класса уч-ся обследовался и проходил лечение у психоневролога. Во 2-3 классах слабо усваивал учебный материал. В 4 классе – удовлетворительный уровень усвоения программы. 5 класс ученик окончил без троек.
- Обобщение
Благодаря своевременной диагностике и совместным действиям учителя, родителей, психолога, социального педагога, замдиректора по воспитательной работе, данная конфликтная ситуация разрешилась положительно. (Приложение).
Рекомендации по профилактике предупреждения конфликта.
Чтобы конфликты не повторился, приняты следующие меры:
- для родителей первоклассников организован родительский всеобуч по теме «Роль ранней диагностики и коррекции знаний в достижении хороших результатов в обучении»
- для учителей начальных классов и воспитателей детского сада проведён психологический семинар по теме «Осуществление преемственности по работе с родителями».
- организовано выступление учителя начальной школы и школьного психолога перед родителями детского сада по теме «Своевременное выявление отставаний в развитии ребёнка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формула решения школьных конфликтов»
Возможно ли, работая с учащимися, избегать конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся, учителя и родителей. В то же время к...
Формула решений школьных конфликтов
Рассматриваются конфликты между учителем и учеником, учителем и родителями, учителем и администрацией школы и т.д. Пути их разрешения....
Сценарий мастер-класса по теме: "Формула решения школьных конфликтов"
Нарастающая сложность современных нравственных проблем приводит к необходимости проведения уроков человечности, которые помогли бы ребёнку особенно глубоко постигнут...
Статья «Формула решения школьных конфликтов»
2 Всероссийская научно-практическая конференция...
ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
«Умение избежать конфликта – одна из составных частейпедагогической мудрости учителя.Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет,но и создаёт воспитательную силу коллектива»В.А.Сухомлинский...
Формула решения школьных конфликтов
Формула решения школьных конфликтов...
Формула решения школьных конфликтов
В основе всякого конфликта лежит противоречие, то есть, такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Мир устроен противоречиво. Конфликт разворачивается в контексте противоречивого мира,...